Марс на Земле: долина Киин Кериш в Казахстане

Отчет о путешествии на машине в долину Киин Кериш в Восточно-Казахстанской области. Достопримечательности, цветные глины, красивые озера и настоящий Марс на Земле.

Предисловие

В июле в связи с праздниками выдались длинные выходные. Мы решили осмотреть красивые и уникальные места, находящиеся в сравнительной близости от нашего города, места, которые приезжают посмотреть соседи из России и соотечественники, живущие более чем за тысячу километров.

Мы живем в Восточно-Казахстанской области с очень богатым разнообразием природных пейзажей, красивых рек, гор, полей, равнин, степей и песков. Единственный небольшой минус путешествия по казахстанским дорогам — не очень хороший асфальт. На любом участке пути даже в самых неожиданных местах могут поджидать ямы.

Сотрудники ДПС очень любят останавливать и проверять документы, особенно у машин, приехавших с другого района или страны. Они зорко следят за правонарушителями, проводят тесты на наличие алкоголя и других средств.

Водителям нужно быть бдительными, внимательными, содержать все документы в порядке и быть чистыми во всех смысла — тогда дорога будет легкой и приятной.

В этом путешествии мы посетили Курчумский район:

  • Киин Кериш.
  • Шекельмес.
  • Озеро Маркаколь.
  • Озеро Таинты.

За 5 дней мы проехали около 1500 км и прошли около 15 км, получили массу удовольствий, эмоций и впечатлений от увиденного.

Вперед, к Марсу на Земле

Трасса Шемонаиха - Усть-Каменогорск не очень хорошая, асфальт есть, но с ямами, разметки, разумеется, нет.

Последняя приличная заправка расположена в городе Усть-Каменогорск, дальше заправки будут, но качество бензина будет сомнительным. Некоторые везут с собой полные канистры, многие заправляются по дороге.

В городе лучше заправится на АЗС "Штифт". По качеству и по заливу одна из самых оптимальных заправок.

За городом через 30-40 км начинается перевал Таргын, степи сменяются горными пейзажами, начинается красивая петляющая дорога в горах, появляются хвойные леса и свежий воздух. В нашу поездку на перевале стоял густой туман, видимость не более 3 метров, ехали почти вслепую. На обратной дороге все было прекрасно, и мы вволю насладились окружающими видами.

Переправа

До Курчума есть два пути: сухопутный и с переправой. Сухопутный на 400-450 км длиннее, поэтому лучше воспользоваться услугами парома. Вот его расписание:

Расписание паром "Курчум"

Паромы ходят достаточно часто и за один рейс способны переправить около 40 автомобилей. Цена от 1,5 тенге и выше в зависимости от объема двигателя. Для маленьких машинок и мотоциклов цена составит 1000 рублей, люди — бесплатно.

Ситуация на пароме после 40 минут ожидания:

Паром Курчум

В выходные желающих уехать много, приходится стоять в очереди по 2-3 часа, кому как повезет. Некоторые умельцы пытаются в наглую проскочить без очереди, поэтому возникают перепалки и перебранки. Нужно строго держаться впереди стоящего автомобиля и не оставлять места для вклинивания.

В поисках волшебной земли

После парома начинаются своротки к водоему, вода очень теплая, берега песчаные, но могут быть и обрывистыми. Главное — не пренебрегать возможностью искупаться. Такого шанса не будет еще очень долго. Марс есть Марс, воды там нет и не ожидается.

Дорога до Курчума хорошо асфальтирована, без обилия ям. В Курчуме есть заправка и магазинчики, можно заправиться и купить продуктов, дальше такой возможности не будет. Курчум — большой поселок с частными домами и одним светофором.

Дальше за городом около 80 км нужно ехать до таблички "поворот на Аманат". Дорога идет через выжженную степь, где нет ни кустика, ни деревца, ни воды, только попадаются редкие домики и редкие могилки.

Асфальт заканчивается, начинается глиняная хорошо укатанная дорога, по которой нужно ехать около 20 км. Места глухие, связи нет, интернет не ловит, многие навигационные системы отказываются работать, нужно ориентироваться на местности и на дорогах.

Дорога к Киин Керишу:

Дорога к Киин Керишу

Найти Киин Кериш в степи не сложно, это возвышение, которое хорошо видно из далека, на него и держите курс. Главное, не попасть туда в дождливую погоду — дорогу резко размывает, скользкая глина начинает засасывать автомобили, можно увязнуть надолго.

Марсоходы приземлились:

Джиппинг

Долина Киин Кериш удивительно и уникальное место. Посреди степи безжизненной пустыней вырастают отложения цветных глин около 1,5 км в ширину и около 3 км в длину:

Марс, Киин Кериш

На Киин Кериши нет воды, климат очень жаркий, летом в хорошую погоду температура держится около 40 градусов. Нет тени, нет пристанища:

Земля Киин Кериш

Вы оказываетесь будто бы на другой планете. Нет домов, почти нет людей, нет птиц и животных, воды, связи с домом. Прогуляться по красивому разноцветью красному, рыжему, белому, розовому и зеленому огромное удовольствие.

Цветные глины

Ощущение нереальности происходящего не покидает во время всей прогулки. Возможно, там жили какие-нибудь чудные динозавры, а может и сейчас живут.

Белые глины

Находясь там, создается впечатление, что мы отроки во вселенной, прилетевшие на другую планету. Кажется, что велика возможность за любым поворотом встретить местных жителей, для которых мы будем инопланетянами. Пейзажи здесь невероятные:

Киин Кериш

Некоторые остаются там с ночевкой и говорят, что на закате глина окрашивается в яркие причудливые тона, звезды сияют особо ярко и близко, а тишина нереальная.

Долина Киин Кериш

Ежегодно под воздействием природных сил дождя, ветра и снега глины перемещаются и меняют очертания. Киин Кериш — не застывшая пейзажная композиция, а живая и меняющаяся земля.

Персиковые поля Киин Кериш

На Киин Кериши нет работников и смотрителей, весь мусор нужно увозить с собой. Нужно оставить все в первозданном виде, не нарушая и не изменяя гармонии и баланса.

Киин Кериш - Шекельмес

Если вернуться от Киин Кериша обратно на глиняную дорогу и продолжить движение, можно приехать в маленькую деревню Аманат на берегу озера Зайсан.

Дорога на Аманат:

Дорога на Аманат

Озеро Зайсан не глубокое (до 15 метров) и очень теплое, там можно искупаться, смыть пыль и усталость. Озеро огромное: длина более 100 метров, ширина: от 20 до 48 метров.

Брошенные корабли:

Брошенные корабли на Зайсане

Вдоль берега идет дорога на Шекельмес, около 30 км от поселка. Шекельмес — это тоже цветные глины, только меньше по масштабу, зато на берегу.

Стоянка на озере:

Стоянка на озере

На озере нет баз отдыха. Тем, кто собрался отдохнуть, нужно брать палатки, спальники и другие принадлежности. Многие семьи приезжают, ставят палаточный лагерь и живут здесь по несколько дней.

Шекельмес

Единственный минус, а может и плюс — там нет ни деревьев, ни кустиков. Если проблему с туалетами решают просто уходом в степь, то глазам не хватает зелени, а в жару не хватает тени.

Приехав на озеро, мы за полчаса наловили ужин. Многие ездят на озеро Зайсан именно на рыбалку, основательно подготовившись. В озере водятся карась, лещ, судак, налим, окунь, щука и линь.

Рыбный улов

Отдохнув и погуляв по цветным глинам Шекельмеса и накупавшись в теплой воде, поехали дальше. В одном месте решили сократить дорогу по полю, но не удачно.

Пустынные поля Киин Кериш

И вот что из этого вышло:

Пробитое колесо

Пришлось менять колесо. Хоть дороги и не очень хорошие, лучше держаться их и в поле не съезжать.

Озеро Маркаколь

После Шекельмеса по той же дороге нужно вернуться на Курчумскую асфальтированную трассу и продолжить путь до поселка Теректы. Там можно найти такую заправку:

Провинциальная заправка

Бензин там есть, но качество сомнительное, пользоваться можно в крайнем случае.

Вдалеке, кстати, виднеется граница с Китаем:

Граница с Китаем

Дорога проходит в 500 метрах от китайской границы, на телефон даже пришли сообщения, что мы в Китае. Аккуратнее, роуминг. Бледно зеленая Казахстанская степь мирно соседствует с желтыми песчаными Китайскими барханами.

Дорога на Маркаколь:

Дорога на Маркаколь

После поселка Теректы нас ждет 60 км увлекательной пыльной трассы, резко уводящей в непонятно откуда взявшиеся среди степи зеленые горы.

Мраморный перевал — затяжной и сложный подъем, часть дороги — просто насыпь на обрывистых склонах.

Мраморный перевал

В 2 км от села Урунхайка есть деревня на берегу озера с оборудованным кемпингом для отдыха. Есть беседка, ручей, места под палатку.

Кемпинг

Есть даже место для мусора, но хозяев у кемпинга, нет и мусор вывозить некому. Поэтому всем автомобилистам очень желательно после автопутешествий вывозить все самолично до обслуживаемых мусорных баков.

Ведро для мусора

К озеру Маркаколь нет съездов, единственная возможность попасть на озеро — через заповедник. Озеро Маркаколь с чистейшей прозрачной водой длиной около 40 км и шириной около 19 км, окруженное живописными горами и лесами.

Озеро Маркаколь

Чтобы попасть в заповедник нужно оформить въезд в городе или на месте. Тогда вам разрешат остановиться там на несколько дней. Можно останавливаться в палатке, можно снять номер в заповеднике.

Маркольский заповедник

В заповеднике есть две трекинговые тропы, одна из них (около 4 км длиной) приведет к берегу озера, где можно покупаться и порыбачить. Разрешение на рыбалку нужно получать отдельно. В озеро водится хариус, ускуч и другие виды.

Трекинговая тропа

Дорога домой всегда кажется быстрее и легче, проходит незаметно.

Дорога по долине

После переправы, на обратной дороге будет еще два озера: Верхние и Нижние Таинты с большим количеством баз отдыха и всеми условиями для комфорта.

Озера Таинты

Дорожные расходы

На двоих за 5 дней

  • Бензин: 110 литров по 160 тенге (28 рублей): 3100 рублей.
  • Еду готовили сами, тушенка, крупы, шашлык: около 2000 рублей.
  • Паром: 400 рублей.

Общие впечатления

Места очень живописные, степи сменяются цветными глинами, горами и лесами, а засушливые равнины сменяются полноводными озерами. На сравнительно маленьком участке наблюдается кардинальная смена пейзажей, и это удивительно. Из -за этого ощущение времени растягивается, и кажется, что вместо 5 дней мы отдыхали дней 10.

Если у вас нет возможности слетать в космос или посетить цветные горы Перу, воспользуйтесь прекрасной возможностью съездить в Киин Кериш в Восточно-Казахстанской области. Всем легких дорог и эмоциональных путешествий.

Автор: Дарья Тянтова

Вам будет интересно!