Автопутешествие в Монголию и достопримечательности Улан-Батора

Отчет путешественника, который на собственном автомобиле преодолел путь от Красноярска до Улан-Батора (Монголия). Осмотр достопримечательностей, особенности бюджетной поездки, фотографии и полезные советы туристам.

Предисловие

Однажды обычным зимним вечером мы с подругой решили рвануть куда-нибудь на машине. Когда очередной отпуск в июне 2017-го года стал приближаться, мы, недолго думая, выбрали целью поездки Монголию — родину первой империи кочевых племен. Это страна, где дикие и необъятные просторы живой природы захватывают дух, где царит атмосфера бесстрашия.

Цель поездки

Наша основная цель — поверить в себя. Хотелось убедиться в том, что две молодые девушки смогут самостоятельно путешествовать на машине, преодолеть большое расстояние и при этом справиться со всеми трудностями. Хочу сказать, что ради этой благой цели мы были готовы на настоящий для нас экстрим: купаться и мыться в речках в прохладный июнь, есть быструю лапшу. Кроме того, мы специально сильно урезали свой бюджет на поездку.

Выезжали из родного Красноярска. Конечным пунктом была Монголия. Период поездки — с 5-го по 18-е июня 2017-го года.

Подготовка автомобиля и сбор вещей

Перед поездкой загнали нашу машину в автосервис, так как она расходовала слишком много масла. Нам посоветовали залить силиконовую жидкость, чтобы закрыть всевозможные щели — так мы и сделали. Позже выяснилось, что этого было недостаточно, и об этом я расскажу подробнее.

Подготовка продуктов и вещей в дорогу не отняла у нас много времени. Мы взяли с собой несколько теплых кофт, штаны, теплые носки, спальник, два пледа, подушку, быструю лапшу, пакетики с кашей, сгущенку, много воды, а также термос. Бюджет был сильно ограничен — мы задавались вопросом, сможем ли выжить в таких условиях и в итоге насладиться поездкой в Монголию.

Сборы перед поездкой в Монголию

Покупка товаров в дорогу

Путь в Монголию

Маршрут на 2100 км проложили такой:

1. Красноярск.
  2. Иркутск.
  3. Озеро Байкал.
  4. Улан-Удэ, Бурятия.
  5. Кяхта (граница России и Монголии).
  6. Улан-Батор, Монголия.

Единственным нашим навигатором был мобильный телефон со скачанной заранее Google картой. Хочу сказать, что мой отец, услышав о нашей затее, не поверил, что мы даже до Иркутска доедем живыми. Мы выдвинулись из Красноярска в 12:00. В городе в это время были огромные пробки. Не доехали до Иркутска 200 километров — переночевали на стоянке возле какого-то придорожного кафе.

Дорога в Иркутск

Ранним утром прибыли в Иркутск, где и пообедали. Затем пошли гулять вдоль протянувшейся реки, любовались местными церквями. Нам также посоветовали посетить 130-й квартал. Хочу отметить, что там и вправду очень красиво: есть много восстановленных строений 18-го века, внутри которых расположись кафе, рестораны и отели. Этот квартал — очень атмосферное место, да и сам Иркутск нам приглянулся.

Храм в Иркутске

Икона в храме

133-й проспект, город Иркутск

Далее мы двинулись в сторону озера Байкал — хотели полюбоваться его видами. Когда приехали на место, уже наступил вечер, было достаточно прохладно и ветрено. Тем не менее, нас, любознательных туристок, это не остановило. Мы стали исследовать местность, а заодно пытались поймать чайку, чтобы пустить ее на шашлык.

Озеро Байкал

Остановка на озере Байкал

Отдых на озере Байкал

Чайка, которую мы хотели пустить на шашлык

Мы поужинали, полюбовались пейзажами, познакомились и пообщались с несколькими местными жителями и поехали дальше — в Бурятию. В городе Улан-Уде нас ждала хорошая знакомая, у которой мы и остановились на четыре дня. За это время изучили местные достопримечательности и даже покупались в чистой горной речке под названием Уда. Она, кстати, впадает в озеро Байкал.

Отдых в Бурятии

Бурятский кот-вегетарианец с вьющимися усами

Бурятия

Дацан в Бурятии

Храм дацан в Бурятии

Посещение дацана в Бурятии

Дацан в Бурятии — внутренний двор

Изучив нужную информацию о Монголии в последний перед отъездом день, ночью двинулись в сторону границы. Решение поехать в темное время суток не было спонтанным. Мы послушались советов и почитали отзывы в интернете. Многие путешественники рекомендуют именно в ночь пересекать любую границу, поскольку фуры днем ощутимо замедляют процесс прохождения постов контроля. Пожалуй, с этого момента и началась самая веселая часть нашей поездки.

Изначально мы проложили маршрут на 230 км от Улан-Удэ до Кяхты. Рассчитанное время — три часа, но это было только в теории. На практике мы столкнулись с практически полным отсутствием дорог. Какая-то часть, конечно, ремонтировалась, но в основном мы ехали по бездорожью. Был сильный ветер, а песок из-под колес поднимался в воздух так часто, что, кроме капота машины, мы ничего не видели впереди. Ехали с противотуманками и включенным аварийным сигналом. Приходилось периодически останавливаться, потому что машину сильно заносило от ветра в сторону, при этом видимость была нулевая. К 05:00 утра еле-еле добрались до пункта назначения — границы России и Монголии. Проходили мы ее достаточно долго. Таможенники запускали по 10 машин с русской стороны. Фур не было, но  и это не ускорило процесс прохождения границы — нам казалось, что контроль длился бесконечно долго.

Граница Россия-Монголия

Паспорта на границе Россия - Монголия

Наконец, мы попали на монгольскую сторону, но, как оказалось, радоваться было еще рано. Позже нам рассказали, что наша машина и еще несколько автомобилей, стоящих сзади, попали, как говорят, под "горячую руку таможенников". Если на русской границе начинают по каким-то причинам осматривать с пристрастием салон монгольских граждан, то эта информация быстро передается на их границу. В свою очередь их таможенники начинают отыгрываться на русских, которых в очереди стояло очень много. Нас с подругой усердно пытались свести с ума. Таможенники вели себя очень строго, не объясняли конкретно, что им от нас нужно, а также делали вид, будто не знают русский, хотя на самом деле это не так. Они давали нам не все бумаги для заполнения — приходилось несколько раз возвращаться к ним и заново проходить всю процедуру. Словом, это был настоящий кошмар.

Примерно в 12:00, наконец, перед нами открылись ворота, и мы попали на территорию Монголии. Проехав совсем небольшое расстояние, мы сразу увидели потрясающие пейзажи бесконечных степей и очень красивые виды. Через несколько километров заметили площадку с характерным для Монголии священным местом, решили остановиться рядом и позавтракать.

Отдых в Монголии

Машина для поездки в Монголию

Первая остановка и завтрак после пересечения границы

Дорога в Улан-Батор

Дорога в столицу Монголии — Улан-Батор

Дам небольшой совет туристам. На границе стоят люди и предлагают обменять рубли на тугрики (местная валюта). Соглашайтесь на сделку. Поменяйте часть денег сразу и не бойтесь невыгодного курса. Вам необходимо иметь при себе хотя бы немного наличных в местной валюте, потому что дальше начнутся платные дороги.

Тугрики —  монгольская валюта

Мы в свою очередь не обменяли деньги и поехали дальше. Каково было наше удивление, когда мы увидели первый шлагбаум, а сотрудники поста не принимали ни рубли, ни любую другую валюту, кроме монгольских тугриков. Благо на границе, совершенно случайно, мы познакомились с группой русских ребят — они тоже ехали из Красноярска. Они были очень щедрыми и добрыми, а потому дали нам немного денег. В итоге мы смогли пересечь границу первого шлагбаума платной дороги — у нас даже остались тугрики. Потом, по дороге в столицу Монголии, мы случайно пробили колесо. Одна группа молодых мужчин предложила нам поселиться у них. Конечно, сначала мы посмотрели на них с подозрением, но в итоге согласились. Как выяснилось позже, ребятам просто было страшно за нас. Мы с подругой без приключений прожили у наших новых знакомых четверо суток.

Кстати, когда мы въехали в город, нашему изумлению не было конца. Все монголы, которые видели нас, тут же сигналили и махали нам — настолько они были удивлены тем, что две русские девушки приехали на машине, чтобы осмотреть местные достопримечательности. Мы чувствовали себя каким-то первооткрывателями. Однако нам очень нравилось такое отношение местных жителей.

Достопримечательности Улан-Батора

В столице Монголии — Улан-Баторе — мы посетили экскурсии и местные достопримечательности. В первую очередь отправились на главную площадь города. Здесь круглосуточно толпится много людей: и днем, и ночью гуляют молодые пары, родители с детьми, подростки и туристы.

Центральная площадь Улан-Батора

Центральная площадь в Улан-Баторе

Центральная площадь Улан-Батора днем и ночью

Мы заглянули в местный исторический музей. В 16-18 веках эти древние постройки были домами для монголов, которые занимали высшие чины на службе. Сейчас же сооружения превратили в музей. Все, что находится внутри, отреставрировано с учетом сохранения исторической подлинности, и один этот факт захватывает дух. По своим размерам музей достаточно большой, так как это древняя постройка. Внутри можно погулять и сделать фотографии. Музей дает возможность прикоснуться к истории нации древней цивилизации 16-го века. Однозначно рекомендую посетить его всем, кто приедет в Улан-Батор. Музей располагается недалеко от центральной площади столицы.

Исторический музей Улан-Батора

Исторический музей в Улан-Баторе

Музей истории в Улан-Баторе

Строения 16-го века

Мы были и на площади памяти воинам Великой Отечественной войны, а заодно поднялись на вышку, откуда нам открылись красивые виды на город. Вход бесплатный. К сожалению, фотографии не передают всей красоты. Стоит побывать здесь и днем, и вечером. Вам откроются совершенно разные виды, которые захватывают дух.

Площадь памяти ВОВ в Улан-Баторе

Улан-Батор

Площадка памяти ВОВ

Сквер с Буддой

Сквер с Буддой в Улан-Баторе

Парк развлечений — еще одно удивительное место. Вход платный — около 40 рублей с человека. Внутри есть корейские горки и другие любопытные аттракционы. Нам здесь понравилось. Корейские горки с двумя петлями смерти по-настоящему захватывают дух. Кататься было очень страшно. Внешний вид аттракционов оставлял желать лучшего, от чего развлечение превратилось в настоящий экстрим и испытание судьбы.

Парк развлечений в Монголии

Парк развлечений в Улан-Баторе

Парк развлечений, вид на корейскую горку

Побывали мы и в местном ресторане. Хочется отметить, что еда во всей Монголии, в особенности мясо, очень недорогая. Порции большие и вкусные. Вся еда подается только в свежеприготовленном виде.

Ресторан в Улан-Баторе

Часть меню ресторана, который мы посетили

Большая горная река с историческим родником — еще одна местная достопримечательность. К сожалению, сейчас во всей стране обострилась проблема с водой — многие источники пересыхают. Полноводные реки превратились в небольшие речушки. Даже этот древний источник, связанный с основанием города, теперь тоже пересыхает.

Место основания города Улан-Батор

Пересохший источник воды — место основания города

Помимо этого, мы также посетили:

• Магазинчик косметики. В нем были невероятно низкие цены, по сравнению с российскими аналогами.
  • Дацан — местный храм.
  • Горнолыжный комплекс с площадкой для гольфа.

Дацан Улан-Батора

Очень много гуляли по храму Дацан. Вид снаружи

Буддийский монастырь в Монголии

Дацан, внутренний двор

Хотели посетить и статую Будды, которая стоит на горе и составляет 50 метров в высоту. Туристы поднимаются к ней на подъемнике. Однако нам дважды не повезло с погодой — была песчаная буря, и сильный ветер, поднявший пыль и песок, не позволил нам туда попасть. Хочу отметить, что погоду в Монголии нельзя предугадать. Та же песчаная буря может появиться в любой момент.

В наши первоначальные планы входило посещение кристально чистого ледяного озера, которое состоит из горных рек, а также заповедной зоны с красивейшими скалами. К сожалению, по техническим причинам мы не сумели осмотреть эти достопримечательности.

Прошло четыре дня с момента нашего приезда в Монголию, и уже пора было выдвигаться в сторону дома. По дороге мы хотели также посетить не тронутую цивилизацией местность, искупаться в горных реках и насладиться первозданной красотой природы. Трасса была одна, поэтому заблудиться невозможно. Нашим глазам открылись невероятные виды: бесконечные горы и степи, пасущиеся животные, пролетающие над деревьями ястребы и орлы. Снова повторюсь, что фотографии, к сожалению, не передают полной картины. Мы сделали три остановки. Во время первой развели костер и позавтракали.

Отдых в горах Монголии

Отдых на природе в Монголии

Красоты гор и бесконечных степей

Отдых в Монголии

Природа Монголии

Ястреб

На второй остановке мы тоже перекусили. В этой местности расположилась любопытная скульптура. Рядом есть столики и скамейки для удобства туристов.

Достопримечательность Монголии

Скульптура — местная достопримечательность

Третья остановка длилась дольше всех. Мы успели и позагорать, и покупаться, и сварить нормальную еду из бурятской тушенки и картошки — получилось очень вкусно и питательно. После плотного обеда полагается поспать — так мы и сделали. Сон был великолепен: рядом журчала речка, тихо пели кузнечики. Остановку мы сделали на одной монгольской базе отдыха — местные жители туда часто приезжают, чтобы порыбачить и просто отдохнуть с детьми. Территориально не смогу описать, где она находится — мы нашли ее совершенно случайно. Если захотите там побывать, то вам следует знать, что в этой местности полноводная река течет под мостом. Рядом есть поляна, укутанная небольшим лесом. Неподалеку стоит табличка, обозначающая, что из-за сильного течения купаться в реке нельзя. Мы не послушались предупреждения и зашли в воду. Тем не менее, течение там на самом деле сильное, и нужно быть очень осторожным. Сама местность невероятно красивая.

База отдыха в Монголии

Отдых на реке в Монголии

Река, последняя остановка

Напоследок расскажу интересные факты о стране:

1. Чем дальше вы едете на юг, тем больше вам встретится песка и меньше зелени.
  2. В Монголии есть пустыня под названием Гобби.
  3. Очень мало монголов говорят на русском. Сегодня они причисляют себя к европейцам, учатся за границей и осваивают английский язык.
  4. Автозаправки в Монголии находятся на большом расстоянии друг от друга. На всякий случай надо брать с собой канистру с бензином.
  5. В стране дружелюбно относятся к туристам, особенно к русским девушкам.
  6. В стране есть только одна федеральная трасса, которая пересекает все города. Заблудится здесь невозможно. Однако трасса довольно разбитая — есть очень много крупных ям.
  7. Большинство монголов — это очень состоятельные люди.
  8. Монголы ездят на новеньких джипах. Полагаю, всему виной бездорожье.
  9. Местные дачи — это юрты посреди степей с большим количеством пасущихся животных.

Проблемы в дороге

Основная наша проблема заключалась в том, что из-за неисправности двигателя мы на каждой остановке заливали масло. Эта преграда не была устранена еще перед выездом. По этой причине мы с подругой и не смогли побывать в отдаленных уголках страны и посетить некоторые достопримечательности.

Вторая проблема, с которой мы столкнулись уже в Монголии по пути к столице, — пробитое колесо. Нам пришлось покупать новое, так как с собой у нас была всего одна запаска.

Советы путешественникам

Если вы решили поехать в Монголию, воспользуйтесь следующими советами:

1. Основательно проверьте автомобиль и устраните все неисправности.
  2. Не следует ехать на низкой машине. Если есть возможность, отдайте предпочтение Ниве или джипу.
  3. Обязательно берите с собой теплые вещи, если решите ночевать в палатке или машине. Ночи в Монголии довольно холодные.
  4. Возьмите канистру (лучше несколько), чтобы после пересечения границы сразу же заправить ее бензином.
  5. Берите с собой несколько запасок, если собираетесь ездить на отдаленные от городов расстояния. Помните: дорог здесь нет — есть только длинные степи.
  6. Меняйте рубли на тугрики сразу на границе.

Итоги путешествия

Наши итоги выглядят довольно неплохо:

1. Две девушки самостоятельно пересекли границу России, насладились пейзажами дикой природы и степей. По итогу поездки остались довольны, вернулись домой целыми и невредимыми.
  2. Проехали более 5000 километров.
  3. Путешествовали на машине Mazda Demio. Расход топлива был очень небольшим.
  4. Потратили на бензин около 10 000 рублей от дома и обратно.
  5. Все наши остальные траты в путешествии уместились в бюджет 15-17 тысяч рублей на двоих.
  6. Это была удачная и бюджетная поездка, подарившая нам любовь к приключениям и новый опыт.