Для пассажира, не умеющего водить, карта с пометками дорог выглядит как загадочная зашифрованная карта сокровищ со своими метками и кодовыми словами.
Опытные водители без проблем в ней разбираются и бравируют связанными с этим понятиями и мнениями. Каждая дорога ведёт куда-то, и это один из способов их классификации.
Европейские маршруты (Е)
Выделяют европейские маршруты, входящие в часть общеевропейской транспортной сети. Такие дороги имеют пометку Е (Е95, Е20, Е105) и нередко включают части дорог федерального значения. Они могут проходить через множество стран Европы, включая Германию, Францию, Великобританию, страны Скандинавии и даже Россию.
Азиатские маршруты (АН)
Еще одним пример такой глобальной сети в России являются азиатские маршруты, которые входят в азиатскую систему и имеют знак АН (АН1, АН5, АН31). Они также проходят через много стран, включая Россию, Монголию, Китай, Казахстан и другие.
Трассы России: коды, названия и маркеры
Помимо вышеперечисленных трасс, существуют автомагистрали федерального и регионального значения. Их финансирование совершается за счет государственного бюджета или бюджета субъекта федерации соответственно. Кроме них есть также межмуниципальные, дороги местного значения и частные.
Возможно, вы замечали, что дороги имеют свою особую пометку на карте. Идентификационные номера всегда идут с какой-то из букв российского алфавита. Разберемся в этом подробнее.
М – маркер для автомагистралей федерального значения, исходящих из Москвы и ведущих к другим субъектам страны. Во времена Совесткого Союза некоторые из этих трасс вели в столицы других республик. Самые известные федеральные трассы России – М4 "Дон" (Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск), М1 «Беларусь» (Москва - Вязьма - Смоленск - граница с Белоруссией), М7 «Волга» (Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Набережные Челны - Уфа/Пермь) и другие.
Р – маркер для дорог между административными центрами (Р176 "Вятка", Р254 «Иртыш», Р6 «Сарапульский тракт»).
А – региональные или федеральные дороги, которые, как правило, ведут от административных центров к крупным транспортным развязкам, аэропортам, вокзалам или границам с другими странами (А181 «Скандинавия», А155 «Военно-Сухумская дорога», А105).
К – дороги регионального масштаба.
Н – межмуниципальные дороги, как правило, короткие.
Классы дорог и трасс
Также существует классификация дорог по классам. Выделяют три основных группы: автомагистрали, скоростные дороги и нескоростные дороги.
- Автомагистрали – это многополосные дороги с разделительной полосой, не пересекаемые другими транспортными путями. Доступ к ним осуществляется через перекрестки, расположенные не ближе, чем 5 км друг от друга.
- Скоростные дороги также многополосные, с разделительной полосой и без пересечений. Дорожные же перекрестки расположены минимум в 3 км друг от друга.
- Обычные дороги имеют единую проезжую часть с разными допустимыми расстояниями перекрестков. В зависимости от ширины дороги они могут располагаться минимум в 600, 100 и 50 метров друг от друга.
Обычные нескоростные дороги могут иметь разное количество полос – обычно от 1 до 4, но возможно и больше. Соответственно, по этому количеству определяется её категория. Однополосные дороги относят к V категории, дороги в две полосы бывают двух категорий – IV с шириной полосы в 3 м и III с шириной в 3,5 м. Во вторую категорию относят дороги в 2 или 3 полосы с 3,75 м шириной либо в четыре полосы шириной в 3,5 м. В первую категории находятся дороги в 4 и более полосы, каждая из которых шириной в 3,75 м.
Пятую категорию можно встретить среди узких кварталов, где напряженного трафика нет, и две машины могут с лёгкостью избежать столкновения, ведь эти дороги короткие и скорость на них ограничена. Категории с четвертой по вторую характерны для городских дорог. Трафик на таких дорогах достаточно интенсивен для выделения дополнительной полосы или даже двоих. Ну и последняя категория чаще всего встречается среди объездных дорог, на них допустимо отсутствие разделительной полосы.