Езда по опавшей листве — почему это может быть опасно?

Что сообщили ученые, которые сравнили опавшие листья со снегом и льдом?

Не все водители задумываются над тем, что автомобиль способен уйти в занос не только в гололед. Опавшая листва тоже может представлять опасность для тех, кто находится в транспортном средстве. Сцепление колес с такой поверхностью недостаточное, так как листья довольно гладкие. Если же они влажные, а снизу находится глина или чернозем, вероятность заноса увеличивается еще больше. При резком повороте машина легко может стать неуправляемой. 

Интересно, что пару лет назад группа инженеров компании Ford организовала и провела по этому поводу эксперимент. Он позволил получить конкретные цифры, которые наглядно отражают степень опасности вождения по опавшей листве.

Исследование

Тестирование автомобилей на льду проводилось многократно. Сегодня на эту тему накоплен огромный массив информации. Поэтому доказывать водителям, насколько опасной может быть езда в гололед, не нужно. Это азы, которые преподают еще во время обучения в автошколе. Курсантов заранее готовят к тому, что зимой следует ездить медленнее и аккуратнее, а бдительность в холодное время года должна быть максимальной.

И вот, специалисты задались вопросом: а что опаснее – гололед или листопад? Ведь в теории можно предположить, что неконтролируемое скольжение создает и то, и другое. Но замеров конкретных показателей никто никогда не проводил. И тогда решено было восполнить этот пробел. Для эксперимента испытательный трек бельгийского полигона покрыли листвой. А затем провели тестирование автомобилей точно так же, как в случае с заснеженной поверхностью. И получили интересные результаты.

Все мы еще со школы помним, что коэффициент трения скольжения обозначается греческой буквой μ (мю). Чем этот показатель больше, тем надежнее автомобильная покрышка сцеплена с дорожным покрытием. И наоборот. 

Для гладкого льда и шины коэффициент трения скольжения составляет 0,15-0,20. Для резины и накатанного снежного покрова данный показатель имеет значение до 0,4. Так вот, эксперимент с опавшими листьями показал, что μ в данном случае равен коэффициенту, характерному для снега (0,3-0,4). Для сравнения, при езде летом по сухому асфальту μ составляет 0,6-0,7.

На самом деле листва может быть даже опаснее снега. Ведь зимой водитель готов к возможному скольжению, а вот осенью участок шоссе, покрытый листвой, вряд ли вызовет у него опасения.

Как обезопасить себя и пассажиров?

Всем известно, что предупрежден – значит, вооружен. Поэтому важно помнить о возможной опасности и соблюдать осторожность не только зимой, но и осенью. Если дорога, по которой вы едете, проходит через лес, будьте готовы к тому, что за поворотом может оказаться пространство, густо покрытое листвой. Особенно часто такое случается во время сильного ветра.

На опасном участке нельзя резко поворачивать руль, с силой нажимать на педаль тормоза или газа. Нужно замедлиться путем переключения пониженной передачи, а затем войти в поворот максимально плавно. Аккуратность необходима и в том случае, если дорога прямая. Крепко держите руль и не делайте резких движений.

На подобных участках разумнее воздержаться от маневрирования. Не обгоняйте и не опережайте другой транспорт, если на то нет насущной необходимости. Лучше дождитесь момента, когда ваш автомобиль окажется на поверхности, свободной от опавшей листвы. И только после этого покидайте занимаемую полосу, предварительно убедившись в том, что это разрешено разметкой и дорожными знаками.

RuDorogi в Яндекс.Дзен