Стационарные и переносные камеры фиксации скорости — в чем разница?

По каким правилам на дорогах размещают автоматические камеры?

Для автоматизированного выявления правонарушений полиция использует разные типы камер. Функция у всех устройств одна – обеспечение безопасности дорожного движения. Но вот конструкция таких приспособлений различается. Рассмотрим, какие же бывают камеры, и в чем заключается особенность каждого из видов.

Классификация камер ГИБДД

Согласно пункту 77 Административного регламента ГИБДД для фиксации нарушений могут применяться:

  • стационарные средства, которые размещают на неподвижных стойках, опорах или иных элементах дорожной инфраструктуры;

  • передвижные устройства, крепящиеся к штативам, треногам или вышкам на базе транспортного средства;

  • переносные камеры, предназначенные за надзором в течение короткого промежутка времени (всем известные радары сотрудников ДПС);

  • мобильные приспособления для эпизодического слежения, размещаемые на борту патрульного автомобиля.

Камеры устанавливают и применяют в соответствии с ГОСТом Р 57145-2016. Общим условием для всех камер является регулярная поверка. Каждый прибор должен иметь документы, подтверждающие точность его измерений. Свидетельство выдается на определенный срок (1 или 2 года), после чего процедуру повторяют.

Стационарная камера
Источник изображения: kolesa-uploads.ru

Правила размещения камер фиксации скорости

Наиболее строгие требования предъявляются к установке стационарных камер. Монтаж таких приборов непрост, а допущенные ошибки могут напрямую сказаться на законности выносимых постановлений.

Зоны контроля постоянных камер не должны пересекаться между собой. Это необходимо, чтобы избежать дублирования результатов. Дальность измерения настраивается в соответствии с техническими характеристиками прибора. При этом контрольные точки устанавливаются вручную.

Стационарные камеры размещают сбоку от дорожного полотна или на разделительной полосе. В первом случае расстояние от устройства до проезжей части не должно быть меньше 50 см. Нижний край приспособления приподнимают над землей на 1,5 м и более. Если камеру крепят к пролетной конструкции (путепроводу, своду тоннеля и пр.), она не должна выступать за ее нижнюю кромку.

Передвижные приборы на треногах или штативах тоже размещают сбоку от дороги. Минимальное расстояние от устройства до начала полотна должно составлять 3 м. Если средство фиксации крепится к специальной вышке на базе транспортного средства, этот интервал может быть сокращен до 0,5 м.

Переносные радары используют непосредственно во время несения службы. При этому сотрудник ДПС сам определяет место своей дислокации. Предварительно оценивается аварийность на каждом из участков полотна. Правонарушения обычно фиксируют там, где число ДТП наибольшее.

Полицейский радар
Источник изображения: drom.ru

Дальность действия

Устройства отличаются максимальным расстоянием, на котором они способны зафиксировать проступок, а также способом сбора данных. Так, стационарный радар «Стрелка» может «разглядеть» превышение скорости на удалении до 1 км с погрешностью не более 2 км/ч. При этом он отслеживает не какой-то отдельный автомобиль, а весь поток транспорта. Нетрудно представить, какой объем информации ему приходится обрабатывать. Поле «зрения» этой камеры охватывает до 5 полос.

«Стрелка» относится к импульсным приборам. Устройство посылает сигнал, покрывающий большую площадь. Он отражается от предметов и возвращается назад, после чего анализируется специальным блоком преобразования. Это и обусловливает его высокую производительность.

Передвижной прибор «Арена» фотографирует транспортное средство в момент превышения скорости. Благодаря хорошему качеству снимков регистрационный знак удается распознать в 90 % случаев и более. Память этого фоторадара вмещает несколько тысяч изображений. Он способен работать до 8 часов без подзарядки.

Как и «Стрелка», «Арена» дает погрешность, которая не превышает 2 км/ч. Дальность слежения прибора составляет до 1,5 км (при отсутствии ландшафтных или иных помех). Кстати, конструкция камеры позволяет закреплять ее и на стационарных опорах.

Радар АРЕНА
Источник изображения: smolpravda.ru

Фоторадар «КРИС-П», используемый с треногами, имеет меньшую дальность фиксации – 150 м. Зато его точность выше: погрешность составляет не более 1 км/ч. Флеш-накопитель этой камеры вмещает до 9000 снимков.

Должна ли быть информационная табличка?

Ни в одном нормативном документе не говорится о том, что камера обязательно должна сопровождаться специальным знаком 8.23. Согласно закону, эта табличка может применяться только тогда, когда нарушения фиксируются стационарными устройствами. Для переносных же радаров она и вовсе не предусмотрена.

Судебная практика в данном вопросе противоречива. Кто-то из служителей Фемиды считает, что если знака 8.23 нет, то и наказания быть не может. При этом другие судьи в аналогичных ситуациях принимают сторону инспекторов ГИБДД.

Посмотрим на это под другим углом. Если рассудить здраво, то почему показания переносных средств считаются действительными и без таблички, а показания стационарных комплексов – нет? Если прибор имеет свидетельство о поверке, и размещается там, где действует ограничение скорости, то измерения не могут быть незаконными. Автомобилист обязан соблюдать требования ПДД всегда, а не только тогда, когда увидит знак 8.23. Тем более, что стационарные камеры не маскируют и не прячут от окружающих.

Что можно посоветовать водителям? Почаще смотрите на спидометр, и пореже – на обочину в поисках очередной камеры. Тогда вам не придется постоянно находиться в напряжении. А это, в свою очередь, сделает ваш путь более безопасным.

RuDorogi в Яндекс.Дзен