Поездка и путешествие в Казахстан на машине

Автопутешествие в Казахстан состоялось с 24 июня по 1 июля 2016 года и проходило по маршруту Тюмень - Омск - Павлодар - Баянаул - Астана - Тюмень.

Предисловие

Небольшое автопутешествие состоялось с 24 июня по 1 июля 2016 года и проходило по маршруту Тюмень - Омск - Павлодар - Баянаул - Астана - Тюмень. Целью поездки был визит к друзьям в Омск, отдых на природе в национальном парке и посещение столицы Казахстана.

Подготовка к поездке

Наша подготовка к путешествию в Казахстан состояла в следующем:

  • составление маршрута;
  • оценка состояния дорог;
  • поиск мест ночевки;
  • поиск информации о прохождении границы и обмене валюты;
  • изучение отзывов о достопримечательностях.

Основательную подготовку мы начали за 7-10 дней до отправления. При составлении маршрута мы обычно пользуемся приложением Google Карты, в котором удобно просматривать путь с телефона, сохранять карты и пользоваться ими в оффлайн-режиме. Рассчитав время в пути, мы принялись за поиск жилья по дням. Да, мы не учли ремонт дороги по пути в Астану, но об этом позже.

Данная поездка предполагалась как бюджетная, и было решено воспользоваться разными способами ночевки, такими как:

  • квартира друзей: Омск, одна ночь;
  • хостел: Павлодар, одна ночь;
  • кемпинг: национальный парк Баянаул, три ночи;
  • каучсёрфинг: Астана, две ночи.

Хостел Light House Pavlodar был забронирован через Booking.com, каучсерферы, желающие нас принять, найдены через сайт couchsurfing.com, информация о наличии кемпинга была найдена на форумах, спасибо отзывам туристов. Еще мы заранее выяснили, что при прохождении российско-казахской границы достаточно иметь при себе российский паспорт и документы на машину.

Омск и дорога до границы

Дорога из Тюмени до Омска занимает около восьми часов. Прогулка по городу была запланирована на тот же день, поэтому выехали мы в 5.00 утра (24 июня). Чтобы не делать лишних остановок на обед, мы взяли с собой термос с чаем и немного еды. В Омск прибыли около часу дня, но еще долго кружили в поисках дома, где живут друзья. Транспортная развязка в городе сильно отличается от тюменской хотя бы из-за наличия троллейбусов и трамваев, ну и к тому же это город-миллионник.

Город Омск

На улицах Омска

Отдохнув немного от дороги, остаток дня мы потратили на прогулку по городу. Друзья, принявшие нас у себя, показали нам несколько самых популярных мест. Так, одно из них — это недавно отреставрированная пешеходная улица Чокана Валиханова, ведущая к набережной Иртыша. Интересными оказались интерактивные экраны под стеклянными навесами, на которых можно узнать о достопримечательностях города.

Улица Чокана Валихаева

Улица Чокана Валихаева

Набережная Иртыша оказалась отреставрированной лишь частично, в основном, это заросший берег, где очень много мусора.

Набережная Иртыша в Омске

Набережная Иртыша в Омске

Исторический центр города удивил наличием большого количества парков и широких проспектов. В 2016 году Омск отмечал свое трехсотлетие, в связи с чем в центре проводились реставрационные работы, расширение и ремонт дорог.

Исторический центр Омска

Исторический центр Омска

Утром 25 июня мы выдвинулись в Павлодар, время в пути — около шести часов. Еще при въезде в Омскую область состояние дорог немного ухудшилось, и ближе к границе с Казахстаном мы уже ехали по живописным проселочным дорогам не самого хорошего качества.

Граница. Въезжаем в Казахстан

Примерно через два с половиной часа от Омска нас ожидало прохождение российско-казахской границы. Это заняло больше времени, чем мы рассчитывали. Мы специально приехали на границу утром, около 10 утра, но уже в это время начинала скапливаться очередь.

Кроме проверки машины, документов на нее, паспортов и заполнения миграционных карт, нам пришлось долго ждать в очереди, особенно при въезде в Казахстан. Таможенники на паспортном контроле внимательно и не спеша изучают фотографию в паспорте и владельца паспорта. Прохождение двух пунктов контроля у нас заняло примерно полтора часа.

Перед поездкой мы прочитали, что путешественникам из России рекомендуют страховать свой автомобиль при въезде в Казахстан, чтобы избежать проблем с ДПС, что мы и сделали. Для этого есть киоски, которые стоят и до пограничной зоны, и после нее. Стоимость – 500 рублей. По факту нашу страховку никто ни разу не проверял.

Постсоветский город Павлодар

Павлодар встретил нас солнечной погодой и небольшими трудностями с поиском хостела. Во-первых, в городе очень много односторонних дорог, чего мы сразу не заметили и кружили в одном квартале в поисках удобного заезда во двор. Во-вторых, хостел оказался не хостелом в прямом смысле слова — по указанному адресу мы не обнаружили отдельного здания гостиницы с вывеской. Наш хостел являлся обычной квартирой в доме, с двумя комнатами (на четыре и восемь человек), кухней, ванной и туалетом. Кроме нас из посетителей был только один человек в другой комнате.

На осмотр города нам оставалось полдня. Павлодар — небольшой город, знакомый мне с детства. С тех пор многое в городе изменилось, например, в центре построили новую мечеть с благоустроенным парком рядом.

Мечеть имени Машхура Жусупа

Мечеть имени Машхура Жусупа

Также изменился вид набережной Иртыша — появились дорожки, фонтаны, новые скульптуры. Одно удовольствие прогуляться для туристов.

Набережная Иртыша в Павлодаре

Набережная Иртыша в Павлодаре

Но неизменными остались широкие и зеленые проспекты, старые трамваи, советские гастрономы и уютные дворики домов.

На улицах Павлодара

На улицах Павлодара

Казахские степи и путь в горы

Переночевав в хостеле и еще немного прогулявшись по городу, утром 26 июня мы отправились в сторону национального парка Баянаул. И чем дальше от Павлодара, тем хуже дороги среди монотонных степных пейзажей. Автомобилей здесь тоже становится все меньше — видимо, не самый популярный маршрут для жителей Павлодара.

Дорога из Павлодара в Баянаул

Дорога из Павлодара в Баянаул

Главное на этой дороге — не прозевать нужный поворот на Майкаин, иначе предстоит долгий объезд через город Экибастуз. Дорожных кафе в этом направлении немного, лучше купить что-нибудь в дорогу или остановиться в городке Аксу, недалеко от Павлодара.

Спустя три с половиной часа мы подъезжали к Баянаулу, и, не доезжая до парка, остановились перекусить в кафе у дороги с живописными пейзажами. Это место уже более многолюдно, так как основная часть местных жителей, отдыхающих в Баянауле, — это жители Экибастуза, от которого ехать менее двух часов.

Сельский пейзаж, Баянаул

Сельский пейзаж недалеко от Баянаула

При въезде в Баянаульский национальный парк нужно внести плату за пребывание в размере 200 тенге в сутки на человека. Тем временем, виды становятся все более захватывающими.

Национальный парк Баянаул

Путь в национальный парк

Национальный парк Баянаул

Почему мы выбрали именно Баянаул, ведь по пути из Астаны находятся знаменитые Голубые озера Казахстана — более крупная курортная зона Боровое. На самом деле, изначально так и планировалось, но выяснилось, что с недавних пор из-за большого количества туристов и загрязненности территории там запрещены кемпинги. А это было очень важно для нас — ночевка в палатке на природе.

Национальный парк Баянаул

Внутри парка

Баянаульский национальный парк является особо охраняемой территорией Казахстана. Горы здесь невысокие — от 400 до 1027 м. Но вместе с озерами и сосново-можжевеловыми лесами они создают неповторимой красоты виды.

озеро Жасыбай

Вид на озеро Жасыбай

Крупных озер в парке четыре — Сабындыколь, Жасыбай, Торайгыр и Быржанколь. Свой выбор мы остановили на озере Жасыбай — самом живописном из всех, с прозрачной водой и наличием инфраструктуры для отдыха. Там есть кемпинг, расположенный чуть вдали от отелей и кафе.

Кемпинг в парке Баянаул

Кемпинг на территории парка

Так как прибыли мы в воскресенье вечером, кемпинг был практически пуст — большинство местных жителей разъезжалось по домам, впереди их ждала рабочая неделя. А нас — нет.

У нас с собой было все необходимое: палатка, спальники, пенки, чайник, фонарики и прочие походные принадлежности. Следует учесть, что это горный район, и погода может меняться каждые пять минут. Поэтому мы дополнительно укрепили палатку камнями, сложили внутрь тяжелые вещи и поставили машину так, чтобы она немного защищала палатку от ветра.

Палатка в кемпинге, Баянаул

Палатка в кемпинге

Приехав в Баянаул во второй половине дня, мы надеялись прогуляться, но у погоды были свои планы. Дождь с ветром, начавшийся с практически ураганным вечером, продолжался до утра. Наутро наш кемпинг выглядел удручающе — некоторые палатки, которые сдаются в аренду отдыхающим, снесло ветром. Кстати, для тех, кто опасается ночевать в кемпингах, — на их территориях есть туалеты, душ, охранник, при желании можно развести костер.

Вид на кемпинг и горы

Вид на кемпинг и горы

На следующий день погода была отличная, и мы отправились купаться на озеро. На пляже есть кабинки для переодевания и зонтики, вода оказалась прохладной, но оно того стоило — озеро чистое и прозрачное, вокруг плавают мелкие рыбки.

Пляж на озере Жасыбай

Пляж на озере Жасыбай

Мы знали, что в парке много пешеходных троп, и решили обратиться к местным гидам за помощью. Выбрав один из предложенных маршрутов, мы с двумя проводниками и еще с двумя туристами отправились в так называемое "ущелье ведьм". Экскурсоводы рассказывали разные легенды про это место, а мы наслаждались потрясающе красивой дорогой с растущими вокруг папоротниками и реликтовой черной ольхой.

Путь в горы, Баянаул

Путь в горы

Ущелье ведьм, Баянаул

Около "ущелья ведьм"

Горы Баянаула

Путь обратно

Вечером этого дня и на следующий мы осматривали местные достопримечательности самостоятельно, воспользовавшись советами наших гидов и местных жителей. Мой совет путешественникам — не берите организованные экскурсии, когда в один день включен осмотр всего. Лучше самому изучать окрестности в своем ритме, без спешки.

Парк Баянаул

Прогулки по парку Баянаул

Горы в национальном парке Баянаул

Горы, обточенные ветрами

В парке много подобных гор, обточенных ветрами за многие века и сейчас имеющих странные формы, иногда напоминающие лица людей или животных. Таким горам дали свои названия — "Баба-Яга", "Мужское достоинство" и другие. Мы отправились посмотреть гору "Булка" сквозь горные тропинки и выровненные плато.

Горные ландшафты, Казахстан

Горные ландшафты

Гора "Булка"

Гора "Булка"

По пути была обнаружена каменная черепаха.

Камни в виде черепахи

Камни, напоминающие черепаху

Во время этих прогулок дождь с ветром сменялся на солнце каждые полчаса. Дождевики, купленные в Баянауле, нас спасали лишь частично. Лучше брать с собой плотные качественные дождевики, а не покупать их у местных.

После трех дней среди тишины и красот природы Баянаульского национального парка предстоял путь в Астуну.

Особенности казахских дорог

Выезжали из парка мы в ураганный ветер и дождь, собирая вещи в экстремальных условиях. Впрочем, уже через 15 минут светило яркое солнце.

Дорога из Баянаула

Дорога из Баянаула

Прокладывая маршрут до Астаны, мы не учли один момент. Маршрут, который предлагал нам навигатор, проходил по проселочной дороге, так как основная трасса ремонтировалась. Было два варианта — ехать через Экибастуз или дорогу, не доезжая до Караганды. Мы выбрали второй путь, и время в пути до Астаны увеличилось с шести до восьми часов.

Сначала все было не слишком печально — просто пустые дороги, на которых вообще не было машин, но асфальт усеян дырами с жилищами сусликов. Так и было — один выскочил из норки прямо перед машиной посреди дороги.

Дорога в Казахстане

Пустынные казахские дороги

Если выбирать этот путь, то на обед лучше остановиться около Караганды — дальше не будет ничего. Когда до Астаны оставалось не более 100 км, дорога испортилась окончательно. Мы ехали по грязи, периодически обливаемые ею проезжающими мимо грузовиками. А где-то в стороне виднелась иногда новая строящаяся трасса.

Дорога в Астану, Казахстан

Подъезжая к Астане...

Урбанистичная Астана

Под вечер 29 июня мы прибыли в Астану. Договорившись заранее с каучсёрферами, мы без труда нашли их дом, который находится в центре города. Ребята разместили нас в отдельной комнате с душем, и вечером устроили небольшую экскурсию по району. На следующий день мы самостоятельно отправились изучать город. Он оказался контрастым: новые футуристические здания в центре, старые советские — на окраине.

Бульвар Нуржол, Астана

Парк и бульвар Нуржол в центре Астаны

Астана впечатляет своим размахом строительства — огромные бизнес-центры, административные здания с современными площадями и парками, новые здания театра, цирка, торговые центры, построенные в каком-то космическом стиле.

Город Астана

Площадь около торгового центра

Монумент "Байтерек" в Астане

Монумент "Байтерек" в центре Астаны

Особенно порадовало наличие пунктов проката велосипедов, велодорожек и солнечных батарей.

Велопарковки и солнечные батареи в Астане

Велопарковки и солнечные батареи

Для таких туристов, как мы, любящих прогулки по уютным улочкам с интересными магазинчиками и кафе на каждом углу, город оказался не так интересен. Деловой центр, высотные здания, пустые парки и набережные — все это делает город скучным и безликим. К слову, в центре даже нет сувенирных магазинов.

Мост через реку Ишим

Мост через реку Ишим

Путь домой

Утром 1 июля мы выехали в Тюмень. Путь из Астаны порадовал отличной новой дорогой и несколькими кафе по дороге. Часть пути от Астаны до Кокшетау платный. До границы добрались через пять часов, там же нас опять задержали на полтора часа из-за длительного осмотра паспортов. Дальше до Тюмени доехали без происшествий. В целом на дорогу, вместе с прохождением границы, ушло около 12 часов.

Бюджет поездки и советы туристам

Вся поездка оказалась бюджетной, учитывая наши варианты размещения и казахстанские цены. За неделю мы потратили 24 тыс. рублей. Основные статьи расходов (в тенге):

  • хостел в Павлодаре: 4000 тенге в сутки за двоих;
  • бензин: 123-126 тенге/литр;
  • въезд в парк Баянаул: 200 тенге в сутки на одного, итого за два дня 800 тенге (третий день не оплачивали, никто и не проверял);
  • кемпинг: 250 тенге в сутки за одного, стоянка машины в кемпинге: 300 тенге в сутки, итого кемпинг: 2400 тенге;
  • пешеходная экскурсия в Баянауле: 500 тенге за человека (2,5 часа);
  • платная трасса: 250 тенге;
  • еда в кафе: от 750 тенге в Павлодаре до 6000 тенге в Астане за двоих.

В целом, в поездке не было каких-то серьезных проблем, кроме небольших нестыковок по времени из-за дорог. Деньги заранее не меняли, в Павлодаре воспользовались обменом валют и несколько раз снимали из банкомата по курсу. На постах ДПС в Казахстане нас ни разу не останавливали, документы, кроме границы, нигде не проверяли. В России один раз остановили на выезде из Тюмени — там проверяют почти всех, кто в пять утра уезжает из города.

Наше автопутешествие из России в Казахстан оказалось увлекательным и незабываемым. Не стоит бояться искать новые маршруты и места для ночевки — все это делает нас более опытными путешественниками, дарит новые впечатления и знакомит с интересными людьми.

RuDorogi в Яндекс.Дзен