Плавник акулы на крыше машины — что это и зачем нужно?

Какое устройство скрывается под накладкой в виде акульего плавника?

Что за пластиковый «акулий плавник» установлен на крыше многих современных автомобилей? Это декоративная деталь, или она несет какую-то конкретную функциональную пользу?

И то, и другое. Если «акульего плавника» на крыше нет, а украсить им машину очень хочется, то его можно запросто купить на любом автомобильном рынке или в магазине автозапчастей. Это будет пустая пластиковая накладка, предназначенная просто «для красоты».

Но вообще, настоящий «акулий плавник» – это не «обманка», а полноценная антенна, которая ловит сигналы радио, телевидения, мобильной связи GSM и спутниковой связи GPS. Внутри пластикового корпуса «плавника» расположены туго скрученная в спираль проволока и электроусилители со встроенной платой, питающейся от бортовой электрической сети автомобиля.

Плавник акулы
Источник изображения: a.d-cd.net

Все мы помним те времена, когда радиоантенны торчали из корпуса автомашины как штыри и были телескопическими – выдвигающимися. Да что там помнить – множество таких автомобилей еще разъезжает по улицам и дорогам.

Потом компания BMW первой начала прятать антенну в пластиковом корпусе аэродинамической формы. Из-за своего вида такая антенна и получила неофициальное наименование Shark Fin – плавник акулы. Она компактная, хорошо защищенная от дождя, снега и ветра.

Но как в небольшом пластмассовом корпусе разместилась антенна, которую раньше надо было телескопически выдвигать на полтора метра вверх? В идеале, антенна должна быть очень большой: равной по размеру длине волны радиосигнала. Тогда она будет принимать его на больших расстояниях и совсем без помех. Например, рации диапазона СВ работают на частоте 27 МГц, где длина волны составляет 11 метров.

Но все популярные FM-радиостанции вещают на коротковолновых частотах: в диапазоне 87,5–108 МГц,и длина их волн составляет порядка 3-х метров. Разумеется, таких длинных конструкций к машине не прикрепить, поэтому радиотехники нашли другое решение. Они установили, что антенна сохраняет уверенный прием, если ее длину сократить ровно в 2 или в 4 раза. Опытным путем было доказано, что длина антенны для автораций должна быть 2,7 м, а для магнитол – 1,5 м. А проволоку такой длины можно свернуть в плотную спираль, чтобы намного сократить размеры антенны.

Антенна "Акулий плавник"
Источник изображения: drive2.ru

Скрученная проволока в «акульем плавнике» уступает по дальности и качеству приема обыкновенным телескопическим антеннам. Поэтому, в целях компенсации этого недостатка, в дополнение к ней применяется электрический усилитель сигнала со встроенной в него платой, запитанной от автомобильной бортовой электросети. Под «плавником» в крыше машины имеется отверстие для проводов, присоединяющихся к штатной электрике. Приемников-усилителей может быть и несколько: по отдельности для радио, ТВ, GPS и GSM.

В целом, такое техническое решение для антенны получилось очень удачным. Антенны типа «Акулий плавник» ни за что не цепляются, не мешаются при мойке автомашины, не влияют на ее аэродинамику и не привлекают внимания вандалов.

Первые такие устройства еще уступали классическим телескопическим антеннам по дальности и качеству приема волн. Но потом, благодаря современным электроусилителям, они догнали и перегнали их по всем показателям. Поэтому такие антенны и получили заслуженное признание. «Акульи плавники» теперь используют на своих машинах почти все автопроизводители.

Вам будет интересно!