Когда-то дорога представляла собой пробитую копытами лошадей тропу, с трудом различимую среди зарослей травы. Развитие торговли, дипломатических отношений и прочих взаимодействий между городами и странами привело к появлению мощёных камнем трактов, передвижение по которым стало гораздо проще и удобнее.
В наше время, благодаря дальнейшему продвижению технологической мысли и возрастающей необходимости в дорогах, появились цементо-бетонные и асфальтобетонные покрытия. Это позволило сократить время, необходимое на укладку покрытия, и вместе с тем улучшить его эксплуатационные характеристики.
Однако время не стоит на месте, и над улучшением качества дорог трудятся рабочие, технологи, инженеры и многие другие представители самых разных профессий. Определённые тенденции и мысли, отмеченные в этом направлении, позволяют делать некоторые прогнозы, относительно того, какими будут дороги будущего.
Полимеры и пластики
Развитие химической промышленности позволяет производить множество продуктов на синтетической основе. Таким способом изготавливаются ткани, различные пластмассы и даже продукты питания. Неудивительно, что своё применение синтетические материалы нашли и при строительстве дорог.
Многолетний опыт использования полимеров и пластиков в дорожном покрытии в разных странах показывает, что благодаря использованию этих материалов можно ощутимо увеличить прочностные характеристики поверхности. При этом сокращается время, необходимое на выполнение работ, а сами этапы создания дороги становятся менее трудозатратными.
Покрытие, созданное при использовании полимеров, лучше противостоит внешним воздействиям, а значит, срок службы возрастёт в несколько раз. При строительстве дорог будущего доля полимеров будет возрастать, если не достигнет 100%.
Кондиционирование
Одним из факторов, влияющих на утрату дорожным покрытием его свойств, является перепад температур. При чрезмерном нагревании внешний слой становится чрезмерно эластичным и легко продавливается. Если температура наоборот значительно снижается, покрытие становится хрупким и ломким.
Несколько нивелировать ситуацию помогают полимерные наполнители, однако, как показывает опыт западных стран, наиболее эффективным является укладка специальной системы подогрева под покрытие. По сути, такая технология напоминает «тёплые полы»: под внешний слой покрытия укладывается нагревающий элемент. Работа системы будет противодействовать обледенению покрытия, вместе с тем, предохраняя дорогу от растрескивания. Питаться система может, например, от солнечных батарей, установленных на столбах или ветряных электростанций.
Использование технологии потребует затрат, но позволит на порядки улучшить качество использования и безопасность автомобильных дорог.
Датчики
Работы по созданию полностью беспилотного автомобиля ведутся уже сейчас. Рациональность такого типа управления очевидна – если не требуется вмешательства человека (например, при движении в потоке с постоянной крейсерской скоростью или по строго определённому маршруту), то скучать за рулём не потребуется. Гораздо логичнее передать в таких случаях управление бортовому компьютеру, который будет работать в строгом соответствии с установленными протоколами.
Для работы такой системы управления автомобиля потребуется размещение множества камер на самом автомобиле, а также специальных датчиков в дорожное покрытие, которые необходимы для возможности позиционирования авто в пространстве.
Конечно, до всего перечисленного далеко и уже завтра вряд ли можно будет наблюдать что-то подобное за окном, но время не стоит на месте, а значит, и дороги будущего станут безопаснее, удобнее и качественнее, чем сейчас.