Поломка автомобиля из-за ямы или выбоины — кто будет отвечать?

Что делать, если машина получила повреждения из-за плохих дорог?

Машины ежедневно получают повреждения в результате езды по разрушенному дорожному полотну. И это не самое страшное: с каждым годом из-за ненадлежащего состояния асфальтового покрытия случается все больше столкновений. Кто же должен компенсировать ущерб в подобных ситуациях? К кому предъявлять требования по поводу поломки транспортного средства?

Ответственные лица

За исправность дороги отвечают организации, обслуживающие тот или иной участок. Договоры с ними заключают собственники путей сообщения. Ими могут быть органы исполнительной власти либо юридические лица. Некоторые платные шоссе принадлежат физическим лицам.

Дорога
Источник изображения: auto.rambler.ru

Чтобы понять, кому нужно адресовать исковые требования, необходимо выяснить значение дороги. Федеральные трассы являются собственностью Российской Федерации. Дороги регионального и местного значения принадлежат соответственно субъектам страны и отдельным районам. После установления владельца полотна не составит труда выяснить, с кем именно заключен договор об обслуживании данного участка. Эта организация и будет являться ответчиком в суде.

Как добиться справедливости?

Казалось бы, если выбоина действительно превышала размеры, допустимые ГОСТом, водитель гарантированно должен выиграть процесс. Однако на практике истцы сталкиваются со множеством правовых препятствий. Дело в том, что пункт 10.1 ПДД предписывает водителю ехать на автомобиле с такой скоростью, которая обеспечит ему постоянный контроль за дорожной ситуацией. При возникновении на пути следования опасности человек должен максимально быстро замедлиться или же вовсе остановиться.

Именно этот пункт используют в качестве «лазейки» в законе дорожники. При наличии грамотного адвоката под него можно «подогнать» любое происшествие. В отсутствие свидетелей водителю будет трудно доказать, что он соблюдал все возможные меры предосторожности.

В то же время обслуживающая организация несет персональную ответственность за поддержание асфальтового покрытия в надлежащем состоянии. Если ее руководитель подписывает договор с владельцем полотна, он берет на себя обязательство по содержанию дороги. Поэтому исход дела целиком будет зависеть от юридической грамотности каждой из сторон. Можно посоветовать пострадавшему водителю тоже воспользоваться услугами адвоката.

Ущерб подлежит компенсации на основании статьи 1064 ГК РФ. Согласно норме ответственное лицо должно возместить причиненный вред в полном объеме. При благоприятном исходе дела обслуживающей организации придется оплатить ремонт транспортного средства со своего счета.

Ремонт
Источник изображения: zapravkaavto.ru

Многие судьи считают, что водители не обязаны доказывать свою невиновность. Оправдываться в ходе процесса обязаны именно дорожники. Такая позиция справедлива и не расходится с точкой зрения Верховного суда РФ. Вовремя среагировать на опасную ситуацию можно только в том случае, если на полотне установлен информационный знак. Если же такой таблички нет, автомобилист не должен считаться виновным.

Для подстраховки можно самостоятельно сфотографировать место происшествия. До приезда сотрудников ГИБДД стоит постараться найти нескольких свидетелей и записать их контактные телефоны. Если под рукой есть рулетка или линейка, нужно измерить ширину, длину и глубину выбоины и зафиксировать этот процесс при помощи видеокамеры в мобильном телефоне. Такие файлы потом окажут неоценимую помощь в суде.

После того как стражи порядка зафиксируют случившееся на бумаге, будет проведена проверка. После ее завершения водителю вручат постановление. Главное – чтобы инспекторы ГИБДД пришли к выводу о непричастности автомобилиста к ДТП. Затем можно смело обращаться в суд.

Вам будет интересно!