Поездка на Кавказ и путешествие в Армению

Отчет путешественника, который на собственном автомобиле проехал от Урала (Екатеринбург) до Кавказа (Ванадзор, Армения). Советы туристам, фотографии достопримечательностей, впечатления от поездки.

Вступление

Путешествуя на машине, чувствуешь себя частью огромного необъятного мира. Впервые я поняла это летом прошлого года. Когда я узнала, что скоро увижу родную Армению, то очень обрадовалась. Когда дядя решил свозить нас туда на своем автомобиле, то я была вне себя от восторга.

От моей Родины меня разделяет целых 3000 километров — это три с половиной часа на самолете прямым рейсом, 661 час пешком или 42 часа на машине. Несколько долгих месяцев я ждала поездку с нетерпением.

Цели поездки и маршрут

Нас было пятеро. Изначально целью нашего путешествия была экономия, иначе только на самолет ушло бы порядка 120 000 рублей. Мы и подумать не могли, что эти четыре дня и три ночи, несмотря на определенные трудности, войдут в копилку наших самых лучших воспоминаний.

Так выглядел маршрут на 3000 км в Армению:

8. Владикавказ.
  9. Тбилиси.
  10. Ванадзор.

Совершенно удивительно иметь возможность проследить, как меняется природный ландшафт от Урала до Кавказа, как привычный серый мегаполис превращается то в широкую степь, то в захватывающие хребты и обвалы.

Дорога в Екатеринбурге

Поездка в Армению

Поездка в Армению на своей машине

Выезжаем из Екатеринбурга

Подготовка к поездке

Если вы когда-нибудь колесили по крутым склонам горных дорог, то знаете, что машина для такого путешествия должна находиться в хорошем состоянии. Перед столь долгой и опасной поездкой необходимо убедиться в исправности автомобиля, ведь от этого может зависеть многое. Мы так и сделали: показали нашу машину ВАЗ 2114 2010-го г. в. специалисту, который посоветовал поменять некоторые детали.

Отремонтировав ее, утром 18-го июля в 05:00 мы отправились в путь. Только выехав из Екатеринбурга, решили на всякий случай подстраховаться и сменить еще и передние амортизаторы. Общая сумма ремонта, включая работу мастеров, составила 25 000 рублей. В дорогу взяли только самое необходимое: еду, воду, аптечку и бензин с запасом.

Россия, "от южных морей до полярного края"

Россия слишком велика, чтобы объехать ее за раз. Полярный край мы, к сожалению, не видели, и по берегам южных морей не проезжали. Однако почти 90 % нашего пути пролегало через эту страну, и про нее есть что рассказать. За 15 лет почти постоянного проживания на Урале мы слишком привыкли к местной природе. И вот, наконец, мы покидаем Екатеринбург.

Выезд из Екатеринбурга в Армению

Из Екатеринбурга в Армению

Покидаем Екатеринбург

Честно говоря, до первой остановки ничего интересного я не увидела. Хотелось только спать и есть. Мы проехали меньше, чем планировали, так как на несколько часов задержались в автомастерской. В итоге первый ночлег устроили в одной из придорожных гостиниц вблизи Уфы.

Придорожная гостиница

Траты на спокойный сон были невелики, так как мы останавливались в довольно скромных и удаленных от центров местах. За одну ночь отдавали порядка 1500-2500 рублей и оставались довольны, так как кровати были в нормальном состоянии, а во многих номерах даже имелся душ. Всего мы ночевали три раза (и все — в России), то есть расходы не превышали 7500 рублей. Столько же потратили на обратную дорогу.

Питались мы хорошо: старались пробовать местные блюда и на всякий случай брали с собой что-то для перекуса. Не надейтесь, что вас на каждом километре ждут кафе. Лично я помню, как за 4-5 часов непрерывной езды со скоростью 100-120 км/ч не увидела ни одного намека на человеческую цивилизацию. Такова русская степь.

Обязательно возьмите с собой что-нибудь съестное:

• печенье (без глазури, она растает);
  • чай, кофе (горячая вода есть на автозаправках);
  • орехи;
  • сухой завтрак;
  • крекеры, сухарики, сушки и пр.

На первое время можно брать и скоропортящиеся продукты. Мы, к примеру, в обратную дорогу взяли бабушкины пирожки и жареную картошку.

Итак, русская степь. Казалось, она никогда не кончится. Больше всего мне понравились поля подсолнухов.

Поля подсолнухов

Поле подсолнухов

Подсолнух

Божья коровка

Навигатор для поездки в Армению

Навигатор, который мы взяли у знакомых (на фотографии указана только часть нашего расстояния).

Это одна из гостиниц, в которых мы решили остановиться. Отзывы в интернете оставляют желать лучшего, но лично мне было уютно, хоть и номер был тесный.

Комплекс "Амин"

Дорога в Армению

Степи кончились, за горизонтом начали мелькать вершины гор

На границе с Грузией пришлось задержаться на несколько часов из-за пробок. Жалею, что истратила в ожидании всю зарядку телефона и не сфотографировала то, что увидела потом. Сразу после выезда из России я была в ужасе от местных дорог. На метр справа — гора, на метр слева — обвал, и рядом нет никакого ограждения. Никогда до этого я не была в столь экстремальной ситуации. Не представляю, как в таких условиях люди строили дороги.

Для въезда в Грузию виза не требуется. В дорогу достаточно взять паспорт, загранпаспорт, водительское удостоверение, документы на автомобиль и на детей. Обязательного страхования для автомобилистов в Грузии нет. В общем, несмотря на долгое ожидание в пробке, мы легко и быстро покинули Россию.

Грузия

Знакомство с этой замечательной страной было коротким. Все мое впечатление можно выразить этими фотографиями.

Поездка в Грузию

Мы всего лишь на обратном пути вышли из машины, чтобы прогуляться, и увидели эту красоту. Там был такой живительный воздух, что мы не могли надышаться. Я полностью не осознала уникальность момента, пока не вернулась домой и не рассмотрела эти фотографии как следует. Мы так и не узнали, где находится это место и что это за храм, поэтому для меня это просто Грузия, не оставившая нас равнодушными.

Однако это было по пути обратно в Екатеринбург. В начале путешествия мы столкнулись с серьезными неприятностями: наш навигатор был рассчитан только на Россию. Мы оказались в чужой стране без карт, и у нас было очень мало времени до ночи, чтобы добраться до пункта назначения. Также нужно было пересечь еще одну границу.

Мы нашли выход — следовать за грузовиком, который направлялся в Армению. Так мы проехали за ним все четыре часа. В конце пути водитель грузовика понял, что за ним следят, и начал от нас уворачиваться. Так мы и гнались за ним до темноты. Было весело.

На границе с Арменией пришлось понервничать. Наступила полная ночь, а пускать в страну нас не спешили. Работники пограничной службы тщательно проверили вещи, заставили оформлять страховку, спросили о целях и сроках нашего визита. Несмотря на то, что для въезда в Армению нужны те же документы, что и для в Грузии, мы потратили разное время на прохождение контрольно-пропускного пункта.

Армения — страна гор с богатой историей

Ванадзор расположен недалеко от границы, поэтому уже через пару часов мы были в кругу своих родных. Ландшафты Армении и Грузии схожи. Обе страны малы по площади и располагаются в одинаковых природных зонах. На моей Родине есть много мест, которые могут заинтересовать как жителей этой страны, так и туристов.

Рекомендую каждому посетить столичный зоопарк. Туда можно доехать на бесплатном автобусе, который каждый час курсирует между центром Еревана и зоопарком. Билет стоит всего один-три доллара (по нынешнему курсу — 61-184 рубля).

Зоопарк

Зоопарк в Ереване

Зоологический парк Еревана

Зоологический парк в Ереване

Зоопарк в Армении

Зоопарк в Ереване

Зоопарк

В самое жаркое время можно освежиться на берегу озера Севан. Это одно из самых посещаемых мест в Армении летом. На фотографиях ниже запечатлен мемориальный комплекс Цицернакаберд, посвященный памяти жертв Геноцида армян 1915 года.

Цицернакаберд

Памятник Цицернакаберд

Памятник Цицернакаберд в Ереване

Больше всего впечатлений я получила от тура по известным местам Армении, который стал частью нашего дорожного путешествия. Только вместо автомобиля был автобус. Зато я сидела на лучшем месте — рядом с водителем.

Тур по Армении

Окрестности монастыря Нораванк поражают воображение. Он построен в 13-м веке, но для страны, история которой берет начало, по меньшей мере, в 6-м веке до нашей эры, это довольно молодое построение. Также одним из запомнившихся достопримечательностей является Джермук – город-курорт с долиной водопадов. Мы были и на других экскурсиях, о чем говорит богатая коллекция магнитов на холодильнике.

Монастырь Нораванк

Монастырь Нораванк в Армении

Окрестности монастыря Нораванк

Джермук

Курорт Джермук

Магниты из Армении

Полезные советы туристам

Общие советы:

1. Обязательно приведите машину в порядок перед поездкой, даже если пункт вашего назначения — соседний город.
  2. Водитель должен быть опытным. Садитесь в машину только к тому, в ком вы уверены.
  3. Поищите надежный навигатор с хорошими отзывами и убедитесь, что там присутствуют все нужные карты.
  4. Если вы ночуете в гостинице, то устраивайтесь на ночлег за час до наступления темноты. В темное время суток найти место для сна вне машины будет сложно. Кстати, гостиницы в небольших городах намного дешевле, многие из них вполне хорошие. Будет полезно заранее прочитать отзывы о том заведении, где вы планируете остановиться.
  5. Не забывайте про ремни безопасности, ПДД и детские кресла.
  6. Фотографируйте. Если, конечно, не сидите за рулем.
  7. Во время долгой поездки (особенно в степи) может стать скучно, поэтому позаботьтесь о досуге. Идеальным вариантом будет хорошая музыка или аудиокнига.

Для поездки на Кавказ:

1. Зимой, весной и осенью ездить по дорогам довольно опасно. Ближе к сентябрю многие возвращаются обратно, поэтому дороги, особенно у границ, сильно загружены. Лучшее время для автомобильных поездок по горным склонам — начало лета.
  2. Разменивайте деньги на границе, если планируете траты в чужой стране. Например, в Грузии было сложно разменять валюту, а в автозаправках и магазинах рубли не принимали.
  3. Подготовьте все необходимое, чтобы пересечь границу.

Примерные расходы:

• Ремонт машины перед поездкой — 25 000 рублей.
  • Бензин (туда и обратно) — 20 000-22 000 рублей.
  • Гостиницы — 9000-15 000 рублей;
  • Штрафы за не пристегнутые ремни и отсутствие детского кресла — 5000 рублей;
  • Еда в дороге — 9000 рублей на пять человек;
  • Страховка машины в Армении и дорожный налог — 3500 рублей;
  • Посещение достопримечательностей — 5000-6000 рублей.

Расходы, не считая трат на проживание и еду (мы жили у родственников),  составили 76 500 - 85 500 рублей. Это гораздо меньше той суммы, которая могла быть, если бы мы не рискнули проехать 3000 километров на автомобиле (на пять человек ушло бы 120 000 рублей только на самолет).

Я благодарна своей семье за минувшее лето, которое запомнится мне на долгие годы. Очень хочется пережить эти моменты вновь. Жалею только о том, что мы так редко останавливались в пути и сделали мало фотографий. Наслаждаясь действительностью, часто забываешь про фотоаппарат.