4WD или AWD — в чем разница и какой привод лучше?

Особенности применения приводов 4WD и AWD в условиях бездорожья.

4WD и AWD – аббревиатуры, обозначающие сокращенные названия полного привода. Какой из них лучше, что выбирают сейчас и почему – обо всем этом мы расскажем в данной в статье. Также вы узнаете о технической разнице между этими двумя трансмиссиями.

Что такое 4WD?

4WD – это полноценный привод 4х4, позволяющий водителю самому выбирать режим езды. Автомобилист может блокировать дифференциал, включить понижающий ряд, распределить усилие на одну из осей (55/45, 50/50). Он имеет пониженные и стандартные диапазоны, которые выбираются механически либо с помощью электронного переключения. 

Все это помогает в чрезвычайных ситуациях, например, когда машина попадает в грязь или сугроб. Такую систему устанавливают на серьезные внедорожники, которые ездят с постоянно подключенными осями: Ниву, Лэнд Ровер, Джип.

Трансмиссия 4х4 обеспечивает крутящий момент посредством нескольких дифференциалов – спереди, сзади и по центру. В ее работе также активно участвуют раздаточная коробка и муфты. Это дает ей возможность работать при максимальной тяге в различных условиях. 

Настройки такой трансмиссии имеют свои особенности: пониженный режим обеспечивает максимальную тягу на глубоком бездорожье, а обычный используется на скользком асфальте, рыхлом песке или гравии.

Впервые 4WD на легковой автомобиль установили в 1960 году. Но настоящая революция произошла 20 годами позже, когда этой трансмиссией обзавелся американский AMC Eagle. Его систему полного привода называют классической. 

Среди особенностей этого привода выделялась вискомуфта (межосевой дифференциал). Она крепилась посередине машины и заполнялась вязкой жидкостью. Во время работы вискомуфта обеспечивала плавную передачу крутящего момента от ДВС на оси. Его величина напрямую зависела от разницы скоростей вращения валов: входного и выходного.

В последнее время 4WD (Four-Whell Drive) стали применять все реже и реже. Объясняется это большей себестоимостью такого привода. Кроме того, раздаточная коробка сейчас редко используется из-за широкого внедрения электроники с блоком управления, самостоятельно следящим за вращением колес и контролирующим оптимальный режим езды.

Four-Whell Drive бывает двух типов:

  • постоянный или полная функция, когда все 4 колеса получают вращение непрерывно (в некоторых конструкциях водитель может контролировать распределение усилия на оси);

  • подключаемый или более распространённый 4WD, встречающийся на пикапах, внедорожниках и грузовиках, предназначенных для экстремальной работы (машина в обычных условиях ездит на двух колесах, но при нажатии кнопки или смещении рычага (Нива), подключаются все четыре колеса).

AWD или монопривод

AWD – это новый тип компоновки (монопривод), постепенно завоевавший автомобильный рынок. Он применяется на многих современных седанах, внедорожниках, кроссоверах: Ауди S4, Рено Дастер, Субару Форестер, Хюндай Грета. Модели с такой системой ездят в стандартной ситуации на одном приводе, но когда не хватает тяги, автоматически подключается вторая ось.

Хотя транспортные средства с All Whell Drive считаются внедорожными, таковыми они фактически не являются. Все четыре колеса здесь вращаются не постоянно, а время от времени. Обычное процентное соотношение усилия на мосты составляет 60/40 в пользу переднего. На Субару, Ауди и подобных им распределение осуществляется в пропорции 50/50.

Различают два типа AWD:

  • постоянный (привод автоматически подается на обе оси, что обеспечивает преимущество на льду, снегу и грязи);

  • подключаемый (вращение посылается только на одну ось, в зависимости от модели это может быть передний или задний мост).

Что лучше?

AWD используют кучу датчиков, передающих информацию на блок управления. Это, безусловно, плюс для современного автомобиля. Водителю такой машины не нужно принимать решение о подключении системы: компьютер сам вычисляет, передавать крутящий момент на обе оси или перераспределять мощность туда, куда это требуется. Однако многие считают этот привод худшим выбором для серьезного вездехода.

4WD – лучший вариант для бездорожья. Такие системы доступны в хорошо оборудованных внедорожниках, роскошных грузовиках. Трансмиссия этого типа идеально подходит для пересечения сложной местности. С другой стороны, транспорт с полноценной 4х4 часто обеспечивает более жесткое передвижение, расходует больше горючего и увеличивает первоначальную стоимость автомобиля.

Что кому подойдет?

Для тех водителей, которые редко выезжают за черту асфальта, идеально подойдет AWD. Она лучше покажет себя даже зимой, когда на дорогах сменяются покрытия: мягкий снег, твердый лед, лужи, сухая трасса. Причина в том, что крутящий момент на оба моста включается и отключается автоматически. Электроника реагирует быстрее человека. Автомобили с таким приводом непригодны для езды на полном бездорожье. Одна из причин этого – маленький дорожный просвет.

4х4 выбирают жители отдаленных сел и деревень. Внедорожники с такой трансмиссией подойдут тем, кто вынужден работать в сложных погодных условиях или любит наслаждаться загородными приключениями. Система часто устанавливается на транспортные средства с высоким клиренсом, что делает их пригодными для управления в глубоком снегу или других экстремальных условиях. С таким приводом можно спокойно отправляться на охоту или рыбалку. Машина запросто преодолеет сугробы и кочки.

AWD имеет меньшую тягу, чем 4WD, она не дает возможности самостоятельно регулировать усилие или включать понижайку. Однако монопривод больше востребован именно сейчас, когда автомобили переходят на частичное электронное управление. Компоновка 4х4 значительно надежнее для плохих дорог, с ней можно проходить более сложную местность.

RuDorogi в Яндекс.Дзен