Путешествие на машине по Восточной Европе

Отчет об автомобильном путешествии по Восточной Европе: Беларусь, Венгрия, Сербия, Словакия и Польша. Достопримечательности, дороги и фотографии.

Предыстория

Кто-то 31 декабря каждого года отправляется в баню, а в нашей семье есть другая традиция — праздновать годовщину свадьбы вне дома, открывая для себя разные страны и города. Вот и апрель 2017 года не был исключением.

Поездку запланировали ещё в ноябре 2016 года, так что весть о том, что я жду третьего ребенка, не стала поводом для отмены путешествия. Все 10 дней в разных странах я провела, будучи на пятом месяце беременности. Многие отговаривали меня от поездки. Однако если правильно организовать отдых и распределить время в дороге, вы получите много удовольствия и новых эмоций, несмотря на интересное положение.

Маршрут передвижения

Итак, наш маршрут был таким:

1. Москва (выезд).
  2. Брест — 1 день (Беларусь).
  3. Будапешт — 2 дня (Венгрия).
  4. Белград — 1 день, Мокра Гора — 2 дня, Нови Сад — 1 день (Сербия).
  5. Прешов — 1 день (Словакия).
  6. Люблин — 1 день (Польша).
  7. Москва (возвращение).

Нам предстояло проехать почти 5000 километров.

Основное время пребывания пришлось на Сербию, как и планировалось, в остальных городах мы останавливались на день-два.

Беларусь, город Брест

Выдвинулись мы в 05:00 утра с друзьями на автомобиле Opel Antara из Москвы в сторону Бреста. Дорога по России немного затруднена, так как много населенных пунктов, и ехали не более 60 км/ч. Напротив, по Белоруссии промчались быстро, средняя скорость — 90 км/ч. Пару раз останавливались, чтобы перекусить и просто отдохнуть, размять ноги. Кстати, небольшой лайфхак для женщин в интересном положении — берите с собой в дорогу подушку для беременных, чтобы провести время в машине с комфортом.

Примерно в 16:00 мы уже были в городе-герое Бресте. Разместившись в заранее забронированной квартире на улице Ленина, мы отправились погулять до Брестской крепости и познакомиться с городком.

Дорога к Брестской крепости

К сожалению, было очень ветрено, и мы, быстро пробежав по территории достопримечательности, направились в центр города.

Монумент "Мужество" на Брестской крепости

Улица Советская является центральной пешеходной в городе. На ней расположено много кафешек, магазинов, есть кинотеатр, имеются места для отдыха. В ночное время она смотрится намного эффектней за счёт света фонарей.

Думаю, такие пешеходные улицы есть в каждом крупном городе. Поужинав в местном ресторане, мы вернулись в квартиру, чтобы отдохнуть.

Венгрия, город Будапешт

Рано утром следующего дня отправились в путь. Очень быстро пересекли границу с Польшей. Очереди не было вообще, так как выехали ранним утром. За полчаса прошли паспортный контроль и в предвкушении новых эмоций направились в Будапешт.

Навигатор Navitel нашел нам самый короткий путь через Польшу, и мы поехали по нему, о чем позже пожалели. Свернули с главной автострады на второстепенную дорогу, и все оставшееся время колесили по полям, деревням с очень плохим асфальтом. В итоге потеряли три часа.

Проехав Польшу, незаметно пересекли границу со Словакией. Путь по ней проходит через горную местность, поэтому скорость держали небольшую — дорога была извилистая. Деревушки и городки показались нам пустынными, но об этом чуть позже.

Проехав Словакию, мы также незаметно попали в Венгрию. Недалеко от Будапешта остановились на трассе, чтобы перекусить. В итоге получился полноценный поздний обед в прекрасном заведении с уютной обстановкой, приятным обслуживанием и вкусными блюдами. К сожалению, не запомнили название кафе. Кстати, на обратном пути мы также здесь остановились на обед.

На дворе стоял конец апреля. В Москве ещё только пробивается травка сквозь замёрзшую землю, а Будапешт встретил нас буйством зеленых красок.

Будапешт

Так как проживали мы на улице Vaci в апартаментах Vaci fashion street, то первым делом, не разобрав чемоданы, отправились на площадь Вёрёшмарти, где расположен своеобразный рынок. Там можно не только попробовать блюда местной кухни, но и приобрести подарки ручной работы. Обстановка очень колоритная: большое количество людей, есть столики, чтобы перекусить или выпить чего-нибудь горячительного. Правда, цены на еду и напитки немного завышены. Однако для того чтобы прочувствовать дух Европы, можно немного раскошелиться.

Иногда вечерами на площади выступают местные инструментальные ансамбли с песнями и плясками в венгерском стиле. На улице Vaci расположено немало бутиков. Советую зайти в трехэтажный магазин обуви, который находится с левой стороны площади. Цены очень порадуют вас.

Площадь Вёрёшмарти

Будапешт поражает своей красотой, зданиями в необычном готическом стиле.

Для того чтобы успеть все посмотреть, нужно провести здесь минимум неделю. У нас было всего лишь два дня, поэтому мы решили начать знакомство с Будапештом с главной его артерии — Дуная. Прогулка на речном трамвае позволяет взглянуть на город одновременно с двух берегов — Буда и Пешта — и увидеть основные достопримечательности.

Здание венгерского парламента — визитная карточка Будапешта. Это внушительное строение необычайной красоты.

Венгерский парламент

Замок Буда — своеобразная крепость с величественными стенами.

Замок Буда

Гора Геллерт, названная в честь святого Геллерта — покровителя города.

Гора Геллерт

Также можно увидеть остров Маргит, названный в честь дочери короля Бела IV, и цепной мост, которому уже более 350 лет. Он соединяет две части города — Буду и Пешт.

Самый большой восторг вызвало у нас катание на фуникулере. Этот маленький необычный вагончик, сделанный под старину, поднимается на высоту 50 метров. На нем можно попасть на территорию Будайской крепости. Лично у меня было дикое желание, как в детстве, махать рукой удаляющимся людям. Здесь, на Будайской крепости, открывается красивейший вид на Цепной мост, парламент и центральную часть города.

Будапешт и Дунай

Вид с замка Буда

Мы провели в Будапеште очень мало времени, поэтому не смогли посмотреть все, что хотели. Однако даже то, что удалось увидеть, даёт мне право сказать, что этот город — один из красивейших в Европе. Его стоит посетить хотя бы раз в жизни.

Сербия

После проведенных в Венгрии двух замечательных дней мы направились в Сербию, а именно в её столицу — Белград. Эта страна не входит в Евросоюз, поэтому граница здесь полноценная. Тем не менее, мы быстро проскочили ее, примерно за два часа, только показав паспорта. Проехав по Сербии, мы отметили бедные деревушки, по сравнению с городами Евросоюза. Зато здесь живут очень приветливые люди.

Белград — колоритный город со своей историей, один из старейших в Европе. Проехав по его улочкам, мы смогли ощутить боль, страх и ужасы той войны.

Белград, старый город

Дворик Белграда

В центре города даже есть огромное полуразрушенное здание, которое специально не реконструируют. Оно сохранено в неизменном виде как память о бомбардировках НАТО в 1999 году.

Сербы очень любят русских. Наши языки немного похожи, так что общаться с местными не составит труда. Разместившись в отеле Central park residence, мы направились погулять по территории Белградской крепости с одноименным парком.

Территория большая, крепость была построена турками на холме — там, где река Сава сливается с Дунаем. Погода позволяла нам осмотреть всю территорию достопримечательности. Вдоволь нагулявшись, мы пошли ужинать.
Небольшой совет: не питайтесь в туристических кафе — там намного дороже. Мы немного схитрили и поймали такси, чтобы отправиться в местную таверну. Услужливый шофер с радостью отвез нас в одно хорошее место.

Мы были в восторге от местных ароматных помидоров и сербской брынзы. Обязательно попробуйте интересное блюдо "плескавица" — оно напоминает гамбургер, но с рубленой котлетой, которую жарят особым образом на открытом огне. Всё готовят прямо при вас.

Приготовление плескавицы

Плескавица

Наевшись, мы отправились пешком в историческую часть города. Скадарлия — это старинный квартал Белграда.

Скадарлия

Можно сказать, что это улица, наполненная колоритными ресторанами, магазинами с местными ремесленными изделиями и смотровой башней. Довершают картину сербские музыканты, играющие здесь. Это очень значимое место, которое непременно нужно посетить.

Улица Скадарлии

Таверна Скадарлии

Таверна

Далее мы дошли до главной пешеходной улицы князя Михаила.

Улица князя Михаила

Площадь Белграда

Фонтан на площади

Отель "Москва" в центре Белграда

Улица имеет современный облик, она наполнена большим количеством ресторанов, таверн, магазинов и бутиков известных брендов. Наша пешеходная прогулка закончилась именно здесь. Мы присели отдохнуть и выпить чашечку кофе с чудесным мороженым в окружении приветливых местных жителей.

Еще во время составления маршрута я хотела посетить горные деревушки Сербии. Для меня горы — место тишины и уединения.

Горная Сербия

Почитав отзывы о Сербии, я выбрала место для посещения под названием Мокра Гора. Деревушка расположена в заповедной зоне, добраться до которой нелегко. Увидев на навигаторе подсчитанные 200 километров, мы расслабились и решили выехать в обед, несмотря на то, что предстояло проехать около шести часов.

Если честно, мы сначала думали, что это глюк. Дорога первые 80 километров проходила по сербским деревням, скорость держали около 60 км/ч. Миновав деревушки, мы вдоль дороги увидели чудесную таверну в окружении гор, в которой и пообедали. Хозяйка заботливо обслужила нас. Кроме того, она очень хорошо говорила по-русски, хотя, как сама призналась, учила язык еще в далеком детстве в школе.

Таверна в Сербии

Таверна

Следующее испытание — дорога по горам, причем очень крутым и высоким.

Дорога в Мокра Гору

Доехав до самой высокой точки, мы обнаружили на земле снег. Местами было страшно ехать над обрывами. Самое интересное, что даже на таких вершинах живут люди.

Горная дорога в Сербии

Горная дорога

Спуск с горных массивов был не менее страшен, чем подъем, но виды завораживали нас. Пробравшись по дороге сквозь густой лес, мы приехали в деревню примерно к 19:00. На улице уже стемнело, но мы легко нашли свой заранее забронированный дом Apartments Milev. Хозяева оказались очень милыми людьми. Они давно ждали нас, а потому заранее протопили весь дом, который на время аренды был полностью в нашем распоряжении.

Дом в аренду в Сербии

Домики для проживания

Ужинать отправились в единственный местный ресторанчик на железнодорожной станции.

Ресторан в Сербии

Ландшафт вокруг ресторана в утреннее время

Еда в ресторане вкусная и дешевая, как и везде в Сербии. Например, салат из овощей с брынзой нашими деньгами стоил около 40 рублей. Жареное филе форели на гриле — около 200 рублей.

Следующий день мы провели в спокойствии, изучая местность. С утра проснулись под журчание речки и песни птиц. Мокра Гора известна в Сербии тем, что через нее проложена узкоколейная железная дорога. По ней ездит поезд из трех вагонов, выполненных в старинном стиле.

Железнодорожная станция в Мокра Горе

Железнодорожная станция

Узкоколейный поезд в Мокра Горе

Узкоколейный поезд

Железнодорожная трасса пролегает через горы, открывая путникам все лучшие горные пейзажи Сербии.

Природа Сербии

Пейзажи

Длина такой дороги — около 13,5 километров, разность высот достигает 300 метров. Между вагончиками есть своеобразные открытые смотровые площадки, с которых можно не только любоваться природой, но и буквально ощущать ее. Поезд идет прямиком до конечной станции "Шарган", а вот обратный путь преодолевает с остановками в самых красивых местах. Можно выйти и подробно рассмотреть пейзажи гор.

Смотровая площадка на Мокра Горе

Вид со смотровой площадки

Ещё одной достопримечательностью данного места является построенная сербским режиссером Эмиром Кустурицей деревушка.

Деревня Кустурицы

Деревня

Это своеобразная "деревня в деревне". Она была создана согласно задумке известного кинорежиссёра в 2003 году для съёмок кинофильма "Жизнь как чудо". После выхода кинокартины Кустурица так проникся своим творением, что оставил его в неизменном виде для посетителей. Примечательно, что улицы в ней названы в честь его друзей и известных личностей, например, Никиты Михалкова, Юрия Гагарина, Че Гевары.

Внутри деревни продают много сувениров. Мы купили очень вкусный борский мёд и местный ликер из лесных ягод.

Дома в деревне Кустурицы

Домики в деревне Кустурицы

Также в Мокра Горе есть православная церквушка со святым источником у подножия горы, которую мы посетили во время вечерней прогулки. Примечательно, что пить воду нельзя — ею можно только умываться.

Пейзаж Мокра Горы

Дорога к церкви

Церковь на Мокра Горе

Православная церковь

На следующее утро мы отправились обратно. Следующим пунктом назначения был город Нови Сад. Доехали до него довольно быстро. После обеда уже заселялись в уютные двухэтажные апартаменты, хозяин которых любезно предоставил нам в подарок бутылочку вина и пиво. Кстати, в Сербии делают очень вкусное розовое вино, которое местные жители разбавляют минеральной водой.

Городок небольшой и уютный. В нем мы провели один вечер, прошлись по центральной улице с большим количеством уличных кафешек и магазинов. Праздничный ужин (у нас с мужем в этот день был юбилей свадьбы) мы решили организовать в уютном сербском ресторане Veliki. Однозначно рекомендую посетить это место — здесь подают очень большие порции вкусной еды.

Площадь в Нови Сад

Церковь в Нови Сад

Католическая церковь

Словакия, город Прешов

Насладившись гостеприимством Сербии, мы двинулись дальше — в Словакию, в город Прешов. Наш приезд выпал на субботу, и мы были очень удивлены, когда увидели пустынные улицы. Как узнали позже, в этот день все магазины работают до обеда, а вот воскресенье — выходной абсолютно для всех заведений.

Центр Прешова

В субботу вечером нам удалось только быстро пройтись по городу, так как с погодой в этот день не повезло.

Улицы Прешова

Пустынные улицы Прешова

Церковь в Першове

Католическая церковь

Были очень удивлены чистотой улиц и доверчивостью местных жителей. При заселении в отель Apartmany Kolegium хозяева вручили нам ключ от номера и велели при отъезде просто положить его в ящик на улице. Оказалось, мы были единственными постояльцами, а в гостинице не работал даже обслуживающий персонал. Подробнее познакомиться с достопримечательностями Прешова нам не удалось.

Польша, город Люблин

Крайним пунктом назначения был город Люблин. Выбрали мы его потому, что он находится недалеко от границы с Беларусью.

Люблин

Первая проблема, с которой мы столкнулись, — найти наши апартаменты и место стоянки для автомобиля, так как все это располагалось в исторической части города. На это потратили около часа. Наконец, заселившись уже к вечеру, отправились ужинать, а позже решили осмотреть Люблин. Город необыкновенен тем, что сочетает в себе множество культур — и польскую, и еврейскую, и литовскую, и белорусскую.

Старе Място

Он является одним из старинных городов в Польше. Впечатляет его чудесный центр — Старе Място, в котором сохранена историческая архитектура.

Старый город в Польше

Улочки старого города

Архитектура Люблина

Пройдясь по улицам, мы направились к Люблинскому замку, который возвышается на холме в северо-восточной части старого города. Примечательно, что в 19 веке он был переоборудован в тюрьму, а в годы нацистской оккупации в нем распределяли людей в лагеря.

Люблинский замок

На этом наше небольшое приключение подходило к концу. Рано утром 11 дня путешествия мы начали собираться домой. К границе подъехали ближе к 08:00, обрадовались, что были первыми в очереди, думали, проскочим быстро. Однако оказалось, что у пограничников пересменка. В итоге наш проезд через границу затянулся почти на четыре часа.

Дальше дорога по Беларуси была легкой, останавливались только в придорожных кафе, чтобы перекусить. Въезд в Россию был затруднен. День нашего возвращения совпал с последним майским праздником, а потому все туристы возвращались в Москву. Долго простояли в пробках и, обессиленные, вернулись в Москву в полночь.

Основные финансовые расходы

Все гостиницы, апартаменты, отели в центральных и исторических местах обошлись нам в 34 000 рублей за 10 дней. Напомню, что мы ездили двумя парами, то есть платили по 17 000 рублей.

Топливо мы также делили на две семьи, общие затраты — примерно 40 000 рублей.

Страховка автомобиля "Грин карта" — около 2500 рублей.

Питание в день примерно от 3000 до 5000 рублей на пару.

Советы путешественникам

Хочется дать туристам несколько советов из личного опыта:

1. Не бойтесь дорог. Отправляйтесь в путешествия в любом состоянии, с любой компанией, но только на исправной машине.
  2. Заранее планируйте маршрут и места остановок. Выбирайте страны, куда бы вы хотели отправиться.
  3. Бронируйте места проживания за несколько месяцев до поездки — в этом случае есть много выгодных предложений по отличным ценам. Можно воспользоваться системой Booking, как сделала я.
  4. Собирайте в дорогу только удобные и необходимые вещи. Все остальное можно приобрести в Европе, причем цены там ниже, чем в России. Лично наш багажник ломился от сумок с покупками и подарками.
  5. Изучите на различных сайтах отзывы людей, уже посетивших эти страны и города. Ведь так можно определить и выделить для себя достопримечательности, рестораны, которые хотелось бы посетить.
  6. Смело пробуйте местные блюда, невзирая на странные названия.
  7. В поездках обязательно знакомьтесь с местными жителями, ведь никто не расскажет вам о городе лучше, чем они.