Автопутешествие и отдых в Грузии (2016)

Грузия — автомобильный и туристический рай, в котором есть невероятная природа и горы, величественные монастыри и храмы, вкуснейшая кухня и гостеприимство.

Предисловие и подготовка

Давно планировали с супругом поехать в путешествие, и все чаще заглядывались на Грузию. Чтобы не было скучно, решили взять с собой еще пару друзей — в дороге веселее и безопаснее. Очень уж хотелось посмотреть на Казбек, покупаться в теплом море и вволю напиться-напробоваться вина грузинского. Да и вообще — ну кто не слышал о грузинском гостеприимстве?

Вопрос полета на самолете отмели сразу — цены на авиабилеты сильно кусались. На тот период билеты стоили около 300 долларов туда-обратно на одного, да и на четырех человек стоимость поездки была довольно серьезная. В общей сложности, на бензин было потрачено чуть более 2 тысяч рублей — это при расходе 10 литров по трассе и стоимости бензина 35 рублей за литр.

Грузия — страна, в которой украинцам всегда рады. Визовых проблем для граждан Украины нет, все, что потребовалось документально — это заграничные паспорта. Правда, поскольку ехать пришлось через территорию России, понадобилась еще и страховка для авто.

На нашей BMW X5 мы ездим довольно часто, но так далеко решились первый раз. До Грузии в общей сложности получилось почти 2000 км в одну сторону: 503 км до Харькова, потом 125 км до границы, 1300 км — по территории России, все остальное — по Грузии. Поскольку с нами было двое опытных водителей, мы не особо переживали по этому поводу.

Выезд был назначен на 26 июня — решено, что мы день пробудем у друзей в Харьков, а уже оттуда стартуем на Грузию, и пробудем в общей сложности на колесах две недели, возвратившись в Киев 11 июля. Изучив отзывы и отчеты о путешествиях, мы определились с дорогой: Киев - Харьков - Старый Салтов - Чугуновка - Ростов-на-Дону - Минеральные Воды - Нальчик - Владикавказ - Грузия.

Маршрут из Украины (Киев) в Грузию

Маршрут, по которому нами решено было двигаться

Дорога до Харькова — впереди Россия

До Харькова добрались быстро — шесть часов спокойной езды. Дальше нас встретили друзья, и мы отправились гулять. Поскольку мы с мужем были в первый раз во второй столице Украины, нам все очень понравилось. Жаркий летний день — огромное количество фонтанов, да таких, что дух захватывает, а рука сама тянется к фотоаппарату.

Фонтаны Харькова

Хрустальные фонтаны Харькова

К сожалению, у нас не было времени изучить другие достопримечательности, так что мы успели исключительно побродить по городу и вкусно перекусить в ресторанчике "Наша Дача" на Батумской улице. В пять часов вечера вместе с друзьями мы выдвинулись навстречу нашему приключению.

Раньше все спокойно выезжали через Донбасс, но в связи со сложившейся ситуацией решено было воспользоваться небольшим пунктом пропуска в Харьковской области. Пришлось проехать 125 км по ужасной дороге, но мы были вознаграждены отсутствием очереди. Машин было мало, поэтому таможню прошли достаточно быстро. Заполненные миграционные карты и таможенная декларация (понадобилась для автомобиля) — и мы в России.

Важно: Особое внимание стоит обратить на то, что и в России, и в Грузии очень строго относятся к тонировке стекол (речь идет о передних). Конечно, мы не хотели портить машину, поэтому решили рискнуть, и просто опускали стекла, проезжая пункты проверки.

Ростов-на-Дону мы проехали по окружной (это был уже глубокий вечер), а затем был ночной переезд (со сменой водителей и остановками на кофе и просто отдых) через Владикавказ. Верхний Ларс прошли ближе к утру, около четырех утра.

Следует учесть, что граница работает не круглосуточно, так что подъезжать туда стоит часам к пяти — как раз к открытию. Стояли долго, около трех часов, но это того стоило — мы получили замечательную возможность полюбоваться первыми удивительными пейзажами. Для прохождения границы рекомендуем изучить форумы и другие материалы на тематических сайтах.

Два тоннеля — и мы в долгожданной Грузии. Встречай, Сакартвело!

Дорога в Грузии

Грузинская красота без прикрас

Святая Троица — монастырь, где обязательно нужно побывать

Первым на нашем пути лежал поселок Степанцминда, пришлось проехать всего несколько километров. И сказать, что это было потрясением — ничего не сказать! Если вам придет в голову шальная мысль объехать это место стороной — не поддавайтесь.

Конечно, мы были уставшие, но от такой красоты открылось второе дыхание — и мы не смогли сдержать восторженных охов-ахов.

Гергети, Грузия

Гергети — колыбельная Казбеги

Целью нашего путешествия в эти места был, конечно, величественный Казбек и Гергетис Цминда Самеба, иначе говоря, Монастырь Святой Троицы.

Гергетис Цминда Самеба

Конечно, мы не рискнули ехать на своей машине, поскольку там дороги практически нет, и проехать могут только местные внедорожники, которым ничего не страшно. Мы решили не пользоваться услугами горячих джигитов, а пройти пешком, тем более идти было всего три километра вверх.

Итак, пройдя через село Гергети, мы устремились в лес, и через часа два были вознаграждены захватывающим зрелищем.

Храм Святой Троицы

Открывшийся вид поражает в самое сердце даже самого сурового и все повидавшего путешественника — а что говорить о таких впечатлительных особах, как мы с подругой?

Сначала попадаешь на открытое пространство, похожее на владения Властелина Колец. В центре стоит величественная церковь, с нее открывается вид, подтверждающий, что Господь действительно благословил Грузию. Мы слышали легенду, что Казбек показывает свою вершину только хорошим людям — к счастью, нам удалось ее увидеть.

Вершина Казбеги

Что удивило лично меня — в такой красоте абсолютно бесплатно стояли палатки. Меня, ребенка асфальтных джунглей, это поразило, ведь в своих путешествиях мы привыкли за более-менее приятный вид (уж не говоря о возможности поставить палатку) надо платить.

Источник Святой воды в Грузии

Местный источник со святой водой

Вдоволь насладившись, мы спустились вниз, нашли ночлег (10 долларов с человека), устроились отдыхать и усваивать полученные впечатления. Да, чуть не забыла про великолепный ужин — хинкали и хачапури были просто божественными

Тбилиси, встречай!

На следующее утро мы отправились по живописнейшей дороге в Тбилиси. Заранее найдя себе проживание — отель Lux на окраине города прямо на Военно-Грузинской дороге — мы были приятно удивлены его стоимостью: номер обошелся в 25 долларов (страница отеля на Booking).

отель DeLuxe в Тбилиси

Отель Lux, в котором мы планировали поселиться

Проехав примерно половину пути и вволю нафотографировашись c видами гор, мы увидели еще одну достопримечательность — крепость Ананури. Поразило величие этой крепости, стало понятно, почему Грузия постоянно страдала от захватчиков.

Крепость Анаури

Ананури — крепость-жемчужина

Приехав в столицу, мы заселились и решили отправиться в Мцхету — самую древнюю столицу Грузии, в которой есть монастырь Джвари. Это романтическое место, любимое всеми.

монастырь Джвари

Слияние двух рек — лучшее место для монастыря

Поскольку Мцхета находится совсем недалеко от Тбилиси (буквально в его пригороде), мы очень быстро туда добрались и пробыли там достаточно долго. В этом городе можно гулять бесконечно, а местные экскурсоводы в храме Светицховели сделали эту прогулку незабываемой.

Полюбовавшись слиянием двух рек — величественной Арагви и светлой Куры в монастыре, мы решили отправиться в парк Мтацминда, где и закончили вечер, наслаждаясь национальной кухней в ресторане. Кухня, вино, и гостеприимство грузинов — это совершенно отдельная история, про которую можно написать целые тома

Мтацминда, Грузия

В древней столице Мтацминда

На следующий день нас ожидали знаменитые бани Тбилиси (выбирайте Королевские — не пожалеете!), которые стоили недорого. Нам пришлось оплатить что-то около 60 лари с человека. Мы решили не жадничать, и заказали услуги банщицы за 10 лари. А какие бесподобные были чай и варенье из кизила — не передать словами.

Потом мы просто гуляли, любуясь этим древним городом. Крепость Нарикала, мост Мира, Театр Марионеток, знаменитая Самеба — и это малая часть того, чем нам удалось восхититься.

Самеба, Грузия

Самеба — гордость Грузии

собор Самеба

Кафедральный собор Самеба

Мост Мира

Мост Мира, соединяющий сердца

Кукольный театр в Грузии

Кукольный театр

Захотели покататься на теплоходе — в нашем распоряжении за 25 лари с каждого оказался катерок с отличным гидом в придачу. Вечер закончился в хинкальной — а где же еще?

Вид на Тбилиси с парка Мтацминда

Вид города с парка Мтацминда

Ночная подсветка Самебы

Ночная Самеба

Самеба ночью особо захватывает

Утром мы вынуждены были расстаться с Теплым Городом (именно так переводится Тбилиси) — наш путь лежал в Боржоми.

Дорога в Боржоми

Приехав туда и сняв по советам местных номер-комнату, мы разложили вещи и отправились гулять по парку. Зашли в Старый Боржоми — самый известный и вкусный ресторан в городе, где готовят изумительные и особые хачапури по секретному рецепту.

Хачапури в Старом Боржоми

Хачапури с секретным ингредиентом — любовью

Отдохнув и набравшись сил, утром мы выдвинулись на осмотр древней Вардзии — старинного пещерного города, построенного еще царицей Тамарой. Он расположен в Аспиндза, районе города Ахалцихе. Там было реально страшно и величественно — пещеры, храмы и крутые лестницы поражают воображение. Вход шесть лари — и впечатления на всю оставшуюся жизнь.

Вардзия

Вид с Вардзии

Пещеры Вардзии

Опасные пещеры Вардзии

Налюбовавшись древними пещерами, мы направились в Кутаиси, а оттуда в Батуми, завершив свой отдых пребыванием и купанием в море.

Ночной закат в Кобулетти

Вид из окна отеля в Грузии

Вид из номера

На этом мой рассказ заказчивает. Обратный путь был предсказуем и прост. В итоге хочу сказать, что Грузия — рай, в котором есть невероятная природа и горы, величественные монастыри и храмы, вкуснейшая кухня и гостеприимство.