Пассивная безопасность в автомобиле — что это?

Что входит в пассивную безопасность машины, и какие устройства самые эффективные?

С каждым годом автомобили становятся все «умнее». Разрабатываются системы, которые в случае аварии помогут защитить жизни людей, находящихся в салоне. Параллельно ужесточаются нормативы, которым должны соответствовать машины, сходящие с конвейеров. Большое значение придается именно пассивной безопасности водителя и пассажиров. Что же под ней подразумевается?

Внешние факторы

Пассивная безопасность – состояние защищенности, обеспечиваемое устройствами, которые минимизируют вред при столкновении. Такие приспособления действуют постфактум: когда ДТП уже произошло. Они подразделяются на внешние и внутренние. Первые находятся вне салона и защищают людей в транспортном средстве снаружи. Вторые располагаются внутри машины и предотвращают или смягчают удары об окружающие предметы.

Основа внешней пассивной безопасности – сам кузов автомобиля. Он проектируется таким образом, чтобы в случае аварии принимать большую часть импульса на себя.

Возможно, вы обращали внимание на то, из какого крепкого металла изготавливали, скажем, советские «Волги». Эти машины иногда образно сравнивают с танками. Однако именно эта прочность способна погубить того, кто находится внутри. Благодаря жесткости конструкции при ударе такой автомобиль получит минимальные повреждения. Человек же в салоне сильно пострадает. Поэтому «Волга» не пройдет ни один современный краш-тест.

Волга
Источник изображения: kartinkinaden.ru

Кузов машины с высоким уровнем безопасности напротив, окажется заметно помят. Это позволит погасить удар и защитить людей. На кузов устанавливают мягкие бамперы, которые являются дополнительными энергопоглощающими элементами. Ту же самую функцию выполняют так называемые «кенгурятники». В нашей стране их установку необходимо согласовывать с ГИБДД.

Все больше внимания уделяется повышению травмобезопасности выступающих элементов кузова. С бамперов грузовых автомобилей исчезли буксирные крюки, а с бамперов легковых машин – декоративные «клыки». По-особому устанавливается и двигатель автомобиля. Его располагают так, чтобы при столкновении он не попадал в салон, а уходил вниз. Это достигается благодаря поддатливым опорам, на которые подвешивается мотор.

Внутренние устройства

Элементы внутренней пассивной безопасности регулируют движение тела в случае ДТП. Первыми появились ремни – их изобрели еще в начале XIX века. Они удерживают человека на месте, предотвращая его движение по инерции. Это позволяет избежать столкновения с деталями интерьера, а также с другими людьми, находящимися в салоне. При ДТП ремень немного растягивается. В результате поглощается кинетическая энергия человеческого тела. Усилие торможения распределяется на большую поверхность.

Позднее у ремней появилась еще одна важная функция. С изобретением подушек безопасности они стали обеспечивать их правильное раскрытие. Если человек окажется непристегнутым, подушка принесет больше вреда, чем пользы. Она «летит» навстречу пассажиру со скоростью до 300 км/ч, и может стать причиной перелома шейных позвонков.

При соблюдении правил подушка возвращает голову человека к подголовнику. Это помогает сохранить шею прямой. Фронтальные подушки срабатывают только при прямом ударе (допускается отклонение не более 10 градусов). Иначе голова просто уйдет в сторону, и пассажир может погибнуть.

70% случаев спасения в тяжелых ДТП связаны с использованием ремней, и только20 % – с раскрытием подушек безопасности. При опрокидывании автомобиля вероятность гибели пристегнутого пассажира уменьшается в 5 раз, при лобовом столкновении – в 2,3 раза.

Подушки безопасности
Источник изображения: avtodeti.ru

Существуют и второстепенные элементы пассивной безопасности, о которых многие водители даже не догадываются. Так, на многих машинах устанавливается специальный педальный узел. При ДТП крепления разрушаются и конструкция просто распадается на части. Это помогает предотвратить повреждение ног.

Складывающаяся рулевая колонка защищает грудную клетку человека. Неподвижное устройство может сломать ребра и повредить внутренние органы. Подвижный же узел гасит удар, сохраняя грудину целой.

Автомобили оборудуют несколькими видами безопасных стекол. Закаленные стекла при ударе не разбиваются, а рассыпаются на множество неопасных фрагментов. Триплекс же просто покрывается трещинами, оставаясь целым.

Разработки в сфере пассивной безопасности продолжаются. Не так давно конструкторы предложили оборудовать автомобили съемными бензобаками, отсоединяющимися при аварии. Однако эта технология не получила одобрения экспертов. Сегодня многие автопроизводители озадачились тем, чтобы усилить защиту пассажиров, находящихся на заднем сиденье. Для них придумывают подушки безопасности, которые будут разворачиваться с потолка.

Вам будет интересно!