Докатка или полноценное запасное колесо — что выбрать?

Преимущества и недостатки уменьшенного запасного колеса.

Прокол покрышки в условиях российских дорог – явление нередкое. Для подобных неприятных ситуаций большинство водителей возит с собой запасное колесо. Однако некоторые предпочитают использовать так называемую докатку. Кто-то покупает ее самостоятельно, а кому-то она достается в комплекте с машиной. Производители все чаще снабжают автомобили, сходящие с конвейера, именно докатками. Рассмотрим преимущества и недостатки обоих вариантов и разберемся, в пользу чего лучше сделать свой выбор.

Плюсы и минусы

Полноценное запасное колесо занимает много места. Чтобы сэкономить полезное пространство, его диаметр и толщину решено было уменьшить. Так и появились докатки – миниатюрные колеса, которые стоят намного дешевле обычных. Их предназначение заключается в том, чтобы доехать до ближайшей станции технического обслуживания.

Использование докаток особенно удобно при поездках на дальние расстояния. Водитель получает возможность взять с собой сразу несколько запасных колес. Если ему предстоит длительная езда по пересеченной местности или просто по очень плохим дорогам, это увеличивает шансы добраться до пункта назначения без особых проблем.

Есть и ряд отрицательных моментов. Основа докатки – диск, отлитый из стали, качество которой довольно низкое. Толщина самой резины у такого колеса меньше, а протектор, как правило, имеет примитивный рисунок. Поэтому уровень надежности докатки позволяет использовать ее на ограниченном расстоянии (не более 100 км). Кроме того, из-за меньшего диаметра колеса человек, сидящий за рулем машины, ощущает крен, что создает дополнительный дискомфорт.

Длительная езда с докаткой пагубно отражается на состоянии дифференциала. Это происходит из-за того, что на оси, где она находится, увеличивается разница угловых скоростей. Поэтому на переднеприводных автомобилях ставить ее необходимо назад (и наоборот). 

При установке докатки также нарушается нормальная работа ABS и ESP. Меньший диаметр колесного диска электроника воспринимает как проскальзывание и пытается скорректировать «ошибку».

Главное преимущество полноценного запасного колеса перед докаткой − возможность продолжать путь сколь угодно долго. В некоторых регионах нашей страны ближайшая СТО может находиться в нескольких сотнях километров от места прокола. Поэтому исходить нужно из маршрута, который вы запланировали.

Если ваш путь будет лежать через густонаселенную местность, вам вполне хватит докатки. А если ехать предстоит, например, через тайгу или тундру, разумнее взять с собой полноценную «запаску».

Правила вождения с докаткой

При движении с таким колесом следует соблюдать осторожность: помните, что перемещаться в привычном режиме уже не получится. Миниатюрная покрышка имеет небольшую площадь сцепления с дорожным полотном. Как результат, значительно ухудшается управляемость автомобиля. Поэтому, даже если вы едете по загородной трассе, сбавьте скорость до 55-60 км/ч.

Учтите, что при езде на докатке увеличивается тормозной путь. Самые серьезные проблемы могут возникнуть на скользком покрытии или при вхождении в крутой поворот. Поэтому нажимать на педаль тормоза необходимо заблаговременно. Делайте это плавно, чтобы автомобиль не дергался и не совершал резких движений.

Если разница между диаметрами штатного колеса и докатки не превышает 1 дюйма, а дорожное покрытие сухое, ABS и ESP опасности не представляют. А вот в сложных погодных условиях, или если докатка намного меньше, их срабатывание может привести к аварии. В подобных ситуациях электронные системы стабилизации следует отключать. 

Итак, докатка предназначена лишь для того, чтобы добраться до ближайшего пункта шиномонтажа. В противном случае инспектор ГИБДД вправе составить в отношении водителя протокол по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. И тогда поездка обернется для него штрафом в сумме 500 рублей.

RuDorogi в Яндекс.Дзен