Поездка во Францию по достопримечательностям Прованса

Отчет путешественника, который на машине объездил регион Прованс (Франция). Осмотр достопримечательностей, красочные фотографии и советы туристам.

Предисловие

История эта началась 14 июля 2016-го года в Ницце. В тот самый злосчастный день случился теракт прямо на Английской набережной, где мы бродили с подругой вечером в ожидании фейерверка. Нас уберегло от беды лишь то, что мы изрядно нагулялись за день и устали от людей, которые стекались к площади Массена со всех сторон. И пока террорист превращал набережную в ад, мы спокойно подходили к отелю, не ведая обо всем происходящем.

Отдых в Ницце

Вечер в Ницце

Набережная Ниццы

Едва мы достигли лифта, как мелкой дробью застучал WhatsApp, обнаружив линию гостиничного интернета. Я не поверила своим глазам. Мы бросились к телевизору, где нашим взорам предстал весь ужас вечерних событий. Настроение упало, мысли путались. Единственное, о чем мы подумали — отправить сообщения близким.

Захотелось уехать прямо сейчас. В силу очевидных обстоятельств это было невозможно— машина будет только завтра. Мы были готовы очутиться где угодно: в Верхнем Провансе, в горах Вердона, в Любероне или под звездами на лавандовом поле, но только не в крупном мегаполисе. Никто не мог гарантировать, что теракт не повторится.

В срочном порядке была переделана бронь отелей, и ночью я прокладывала новый путь на навигаторе, который уводил нас далеко в горы. Утром, наскоро забросив вещи в чемодан, мы выдвинулись к месту аренды автомобиля.

Маршрут Ницца - Мутье-Сент-Мари

Тут стало ясно, что наша прокатная контора расположена в двух шагах от площади Массена. Ехать на общественном транспорте туда было очень страшно. Неизвестно, не взорвут ли там какой-нибудь трамвай или автобус, не случится ли следующий инцидент прямо на улице. Вызвали такси. Центр города будто вымер. Таксист не смог довезти нас до нужного места — все было оцеплено, черными группами бродили автоматчики.

Надо отдать должное ребятам из AVIS. Правильно и быстро оформили все документы, выгнали из гаража нашу Тойоту и, пожелав побыстрее выбраться из города, отправили с Богом. На рукавах у всех сотрудников были траурные повязки.

На выезде из Ниццы образовались чудовищные пробки. Нас все время куда-то разворачивали полицейские, навигатор возмущался. Периодически мы натыкались на ограждения. Пока не выползли на трассу, ведущую в Грас, сидели как на иголках.

Арендовали машину заранее через сайт Экономикаррентал. Прокатчик — компания AVIS. Аренда на четыре дня обошлась нам в 226 евро (примерно 17 000 рублей). Машина абсолютно новая — Toyota Corsa 2016-го года, механика. Навигатор у нас свой. Четвертый год пользуемся Sygic — ни разу не подводил. Ездили с ним по Италии, Швейцарии, Франции и Испании.

Грас

Грас встретил нас солнцем, яркой охрой потрепанных зданий, журчанием фонтанов на площадях и веселыми шумными туристами. Пыхтели фонтанчики ароматов, напоминая, что мы во французской столице парфюмерии и духов. Безмятежно носились официанты, поблескивая серебряными подносами, голуби бродили между столиками. Внезапно мы осознали, что с утра так ничего и не ели.

Удивительно было наблюдать спокойные лица людей, безмятежность пейзажей, блеск разноцветных витрин. Мы же, все еще изрядно возбужденные и взволнованные, сели в кафе, решив выпить по бокалу вина для душевного спокойствия. После обеда полегчало, и мы отправились бродить по городу. Средневековый Грас — это Мекка парфюмеров. Тут обосновались две большие фабрики по производству духов — Фрагонар и Шалимар. Хватает тут и частных умельцев, которые с удовольствием демонстрируют свой товар.

Отдых в Грасе

Закоулки Граса

Витрины Граса

Вывески Граса

Вдоволь насладившись духами местного производства, мы неожиданно свернули в узкую улочку. Нашим глазам предстала площадь с сухим фонтаном, заполненная темнокожими жителями новой Европы. Полные француженки африканского происхождения сидели на принесенных из дома стульчиках, приглядывая за шустрыми кучерявыми детишками. Молодежь курила и нагло смотрела на нас, а из глубины дворов завывал рэп. Мы спешно ретировались и, найдя нашу машинку, решительно двинулись дальше — навстречу провинциальной Франции.

Автомобиль нам выдали с полным баком бензина. Его хватило на два дня. Мы замечали, что в маленьких городках топливо дешевле. В Старом Грасе машину ставить негде. Выбирайте парковку или обочину за пределами Средневековых стен, желательно в людном месте.

Сквозь Вердон

Дорога от Граса постепенно уходила в горы. Подъемы стали затяжными, дорога — узкой. Она петляла среди полей и живописных гор, открывая все новые и новые вершины. Маленькие селения виднелись на склонах холмов, а колокольные башенки церквей торчали туманными силуэтами на синем небе.

Несмотря на сельскую идиллию, дорога не была безлюдной. Все-так на календаре значился июль. Велосипедисты группами и попарно мощно вертели педали. Дома на колесах спешили занять места в кемпингах. Сломя голову неслись группы байкеров, затянутые в тугую кожу.

Дорога на Вердон

Дорога в Вердон

Дорога в Вердонское ущелье

Природа Прованса

Поля и горы

Горные дороги Франции

Повороты

Где-то под Кастелланом нас резко обогнал и подрезал едущий сзади Пежо. Навстречу из-за поворота вылетели шесть мотоциклов. Еще миг — и стук, грохот. Мы тормозим, съезжаем вправо. Мотоцикл врезался в гору, перевернулся, оба седока лежали рядом. Остановились другие машины. Водитель Пежо в ужасе хватился за голову, что-то крича на французском. Мы орали на русском, причем, кажется, матом.

Когда с женщины сняли шлем, ее седые волосы рассыпались по плечам. Ей 60 лет, не меньше. Старая байкерская гвардия. Их тут много. Вчера был праздник, выходные. Они традиционно собираются в кемпингах, общаются, пьют пиво. Женщина стонала, пытаясь вытянуть ногу из-под мотоцикла, мужчина, отброшенный метра на два, не двигался.

Это был, мягко говоря, неудачный день. Решили ехать как можно осторожней, тем более что дорога переходила в свою следующую стадию — по кромке Вердонского каньона. Нам, конечно, не привыкать. Мы родом из Кавказа. Доехать от Краснодара до Сочи — не проблема. Серпантины, повороты, изгибы, затяжные подъемы и стремительные спуски — всего этого у нас в достатке. И все же лучше перестраховаться.

Вот и сама дорога, напоминающая нашу старую краснополянскую, еще до Олимпийского формата. Настоящая красота.

Дорога сквозь каньон

Вердонский каньон во Франции

Дорога сквозь каньон

Ла-Палю-сюр-Вердон

В этот городок мы прибыли уже к 16:00. Решили немного размяться, купить хлеба, сыра, помидоров. Неизвестно, во сколько мы прибудем в благословенную деревеньку Мутье-Сент-Мари. Нужно было сделать запасы. Я добавила к съестному пару винных бутылок Шато де Бержерак, которые нашла в местной лавке. Вечером явно пригодится.

Городок готовился к праздничному вечеру. Тут было так тихо и мирно, что хотелось остаться. Где-то очень далеко остались Ницца с ее кошмарами и жуткая авария под Кастелланом. На площади играл джаз, владельцы готовились к открытию кафе. Потихоньку жизнь засияла прежними яркими красками.

Город Ла-Палю-сюр-Вердон

Город Ла-Палю-сюр-Вердон во Франции

Ла-Палю-сюр-Вердон

Отдых в Ла-Палю-сюр-Вердоне

Побродив немного по улочкам города, полюбовавшись размеренной вечерней жизнью, мы вновь сели в машину.

Вердонское ущелье

Наконец, каньон расступился, а в его глубине стала видна тоненькая лента голубой воды, извивающаяся в глубоком чреве горных исполинов. Цвет реки поражал воображение, да и виды сводили с ума. На смотровых площадках люди либо без конца ахали и охали, либо стояли в ступоре, в полном молчании. Словом, это было по-настоящему ошеломительное зрелище.

Сначала хотелось просто смотреть, потом — кричать от восторга, а позже — поселиться тут навечно, чтобы каждый день наслаждаться красотами. Не могу в полной мере передать внутренний трепет ни словами, ни фотографиями — это просто нужно увидеть. Пусть звучит банально, но другого выхода нет. Либо вы там были и видели все своими глазами, либо теперь знаете, куда вам нужно ехать. Мой айпад тихонько "умер", наверное, тоже, от впечатлений. На помощь пришла камера.

Большой Вердонский каньон

Большой Вердонский каньон в Провансе

Вердонский каньон в Провансе

Вердонское ущелье в Провансе

Вердонское ущелье во Франции

Поездка к Вердонскому каньону

Вердонский каньон

Это то самое место, где маленькая речушка превращается в огромное искусственное озеро Сент-Круа совершенно необычного лазурного цвета. Уникальный цвет сформировался благодаря белой глине, которая здесь повсюду. Преломляясь сквозь водную линзу, отражаясь от белесого дна, вода в озере была похожа на драгоценный камень, затерянный в заповедном месте.

Пора было искать отель La Clorinde, который мы забронировали в Мутье-Сент-Мари — одной из красивейших деревушек Франции. Там сияет звезда на цепях между скалами, там делают самый красивый фаянс.

Мутье-Сент-Мари

Достигнув городка, мы, наконец, воспрянули духом окончательно, найдя наш уютный гостевой дом, притаившийся в огромной оливковой роще. Ужинали в деревне, успев увидеть краешком глаза ее симпатичные улицы и звезду, что стала легендой. Все остальное перенесли на завтра. День был слишком длинный.

Утром наша хозяйка сотворила чудный завтрак, обсудив с нами события в Ницце. Возмущаясь, хрупкая старушка сжимала худенькие кулачки. Потом добавила: "Главное, что вы живы, и надо ценить каждый момент!". Истинно французское мнение.

Коммуна Мутье-Сент-Мари

Коммуна Мутье-Сент-Мари во Франции

Коммуна Мутье-Сент-Мари в Провансе

Мутье-Сент-Мари в Провансе

Отдых в Мутье-Сент-Мари

Мутье-Сент-Мари

Вердон. Озеро Сент-Круа

Утро показало, что нам здесь понравится. После всех происшествий последних дней мы нашли место, которое помогло забыть эти страшные события. Оно ласкало солнечным теплом, успокаивало атмосферой тихой сельской неги. После обеда мы решили искупаться в озере Сент-Круа, которое до этого видели лишь издалека, стоя на отрогах Вердонского каньона.

Озеро искали часа два. Нет, мы его видели, оно было рядом, но подъезд к нему волшебным образом исчез. Дорога бесконечно вертелась по серпантину, сворачивалась в штопор, утыкалась в ворота частных владений и возносилась на окрестные холмы. Навигатор то ли сговорился с ней, то ли сам был в шоке от непоседливой обманщицы, потому обиженно молчал.

Наконец, прибегнув к расспросам редко встречающихся французских граждан, мы нашли искомое. Полдня купались, загорали, ели мороженое, пили белое вино и любовались ослепительной гладью волшебного озера. Для счастья нам больше ничего не было нужно.

Озеро Сент-Круа

Отдых на Лазурном берегу Сент-Круа

Виды на озеро Сент-Круа

Лавандовые поля

На фотографиях, которые я любовно рассматривала в интернете, эти самые поля выглядели как сиреневое облако, случайно приземлившееся на бренную землю. Мы же отчего-то нашли совсем другие поля. Хотя, это, возможно, не лаванда, а лавандин, но все равно очень впечатляет. Мы останавливались всякий раз, когда в промежутках меж деревьев появлялись эти душистые цветы.

Лавандовые поля Прованса

Лавандовые поля в Провансе

Лавандовые поля в Провансе, Франция

Лавандовые поля

Люберон. Руссильон

Руссильон — небольшой средневековый городок, связанный с охрой. Карьеры самых причудливых оттенков украшают предместья. Оранжевая местность и необыкновенный колорит зданий делают его лакомым кусочком для туристов. Единственный минус — после прогулок глаза долго привыкают к обычным цветам природы.

Маршрут к Руссильону

Руссильон в Провансе

Деревня Руссильон

Деревня Руссильон в Провансе

Деревня Руссильон во Франции

Французский Руссильон

Французский Руссильон в Провансе

Руссильон

В этом месте мы немного задержались, побывав в Горде, Лакосте и Бонньё. Эти городки — типичные "каменные гнезда", окруженные древними стенами с замками на макушке горы. Очарование им придают прочные домики, узкие улочки и многочисленные легенды, сплетенные вокруг их владельцев и знаменитых жителей.

Затем мы свернули к Лиону, сделав небольшой крюк на предгорья Веркора. Туда мы ехали в надежде увидеть удивительные дома Понт-ан-Руайана, висящие прямо над речкой Бурн.

Веркор. Понт-ан-Руайан

Город спрятался среди лесов, в заповедных местах Веркора. Речные берега, выточенные в камне, являются фундаментом для городских построек. Туристов тут практически нет, местные жители любопытны и приветливы. Речка Бурн настолько холодная, что даже в 35-градусную жару туда невозможно окунуть ногу.

Маршрут Руссильон - Лион

Карта Руссильон - Лион

Мы застали какой-то деревенский праздник с ярмаркой, где приобрели отличный сыр по одному евро за шайбу, душистые дыни и бутылку местного вина. Побродив по городу, обнаружили Музей воды, Средневековый мост и детишек, которые плескались в ледяной воде.

Коммуна Понт-ан-Руайан

Отдых в Понт-ан-Руайане

Понт-ан-Руайан во Франции

Понт-ан-Руайан

Французская коммуна Понт-ан-Руайан

Лион

По приезде в Лион мы расстались с нашей Тойотой, которую сотрудники приняли так же легко, как и выдавали. Никаких проблем с прокатной конторой не было. В Лионе залили полный бак бензина.

В аэропорт ходит специальный трамвайчик. Довольно дорого, но удобно. Мы уже решили, что почти улетели, но не тут-то было. За километр от аэропорта нас высадили, помогли вытащить багаж, и мы пешком шли по самому пеклу, таща чемоданы по унылой пыльной тропинке. Возле аэропорта толпились военные.

Оказалось, на рельсах трамвая нашли подозрительный пакет. Мы все же улетели, правда, с задержкой на два часа. Что ж, скучным наше путешествие точно не назовешь.