Подъем в гору Ай-Петри на машине зимой

Отчет о небольшом автопутешествии – подъеме на гору Ай-Петри на внедорожнике.

Предисловие

Ранее я опубликовал на RuDorogi.ru отчет о поездке Севастополь - Ростов-на-Дону - Воронеж, сейчас расскажу о более экстремальном отдыхе – подъеме на гору Ай-Петри на внедорожнике.

Гора Ай-Петри расположена на Крымской горной гряде в так называемой Большой Ялте. Зимой там практически всегда есть снег. К северу простирается относительно ровное плато, поросшее хвойным лесом. На этой территории множество склонов, где удобно и безопасно кататься на лыжах или санках с детьми. Высота зубцов – 1234 м (легко запомнить), а плато расположено пониже – 1100 м. Дата поездки: 24 января 2016 года.

Выбор маршрута и подготовка

Подняться на гору (точнее плато) можно двумя способами. Мы выбрали более цивилизованный путь – с заездом из Ялты. Протяженность серпантина: 20 км.

Важно! В машине обязательно должны быть лопата, пила и хороший домкрат. Буксировочный трос вообще не обсуждается.

Маршрут Ялта - подъем на Ай-Петри

Наш маршрут, относительно безопасный серпантин для подъема на Ай-Петри

На въезде установлен информационный знак, на котором всю зиму красуется надпись: «Ай-Петри – закрыто, открыто до Учан-Су». Проезд регулирует пост ГИБДД, расположенный в середине серпантина после места отдыха «водопад Учан-Су». Иногда пропускают любой транспорт с резиной по сезону, а иногда на подготовленном внедорожнике могут завернуть обратно.

Есть смысл перед поездкой изучить метео-обстановку и почитать сообщения на местных форумах. Хэш тег: «снег на Ай-Петри».

Первый этап: Севастополь, Ялта, Учан-Су

По дороге от Севастополя в Ялту вполне летняя погода, только листьев на деревьях нет.

Зима в Крыму

Такая крымская зима

Традиционно остановились на импровизированной смотровой площадке под Храмом Воскресения Христова. Никаких признаков снега, хотя на метеосайтах информация о снегопаде на плато Ай-Петри.

Храм Воскресения Христова

Храм Воскресения Христова в январе выглядит по-летнему

Вскоре показались зубцы Ай-Петри, скрытые под тучами.

зубцы Ай-Петри

С северного направления мощный облачный фронт

На южных склонах есть небольшие островки снега, которые быстро тают под солнечными лучами.

Южная сторона Ай-Петри

Южная сторона Ай-Петри кажется неприступной

Густые облака – на самом деле снежные заряды. Это вселяет надежду на попадание в зиму.

Снегопад на горе

Так выглядит снегопад на горе

После первых метров подъема по серпантину – тонкий снежный покров.

Дорога на Ай-Петри

Дорога присыпана песком, ехать относительно безопасно

Прибываем на промежуточный пункт – водопад «Учан-Су».

Подъем на Ай-Петри на машине

До этого места проезд всегда открыт

В начале весны водопад настолько мощный, что находиться вблизи без зонта нереально. Настоящая Ниагара в миниатюре. Зимой он скован морозами.

Замерзший водопад Учан-Су

Укрощенная водная стихия, замерзший водопад Учан-Су.

Тонны чистой горной воды превратились в глыбы льда.

Замерзший водопад Учан-Су на Ай-Петри

Такую красоту может сотворить только природа

Вода пробивается через лед, образуя новые ряды сосулек.

Ай-Петри зимой

Основной источник питьевой воды на ЮБК

Водозаборную точку охраняет горный орел.

Замерзший водопад в Крыму

Труба – это ялтинский водопровод

Не нужно никаких насосов – водозабор расположен на высоте более 500 м.

Орел-охранник водопровода

Орел замерз, но пост не покидает

Далее очередное предупреждение о перекрытой дороге. По метеоусловиям разрешено подниматься на полном приводе.

Подъем на Ай-Петри на внедорожнике

Горячие головы могут остыть – обычным легковушкам хода нет

Второй этап: Учан-Су, плато Ай-Петри

За первым же поворотом никакой обработки дороги, чистый снег. Пост ГИБДД равнодушно проводил нас взглядом, тормозят только моноприводные авто.

По такому покрытию можно ехать на хорошей зимней резине

Неожиданно дорогу перебегает кумушка-лиса. Останавливается на обочине, оглядывается и спокойно бредет по тропинке в лес.

Лиса на Ай-Петри

Дикие животные не боятся проезжающих автомобилей

Далее следует череда сложных шпилек на серпантине. Подъем возможен только на хорошей резине. У меня всесезонка, надежда на полный привод. Если сильно не жать на газ – подъем спокойный и уверенный.

При подъеме не забуксовали ни разу, передний мост на автомате – подключался пару раз на крутых перепадах профиля дороги. Постепенно усиливается снегопад.

шпилька на серпантине

Типичная шпилька на серпантине

На вершине снег валит по взрослому, если не знать дорогу, можно легко заблудиться.

Подъем на Ай-Петри на машине

Видимость близка к нулю, иду по приборам

При попадании в снегопад с такой дороги лучше не съезжать. Надо остановиться, включить аварийку, дождаться улучшения видимости, а затем спокойно продолжить движение. Навигатор бесполезен – этих дорог на карте нет. Мы решили не углубляться в дебри – подыскиваем проложенную колею в лес.

Ай-Петри зимой

Следы от других машин быстро засыпает свежим снегом

Прибыли на отличную полянку с множеством пригорков для катания на санках. Несмотря на ощущения заброшенности – мы не одиноки. Неподалеку слышен шум мотора других искателей приключений.

Плохая видимость на Ай-Петри

От машины лучше не отходить – на расстоянии 100 м она пропадает из виду

Ждем ослабления снегопада, устраиваем фотосессию снежинок.

Крымские снежинки

Такие крымские снежинки

Снежный заряд прошел, детвора измеряет глубину снежного покрова. Снег сухой, рыхлый. Температура за бортом -5°С.

Снег на Ай-Петри

Глубина снега не более 20 см

Погода наладилась, выходим покорять снежные просторы. На свежем снегу много заячьих следов.

Заячьи следы на снегу

Наглядное пособие к очеркам В.Бианки

Младшая дочь по следам дошла до укрытия под елкой. Зайца там не обнаружили, а может он просто хорошо спрятался.

Заячьи следы на снегу

Здесь был заяц

На соснах видим следы двух природных явлений. Ночью был ледяной туман, и на иголках устойчивый и колючий иней. Сверху все присыпано свежим снегом.

Сосны на Ай-Петри

Заиндевевшие краснокнижные сосны

А вокруг – пейзажи северной тундры. На мгновение переносимся на крайний север.

Зима в Крыму

Крымская Сибирь

Вообще – пейзажи сказочные. Жалко не видно солнца – между снежными зарядами небо не успевает очиститься.

Ай-Петри зимой

Фантастика!

Колею стремительно заносит снегом, начинаем движение в сторону дороги.

Машина на Ай-Петри

Целина или дорога?

Шаг влево, шаг вправо – и сразу наказание. Удар под левой стороной – и колеса беспомощно крутятся по снежной подушке. Полный привод не помогает. Левый рычаг передней подвески плотно сидит на камне, покрышка в 10 см над твердой землей.

Застрял в снегу

Засада, застряли...

Раскидываем снег лопатой, домкратимся. Рядом нахожу поваленную сухую сосну, обтесываю ветки до состояния бревна – подкладываю под приподнятое колесо. Лапник под остальные колеса.

Набор для бездорожья: топор, лопата, бревно

Набор для бездорожья: топор, лопата, бревно

Рывок назад прямо с домкрата – и мы на свободе. Объезжаем засаду.

Дорога на Ай-Петри

Казалось бы, на ровном месте

Выглядывает солнце, вместе с продолжающимся снегопадом – образуется лесная сказка. Все искрится, сверкает. Настроение соответствующее.

станция слежения за космическими объектами

На заднем плане – станция слежения за космическими объектами

Ледяной спуск с Ай-Петри

Температура поднялась до +1°С. Под тонким слоем свежего снега образовалась незаметная корка льда.

Спуск с Ай-Петри на машине

Обратный путь, спуск

При малейшем превышении скорости (5-10 км/ч) – машина теряет сцепление с дорогой. Спускались вдвое дольше, чем поднимались. На одной из шпилек машина неуправляемо сползла на обочину.

Спуск с горы Ай-Петри

Коварная дорога вниз

Итог

В этой поездке на машине (Lincoln Navigator 2000 года) была установлена всесезонная резина Toyo Open Country H/T. При движении наверх – никаких проблем, полный привод практически не включался. При спуске – масса автомобиля боролась со скользкой дорогой. Вывод: в подобных условиях обязательно использование цепей или шипов. Собственно, именно так мы и поступили спустя год. Отчет о втором подъеме на Ай-Петри можно почитать на РуДорогах.

Разумеется, мы благополучно спустились, но ощущение, что можно потерять контроль над машиной в любой момент – не из приятных. Водитель, фотограф и экскурсовод – Перов Андрей.

Автор: Андрей Перов
RuDorogi в Яндекс.Дзен