Почему часто водители троллейбусов и трамваев — девушки?

Причины, по которым женщины водят электрический транспорт.

По закону пол водителя не имеет никакого значения. Любой человек может управлять тем транспортным средством, которым захочет. Главное – чтобы у него было действующее водительское удостоверение и отсутствовали медицинские противопоказания. 

Однако в случае с пассажирским транспортом у представителей обоих полов есть явные предпочтения. Так, автобусами в большинстве своем управляют мужчины, а вот троллейбусами и трамваями – женщины. Почему же так сложилось?

Заблуждения

Есть ошибочный стереотип, который давно показал свою несостоятельность. Многие считают, что представительницам прекрасного пола не под силу управлять сложными механизмами, например, транспортом, который не оборудован АКПП. Сторонники подобных взглядов утверждают, что электрическая техника устроена примитивно, поэтому женщины и отдают ей предпочтение.

Самое интересное, что те, кто так говорят, никогда даже не сидели в кабине троллейбуса или трамвая и не имеют представления о том, как ими управлять. А ведь если разобраться, не имеет значения, на каком транспорте вы перевозите людей. Это в любом случае требует досконального знания Правил дорожного движения и предельной внимательности.

Обслуживание электрической техники имеет ряд специфических нюансов. Например, перед каждой поездкой на троллейбусе требуется проверять исправность вставок на токоприемниках. Если они повреждены, может произойти обрыв линии. Оценка работоспособности вставок и их замена являются задачей того, кто управляет данным транспортным средством. И женщины-водители, забираясь на крышу троллейбуса и используя гаечные ключи, прекрасно с ней справляются.

Современный трамвай
Изображение сгенерировано нейросетью Stable Diffusion

В управлении трамваем тоже есть ряд особенностей, о которых неподготовленный человек даже не подозревает. И хотя в нем отсутствует руль, вместо него имеется сложный пульт управления, приспособиться к которому непросто. Одни только системы торможения чего стоят. Например, в модели 71-619КТ их три: электродинамическая, механическая и магниторельсовая. В более старых трамваях таких систем было четыре: рекуперативно-реостатная (служебная), механическая дисковая (для дотормаживания), электромагнитная рельсовая и механическая.

Трамвай движется благодаря наличию контактной сети, которая разбита на отрезки протяженностью 350 метров. В местах их соединения располагаются секционные изоляторы, которые в режиме тяги проезжать нельзя. Это требует от водителя максимальной бдительности, так как если он зазевается, произойдет поломка. Если же остановиться на изоляторе, вагон потребуется сдвигать с места на буксире. Поэтому расположение опасных участков приходится учить наизусть.

Особого внимания требует проезд пересечений трамвайных линий с троллейбусными. Малейшая неосторожность может вызвать обрыв.

Итак, очевидно, что дело вовсе не в простоте вождения. То, что управлять троллейбусом или трамваем легче, чем автобусом – заблуждение. Многие курсанты, приходящие учиться на водителя электрического транспорта, быстро понимают, насколько это сложно, и уходят, не доучившись.

Еще одно неверное мнение заключается в том, что женщинам труднее маневрировать в потоке транспорта. Троллейбусы же едут лишь по строго отведенной полосе, а трамваи и вовсе – по рельсам. В перестроениях нет необходимости, поэтому задача упрощается. А это значит, что с ней вполне справится и представительница прекрасного пола.

Данное утверждение еще более абсурдно, чем предыдущее. Ведь женщины управляют не только троллейбусами и трамваями! Они ездят на всех видах колесного транспорта и при этом успешно маневрируют. Кстати, несмотря на подобные стереотипы вопрос о том, представители какого пола чаще попадают в ДТП, до сих пор остается открытым.

Реальные причины

На самом деле это явление по большей части – отголосок Великой Отечественной войны. До 1941 года электрический транспорт водили в основном мужчины (автобусов в то время было очень мало). Потом все они ушли на фронт, а женщины взяли эту нелегкую задачу на себя. 

Война закончилась, а традиция осталась. Девушки с охотой продолжали поступать на курсы вождения. А вот управление появившимися в большом количестве автобусами досталось мужчинам.

Преподаватели курсов утверждают, что управление трамваем требует постоянной бдительности и огромного терпения. Нужно одновременно нажимать на кнопки и следить за ситуацией в салоне. По их словам, у мужчин зачастую не хватает внимательности, чтобы справляться с несколькими задачами одновременно. Женщины же от природы приспособлены к этому несколько лучше. 

Есть еще одно обстоятельство. До недавнего времени ремонт сломавшегося рейсового автобуса был задачей самого водителя. В одиночку женщине не под силу поменять огромное колесо или починить мотор (хотя, конечно, здесь могут быть и исключения). Поэтому они и избегали работать на данном виде транспорта, предпочитая электрический. Трамваи и троллейбусы в случае серьезной поломки ремонтируют специалисты, которые прибывают на место в течение нескольких минут.

В настоящее время ситуация изменилась. В каждом автопарке есть бригада, которая занимается устранением неисправностей. Водителям же это дело предпочитают не доверять, так как ремонт все-таки требует специальных навыков. На место вызываются рабочие, которые и производят необходимые манипуляции. Поэтому вакансии водителей автобусов сегодня открыты и для девушек.

RuDorogi в Яндекс.Дзен