В июле 2017 года мы совершили автопутешествие в Приэльбрусье, но успели заехать в Архыз и посетить много интересных достопримечательностей.
Предисловие
В июле 2017 года мы совершили автопутешествие из Иваново на Кавказ. В качестве конечной точки выбрали Приэльбрусье, так как муж поднимался на Эльбрус 10 лет назад и успел подзабыть красоту этих мест, а я вообще никогда там не была, несмотря на то, что сама родом из с юга России. Поездка продолжалась с 17 по 24 июля 2017 года. Около трех дней ушло на саму дорогу протяженностью чуть более 2000 км в одну строну, остальное время было посвящено осмотру пейзажей и достопримечательностей.
Выбор маршрута
Маршрут мы построили таким образом: Иваново - Владимир - Рязань - Липецк - Воронеж - Павловск - Каменск-Шахтинский - Ростов-на-Дону - Тихорецк - Кропоткин - Армавир - Черкесск - Архыз - Черкесск - Пятигорск - Приэльбрусье. За с. Воробьевка Липецкой области выехали на трассу М4 "Дон" и дальше до Ростова двигались по ней.
Путь туда занял около 32 часов, обратно примерно столько же (учитывая, что возвращались уже в Москву). По дороге туда мы остановились на ночевку в Черкесске у родственников, обратно ехали уже без перерывов, только поспали в машине несколько часов.
За рулем находился только муж, ему это далось достаточно тяжело. В принципе, дистанция вполне преодолимая в одиночку, учитывая хорошее состояние дорог на большей части пути, но лучше иметь второго водителя-сменщика.
Подготовка
Перед началом путешествия нужно хорошо подготовить машину, чтобы избежать поломок в дороге и потери времени на поиск сервисных мастерских. Наша была уже испытана длительными поездками на Байкал и Алтай, поэтому путь до Архыза в 1800 км, а затем еще около 370 км до Приэльбрусья казался мелочью.
Что сделали мы:
- полную диагностику авто и замену изношенных деталей (в нашем случае — тормозные диски, колодки и ступица переднего колеса);
- замена масла и фильтров.
Далее необходимо подумать об удобствах. Если в планах останавливаться в гостинице на ночь, можно рассмотреть вариант многочисленных отелей и мотелей, расположенных вдоль М4 (в более или менее приличных ценники начинаются от 3 тыс. руб.) или выбрать место под Ростовом- на-Дону.
Мы спали в машине даже без одеяла, так как ночью было жарко. Останавливать на сон лучше на крупных освещенных заправках — безопасно, никто оттуда не выгонит, а с утра можно умыться и выпить чашку кофе у них в кафе.
Дорога на Эльбрус
От Иваново до пересечения с трассой М4 "Дон" дорожное полотно нельзя назвать идеальным, так как это региональная дорога, и за ней особо не следят. На многих участках неаккуратный ямочный ремонт, заправок почти нет, дыры по бокам и середине, и, разумеется, всего по одной полосе в каждую сторону. В районе областных центров ситуация улучшается.
Есть и хорошие дороги в средней полосе
Федеральная трасса М4 от Москвы до Ростовской области содержит несколько платных участков. В планах — полностью монетизировать эту дорогу, но пока Росавтодор не успел построить все пропускные пункты. По состоянию на июль 2017 в обратную сторону от Приэльбрусья до Москвы проезд нам обошелся в 850 руб.
Плюсы М4 "Дон":
- местами разрешенная скорость до 120 км/ч;
- хорошее качество полотна;
- большое количество заправок с местами для отдыха и пунктами питания;
- освещенность в ночное время;
- наличие службы дорожных комиссаров.
Минусы:
- из-за строительства обходов и новых участков могут быть пробки (мы простояли очень долго под Лосево как раз на платном отрезке);
- в высокий сезон достаточно грязно — контейнеры и мусорные баки переполнены, так как машин на юг едет много, а службы не успевают убрать за всеми мусор.
- задержка на пунктах оплаты.
Следует отметить, что под Ростовом-на-Дону мы опять простояли в пробке 1,5 часа — и это в 2 часа ночи. Далее до Черкесска ехали свободно.
Архыз
После отдыха у родственников рано утром мы выехали в Архыз. От столицы Карачаево-Черкессии до места порядка 120 км. Предгорья начинаются сразу за городской чертой и далее переходят в полноценные (правда, невысокие) горные массивы.
Такое случается нередко
За станицей Зеленчукской дорога вьется вдоль реки Большой Зеленчук. Сначала мы хотели доехать до самого поселка и посмотреть на гостиничный комплекс "Романтик", о которой прочли много хороших отзывов, а затем подняться по новой канатной дороге (http://arhyz-resort.ru/), но передумали и решили остановиться в долине за 15 км от населенного пункта.
Склоны, покрытые зеленым ковром
В течение дня съездили на Аланское городище – слегка запущенный археологический парк, расположенный на территории средневекового Аланского царства.
Территория парка
Его самые интересные объекты — две церкви IX–X веков в византийском стиле, чем-то напоминающие грузинские храмы. Когда-то здесь проводили раскопки, но из-за отсутствия финансирования место держится только за счет энтузиастов.
Бывший кафедральный храм городища
Неподалеку вдоль трассы находится рынок с деликатесами: медом, орехами, грибами, чаем, сувенирами, бараньими шкурами, изделиями из шерсти, папахами, посудой, кавказскими кинжалами и прочей атрибутикой горцев. Оттуда ведет тропа к еще одной достопримечательности –—лику Христа на скале, но мы туда не полезли.
Место стоянки
Остальное время провели вдоль живописной речки в созерцании природы и попытке приготовить себе еду на углях.
Кукуруза-гриль
Ночевали в палатке, не будучи готовыми к тому, что будет достаточно холодно, ведь мы были прямо у воды посреди узкого ущелья.
Устроили себе такой обед
Приэльбрусье
И все же конечной целью нашего путешествия были Кабардино-Балкария и Приэльбрусье, поэтому на следующий день мы отправились туда. От Архыза до поляны Азау близ пос. Терскол было около 370 км. Это путь мы с легкостью преодолели за полдня.
На дорогах среди гор
Вот такие виды преследовали нас
Дорога проходит по территории Карачаево-Черкессии, захватывает часть Ставропольского края в объезд Пятигорска, поворачивает на Нальчик, сворачивает в районе с. Исламей и далее приводит в большую туристическую зону, объединяющую несколько поселков (включая Терскол), а также горнолыжные курорты — поляны Азау и Чегет, на каждом из которых есть канатная дорога.
Вид с поляны Азау
Кстати, очень удобно бронировать отель через сайт http://приэльбрусье.net. Там содержится исчерпывающая информация о ценах, условиях, подъемниках, местных ресторанах, трансфере, услугах такси, экскурсиях и еще масса полезных сведений.
Недалеко от отеля
Мы останавливались вот тут http://barsazau.ru/. Очень достойное место без излишеств по цене 2000 руб./сутки. Этот отель также можно найти и на booking.com . Я выбирала по отзывам, где говорилось о том, что там чисто, тихо + идеальное расположение. С тишиной, правда, не повезло, так как мне показалось, будто звукоизоляции нет вообще. Зато в остальном — на твердую "четверку".
Пешие маршруты
Мы поднимались по канатной дороге на высоту 3500 метров на станцию "Мир". Виды там просто великолепные: заснеженные горные хребты как на ладони. До самого Эльбруса, кажется, рукой подать, со смотровой площадки открывается круговая панорама.
На промежуточной станции
На станции "Мир"
Также на станции "Мир" есть небольшой музей и мемориал в честь защитников перевалов. Во времена ВОВ советские войска выбили отсюда знаменитую горную дивизию "Эдельвейс", солдаты которой даже установили на двух вершинах Эльбруса флаги Вермахта.
Несравненный Эльбрус
Обедали мы в разных местах, но больше всего понравилось кафе "Когутай", где можно выбрать блюда как кавказской, так и европейской кухонь. Уже потом я обнаружила, что у него отличный рейтинг на TripAdvisor и много хороших отзывов.
Панорама Баксанского ущелья
Отдельно хочется отметить Баксанское ущелье, через которое ведет путь к вершинам. Это очень живописная местность, окруженная зелеными склонами. Оно тянется примерно на 80 км. В его пределах находятся несколько поселков и г. Тырныауз, производящий тяжелое впечатление. Пока мы ехали вдоль каньона, я любовалась красивыми видами.
Вид из окна машины
Река Баксан
Советы туристам
Всем путешествующим на автомобиле в эти места я бы советовала обратить внимание на некоторые моменты.
- На территории Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии много постов ДПС, на которых достаточно часто останавливают машины для проверки. Особенно это касается КБР — там полицейские дежурят с автоматами наперевес. На одном посту нас заставили выйти из машины и проверили по компьютеру все документы, включая паспорта. Все делалось достаточно вежливо и ненавязчиво.
- Заправляться лучше на станциях больших известных сетей, маленькие местные заправки часто предоставляют некачественное топливо (со слов жителей Краснодарского края).
- В высокий сезон (июль - август) лучше запланировать проезд территории Краснодарского края ночью, потому что днем можно попасть в пробки.
- Взять больше времени на поездку — хотя бы 10 дней, а то у нас получилось "галопом", и мы не успели посмотреть все, что хотели.
Бюджет
Недельное путешествие в Приэльбрусье обошлось нам в совсем в небольшую сумму. По статьям:
- дизель (средний расход 7 л/100 км) — около 12 тыс. рублей;
- питание (покупки в магазине + кафе в Приэльбрусье дважды в день) — около 8 тыс. рублей;
- отель — 6 тыс. рублей за 3 ночи;
- плата за проезд по М4 — 850 руб. (считала только в обратную сторону по чекам, так как когда ехали на Кавказ, захватили только пару платных участков).
- сувениры — 1,5 тыс. рублей.
Итого — 28 350 рублей, пусть даже 30 000. В следующем году обязательно вернемся в те места, чтобы побродить по многочисленным пешим маршрутам и, возможно, подняться на Эльбрус.