Путешествие на машине по Европе: советы и отзыв

Отчет о путешествии на машине по Европе в 2017 году. Поездка Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Франция и Испания (Каталония).

Предисловие

Каждый год в сентябре я уезжаю на месяц отдыхать. Раньше машины не было, и приходилось путешествовать с кем-то за компанию. В этом году был приобретен Volvo V70 (2005 года), и мне подвернулась интересная задача — отвезти знакомого из России в солнечную Андалусию (Andalucia, Испания). Еще у одного знакомого был отпуск, ему хотелось куда-нибудь к морю, так как в наших краях лето прошло мимо. Поэтому я решил рискнуть и проверить автомобиль в деле.

Подготовка к автопутешествию по Европе

Для построения маршрута и вообще навигации пользовались несколькими сервисами:

1. RuDorogi.ru — для получения общей информации, расчета расстояния и топлива.
  2. Via Michelin и его приложение для Android — лучший вариант для поездкок по Европе.
  3. Google Maps.
  4. Waze.

По итогу чаще использовался Waze — он всегда был включен на смартфоне штурмана для отслеживания скоростных радаров и полиции, которые встречались на пути. Также пользовались картами Google — для поиска попутных заправок, стоянок, закусочных и отзывов к ним.

Via Michelin помог с планированием расходов. На сайте мы ввели данные автомобиля (модель, тип двигателя, топливо, пробег) и выбрали один из предлагаемых маршрутов от Таллина до Малаги. По расчету сервиса нас ждали 47 часов за рулем и маршрут протяженностью более 4000 км (примерно такой). Ожидаемые расходы на платные трассы и дизельное топливо составили 527 евро (около 36 000 рублей). Вариант "поехать по бесплатной дороге" не рассматривали, потому что хотелось достичь конечной точки максимально быстро, что позволило бы в итоге сэкономить время (отпуск все-таки) и деньги на ночлегах и еде.

Так как тщательно подготовится к путешествию у нас не было времени (спонтанность — наше кредо), мы создали общий чат в одном из мессенджеров, в который отправили подробный список того, что необходимо сделать и взять в поездку. Там числились необходимые карты, канистра воды и многое другое.

В итоге, в канал скидывалась полезная информация (необходимые телефоны, адреса) и даже советы товарищей. Так как в дороге не всегда стабильное соединение с интернетом, этот канал стал существенной поддержкой в пути. Удобно, когда к информации имеют одновременный доступ все заинтересованные лица.

Таллин - Сувалки

Первые сутки.

Ворота старого города в Таллине

Утром первого дня у нас было свободное время до обеда, так как один из попутчиков заканчивал свой последний перед отпуском рабочий день. Светило солнце, было тепло и мы отправились на прогулку по старому городу.

Вид со смотровой Кохтуотса

Конечно, мы не могли не подняться на смотровую площадку Кохтуотса, с которой открывается отличный вид на старый город и виден шпиль церкви Святого Олафа. Когда-то это было самое высокое сооружение в мире, а сейчас только в центре Таллина.

Улица в Старой Риге

Улочки старого города

Мы успели прогуляться и вокруг старого города, когда наш приятель к нам присоединился и мы отправились в путь.

Эстонские дороги

Обычно мы заправляемся на АЗС Olerex или Statoil, который в этом году стал называться Circle K. По пути мы залили полный бак на Olerex, это обошлось примерно в 80 евро (около 5 500 рублей). Средняя цена на дизель в Эстонии составляет 1,16 евро/л.

Перед Ригой мы съехали к заливу в районе Салацгрива, чтобы размяться и вдохнуть морского воздуха — впереди долгая дорога к теплым средиземноморским волнам.

Рижские пески

Дороги в Латвии не сильно отличаются от Эстонских, но местами, например, перед Ригой, многие водители двигались почти по обочине.

Дороги Латвии

Дороги и обочины Латвии

Первая ночевка нас ждала в Польше у границы, в маленьком отельчике, который мы забронировали по телефону. Отель Jasionowy Gai нам посоветовали друзья.

Мы планировали переночевать там и, не дожидаясь завтрака, уехать, поэтому в Литве заехали в супермаркет Rimi за едой. В машине у нас был походный холодильник на 12В, но в Рими очень удачный отдел готовый еды.

Еда в Литве

Рекомендуем местное картофельное пюре и жаркое из грибов

В ночи мы добрались до местечка Сувалки. В отеле нас встретил хозяин Анджей и три его очаровательных собаки. Номер за 35 евро был очень уютным: отдельный вход со двора, обогреватель, кухня, 4 кровати, душевая. В душевой для гостей были подготовлены индивидуальные наборы для душа.

Проснувшись утром, мы обнаружили, что кухня подошла бы для более длительной остановки. Здесь был чайник, холодильник, плита, столовые приборы, кастрюльки, сковорода, чашки, наборы чая и кофе, соль, сахар и даже тостер. Это место оставило приятное впечатление.

Отдохнувшие и довольные мы отправились в дальнейший путь.

Сувалки

Улицы в Сувалках

В городе заехали на почту и купили местную SIM-карту для мобильного интернета (документов не требуется). Мы выбрали стартовый пакет одного из местных операторов за 5 злотых (это около 80 рублей) — 5 ГБ мобильного интернета.

Итоги дня в деньгах:

• Топливо: 80 евро (5500 рублей) за 70 литров.

Сувалки - Берлин - Кассель

Вторые сутки.

Дороги в Польше

Польские дороги

Раньше, лет 5 назад, дорога от Литвы до Варшавы была ужасной. Здесь не первый год ведутся ремонтные работы, и есть надежда на лучшее. Сегодня этот участок представляет собой дорогу по одной полосе на каждую сторону без обочин.

Варшавская магистраль

Начиная с Варшавы, дороги просторные и с хорошим покрытием, можно ехать смело, но даже на хороших дорогах случаются аварии.

Авария на трассе в Польше

После Варшавы через Лодзь и Познань мы держали путь на Берлин — по прошлому опыту именно в этом направлении были отличные дороги.

Здесь бы вжать газу, да вот беда, что-то случилось с машиной — появилась вибрация, которая на определенных скоростях усиливалась. Ехать быстро было страшно, медленно ехать было еще страшнее, так как стоял сильный гул и вся машина чуть ли не ходуном ходила. Появились мысли заехать на сход-развал, но автосервисы как на зло не встречались нам по пути.

Уже темнело, мы не успевали найти работающий сервис, но верили в лучшее, так как "мы же только вчера у своих механиков все проверили". Что ж, позвонили механикам и описали проблему. Они сказали, что все должно быть все хорошо. Что ж, была ни была, едем на Берлин!

Погуглили варианты ночлега в Берлине (спасибо польской симке) и нашли место в центре города, которое называлос Easy Lodges ("Изи Лоджез") или Scube Park Columbia ("Скубе Парк Колумбиа"). Это было чуть ли не единственное место за 54 евро, доступное для бронирования в ту ночь, да еще и в центре города.

Перед границей с Германией мы хотели заправиться, но сильно удивились ценнику на дизель — стоимость топливао составляла почти 1,30 евро/л. Погуглилили цены на дизель в Европе и поняли — последняя перед границей польская заправка просто нагло пользовалась своим положением, так как средний чек на литр дизеля в Польше составляет 1 евро. Топлива нам должно было хватить до Берлина, поэтому мы проехали последнюю польскую заправочную станцию.

Кстати, по поводу центов. В Польше нам часто озвучивали цены в кронах или злотых. У одного из нас была российская карточка Сбербанка, он ей расплачивался, но выбирал платеж в долларах, потому что карточка MasterCard. Позже мы узнали, что было бы выгоднее выбирать платеж в кронах.

Когда мы добрались до Easy Lodges, нас ждал неприятный сюрприз. Мы оказались на открытой территории, похожей на парк с деревянными боксами в форме кубиков, у которых все стены глухие, кроме стеклянного фасада с дверью. Сквозь стекло мы смогли разглядеть убранство некоторых номеров. В основном это 2 или 3 кровати в два яруса, столик, шторка и торшер. И все. Так как мы прибыли в темное время суток, фотографии не могли бы передать весь местный колорит — территория не освещалась. Но фото этих лоджез можно найти в интернете, мы потом их увидели, когда оставляли свой недовольный отзыв. Туалет, душ? Это все находилось где-то у входа на территорию, недалеко от ресепшн, на котором никого из сотрудников не оказалось, но висела записка с пожеланиями приятного отдыха и списком фамилий тех, кого ждали в период "позднего чекина". Наша фамилия там тоже была, а напротив был указан номер лоджии.

Easy Lodges

Поздний чекин от Easy Lodges

Нашли свою фамилию и пошли искать номер. Надо заметить, что без фонаря найти его мы бы не смогли. Когда мы отыскали его, расстроились еще больше — ключей не было, номер закрыт, про нас похоже видимо забыли. Любопытства ради мы заглянули в номера из списка — всех ждали ключи на кровати или столе. По телефону больше никто не отвечал, а у ресепшн толпились вновь прибывшие озадаченные туристы. Что же делать? Несколько минут на раздумья и решение: едем дальше и ищем ночлег.

Отели в Берлине готовы были открыть свои двери минимум за 115 евро за ночь, не считая стоимости парковки. Парковку на стоянке одного из отеля нам предложили за 25 евро за ночь. Покружив еще немного по городу, мы заехали на заправку, залили бак и поехали вперед по нашему маршруту к Испании.

Итоги дня в деньгах:

• Топливо: $77 (4110 рублей) за 56 литров.
  • Платные дороги (польские): 47,90 злотых (762 рубля).

Берлин - Лион - Ллорет де Мар

Третьи сутки.

Автобан в Германии

Германия, где-то за Касселем

После заправки в Берлине на территории Германии мы сделали еще пару остановок на заправках в районе Касселя (Kassel, Hessen) и Баден-Вюртемберга (Baden-Württemberg). Всю дорогу лил дождь, машина грохотала, это отбивало желание останавливаться где-то еще. Но даже при пасмурной погоде леса и горы манили нас, а значит, мы обязательно вернемся, чтобы прогуляться по парку Вильгельмсхёе (Wilhelmshöhe) и лесам Шварцвальда (Schwarzwald).

В целом, впечатления о дороге на территории Германии положительные. Ночная дорога была утомительна: на трассе велись работы, всю правую полосу занимали бесконечные ряды грузовиков, которые ехали со скоростью не более 80 км/ч. Всю ночь лил дождь, поэтому и мы ехали почти на ощупь со скоростью грузовиков.

В районе 11 утра мы остановились перекусить и размяться. Мы оказались на заправке Tank&Rast в районе Фрайбурга.

Немецкие заправки Tank&Rast

Немецкие заправки отличаются от остальных тем, что за поход в туалет принято платить 70 центов. И неважно, залил ты топливо или нет. Платить обязаны все, кроме детей и инвалидов.

Туалеты в Германии

Туалеты за 70 центов

На входе в туалет стоят турникеты. Оплатить можно наличными или картой. Для детей и инвалидов предусмотрен бесплатный проход. Тем, кто оплатил проход, выдается ваучер на скидку в 50 центов, которым можно воспользоваться тут же на заправке.

К слову, один братвурст (поджаренная сосиска) с картошкой стоит 6,99 евро (по нынешнему курсу чуть меньше 500 рублей). Стоимость дизельного топлива: 1,229 евро/л.

Сувенирные магниты в Германии

Магниты по 10 евро

Бесплатные туалеты можно найти на специальных площадках для отдыха, которые довольно часто встречаются вдоль дороги. На них можно остановиться и вздремнуть.

Дорога Германия - Франция

Дорога на Францию

Пересечение границ между странами в Евросоюзе происходит незаметно: едешь по трассе под 120 км/ч (или быстрее), и только указатели позволяют понять, что ты уже не в Германии, а во Франции. Мы ехали почти без остановок через Бургундию и Рону, ближе к югу. Пейзаж заметно изменился, густые леса сменили поля и замки, бесконечные дожди уступили солнцу.

Поля во Франции

Закат во Франции

Ближе к югу

Франция вблизи Ним

В районе Aire d'ambrussum мы остановились заправиться и подкрепиться. Заправки BP оказались самыми "прожорливыми", стоимость дизельного топлива составляла 1,389 евро/л.

Шоколадки во Франции

Шоколадки по 1,35 евро за штуку

К 2 часам ночи мы добрались в Ллорет де Мар. Именно добрались, так как машина безотлагательно требовала посещение сервиса.

В Лорет де Мар мы уже бывали, поэтому заранее забронировали знакомый по первым посещениям Испании отель "Роял Ин". Его сотрудники очень приветливые и говорят по-русски. Отель находится в центре города, рядом с пляжем. Адекватная цена в 50 евро за ночь в чистом и уютном номере, состоящим из двух изолированных комнат, — что еще нужно для счастья? Раньше, правда, мы могли сделать предбронь по телефону, в этом году нас настоятельно просили произвести бронирование через интернет.

Итак, мы припарковались на городской парковке недалеко от Hollywood disco и отправились в отель.

Итоги дня в деньгах:

• Топливо: 177 евро (12 000 рублей) за 140 литров.
  • Платные дороги (563 км во Франции): 62 евро (4 215 рублей).

Ллорет де Мар

Четвертые сутки.

Утром на ресепшн первым делом мы узнали адрес и контакты автосервиса. Он оказался в пешей доступности от стоянки на пересечении улиц Vila de Blanes и Avenida del Rieral. Местный механик дал понять, что придется ждать не меньше недели. Мы поникли — такого поворота событий никто не ожидал.

Не зная, что делать, мы отправились в местную сеть супермаркетов — Mercadona — чтобы купить местного свежевыжатого апельсинового сока. В каждой "Меркадоне" во фруктовом отделе стоит аппарат для приготовления сока. Вы берете с аппарата пластиковую бутылку, ставите ее на подставку, рядом с которой есть рычаг, удерживаете его в положении вниз, и аппарат выжимает сок. Что-то завораживающее в этом процессе есть.

Зарядившись витамином С, пошли в кофейню Garnier, в которой взяли по кофе с сэндвичем и стали обдумывать план спасения нас и Вольво. Вдруг вспомнили, что рядом с парковкой был еще один автосервис. Направились к нему.

Итак, суббота, полчаса до сиесты, мы в сервисе Euromaster.

Автосервис Euromaster

Сервис Euromaster

Машину быстро осмотрели и обнадежили, что замена ШРУСа займет час. Единственная сложность — найти до конца дня тот самый ШРУС, который подойдет нам.

Автосервис во Франции

Вскрытие показало

Ремонт машины во Франции

Расплескалось масло из лопнувшего пыльника

Договорились встретиться с мастерами после сиесты.

После сиесты ситуация не изменилась — в сиесту же никто не работает, поэтому времени до конца рабочего дня оставалось катастрофически мало. Надо было найти этот ШРУС, иначе мы рисковали застрять в Ллорете до понедельника или вторника. Мы остались в сервисе и активно стали принимать участие в поисках: просили ребят из мастерской показать нам картинку детали и по VIN-номеру дать точное описание того, что нужно найти.

В сервисе нам на счастье нашелся русскоговорящий механик, который помог с объяснением. Мы стали обзванивать всех знакомых, которые связаны с автосервисами и проживали в Каталонии. Наконец пришли хорошие новости, ШРУС найден, его привезут в мастерскую утром, так что до обеда мы уже сможем уехать из Ллорета. Чтобы вы понимали, воскресенье для испанцев — это святое! Очень редко кто-то работает в воскресенье, как правило, местные уезжают куда-нибудь на природу или просто отдыхают с семьей дома. Так что нам несказанно повезло.

А вот с отелем не повезло. "Роял Ин" мы не успели забронировать, пришлось искать альтернативу. С помощью Booking.com, ориентируясь на отзывы и бюджет в 50-60 евро в сутки, мы нашли апарт-отель AR Niu Dor. На ресепшн нас встретили две девушки: одна испанка, другая русская (русскоговорящие в Лорете попадались нам в каждом заведении). Они попросили оставить залог в 120 евро и по 2 евро с человека за комплект белья и полотенца. Дали на подпись бумагу, в которой нас обязывали не ломать мебель, не оставлять окурки (хотя мы просили номер для некурящих), не кричать после 23 часов, вынести после себя мусор и так далее.

В ответ на такое гостеприимство мы попросили проверить наш номер, за который нас просили оставить залог и подписать бумагу. Сотрудница отеля, неловко улыбаясь, показала нам более чем скромный номер, мебель в котором была немного расшатана. Как раскладывался диван, она не знала.

Номер в отеле AR Niu Dor

Отель AR Niu Dor

Изучаем диван

Вообще, мы не привередливые, и нам хотелось просто переночевать, но атмосфера отеля была угнетающей. Как бы то ни было, до следующего утра мы были предоставлены сами себе. Поэтому оставили наше убежище и пошли любоваться видами Ллорета.

Улица в городе Ллорет де Мар

Балкон в Каталонии

Балконы Каталонии

Городской пляж Ллорета

Море было по ощущениям градусов 20, не больше. Мы проголодались и наведались в пиццерию.

Пиццерия в Италии

Здесь готовят итальянскую пиццу в печи

Вернулись мы с прогулки к 22 часам, чтобы выспаться. Но отель оказался прибежищем молодежи, которая спешила получить максимум впечатлений от алкоголя. У нас под окнами в соседних номерах сверху и снизу всю ночь играла музыка. К 8 утра этот шум сменил гул мопедов и машин под окнами. До 10 утра мы должны были покинуть номер.

Это место никак не соответствовало оценкам на Booking. На прощание на наши комментарии и отзыв получили ответ от сотрудницы-испанки: "Это не отель, а апартаменты". Что ж, не будем зацикливаться, едем дальше.

Hola, Андалусия!

Пятые сутки.

Мы отправились в Меркадону за соком и присели в кафе рядом с сервисом в ожидании машины. Уже в 11:30 мы поблагодарили местных механиков за ремонт и продолжили путь на юг — от цели нас отделяли последние 800 км, а машинка радовала отсутствием вибрации и скрежета.

Перед Валенсией мы завернули к пляжу рядом с Меркадоной, по традиции взяли апельсиновый фреш, который был заметно слаще, чем в Ллорете. На берегу перекусили, искупались в море, вода была очень приятная, градуса 24, пляжи чистые и людей немного.

Пляжи Торребланки

Освежившись, мы помчали по испанской автостраде к финишу. Дороги в Испании отличные (имею ввиду скоростные трассы), платить приходится за отсутствие светофоров, несколько полос и скорость в среднем 180-220 км/ч.

Дорога в Испании

Дорога на юг

Перед Малагой был последний платный участок дороги, но мы попали под акцию, и после полуночи она была бесплатной — чудесный бонус для позднего прибытия.

Итоги дня в деньгах:

• Топливо: 120 евро (8 150 рублей) за 100 литров.
  • Платные дороги: 41 евро (2800 рублей).

Заключение

Дорога на юг, если не считать длительной остановки в Ллорете, заняла бы у нас 4 суток. Для осенней вылазки такой марафон оправдан — на юге погода приятнее, а центральную Европу мы еще обязательно посетим весной, и это будет более спланированное путешествие.

В этот раз дорога с учетом ремонта машины обошлась нам в примерно в 1000 евро. Пообщавшись с местными механиками, мы узнали, что Volvo или Honda не очень популярны в Испании, поэтому детали на них найти сложно, и они могут обойтись в кругленькую сумму (мы за замену ШРУСа были вынуждены отдать 415 евро).

Если забыть про потери, то мы точно не пожалели, что приехали на Коста дель Соль. В сентябре солнце приятно греет, не обжигая, вода приятная, людей мало. Можно проводить время "тюленьчиками" на пляже или изучить окрестности. Если вы выберетесь в столь дальнее автопутешествие, запланируйте его на более длительный срок, хотя бы на месяц.

Малага с высоты замка Хибральфаро

Порт Малаги с крепости Алькасаба

Вид на порт Малаги с крепости Алькасаба

Горы в Испании

Горы

Альхама де Гранада

Замок Фуенхиролы

Замок Фуенхиролы со стороны пляжа и "лодочки" для барбекю

По выходным на пляж приезжают местные и готовят сосиcки-гриль, рыбу, мясо, пьют пиво, сангрию, веселятся, болтают, слушают музыку, некоторые поют и танцуют — в общем, отдыхают.

Пляж Фуенхирола

Местные пляжи бесплатны и оборудованы душами и туалетами. За деньги только топчаны и зонтики — в районе 6-7 евро на весь день.