Зачем некоторые водители удаляют катализатор?

Зачем и почему многие водители удаляют катализатор даже с относительно "свежих" машин?

Функция катализатора (или каталитического нейтрализатора) – очищать выхлопные газы мотора от вредных примесей, делать их более нейтральными для окружающей среды. Он выглядит как утолщенная часть трубы, заполненная внутри мелкими «сотами» из керамики с напылением драгметаллов (иридия, родия, палладия).

Поэтому, кстати, на сервисах и предлагают услугу бесплатного удаления катализатора (с тем условием, что он останется им). Сдав подержанный катализатор, они получат прибыль гораздо большую, чем затраты на его удаление.

Катализатор
Источник изображения: avto-remont-toyota.ru

Последствия удаления катализатора

Это устройство предназначено сугубо для улучшения экологических характеристик двигателя. Если его удалить, то выпускной тракт машины просто освободится от дополнительного препятствия, и всё. 

Никакого вреда двигателю это не принесет. Наоборот, мотор улучшит свои характеристики: прибавит в мощности и станет потреблять меньше горючего (правда, незначительно, но все же). Ведь выхлопные газы уже не нужно будет «проталкивать» сквозь частые «соты» – они будут «вылетать» свободно.

Почему же тогда большинство машин перестает нормально ехать, если у них выходит из строя катализатор (пропадает тяга, загорается «чек»)? Ответ прост. Если «соты» катализатора оплавились, забились или «посыпались», выхлопные газы уже не могут свободно проходить через него. Поэтому они частично вбрасываются обратно в камеру сгорания, и двигатель начинает ими «сам себя душить».

К слову сказать, ресурс работы у этого устройства солидный – не менее 150 тысяч километров пробега. Потом его керамический блок начинает либо запекаться коркой, либо потихоньку разваливаться на куски. И то, и другое мешает циркуляции газов и в итоге приводит к потере тяги мотором из-за его «самоудушения».

Как удаляется катализатор?

При удалении вместо вырезанного катализатора вваривают кусок трубы. Или просто «потрошат» его, вынимая «начинку», и возвращают на место уже пустым. Чтобы эта новая «пустая бочка» не «бубнила» и не портила звук выхлопа, в нее вваривают еще одну трубу с отверстиями – со стальной проволокой-путанкой или стекловатой. Это смягчает неприятный звуковой эффект.

После удаления катализатора приходится перепрошивать электронный блок управления под старый экологический класс (Евро-2). Можно поставить «обманку» (что предпочтительней). Иначе действующая в ЭБУ программа не позволит ездить нормально. Ведь она ориентируется на данные лямбда-зондов – двух датчиков выхлопа, один из которых стоит перед катализатором, а другой – после него.

Удаление катализатора
Источник изображения: drive2.ru

«Обманка» – это втулка, которая ограничивает прохождение газов к кислородному датчику или же содержит в себе маленький фрагмент «сот» катализатора. Благодаря этому элементу датчику «кажется», что выхлоп очищен. Автомеханики считают, что лучше перехитрить ЭБУ именно так, то есть механическим путем. Перепрошивать же программу нежелательно.

«За» и «Против»

Подвести итог следует плюсами и минусами от удаления катализатора.

Преимущества в том, что немного возрастет мощность мотора и слегка понизится расход топлива. А если речь идет об удалении вышедшего из строя катализатора, то можно будет сэкономить на покупке нового (стоит он дорого).

Минус такой: запах выхлопных газов станет едким. Это сразу же почувствуется: во время прогрева во дворе или в медленно ползущей пробке машина будет заметно «портить воздух».

Удаление катализатора – действие, в корне неверное с точки зрения экологии. Об этом должен помнить каждый, кто решится на такое «усовершенствование» автомобиля.

RuDorogi в Яндекс.Дзен