Зачем на фурах поднимают задние колеса?

Какие преимущества дает приподнимание одной оси на большегрузах с прицепами?

Замечали ли вы, что на большегрузных автомобилях типа 6х4 или 6х2 при движении по трассе поднимают колеса задней или средней оси? В этом случае фура обязательно едет минимально загруженной или пустой. Узнаем, зачем это делается и какой эффект дает.

Название опции и ее назначение

Такая опция называется «ленивый мост». Предназначена она для сохранения покрышек от лишнего износа. Дополнительно прием помогает снизить нагрузку на подшипники и улучшить управляемость полуприцепом в поворотах.

«Ленивец», или опция поднятия оси, дает следующие преимущества:

  • экономится горючее в пределах 2 литров на 100 км пути (у самосвалов эта цифра доходит до 50%);

  • дольше сохраняется качество резины;

  • повышается тяговая динамика (у грузовиков с регулируемой осью данный показатель на 35% выше, чем у машин с традиционной схемой);

  • увеличивается плавность хода, когда автомобиль двигается без груза;

  • фурой легче управлять.

Особенно актуально применение подвижной оси на твердых покрытиях и грунтовых дорогах в условиях непогоды.

Преимущество поднимаемого/опускаемого моста на прицепах

«Ленивец» ставится не только на грузовики, но и на прицепы. Как известно, в России на каждую ось разрешена нагрузка не более 7-7,5 тонн. Получается, что двухвальная фура не может перевозить свыше 15 тонн. Но если машина трехосная, она спокойно и без нарушений возьмет на борт 20 тонн. Тут как раз и используется регулируемая конструкция.

Когда тягач едет налегке, втягивание оси снижает сопротивление качению. Следовательно, снижается расход горючего, износ резины и количество выбросов углекислого газа в атмосферу. Трехосный грузовик с поднятыми средними или задними колесами легче управляется и маневрирует.

Особенности работы

На самом деле ошибочно считать «ленивца» мостом. Это – пассивная ось, не имеющая привода. С другой стороны она является полноценной, так как оснащена пневматическими рессорами и тормозной системой.

Поднимается и опускается пассивная конструкция специальной кнопкой (рычагом) в кабине по желанию водителя. Система управления в этом случае имеет два положения:

  1. Транспортное, когда мост поднят вверх и не касается дорожного покрытия. Нагрузка поступает только на ведущие колеса, резина подвесной оси не трется.
  2. Рабочее, при котором дополнительный вал опущен, а часть нагрузки с ведущего снимается. Автомобиль лучше стоит на дороге и надежнее тормозит. Однако увеличивается расход топлива.

На некоторых грузовиках колеса поднимаются автоматически. Если же машина везет груз, то ось включается в активную работу. Она перестает быть «ленивой» и служит для равномерного распределения нагрузки. На прицепах же применяется отдельная панель управления.

Иногда такая схема управления становится существенным недостатком. Яркий тому пример – тягач британской марки ERF (MAN). Ленивец на данной машине устанавливается посередине и управляется автоматикой. На льду на такой машине, если она сильно загружена, тронуться трудно. Причина этого – опущенный мост, забирающий нагрузку с ведущих колес. В подобной ситуации регулируемая ось становится неким якорем, мешающим нормально передвигаться.

В завершении статьи приведем основные преимущества «ленивого» моста в поднятом и опущенном состоянии.

Отключенное состояние:

  • повышение грузоподъёмности;
  • улучшение курсовой устойчивости;
  • уменьшение нагрузки на ведущие колеса и дорожное полотно.

Включенное состояние:

  • улучшение управляемости;
  • низкий расход горючего.
RuDorogi в Яндекс.Дзен