Отдых в Белоруссии на машине (2017)

Отчет о путешествии на машине по Белоруссии в мае 2017 года. Минск, Мир, Несвиж, Гродно, Хатынь, Беловежская пуща и другие красивые места.

Предисловие

Май — время путевок на заграничные моря по низким ценам, шашлыков на даче и первых поездок на российский юг. Но нет, в мае 2017 года мы решили отправиться в эпическое путешествие по Белоруссии. Решение не было спонтанным: еще в январе мы начали обсуждать, что да как, постепенно разрабатывать маршрут и собирать команду.

В итоге мы укомплектовали две машины, прикинули маршрут, обозначили даты, и 29 апреля выдвинулись из Воронежа на своих Volkswagen Polo и Opel GTC.

Туристическая карта Белоруссии

Как-то так выглядит карта со всеми местами, которые мы хотели посетить

Дорога до Белоруссии

Из Воронежа в Минск (наша первая точка) можно попасть несколькими путями: мы рассматривали вариант до Москвы по М4, а потом до Минска по М1 или же проезд через Орел и Брянск. Почитав отзывы о втором варианте, мы решили, что через Москву будет удобнее, чем любым другим путем, но совершили одну ошибку, о которой расскажу чуть позже.

Как мы доехали?

  • Выехали из Воронежа около 11 вечера (все после работы).

  • По М4 "Дон" без проблем добрались до Москвы (если бы еще и денег за проезд по ней не брали, цены бы ей не было).

  • Заехали в Москву около 4 утра и переночевали (если 4 часа сна считаются ночевкой) на квартире у знакомых.

  • Выехали в 10 утра 29 апреля и выезжали из Москвы (проклиная все на свете) около 4 часов.

  • Из-за пробки на МКАДе Яндекс.Карты решили, что на М1 лучше выехать окольными путями. В итоге, на неё мы попали только в районе Можайска.

  • Дальше по М1 "Беларусь" опять же без особых проблем доехали до границы. Дорога в целом хорошая, только на одном участке еще до Смоленска было много светофоров в населенных пунктах.

Лужецкий Ферапонтов монастырь

Около Можайска размялись, походив по Лужецкому Ферапонтову монастырю

Что бы мы поменяли сейчас?

  • Никаких ночевок в Москве! Зачем мы это вообще сделали? В Минск мы в итоге приехали часов в 9 вечера 29 апреля. Выехали бы рано утром того же дня свежими и выспавшимися, приехали бы на пару часов позже.

  • Тут я не уверена, но, возможно, лучше было бы постоять в пробке на МКАДе и сразу выехать на M1, чем плутать по населенным пунктам до Можайска.

Ну да ладно, будем воспринимать это как небольшое приключение. Зато около Можайска посмотрели монастырский комплекс — небольшой утешительный приз. Итак, уже видна граница и пропускной пункт.

Въезд в Белоруссию

Въезд в Белоруссию обозначен как-то скромненько

Спокойно проезжаем пропускной пункт, будто заехали не в другую страну, а в соседнюю область. Мы читали об этом в разных обзорах, но почему-то до конца не верили. Это действительно так, все очень просто.

Впечатления о дорогах

Из тех же многочисленных отзывов мы узнали, что дороги в Белоруссии — просто конфетка. Тем горче было наше разочарование, когда мы пересекли границу. Ехать можно, но как-то не слишком приятно. Совсем не похоже, что едем по федеральной трассе. Грусть, печаль, обида

Напугала? А теперь расслабьтесь: это был самый плохой участок дороги, который мы видели в Белоруссии, но его на тот момент уже ремонтировали. На обратном пути ехали через Витебск — вот там тоже не очень, но остальные дороги были действительно просто шикарны и вот почему:

  • Покрытие качественное с минимальным количеством латок. Кое-где, правда, был странный эффект "стиральной доски", но это мелочи.

  • Они бесплатные, даже если есть знак Toll Road.

  • Места для отдыха очень удобные и живописные, без мрачных кафе и стоянок для фур.

  • Ограничение скорости на автостраде: 120 км/ч, на трассе: 90 км/ч, если не указано иное.

  • Дороги радуют глаз, они чистые, куда бы ты ни поехал. У нас я не видела такой ухоженности и близости с природой, разве что в Краснодарском крае.

  • Для всех стационарных камер есть предупреждающие знаки, плюс наш антирадар знал о них всех. Немногочисленные треноги он тоже замечал, но еще раньше о них давал знать встречный поток.

  • ДПС встречается относительно нечасто, у нас один раз остановили вторую машину и сразу же отпустили.

  • Количество машин и фур минимальное: только близ больших городов мы переставали опасаться, что случился зомби апокалипсис, и что кроме нас в Белоруссии больше никого нет.

Дорога в Белоруссии

Нет, ну правда красота!

Ну что, дороги — супер, а это значит, что поездить нужно как можно больше! Переходим ко всем закуткам, куда мы успели заехать.

В Минске мы планировали пробыть всего один день и остановиться в недостроенном пригородном коттедже родственников одного из участников экспедиции. О, эти ночи в спальных мешках на бетонном полу... Незабываемо! Но суть не в этом. Утром 30 апреля мы вышли из дома, и с этого момента начались наши белорусские приключения.

Минск (30 апреля)

В Минск мы не въезжали, поэтому мало представляли трафик в нем. Было решено не рисковать и ехать на общественном транспорте. И зря! Не знаю, всегда у них так или нет, но трафик даже с Воронежем не сравнить, не то что с Москвой. Так что можете смело передвигаться по городу на машине, ну а мы в это время покупаем жетончики на метро и билеты на автобус.

Жетон метро в Минске

Жетончик аж 1992 года выпуска, олдскул

Не буду много говорить о том, что можно посмотреть в Минске, потому что мест много, и все они очень известные. За этот день мы успели пройтись по центру с Площадью Независимости, фонтаном с журавлями, зайти в костел св. Симеона и св. Елены, заглянуть в Троицкое Предместье и Остров Мужества и Скорби, погулять по парку Челюскинцев и Верхнему Городу, глянуть на Национальную Библиотеку (к которой нужно подходить именно вечером, иначе вы не увидите всех этих огоньков).

Остров Мужества и Скорби

Остров Мужества и Скорби

Так уж вышло, что большие города нас привлекают меньше всего, поэтому на следующий день после ночевки в коттедже мы отправились в Мирский замок.

Перекресток в Минске

Оживленное движение в центре близ театра оперы и балета

Мир

По пути к Миру мы заезжали в Станьково, где расположен пришедший в упадок усадебно-парковый комплекс Чапских. Не то чтобы культовое место, но оно было по пути, и нам понравилось. Главное воспоминание для меня — это первый аист, которого я увидела очень и очень близко. Скоро они перестанут вызывать чувство эйфории, а пока я не могу сдержать восхищение.

Аист в Белоруссии

До того, как аисты начали восприниматься, как обычные голуби

Сам Мирский замок — одна из самых узнаваемых достопримечательностей Белоруссии. Забегая вперед, скажу, что он был лучшим из дворцов, крепостей, башен и замков. И это несмотря на толпы туристов, которые делают передвижение между этажами ну ооочень веселым.

Чтобы посетить все интересное в Мирском замке, нам понадобилась часа 4, и это без гида. Плюс немного побродили по самому Миру, и отправились дальше.

Мирский замок

Грандиозно же!

Несвиж

Два самых известных замка Белоруссии за один день? А почему нет? По пути заехали в деревеньку Ишколдь глянуть на Троицкий костел 15 века. Дорога туда с трассы была неприятно-грунтовая, а сам костел был закрыт, поэтому сами решайте, нужен он вам или нет.

Троицкий костел, Несвиж

Троицкий костел

Несвижский замок — это скорее дворец 17-18 века, хотя и с историей. В целом, интересно, но после немудрой попытки осмотра Эрмитажа за один день у меня перенасыщение такими музеями.

Несвижский замок

Несвижский замок

Мне, например, интереснее в Несвиже было походить по центру, зайти в костел Божьего Тела и увидеть усыпальницу Радзивиллов. Прямо бррр, аж мурашки по коже.

В Несвиже мы были до самого вечера. Настало время решать, где будет первая ночевка. Решили, что она будет в Лиде, так что пока ужинали в местной кафехе, искали подходящие варианты.

Подвал Несвижского замка

Говорю же, бррр

Город Лида

В Лиде нашли только две отдельных квартиры по 4 человека, но это нас вполне устраивало. И да, мы не знали заранее, где именно будем останавливаться, поэтому начинали искать варианты примерно за 3-4 часа до ночевки. С такой стратегией я и мой муж не пролетали еще ни разу, причем не только в Белоруссии, но и в России, и за рубежом.

Город Лида, Белоруссия

Оживленное движение в Лиде на пути к Лидскому замку

В Лиде утром следующего дня немного побродили по городу, заглянули в Лидский замок еще до открытия (спасибо организованной группе, благодаря которым нас пустили), и рванули в Гродно.

Гродно

Это был довольно долгий переезд, поэтому по пути было бы обидно ничего не посмотреть. Заезжали в село Мурованка посмотреть церковь оборонительного типа (супер объект, туда даже возят туристов), в Заре Коммунизма пытались попасть в еще один дворец, но он был за высоким забором и дикими зарослями, так что посмотреть его не удалось. Еще заезжали в Желудок и в костел в Рожанке: ничего особенного, но смотритель попался просто душка! Пустил нас к органу и на самый-самый верх над сводом!

Дорога к Мурованке

Дорожка к Мурованке похуже, но доедете без проблем

В Гродно гуляли остаток дня, заглядывая во все музеи, церкви и костелы: приятный город, в котором прямо чувствуется близость Европы. Он запомнился мне пешеходной улицей и узкими тротуарами, где автобус вполне может задеть тебя зеркалом, если ты зазевался и не прижался к другой стороне. А еще мы попали на ГродноТВ, ответив на пару вопросов журналистов.

Гродно, Белоруссия

В Гродно машин относительно много

Каменец и Беловежская пуща

После спонтанной ночевки в Гродно (опять-таки без проблем) мы поехали в Каменец посмотреть на знаменитую башню, а потом и Беловежскую пущу, где катались на великах, пытались погладить зубров и ели свежую клюкву с медом по смешной цене в 50 наших рублей. Кафе на самом въезде в парк, пожалуй, самое дешевое из всех, где мы были, и вкусное! Национальный парк, а цены не задрали, нам бы поучиться. Эх, вот тут бы я осталась еще на денек, но времени катастрофически не хватало. Ночевать решено в Бресте.

Белая Вежа, Белоруссия

Белая Вежа и единственный грунтовый веломаршрут в пуще

Кстати, башня в Каменце называется Белая Вежа, оттуда и получила название пуща, так что заехать туда стоит, ну и плюс 13 век постройки.

Брест

Еще одно место, для которого неполного дня оказалось маловато.

Брестская крепость

Единственная прогулка под дождем была в Брестской крепости

С утра сразу в Брестскую крепость (были там как раз перед 9 мая, место, конечно, пробирает до мурашек и слез), потом музей Берестье, прогулка по городу. Уже вечереет, и пора выдвигаться в обратную сторону.

Музей Берестье

Законсервированное поселение-музей Берестье

Барановичи

Из Бреста до Барановичей, где и была следующая ночевка, мы ехали через Коссово, дворец Пусловских (сейчас реставрируется, и туда не пускают) с усадьбой Костюшко и Ружаны с офигенным невосстановленным дворцом Сапег. В самих же Барановичах, кроме костела, ничего особо не нашли, поэтому решили потихоньку выдвигаться к последнему пункту нашего путешествия.

Сапег, Барановичи

Сапег: нахождение на территории опасно для жизни, там даже таблички есть

Браславские озера

Чтобы попасть к озерам, нужно было вернуться к Минску, поэтому мы решили добить военно-патриотическую программу и заехали в Хатынь. Очень грустное место, но бередить душу полдня не хотелось, поэтому мы уже через час начали путь к озерам.

Печные трубы в Хатыни

Самая жуткая часть мемориала — печные трубы

Сначала Мядель, потом Нарочь, ближе к вечеру пошли по экотропе "Голубые озера". На Браславских озерах мы останавливались в домике, их там многие сдают, и доехать туда нам нужно было часам к 11 вечера.

Экотропа "Голубые Озера"

Бродим по экотропе "Голубые Озера". Не самое голубое озеро, да?

От Голубых озер ехали через Лынтупы (откуда родом отец Жак Ив Кусто, на минуточку) и Камаи, и наконец доехали до нашего озера Струсто.

Озеро Струсто

Наше оседлое место у озера Струсто

Здесь мы осядем на два полных дня, предаваясь пассивному отдыху. Еще заедем посмотреть сам Браслав, пройдем экотропу "Слободковская озовая гряда" и погуляем по горе Маяк, но все это совсем близко, так что можно расслабиться.

Ну, а теперь домой через Витебск, Калугу и Тулу!

Полезная информация и советы

В целом, путешествие прошло без эксцессов, воспоминания остались самые приятные, но про несколько нюансов — финансовых, бытовых и дорожных — все-таки расскажу.

  • На трассах скоростной режим приятный, а вот в населенных пунктах часто можно нарваться на 40 и даже 30 км/ч.

  • Нас предупредили, что с соблюдением режима все очень строго, и лучше не нарушать. Едешь по хорошей, прямой пустой дороге 90 км/ч и горюешь.

  • В Бресте через реку уже Польша, но никто не будет спрашивать документы, а вот по пути к Браславским озерам мы нарвались на пункт пропуска в приграничную зону с Литвой. В последний день еще попали на приграничную зону с Латвией, но те даже документы не стали проверять, в отличие от первых.

  • Купите местную симку хотя бы ради интернета, он очень нужен. Это вообще в любой посещаемой стране надо делать.

  • Возвращаясь через Калугу, будьте начеку: до неё лежит на вид новый асфальт с огромными, нет, ну просто ОРГОМЕННЫМИ опасными для жизни и целостности машины ямами. Возможно, их залатают к моменту вашей поездки. Но это неточно.

  • Такси в Минске нас убило, а именно, UBER. Пытались уехать из торгового центра реально больше часа. Очень безответственно.

  • Нигде никаких пробок, никаких проблем с парковкой. Наученные опытом, мы иногда парковались чуть дальше от популярных туристических объектов.

  • Если захотите в это время года ехать с палатками, как мы, не советую. Было холодно, сыро и болотисто. Палатки весь путь провозили мертвым грузом.

  • Заранее поменяйте деньги: в Минске, например, нас не пустили в парке в платный туалет. Правда, в других городах со многими хозяевами квартир мы расплачивались именно нашими рублями.

  • Помимо Яндекс.Карт, мы используем Maps.me. На них удобно отмечать точки и прокладывать дорогу, а еще они отлично работают оффлайн.

  • Не забудьте сделать гринкарту, которая не вид на жительство, как в США, а всего лишь страховка на машину (700 рублей за машину). Хотя, как забыть, когда перед границей этих киосочков штук 100 через каждый километр дороги.

  • В дороге очень помогает рация, особенно если едете на двух машинах.

  • Клещей было много, так что будьте внимательнее, бродя по лесам.

  • Дорогу вполне может прямо перед носом перебегать (или перелетать) белка, заяц, аист и даже олень, как с нами и было. Будьте осторожны.

  • Не волнуйтесь: цены в Белоруссии адекватные на все, я бы даже сказала, что они ниже наших. В кафе средний чек выходил чуть меньше воронежского, бензин — чуть дороже. Всего наша машина потратила 11 тысяч рублей, накатав примерно 4 тысячи километров пробега. Жилье мы снимали не дороже 300 наших рублей на человека за ночь, что просто мега-экономично.

  • А еще в Белоруссии добрые люди: к нам много раз подходили предложить помощь, даже когда мы не просили.

Путешествовать на машине намного проще, чем может показаться, честное слово! Ну что, рискнете повторить?

Вам будет интересно!