Поездка на машине в Баку: отзыв и достопримечательности

Отчет о поездке на автомобиле в Баку через Назрань и Грозный. Ценные советы туристам, достопримечательности в пути, отели и гостиницы, а также сопутствующие фотографии.

Канун Нового года. Дорога в Грозный

31 декабря 2016 года началось для меня и моих неугомонных друзей-путешественников в 04:00. Вооруженные маленьким ребенком и готовностью к долгой дороге в Рено Меган, мы выдвинусь из Краснодара по направлению к Баку на рассвете.

С самого начала поездки стало понятно, какой неуловимый опыт мы начали получать, оказавшись на трассе, полной снега, покрытой тонким слоем льда. Сначала в душе, а потом в голос порадовались собственной смекалке одеться в горнолыжные костюмы и взять горячий чай в термосе. 1220 километров разговоров, впечатлений, сна и национальной музыки мы преодолели за 3 дня, и об этом я расскажу подробнее.

Чтобы исключить дорожную петлю Краснодар - Ставрополь - Пятигорск, мы поехали напрямую через Белореченск и Лабинск до Назрани, оставив 240 километров в запасе другим участникам дорожного движения.

Дорога в Баку

Дорожный пейзаж

Поездка в Баку

Ориентируемся на Нальчик

Забегая вперед, скажу, что сотрудники дорожного контроля (они же — посты ДПС) останавливали нас каждый раз, когда мы въезжали в какую-то Республику и когда покидали ее пределы. На всех "пограничных" постах проверяли наши документы, интересовались целью путешествия и, завидев малыша на заднем сидении, желали нам хорошей дороги, не забывая поздравить с наступающим Новым годом. Доехав до Назрани, мы заметили, что настроение погоды изменилось в лучшую сторону — нам улыбнулось солнце.

Назрань

На окраине самого города, по дороге в Грозный, удалось запечатлеть крупный комплекс "Мемориал памяти и славы", где собраны памятники и композиции. Они отражают исторические события и представляют выдающихся деятелей, которые внесли вклад в развитие Республики. Сами жители гордятся этой визитной карточкой, олицетворяющей дух, любовь к Родине, мужество и стойкость народа Ингушетии.

Мемориал памяти и славы в Ингушетии

Мемориал памяти и славы, Ингушетия

Ингушетия

К 15:00, выпив весь горячий чай, мы достигли Республики Чечня и смело направились к ее сердцу — в город Грозный, восстановленный после боевых действий. Командир нашей команды (она же — двухлетняя девочка) настойчиво заявляла о желании сразу направиться в заранее выбранную гостиницу и немного отдохнуть перед прогулкой по столице.

Найти место для отдыха мы доверили навигатору, с чем он легко справился, Уже через 15 минут после въезда в город мы парковались у дверей небольшого двухэтажного здания с громким названием "Кавказ". Выбор пал на эту гостиницу по трем причинам. Во-первых, за троих взрослых и одного ребенка мы отдали 2700 рублей и получили довольно большой номер из двух комнат. Во-вторых, гостиница находится в пяти минутах от центральной части города. В-третьих, отзывы о ней были хорошие, несмотря на отсутствие включенного в проживание питания. Тем не менее, это компенсировалось нам легко и дешево: рядом с гостиницей находится столовая, где готовят вкусно, еда стоит недорого, а порции довольно большие. Питание трех человек (обед, скромный ужин и сытный завтрак) обошлось нам в 1700 рублей.

Канун Нового года. Грозный

Немного отдохнув и быстро поев в столовой, мы, сытые и довольные, отправились гулять по Грозному пешком. Через пять минут вышли на центральный проспект В. В. Путина, откуда нам открылся вид на гордость города и всей Чечни — мечеть "Сердце Чечни".

Проспект В. В. Путина

Мечеть "Сердце Чечни"

Мечеть имени Ахмата Кадырова "Сердце Чечни" — это одна из крупнейших мечетей в России и в Европе, открытая в 2008-м году. Располагается она на берегу реки Сунжа. Саму мечеть окружает большой парк. Для всех верующих она открыта всегда, поэтому любой желающий может зайти и увидеть здание изнутри. Мы же не стали нарушать проходившее в мечети мероприятие и отправились гулять в парк.

Несмотря на преддверие праздника, никакой суматохи и спешки в городе мы не заметили. Улицы были украшены новогодними гирляндами и шарами скромно и в то же время красиво. Впечатление произвел на нас находящийся в городе знаменитый "Грозный Сити", который является самым большим пятизвездочным отелем на Северном Кавказе. Проживание здесь обойдется приехавшим гостям примерно от 5000 рублей за одну ночь, но при желании можно снизить стоимость, забронировав номер заранее.

Отель "Грозный Сити"

Когда мы гуляли по центральной части города, то нам в глаза сразу бросилась чистота и аккуратность парков и улиц. Мне же очень понравилось, что торговые аллеи в Грозном выдержаны в одном стиле: все магазины расположены так, чтобы можно было оставить машину на парковке и спокойно выйти сразу к зданию. И, конечно, нельзя не отметить, насколько масштабно столица преобразилась после всех трагических событий нашей истории. Вновь отстроенный город — это новые жилые кварталы и оставшиеся, чудом сохранившиеся небольшие домики; это памятники и современные отели; это большие парки и культурные особенности чеченского народа.

Упавшая отметка на градуснике ниже нуля на восемь пунктов заставила нас, после трехчасовой прогулки, вернуться в гостиницу и готовиться к Новому 2017-му году. Чтобы встретить его, по традиции мы отправились за шампанским. Сразу хочу предупредить, что спиртное в Грозном нельзя просто купить в обычном магазине. Продажа алкогольной продукции в Чечне под запретом. Пришлось идти старым проверенным путем: звонить знакомым и узнавать, где все-таки можно приобрести несколько литров праздника. По совету проверенных людей я отправилась на одну из автомоек, где попала в подпольный магазин по продаже любого спиртного напитка. Купив шампанское и вернувшись в гостиницу, мы скромно встретили первый день 2017-го года, после чего, уставшие на 15-й минуте после полуночи, уже мирно спали.

Дербент

Позавтракав в столовой рядом с гостиницей и собрав всю волю в кулак, мы отправились в путешествие дальше, в Республику Дагестан, навстречу тысячелетней истории — в город Дербент. Он встретил нас солнечно, но ветрено. Хотя это не помешало нам бросить машину на проезжей части и рьяно рвануть на берег Каспийского моря-озера.

Улицы Дербента

Берег Каспийского моря

Для тех, кто не знает до сих пор, что такое Каспий, скажу так — это крупнейший на Земле водоем, который является замкнутым. Именно по этой причине его относят к озеру. Оно, располагаясь в самом южном городе России, встретило нас холодным ветром и снежным пляжем. Самые сильные порывы уносили наши радостные крики далеко к островам Каспийского моря, а несильные — раздували щеки, и без того растянутые от улыбок.

Пока наши ноги в горнолыжных ботинках находились в слабосоленой воде, взгляды были прикованы к главной достопримечательности города ЮНЕСКО — Дербентской крепости. Чтобы добраться до нее на машине, нам пришлось проехать через весь город и начать подъем в гору по узкой дороге. Зимой, из-за снега и крутых склонов, на авто это делать довольно опасно. Приходилось пропускать встречный транспорт, чтобы участок дороги впереди был свободен для проезда. Совет тем, кто попадет зимой в Дербент — поезжайте к крепости лучше на джипе либо запаситесь попутчиками, которые хорошо знают дорогу наверх.

Наш же безумный и отчаянный подъем занял почти час. Безусловно, оно того стоило. Мы оказались на красивейшем плато, откуда виден весь город и Каспий.

Каспийское море

Дербентская крепость

Цитадель Нарын-Кала, она же — Дербентская крепость, начинается с высоких железных ворот. Они ведут внутрь оборонительного сооружения и всемирно известного памятника архитектуры.

Цитадель Нарын-Кала

Ворота Цитадели

Заплатив за троих взрослых 210 рублей (ребенок прошел бесплатно), мы начали изучать крепость изнутри. Внутри она представляет собой большое количество проходов, каменных арок, небольших лестниц, нескольких сохранившихся до наших дней помещений и богатую историю, которая берет свое начало в далеком VI веке.

Дербентская крепость

Фрагмент крепости

Мы изучали крепость около двух часов, периодически поднимая голову, чтобы понять, в какой части мы находимся. Лабиринты и ступени каждый раз выводили нас к "новым старым" постройкам. Совет для тех, кто попадет в это удивительное место впервые — обязательно возьмите экскурсию, которая стоит всего 300 рублей для взрослого и 100 рублей для ребенка. Старожилы памятника рассказывают его историю охотно, с удовольствием, при этом могут поведать некоторые секреты национальной культуры.

И пока мы слушали нашего экскурсовода, зимний ветер на высоте 340 метров над уровнем моря не раз наводил на мысль найти теплое место. Через два часа мы вернулись к машине, чтобы спуститься в город и сразу заселиться в гостиницу. На этот раз командиром выступил один из моих друзей, который к моменту приезда в Дербент по "счастливой" случайности успел сильно заболеть.

Размышляя о том, как бы не заразился ребенок, мы сели в авто и поехали в город. Спуск прошел быстрее, чем подъем, и примерно через 30 минут мы уже заходили в аптеку, чтобы купить волшебных пилюль от простуды. К моменту, когда мы вновь оказались в городе, погода стала нас баловать, и мы отправились гулять по улицам.

В отличие от Грозного, в Дербенте за чистотой следят не настолько сильно. Весь город фактически — это россыпь мелких магазинов, рынков, торговых площадок и всего того, что называют "продажа". Крупных жилых комплексов в Дербенте нет — только отдельные многоэтажки. С высоты он выглядит как провинциальный городок где-то на юге Франции. Но, в отличие от нее, местные жители говорят на родном языке. Не все друг друга понимают, потому что количество диалектов дагестанского языка превосходит число 40, но это не мешает им продолжать разговор о чем-то своем.

Осмотрев старый город со всех сторон, мы отправились на заслуженный отдых в забронированный отель. Долго выбирать место для ночевки не пришлось. Поскольку город небольшой, все отели Дербента есть на знакомых нам сайтах Booking, Trivago, и много страниц они не занимают. Наш выбор пал на гостиницу "Элит", которая находится недалеко от центра. Она устроила нас по цене и качеству. Как позже оказалось, понравилась она нам еще и по обслуживанию. Мы выбрали номер, который обошелся нам в 1500 рублей за ночь, и получили за это двухместную кровать, диван и красивый ковер. Комната больше напомнила однокомнатную квартиру с отдельной прихожей, жилой комнатой и санузлом. Персонал гостиницы приветливо встретил нас и сразу рассказал, где мы можем поесть. Перекусить мы могли в самом отеле в отдельной комнате, больше похожей на магазин. Поскольку в путешествие отправились, помимо ребенка и водителя, еще и две женщины, то еды у нас с собой было предостаточно.

Пересечение границы, или Как мы рассказывали про Армению

Поблагодарив персонал отеля, мы уже тем временем были одной ногой в Республике Азербайджан. Доехав до российско-азербайджанской границы, мы были вынуждены оставить свой автомобиль на платной парковке. И здесь важно знать, что через границу в Азербайджан не все машины могут пропустить. Согласно требованиям, спокойно пропускают автомобиль, если ему еще нет пяти лет. Если уже есть, то в свидетельство на машину необходимо вносить пометку об эко-классе (четвертый эко-класс). Однако и здесь не все так просто. На японские машины, которые выпущены до 2011-го года, эко-класс не устанавливали. Если сборка четырехколесного друга была осуществлена в родной стране, придется оставить солидный залог на автомобиль.

Наш европейский транспорт ни под одну из нужных категорий не подходил, и было жалко оставлять 30 000 тысяч рублей в качестве залога. В связи с этим мы заплатили за платную стоянку 750 рублей и гордо направились в сторону вооруженных пограничников. Чтобы пересечь границу без автомобиля, нужно приготовить 100 рублей за проезд (за человека) на специальной маршрутке, которая перевозит пассажиров из России в Азербайджан.

После того, как маршрутная желтая газель загрузила достаточно пассажиров, ворота границы открылись, и мы поехали на контроль. Водитель указал нам путь, где мы должны отметить убытие и затем вернуться к его машине.

Проверка загранпаспортов на российской границе прошла довольно быстро. Примерно через 40 минут водитель газели вез нас по мосту на азербайджанскую сторону. Однако сотрудники их таможенного контроля проверяли документы долго, тщательно и задавали много вопросов каждому, кто намеревался оказаться в стране нефти. Нашей компании "повезло" больше всего: у всех нас в загранпаспортах стояли отметки о посещении Армении.

Тем, кто был там и планирует ехать в Азербайджан, хочу дать важный совет: лучше сказать, что в Армении вы посещали только город Ереван. Зная об особенностях взаимоотношений между этими двумя странами (Армения и Азербайджан), мы были готовы к вопросам, но даже не догадывались о полуторачасовом допросе в отдельном кабинете. В итоге на границе с Азербайджаном мы провели около трех часов. Когда, наконец, после длительной беседы с начальниками пограничного контроля мы ступили на землю азербайджанскую, нашей радости не было предела.

Чтобы доехать до Баку, нужно пытаться договориться с местными извозчиками на скидку, но это дело весьма трудное. Нам пришлось ждать того, кто способен отдать 2000 рублей за поездку за одного человека. Как только такой пассажир нашелся (спустя еще час), за 8000 рублей и четыре часа мы доехали до Баку.

Каникулы в Баку

Они начались с поиска обменника русских рублей на азербайджанские манаты. Один азербайджанский манат в 2017-м году равнялся 48-ми рублям. Проблем с поиском обменных пунктов в Баку нет — такие денежные окошечки можно встретить практически на каждой улице города. Быстро обменяв наши тугрики на местную валюту, мы задались целью купить продукты и найти наш хостел.

Его мы выбирали, исходя из того, чтобы было удобно готовить еду для ребенка и нас самих. Такой хостел мы нашли рядом с центральной частью города — Guest House. Почитав отзывы о нашем потенциальном жилье на несколько дней, мы забронировали заранее один номер и одно спальное место через Вooking. В итоге за три ночи в хостеле мы отдали, в переводе на родную монету, 10 300 рублей. Гостеприимный хозяин встретил нас предложением попить чай и сообщил, что напитки и печенье в хостеле бесплатны. Также он не замедлил похвастаться, что именно в его гостевом доме отдыхали ведущие программы "Орел и Решка".

Guest House в Баку

Доска почета: "Орел и Решка" в гостях у Баку

Мы же в свою очередь похвастались заразившей нас всех простудой и допросом на границе Россия - Азербайджан. Поделившись с хозяином хостела последними новостями из-за рубежа, мы разделились на тех, кто сидит с ребенком и ту, которая пойдет искать аптеку. Мне и выпала эта честь купить местные лекарства. Прежде чем я посетила аптеку, я успела увидеть знаменитые бакинские такси, которые так славятся в Лондоне и в Баку.

Такси в Баку

Бакинско-лондонские такси

Еще не оправившись от русских холодов, вечером мы грелись в номере и пили горячий чай, пытаясь при этом уговорить ОРЗ отступить хотя бы до конца поездки. Не сумев договориться по-хорошему, пришлось обратиться в местную поликлинику на следующий день.

Поездка в Баку

По дороге в поликлинику

Улицы в Баку

Баку

По дороге Баку открывался нам с разных сторон: здания музеев и памятники сменялись узкими улочками с потертыми входами во дворы и наоборот. Сама больница поразила высоким уровнем обслуживания, отсутствием очередей и очень красивым интерьером в европейском стиле. Заплатив за прием 1900 рублей, врач выписал лекарства, пожелал хороших выходных и крепкого здоровья.

Дальше мы, спокойные, что о здоровье позаботились, пошли гулять по городу, который подарил нам жаркие выходные. Первым делом отправились на набережную, где царила прогулочная атмосфера и + 17 градусов тепла.

Каспий

Каспий со стороны Баку

Муниципалитет в Баку

Муниципалитет

Национальный музей в Баку

Здание национального музея

За все время наших прогулок самое яркое впечатление оставил старый город, в который мы порывались попасть в первую очередь. Знаменитый на весь мир жилой квартал Ичери-шехер является и историческим архитектурным памятником Азербайджана, окруженный мощными крепостными стенами. Самые популярные места этого комплекса — Девичья башня и Дворец царей.

Девичья башня

Девичья башня в Баку

Дворец ширваншахов

Вход во Дворец ширваншахов

Еще одной изюминкой крепости являются редкие старинные часы. Удивительны они тем, что работают и показывают точное бакинское время на протяжении долгих лет. Главный вход в старинный город располагается рядом со станцией метро, которым мы так и не воспользовались.

Квартал Ичери-шехер

Часы на стене крепости

Старинный город Баку

Вход в старинный город

Улочки старинного города сохранили свою неповторимую красоту по сей день. На них можно увидеть и небольшие базары с сувенирной продукцией, и неожиданные входы в музеи крепости, и ретро-автомобили.

Улицы Баку

Старый город Баку

Улицы старого Баку

Старинный город Баку

Улицы старого города Баку

Особого внимания заслуживает центральный музей. В нем собраны коллекции разных исторических эпох и весьма необычные предметы быта, одежды, музыкальные инструменты и многое другое.

Сантур

Музыкальный инструмент сантур

Центральный музей Баку

Туфли

Центральный музей в Баку

Украшения

Если бы знали цари, что на их убранства и серьги будут смотреть потомки, заплатив за это деньги, — может, были бы еще богаче. В тот момент прогулки мы заходили везде, куда только можно было попасть — нам хотелось увидеть все и проникнуться этой историей. За знакомство с последней мы отдали 3200 рублей за троих взрослых, при этом успели кое-какие предметы интерьера потрогать собственными руками.

После посещения этих колоритных достопримечательностей захотелось остаться в каком-нибудь старинном доме и пожить несколько дней в стенах, где правили и творили историю цари. О Баку можно сказать много красивых слов — настолько он завораживает своей красотой и гостеприимством. За время нашего путешествия мы ни разу не пользовались навигатором. Направление нам подсказывали вывески на домах, дорожных указателях и улыбающиеся жители города.

Парк в городе Баку

Парк Баку, рядом с музыкальным училищем

И, конечно, никого не оставит равнодушным ночной город, полный ярких огней. Рядом с известным Hilton Baku на фасаде каждый вечер демонстрируется яркое, красочное, пламенное шоу.

Ночной Баку

Hilton Baku

В завершающий день наших каникул мы, эмоционально довольные и, наконец, выздоравливающие, набрали номер того самого водителя, который привез нас в Баку с границы. Было очень удобно. Кстати, сохраняйте номера водителей, если с ними можно вернуться туда, откуда вы прибыли.

На следующий день рано утром мы отправились в место, где всегда лучше — домой. Пока ехали обратно, хватали глазами снежные горы и планировали поездку в Баку летом. Однако это уже совсем другая история.

Дорога в Краснодар

Дорога из Баку в Краснодар

Обратная дорога

Итоги поездки

Кратко о главном:

1. Маршрут на 1260 километров от Краснодара через Назрань, Грозный до Баку.
  2. Посты ДПС везде приветливые, но проверяют тщательно каждую мелочь.
  3. Деньги — потрачено мною за все время около 35 000 рублей, из которых большая часть ушла на лекарства и сувениры.
  4. Бензин — около 8000 рублей в обе стороны.