Путешествие на Кавказ на машине: Кисловодск, Медовые водопады, Эльбрус

Отчет о путешествии на автомобиле по Кавказу. Посещение Кисловодска, поездка на Медовые водопады, подъем на гору Эльбрус. Ценные советы туристам и сопутствующие фотографии.

Цель путешествия

Мы с родителями очень любим путешествовать на машине втроем. Всегда берем с собой все необходимое и едем смотреть самые красивые места в России. К Кавказу мы давно привыкли. Часто здесь путешествуем и открываем для себя новые и красивые места.

В ноябре 2017 года мы посетили Кисловодск, проехались по Пятигорску и доехали до самой высокой точки Кавказа — горы Эльбрус. Целью нашего путешествия был осмотр этих городов, а также некоторых водопадов за три дня с учетом дороги (от Ростова-на-Дону). Казалось бы, что можно увидеть всего за три дня. Однако мы научились распределять свое ограниченное время правильно и использовать его максимально эффективно для приключений.

Кавказские дороги

Сборы к поездке

К путешествию мы подошли со всей ответственностью, поскольку бюджет был ограничен. С собой мы взяли около 15 000 рублей с учетом трат на бензин, еду и проживание, а также возможных непредвиденных обстоятельств. С собой захватили обязательный набор вещей:

1. Теплая одежда.
  2. Навигатор для машины.
  3. Набор непортящихся продуктов для завтраков, перекусов и обедов (три банки паштета, одна палка сырокопченой колбасы, два килограмма овощей и фруктов, два батона, две банки консервов, три пачки быстрой лапши).
  4. Деньги и смартфоны с интернетом.

За пять дней до планируемого путешествия мы обзвонили все квартиры, которые сдаются посуточно. Нашли уютную двухкомнатную квартиру в трех километрах от центра Кисловодска всего за 1200 рублей в сутки. В этом нам помог сайт Avito. Конечно, ремонт в выбранной квартире оставляет желать лучшего, но для нас главное — крыша над головой, наличие ванной и кроватей.

За квартиру на улице 40 лет Октября мы внесли небольшую предоплату в размере половины стоимости, и хозяйка нас внесла в свой список. Позднее, когда мы уже подъехали к дому, никто не брал трубку. Это была нервная ситуация, но все благополучно закончилось — спустя полтора часа хозяйка нас все же впустила в квартиру. Совет будущим туристам — звоните арендодателям хотя бы за 10 часов до прибытия, чтобы не оказаться в такой же трудной ситуации, как и мы. Хотя за время ожидания хозяйка извинилась и подарила нам большой осетинский пирог. Это было очень неожиданно и приятно.

По дороге к Кисловодску

Дорога в Кисловодск

Наш автотур начался с центра Ростова-на-Дону. Загрузившись в машину, мы отправились на выезд из города 3 ноября в 02:00. Сразу же столкнулись с трудностью — на выезде была большая пробка в связи с крупной аварией. Простояли в ней около часа, но вскоре свернули на трассу и отправились в путь.

Поездка на Кавказ

По дороге на Кавказ

Путешествие на Кавказ

По дороге в город

Наша машина — минивен Nissan Note с механической коробкой передач и расходом 1,6 л на 100 км. Несмотря на небольшие габариты машины и малый двигатель, движется она по свободной трассе 120 км/ч. В среднем мы ехали 100-110 км/ч по трассе, а по населенным пунктам — 40-60 км/ч.

Нас предупредили обо всех камерах и больших счетах за превышение скорости на кавказских дорогах. Вот почему мы специально установили в машине навигатор, который предупреждал нас обо всем заранее. Рекомендую его регулярно обновлять, чтобы он показывал реально установленные камеры и посты ДПС.

Поездка на Кавказ на автомобиле

По дороге к городу

Поездка в Пятигорск

По дороге к Пятигорску

Так выглядел наш маршрут на 587 км. Весь путь до Кисловодска пролегал по следующим крупным населенным пунктам:

• Батайск.
  • Тихорецк.
  • Кропоткин.
  • Армавир.
  • Минеральные воды.
  • Ессентуки.
  • Пятигорск.

Впечатление от кавказских дорог у нас осталось сильное. Подъезжая к деревням возле Ессентуков и Пятигорска, мы увидели много разного домашнего скота, начиная от лошадей, заканчивая горными баранами. Самое интересное, что они часто выходят на дорогу и создают небольшую пробку. Несмотря на то, что соответствующих знаков на трассе нет, будьте осторожны и внимательны. Рогатый скот может с легкостью выбежать на дорогу, да так быстро, что вы не успеете его заметить.

Коровы возле трассы

Бараны возле дороги

Бараны перекрыли нам дорогу

Вся дорога заняла примерно шесть часов с учетом пробки. Пока добрались до места проживания, на часах уже было 20:00.

Прогулка по Кисловодску: что посмотреть?

Когда мы вышли из квартиры и позавтракали, на часах было 09:00. Погода стояла солнечная и на удивление приятная — 12 градусов тепла. Начать прогулку по городу решили с центрального парка и Нарзанной галереи.

Центральный парк Кисловодска

В Нарзанную галерею мы шли подготовленными — сразу взяли с собой пластиковые стаканчики, чтобы набрать минеральной воды и попробовать ее. Людей было не так много, поэтому всегда можно было подойти и набрать воды столько, сколько нужно. Порадовало то, что там еще есть выставка картин и небольшие лавочки, чтобы посидеть и рассмотреть их.

Выйдя из галереи, мы отправились вдоль по дорожке реки Ольховка. Так добрались до главного национального парка "Кисловодский" и начали двигаться вверх по горному склону.

Парк "Кисловодский"

На самой высокой точке парка

Виды в парке потрясающие: много столетних кедров, елей, пихт, сосен, кленов, можжевельников дубов и не только. На самой высокой точке мы увидели долину роз, красные камни, малое седло и большое количество других природных достопримечательностей.

Национальный парк "Кисловодский"

Виды в парке

По окончании нашей утомительной прогулки по парку мы прошли возле Стеклянной струи, увидели Свято-Никольский собор, краеведческий музей, мечеть. По проспекту Мира к 17:00 вернулись домой.

Конечно, весь Кисловодск нам не удалось посмотреть, особенно целый парк, но ключевые достопримечательности мы увидели. Совет: если вам хочется обойти парк и не вернуться при этом домой с больными ногами, можете заказать экскурсию на специальных машинах. Буквально за 600 рублей в течение трех-пяти часов вас будут возить по всей территории и рассказывать интересные факты о достопримечательностях.

Немного отдохнув и перекусив дома, мы отправились на поиски места, где можно было бы попробовать кавказские вкусности. Выбрали неплохой ресторан и втроем сытно поели на 800 рублей, включая пиво и глинтвейн. Так окончилось наше приключение по Кисловодску. С утра мы решили отправиться к Эльбрусу, а по пути заехать на Медовый водопад.

Хычины с мясом

Местные ароматные хычины с мясом

Манты со сметаной

Вкуснейшие манты со сметаной

Погода на Кавказе

Погода на кавказских дорогах очень переменчива, особенно осенью. Когда мы выезжали из Ростова ночью, было очень холодно, и нам приходилось во время остановок надевать шапки, шарфы и даже варежки. На подъезде к Армавиру начало светлеть, и постепенно холод уходил, а погода становилась приятнее. К Пятигорску уже окончательно наступил рассвет, и нам хватило только теплого свитера и шарфика.

Кавказские дороги

По дороге на Эльбрус погода очень сильно менялась. Не доверяйте выглянувшему солнцу за окном машины. Без куртки лишний раз лучше не выходить, чтобы не заболеть. Кавказский ветер и погода весьма обманчивы. Поднимаясь в вагончике или на подъемнике на Эльбрус, не забудьте надеть на себя все теплые вещи, которые у вас есть с собой. Здесь гуляет очень пронизывающий холодный ветер, даже несмотря на температуру в 10-15 градусов и яркое солнце.

Медовые водопады

Дорога на Медовые водопады оставляет желать лучшего. Нет никаких указателей, куда и в каком направлении двигаться. Местные охотно помогают туристам, однако, их на дорогах встречается очень мало. Чтобы не блуждать и не терять время, заранее берите навигатор, в поиск которого забивайте фразу "Медовый водопад".

Расстояние от Кисловодска до водопада небольшое — всего 16 километров, но дорога настолько плохая, что ехать на машине придется не 30 минут, а все полтора часа. Указатели появляются примерно за шесть километров до прибытия. Однако потерянное время стоит того, чтобы увидеть всю красоту водопадов. Вход стоит 70 рублей с человека и 150 рублей с машины по состоянию на 2017 год.

Внутри открываются потрясающие виды на мощные скалы, горы и шумящие ручьи красивых водопадов. Нам повезло. Мы зашли вместе с какой-то экскурсией, и гид нам немного рассказала историю этих мест и легенды. Несмотря на то, что рядом было около 20 незнакомых человек, они не мешали нам получать удовольствие от видов. Если же вы хотите быть одни, лучше приезжайте рано утром, примерно в 08:00. Мы попали к водопадам около 10:00.

Медовые водопады

Пройдя по дорожке, сделав много фотографий, мы увидели небольшой зоопарк, придуманный местными. Там есть кролики, лоси, бараны и даже ослы. Их можно потрогать и даже покормить (с разрешения). Там же есть мостик, несколько качелей, мангалов для шашлыков и резных столиков с лавочками. Думаю, это идеальное место для отдыха всей семьи. Мы уехали с Медовых водопадов в 11:00 и отправились на Эльбрус.

Горный козел

Величественные животные водопадов

Кролики в дикой природе

Кролики возле речки

Дорога на Эльбрус

На Эльбрус мы отправились сразу же после Медовых водопадов. К сожалению, поехать вдоль той же дороги нельзя, поэтому пришлось возвратиться в Кисловодск и отправиться в противоположную сторону. Путь на эту гору очень крутой и опасный. В 2017 году еще не было построено дорожных бортиков для машин и светоотражающих приборов на них, поэтому поездка составила не положенных два с половиной, а целых три с половиной часа.

Кроме того, дорога рассчитана на два потока машин, один из которых — для возврата в город. Ехать здесь днем — одно удовольствие. Вокруг нас окружали чудесные речки, а нашему взору открывались превосходные виды на природу Кавказа.

Природа Кавказа

Виды по дороге

Постепенно, по мере приближения к горе, стали видны снежные хребты. Мы добрались к подножию Эльбруса к 14:00. Местные рассказали, как дойти до открытых подъемников. Мы оставили машину и пошли их искать. Купили обычные билеты для туристов за 700 рублей. Поскольку у меня был с собой студенческий билет, мне сделали небольшую скидку, но с большой натяжкой.

Очередей к подъемнику было немного — впереди стояло около 10 человек. Всего до Эльбруса есть два подъемника. Сначала нужно забраться в двухместный, а затем — в одноместный, который доставит вас на более высокую точку горы. Мы поднимались на обоих. На самой высокой точке находилось небольшое кафе, в которое мы зашли погреться и попробовать травяной чай. Стоил он 120 рублей за пол-литра. Это лучшее средство, чтобы согреться и продолжить осматривать гору и наслаждаться видами.

Подъемник на Эльбрус

Подъемники на Эльбрус

Возле подъемников

Альпийский городок около Эльбруса

В альпийском городке у подножия гор

Когда мы все осмотрели, то решили вернуться назад по тем же подъемникам и поехать обратно в Кисловодск. Там мы переночевали, утром еще немного прогулялись по городу, купили сувениров и отправились домой. Ближе к ночи мы вернулись, довольные и уставшие.

Итоги путешествия

В итоге за три дня мы без особых трудностей прошли такой путь:

• Ростов-на-Дону.
  • Кисловодск.
  • Медовые водопады.
  • Эльбрус.
  • Ростов-на-Дону.

За это время смогли увидеть все ключевые достопримечательности Кавказа, насладиться видами, едой и напитками, а также оценить местный колорит. В качестве главных советов для путешественников, которые хотят посетить те же места, стоит сказать следующее:

1. Берите с собой больше еды, денег и теплой одежды. Это те вещи, которые всегда понадобятся в путешествии.
  2. Будьте аккуратнее на дороге: помимо домашнего скота, опасность таится в плохо освещенных дорогах и крутых поворотах.
  3. Договаривайтесь с владельцами жилья заранее и сообщайте о своем скором приезде, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
  4. Покупайте экскурсии, чтобы не только увидеть все достопримечательности, но и узнать немало нового и интересного, не потратив при этом много сил и времени.