Путешествие по Алтаю на машине

Отчет о путешествии на машине по Алтаю по маршруту Барнаул - Горно-Алтайск - Артыбаш - Курай. Дороги, природа и достопримечательности Алтая.

Предисловие

Наша поездка была сильно ограничена временем и кошельком. Задача заключалась в том, чтобы успеть увидеть максимум интересного за минимум времени и составить уже более точный план на следующую поездку.

Не сказать, что наше путешествие долго и кропотливо планировалось, но "погуглить" заправки и посидеть с калькулятором пришлось. Что касается информации об интересных местах, то в этом нам помог мой приятель, который в свое время работал гидом в тех местах, куда мы планировали ехать, и просто любил путешествовать.

Поскольку задача стояла экономить как можно больше, а ехали мы на Mitsubishi Lancer X вдвоем, то сервис поиска попутчиков BlaBlaCar нам в этом очень помог. Практически все участки маршрута мы ехали не одни, за некоторыми исключениями.

На старт, внимание, марш!

Итак, отправной точкой нашего путешествия являлась столица Алтайского края — Барнаул. Примерно в 8:00 понедельника мы начали свое движение в сторону Горно-Алтайска, где в это время начались мероприятия по подготовке к встрече гостей в лице меня и моей второй половинки. До Горного мы взяли пару попутчиков, благодаря чему мы не только окупили бензин, но и даже купили себе по чашечке кофе на заправке.

Дорога на Бийск

Дорога до Бийска

Дорога до Горно-Алтайска очень хорошая. Чуйский тракт — не только одна из самых красивых автодорог, но еще и федеральная трасса, которая круглогодично поддерживается в отличном состоянии. Буквально 17 километров от Барнаула мы ехали по прекрасной четырехполосной дороге до развязки на Чуйский тракт. Далее до Бийска дорога уже двухполосная, но хорошего качества. Камеры, как и населенные пункты, практически не встречаются. Ввиду понедельника, других участников дорожного движения было немного, но на наше удивление встретился БТР-60, который прямо по трассе ехал на военную базу. Кстати, военные там периодически любят перекрывать дорогу и организовывать тем самым многокилометровые пробки, но в этот раз нам повезло.

Перед Бийском стоит выбор ехать сквозь город или идти в обход. Если карты показывают, что дороги в Бийске чистые, то быстрее будет проехать через него. Прямо за городом строится широкая трасса, но этот ремонт движению не мешает. Участок дороги Бийск - Горно-Алтайск напичкан населенными пунктами и камерами, поэтому нужно быть очень внимательным и аккуратным.

Дорога на Алтае

Участок дороги на подъезде к границе с Республикой Алтай. Зимой и осенью тут очень красиво.

Весь путь от Барнаула до Горно-Алтайска можно преодолеть примерно за 3-4 часа.

К ледяному, но прозрачному озеру

Долго задерживаться в Горно-Алтайске мы не стали и сразу же в первый день решили двинуть на Телецкое озеро в Артыбаш. Он расположен в 150 километрах от Горно-Алтайска, но на всю дорогу может уйти около двух часов или даже больше.

Перед тем, как отправиться туда, лучше заправиться сразу на всю дорогу туда-обратно, поскольку последняя цивилизованная АЗС — это "Лукойл" на выезде из Горно-Алтайска. Вообще, все хвалят заправку "Газпромнефть", которая находится в Майме, поэтому лучше и дешевле ездить именно на нее. Если же бензина будет не хватать, то лучше всего постараться дотянуть до Верх-Бийска — там можно заправиться на "Сибнефти". Положительные отзывы я слышал только про нее, а остальные отпугивают просто внешним видом.

Горы на Алтае

Туман на Алтае

Если выезжать утром, то практически все горы окутаны туманом

Итак, дорога. Она очень красивая, но очень тяжелая. Узкая трасса, на которой баранку приходится крутить практически постоянно. Качество полотна на троечку, прямые участки встречаются очень редко протяженностью пару сотен метров не более. Участки с ремонтом труб и мостов тоже имеют место быть. В августе 2017 их было примерно 4-5.

Ремонт дороги на Алтае

Объезды метров по 200 на ремонтах труб и мостов

Перед Верх-Бийском примерно в 10 километрах есть небольшой серпантин, который был полностью засыпан щебенкой и неторопливо ремонтировался.

Ремонт дороги

Самый протяженный участок ремонта дороги на серпантине

За Верх-Бийском начинается красивая и более-менее прямая дорога.

Алтайская дорога

Местами дорога уходит прямо в облака

Теперь до самого Артыбаша бессменным спутником будет река Бия. Берег некрутой, подъехать можно во многих местах. Купаться там следует очень аккуратно, потому что река холодная, а течение сильное.

Река Бия

Река Бия

После небольшого пикника на берегу Бии близ села Кебезень мы двинули дальше. Через некоторое время мы были на месте. Виды Телецкого озера сразу не завораживают, потому что с села Артыбаш оно просматривается плохо. Надо ехать дальше. Так мы и поступили, направившись в сторону водопада "Третьей речки". Вообще, как это название только не склоняют: и "на Третьей речке", и "Третья речка". Так что не пугайтесь, если название будет не совсем такое.

Добраться до него можно через Артыбаш (прямо по дороге). Как только она упрется в небольшой деревянный мостик, можно парковать машину. Мы были в рабочий день, поэтому поставить автомобиль на обочину не составило труда. Кстати, цивилизованной парковки там нет.

Нам нужно идти вверх по течению небольшого ручья. Туда ведет одна тропа, поэтому заблудиться не получится. Сразу в самом начале нас встречает милая девушка и предлагает купить вкусную халву самого разного вида. Кедрово-молочная, кстати, очень вкусная.

Горная река на Алтае

Виды по пути на водопад тоже завораживающие

Идти примерно 15-20 минут пешком, зависит от количества сделанных фотографий. Финальное препятствие — узкий мостик шириной в полторы ступни. Водопад неполноводный, но от этого он не становиться менее красивым. Вода довольно бурно перекатывается по камням. Можно побродить в округе и наделать еще много красивых фотографий.

Водопад "На третьей речке"

Водопад "На третьей речке"

Главное — взять с собой нескользкую и удобную обувь. Вообще, найти интересные достопримечательности Телецкого да и вообще Горного Алтая можно в интернете.

Далее нас ждал обед. Выбирали место для приема пищи по методу тыка, попали в кафе "Евсич". Находится оно примерно в 400 метрах от въезда в Артыбаш. Меню домашней кухни, достаточно разнообразное. Пообедать там можно за 250-300 рублей.

Из бюджетных мест для посещения можно еще назвать Песчаный карьер и месторождение голубой глины, расположенные за поселком Иогач, и подножье горы Кейтек (нужно пролезть возле д. 10а, ул. Рабочая в том же поселке).

Что касается лодочных прогулок, то они обязательны. Правда, в этот раз они не вошли в нашу программу бюджетного отдыха, поскольку стартовая цена на эту экскурсию составляет около 1300 рублей. Зеркальная гладь прозрачного озера, множество водопадов на побережье и просто прекрасные виды с борта катера — все это будет ожидать туриста на прогулке по Телецкому озеру.

Чистая вода Телецкого озера

Фото с Телецкого озера нет, зато можно посмотреть, какая в нем чистая вода

Завораживающие виды Алтая

Наконец я подошел к самой увлекательной и красивой части нашего путешествия: маршрут Горно-Алтайск - Курай. Расстояние в 350 километров мы проехали почти за 10 часов.

Старт был назначен на 8 часов. Двое попутчиков скрасили наш путь да Шебалино, заодно отбив расходы на бензин. Кстати, полный бак мы залили на "Газпроме" на выезде из Маймы, поскольку за Семинским перевалом нас ждал 95-й бензин от 41 рубля. Долили до полного еще на "Роснефти" в Шебалино, и это последняя нормальная АЗС вплоть до Монголии.

От Шебалино до начала Семинского перевала около 25 километров. Последний поворот направо перед перевалом — перекур и фотосессия. Если встать на этом повороте и посмотреть на поле через дорогу весной, то оно будет полностью усыпано огоньками. Вид очень красивый, но в августе, к сожалению, такого уже нет.

Горный перевал "Семинский"

Начало перевала

Семинский перевал хоть и самый высокий в этом районе, но технически простой. Сложности испытывают только старенькие КАМАЗы и ГАЗельки. На самом перевале две базы: "Динамо" и УТЦ "Семинский перевал". Там можно переночевать и пообедать, но только в определенные часы. К слову, обед на УТЦ начинается в районе 13:00. База "Динамо" комфортабельнее, со шведским столом, но и дороже. Сайт базы http://www.seminskiy.ru/ Пока ждали обеда, забрались на вершину горы Тияхта, она находится сразу за УТЦ. Зимой это обустроенный горно-лыжный спуск. Описывать словами увиденное смысла нет, лучше смотреть на фото.

Подъем на гору Тияхта

Подъем на гору Тияхта

Чуйский тракт

"Чуйский тракт" с вершины Тияхты. Именно туда мы поедем дальше

Вид с горы Тияхта

Панорама на противоположный склон горы

Итак, путь дальше. До перевала Чике-Таман остановок можно не делать, ничего нового там не будет.

Ремонт дороги в Онгудае

В районе Онгудая был масштабный ремонт дороги со сфетофорами

Природа и горы те же. Забираться на Чике-Таман уже сложнее, поскольку это самый настоящий серпантин, прорезанный через скалы в некоторых местах. Со смотровых площадок открывается прекрасный вид на обе стороны перевала.

Вид с Чике-Тамана

Вид с Чике-Тамана (примерно 200 метров до смотровой площадки есть небольшой карман за отбойником)

За перевалом Чике-Таман буквально через 15-20 километров начинается настоящий Горный Алтай. Немного отличается природа, горы выше и красивее, количество пасущихся баранов и овец тоже увеличивается.

Вновь привет, Катунь

Примерно через 5 километров после Купчегени река Катунь впервые за долгое время вновь выходит из-за гор. Тут она заметно чище и бирюзовее, чем возле Горно-Алтайска, но и течение более бурное. Примерно от этого места на дороге следует быть предельно аккуратным: справа — отвесная скала, слева — обрыв в Катунь.

Узкая дорога в Алтае

Дорога очень узкая, с фурами нужно разъезжаться аккуратно

Примерно за 500 метров до начала села Малый Яломан наша следующая остановка. Тут Катунь делает разворот на 180 градусов. Вид очень красивый. Кстати, подъезд к берегу через Малый Яломан очень хороший, поэтому не стоит упускать эту возможность.

Разворот реки Катунь

Разворот Катуни

Следом идет село Иня, до которого мы подвезли местную бабушку из Малого Яломана. Такие попутчики встречаются довольно часто и могут немного "позолотить ручку". Что касается красивых мест Ини, то это два моста через Катунь. По одному "Чуйский тракт" идет сейчас, а по другому он шел раньше. Второй, Ининский или Цаплинский мост, можно увидеть по правую руку. Он и сейчас пригоден для проезда машин.

Следующая остановка была опять примерно через 5-6 км. На этот раз это место слияния Чуи и Катуни. Очень зрелищно, особенно если учесть, что Чуя — серая, а Катунь — бирюзовая река. Наблюдать этот памятник природы можно со смотровой площадки со скалы.

Еще одна запланированная остановка — Калбак Таш. Там мы должны были увидеть петроглифы на скалах, но оказалось, что это место уже "облагородили". Проход к скалам с петроглифами возможен только в сопровождении гида за 150 рублей с человека. С одной стороны, ограничение памятника культуры от вандалов — это хорошо, но мы слушать байки про рисунки на скалах не захотели. Тут уже на вкус и цвет.

За Белым Бомом или Акбомом есть интересный памятник чуйским водителям. Там же есть текст песни Михаила Михеева.

Памятник чуйским водителям

Вид на памятник

После памятника можно остановиться на красивом водопаде Ширлак или Девичьи слезы. Небольшой ручей падает с высоты около 20 метров. Подобраться к нему можно, но придется лезть в крутую горку. По нашему мнению, с трассы он выглядит красивее, чем у самого водопада.

Добро пожаловать в Акташ

Примерно на этой точке путешествия мы уже изрядно устали, ведь в пути находились около 9 часов. Было принято решение побыстрее добраться до Акташа (около 45 км).

Спустя примерно 30 минут заветное название населенного пункта на белом фоне было достигнуто. Покушать мы остановились уже почти на выезде из села. Прямо перед АЗС "Ника" есть столовая. В ней кормят обычной домашней едой. Как следует покушать тут можно примерно за 150-200 рублей. Персонал не против, если кроме их еды посетители с собой принесут свои продукты. В нашем случае это был хлеб и помидоры.

После нашего ужина мы решили успеть в этот день заскочить и на гейзерное озеро, которое являлось чуть ли не самой главной целью нашей поездки. Примерно в 5-10 минутах езды от Акташа есть турбаза, название которой у меня, к сожалению, вылетело из головы. Это будет 797 км "Чуйского тракта", база представляет собой три домика.

Вход на озеро стоит 30 рублей, причем их совсем не жалко. Владельцы базы сделали мостик к озеру, потому что путь к нему идет через болото. Уже потом мой друг сказал, что вход через следующую базу стоит 20 рублей. Гейзерное озеро очень красивое, но ничего кроме небольших волнений на дне мы не заметили, караулили минут 15-20. Нам посоветовали приехать утром, причем пообещали, что денег второй раз не возьмут.

Гейзерное озеро

Гейзерное озеро

После этого мы отправились в Акташ на ночлег, потому что к 20:00 начинало очень быстро темнеть. Что касается жилья в Акташе, то найти его проблем не составит. Близлежащие базы стоят около 600 рублей с человека. Из удобств будет только туалет. В самом селе можно поселиться и на базе, и у местных жителей. Мы выбрали второй вариант. В целом отзывы о них в интернете теплые, поэтому вы наверняка останетесь довольны.

Дорога почти домой

Примерно 100 метров по улице за столовой, про которую речь шла ранее, есть вывеска рядом с небольшим домиком. Очень приятный мужчина, который на тот момент остался один на один с маленькой дочуркой, сдал нам 4-местный домик на двоих за 1000 рублей и любезно пустил нас в летний душ в своем доме. Сам он живет на другой стороне улицы. Что касается удобств, есть небольшая прихожая/кухня и жилая комната. Достаточно уютный домик с небольшим телевизором с кабельным ТВ.

Утром следующего дня мы еще раз заглянули на гейзерное озеро. Денег, как и обещали, второй раз не взяли. В этот раз нам повезло. Увидели небольшое извержение газов, которое выбрасывало глину наружу. Кстати после каждого такого "булька" на дне остаются интересные рисунки. Мы увидели лицо улыбающейся лягушки.

Гейзерное озеро на Алтае

Такой вот рисунок на дне озера

Не доезжая до Курая, можно забраться на гору. С нее открываются прекрасные виды в обе стороны. Есть дорога прямо к Северочуйскому хребту.

Гора Ржаная

Самая высокая точка этого массива, гора Ржаная

Горная дорога

По этой дорожке ездили на джипах, но можно пробраться и на седане

Следующая наша остановка — Курайская степь, расположенная сразу за одноименным селом. Прямо с трассы открывается прекрасный вид и на саму степь и на Северо-Чуйский хребет со снежными шапками.

Вид на хребет с Курайской степи

Вид на хребет с Курайской степи

Подведем итог и посчитаем

Дорога до Горно-Алтайска заняла у нас около 4 часов. Ехали практически без остановок, заправились только в Майме. Итак, расходы:

  • Всего на бензин потратили 4300 рублей.
  • Питание во время пути — около 1500, проживание — 1000 рублей.
  • С помощью BlaBlaCar получилось сэкономить 3000 рублей.
  • В Горно-Алтайске получилось сэкономить много денег на жилье, т.к. останавливались у друзей. Выбор различных баз там очень богатый.

Цель поездки была достигнута. Мы составили уже развернутый план на следующее путешествие в этот же район. Как оказалось, мы не посетили большую часть достопримечательностей, которые были в паре часов езды от Акташа. В следующий раз развернем там "плацдарм" для вылазок по местным достопримечательностям. Обязательно ждите продолжения в следующем году.

Автор: Вадим Ларин

Вам будет интересно!