Поездка на машине в Черногорию через Юго-Восточную Европу

Отзыв туриста о поездке на собственной машине в Черногорию. Посещённые достопримечательности, местные цены, особенности дорог и красочные фотографии.

Цели поездки 

С целями поездки все очевидно: хотелось хорошо отдохнуть за относительно небольшие деньги. Также хотелось попробовать местную кухню. Выбирал между Грецией, Испанией и Черногорией. Последнюю выбрал по нескольким причинам. Первая — это цена, в Черногории она в разы меньше, чем в странах Евросоюза, при этом качество предоставляемого сервиса вполне приемлемое. Второе — это природа, в Черногории не так пустынно, как в Испании. Наконец, третье — это мои весьма плохие знания английского языка. Однако в этой маленькой стране туриста и на русском прекрасно понимают. Ездил я не один, а с семьей и хорошим знакомым. Мое путешествие продлилось чуть больше трех недель — с 3 до 26 августа.

Дорога на машине

Путешествие до Черногории было непростым. Мой путь пролегал через несколько стран Восточной Европы. Таким образом, я проехал через Беларусь, Украину, Румынию, Болгарию, Македонию, Албанию. В одну сторону получилось порядка 3800 километров. В самой Черногории проехал около 2000 километров, плюс дорога обратно. В общей сложности получилось около 8000 километров. Это было настоящим испытанием, так как я не каждый год проезжаю такую большую дистанцию. И это всего лишь за три недели.

Маршрут в Черногорию

Мой маршрут

Путь до черногорского курорта Сутоморе занял пять дней. Можно было приехать и быстрее, но в таком случае до курортного поселка я бы добрался еле живым. Хотелось отдохнуть, ведь это отпуск, а не заказ на грузоперевозки. На протяжении всего пути я сделал несколько остановок. Были и длинные, с ночевкой, а были и остановки по 10-20 минут.

Стартовал я в Петербурге в 07:00 часов. На первом этапе надо было добраться до пригорода Минска, чтобы переночевать, немного отдохнуть, да и просто пообщаться с приятными людьми, которых давно не видел. Так получилось, что выезжал я из самого центра Петербурга, не ожидал пробок в столь раннее время, но пришлось постоять около получаса на выезде на Пулковское шоссе.

Следующий затор образовался на подъезде к Гатчине. Однако дальше было лучше. Трасса E-95 была свободной, фур почти не было, что не могло не радовать. Первую остановку сделал в Луге, чтобы заправиться и перекусить. На подъезде к Пскову начался сильный дождь, было крайне трудно двигаться дальше. Почти при нулевой видимости доехал до АЗС, где дозаправился и налил немного бензина в канистру. К этому времени дождь прошел, и дальнейший путь освещался ясным небом и солнцем.

В районе Опочки совершил поворот направо, чтобы добраться быстрее до границы. Однако данный участок является платным, кроме того, дорога постоянно извивается. Длинные спуски сменяются затяжными подъемами. Дорога довольно узкая, но и машин там немного. На одном из поворотов, если не рассчитать скорость, есть шанс врезаться в прицеп фуры. Вот почему вести машину на данном участке надо крайне аккуратно, при этом соблюдать скоростной режим.

Оплата за использование дороги производится на границе. Поскольку номера у нас были российскими, то и машину никто не останавливал. Единственным признаком того, что мы въехали в Беларусь, были соответствующая табличка и белорусское радио, которое играло в салоне. Наш путь до Минска проходил через Полоцк и Лепель. Ближе к 21:00 мы въехали в один из пригородов Минска — Заславль. Оставив машину в гараже у знакомых, мы разбрелись спать.

На следующий день в 17:00 мы выехали в сторону Киева, добрались довольно быстро — за восемь часов пути. Однако около часа пришлось простоять на границе. При пересечении никак проблем возникнуть не должно, если у вас есть приглашение. Его нетрудно оформить. Даже если у вас нет знакомых или родственников в Украине, вы можете спокойно найти людей в интернете, которые помогут вам.

В Киеве я остановился у родственников. На третий день я снова поздно выехал, так как первую половину дня гулял по центру столицы. Ближе к 20:00 выехал в сторону Винницы, где и сделал последнюю длинную остановку. Поспать решил в небольшом кемпинге, при выборе места для остановки, прежде всего, руководствовался отзывами в интернете.

Следующие два дня были безумными. Много энергетиков, дикая усталость, сильное желание поспать. Из-за того, что на первом этапе нашего вояжа мы потеряли много времени, пришлось привлечь своего друга к управлению машиной. Надо было успеть вовремя заселиться в забронированные апартаменты в Сутоморе. Вели машину по очереди: сначала я часов шесть-семь за рулем, затем друг столько же. Длительных остановок почти не делали, поэтому подробно рассказать о Румынии, Болгарии, Македонии и Албании не могу. Все эти четыре страны проехали словно в тумане. Была одна мысль — поскорее бы уже добраться.

Могу отметить придирчивость румынских полицейских — несколько раз останавливали нас. По пути домой было то же самое. Тем не менее, дороги в Румынии неплохие. При пересечении границы здесь никаких проблем не возникло, так как не раз бывал в странах Евросоюза. Кроме того, Шенгенская виза у меня оформлена на пять лет. При въезде в Болгарию ничего не проверяли, так как границу Евросоюза я уже пересек. В Албании все проверили быстро. Со страховкой все было отлично — она у меня была еще с Финляндии. Еду покупали на заправках или же в супермаркетах.

И, наконец, вечером 7 августа мы припарковали машину во дворе частного дома в Сутоморе. Отсюда мы следующие две недели и путешествовали по разным уголкам Черногории. Ездили в ближайшие места, такие как Будва, также забирались на самый север страны, например, в Жабляк. Дороги здесь непростые — серпантин опаснее, чем в Крыму. Увидев обрывы, в которые с легкостью можно вылететь, волей неволей будешь вести машину очень аккуратно. Скорость в некоторых местах из-за рельефа снижается до 30 километров в час.

Дорога в Черногории

Типичная дорога в Черногории

Также стоит опасаться местных водителей. Водят они довольно агрессивно и часто нарушают правила. Больше всего меня удивило то, что многие даже не пристегивают ремень. Кроме того, здесь мало мест, где можно припарковаться. Однако качество покрытия отменное. Пробки возникают довольно часто, но это из-за курортного сезона. Путь домой был точно таким же, только доехали чуть быстрее.

Посещенные достопримечательности

Свою культурную программу начал ещё в Минске, где прогулялся по центру. Город просторный, даже по сравнению с тем же Петербургом.

Улицы Минска

Просторные улицы Минска

В целом мне он показался скучным. Однако могу выделить Костёл Святого Симеона и Святой Елены. В Киеве прошел классический маршрут. Начал с Майдана Незалежности.

Монумент Независимости Украины

Монумент Независимости Украины

Затем спустился к арке Дружбы народов, далее — к Днепру.

Подольский мостовой переход

Вдалеке виден Подольский мостовой переход

Приятно удивила реконструкция набережной — теперь город стал чуть ближе к европейской столице.

В Болгарии я останавливался лишь у побережья Черного моря. В целом ничего особенного.

Первой достопримечательностью, которую я посетил в Черногории, стала крепость "Хай-Нехай". Надо сказать, что даже многие местные не знают, как добраться до этого места.

Крепость "Хай-Нехай" в Черногории

Граффити

Крепость располагается недалеко от Сутоморе. Нам потребовалось около полутора часов, чтобы добраться до фортификационных сооружений. Путь пролегал по лесной тропинке, которая шла вверх.

Дорога к крепости "Хай-Нехай"

По дороге к крепости

Благо погода была облачной, поэтому восхождение далось легко.

Смотровая башня крепости "Хай-Нехай"

Смотровая башня

Само место поражает.

Крепость "Хай-Нехай"

Крепость "Хай-Нехай"

Это небольшой городок, в котором есть грозные стены, склады и даже небольшая церковь.

Стены крепости "Хай-Нехай"

Стена

Самое приятное — это почти полное отсутствие людей. Помимо нас, там находились лишь две француженки.

Церковь и крепость "Хай-Нехай"

Церковь на заднем плане

Крепостные ворота крепости "Хай-Нехай"

Крепостные ворота

С крепости открывается прекрасный вид на бухту, курортный поселок и автомагистраль.

Сутоморе

Вид на Сутоморе

Дорога в Сутоморе

Вид на дорогу

Адриатическое море

Вид на Адриатическое море

Главное — ничего не уронить со скалы. Я, например, выронил телефон, благо он упал буквально в метре от обрыва.

Скалы Сутоморе

Тот самый обрыв 

Через пару дней совершили поездку в Котор.

Дорога в Котор

По дороге в Котор

Это, пожалуй, одно из самых красивых мест, что я видел в своей жизни.

Деревня в Которских горах

Деревушка в Которских горах

Находясь на самой верхней точки крепости, испытал невероятный восторг от всего, что меня окружало: горы, Которский залив и средневековые постройки.

Которский залив

Которский залив

Сербский православный храм Св. Николы

В центре — сербский православный храм Св. Николы

Вот она — старая Европа.

Часовая башня на Площади оружия

Часовая башня на Площади оружия

При этом тут в разы дешевле. За посещение той же крепости берут три евро.

Курорт Котор

Вид на Котор с крепостной башни

По дороге до Сутоморе решили заехать в Будву.

Крепостные стены в Которе

Крепостные стены

Старый город не так впечатляет, как Котор.

Старый город Котора

Старый город Котора

Но все равно выглядит интересно, да и за посещение данной достопримечательности ничего не берут.

Собор Святого Иоанна Крестителя

Собор Святого Иоанна Крестителя

Одним из обязательных мест для посещения является национальный парк "Дурмитор", расположенный недалеко от города Жабляк.

Жабляк

Дорожный знак недалеко от Жабляка

Это север страны. Пара часов езды от теплого побережья, и мы оказались в небольшой Австрии.

Гора Дурмитор

Гора Дурмитор

Горнолыжный курорт, уютные домики, горы, озера, леса, зеленые поля.

Дорога к национальному парку "Дурмитор"

Дорога к национальному парку

Здесь виден тот самый контраст маленькой балканской страны. Разница в температурах достигает 12-15 градусов. Буквально пару часов назад мы изнывали от жары на берегу Адриатики. Здесь же мы укутывались во всю одежду, которая у нас была. Неизгладимое впечатление производит Черное озеро.

Пляж Черного озера

Пляж Черного озера

Окружено оно горами и лесами, имеет небольшой перешеек, который разделяет его на две части. Есть много оборудованных мест, где можно отдохнуть.

Отдых на берегу Черного озера

Лавочка для отдыха

Настоятельно рекомендую обойти все озеро вокруг по тропинке. При этом за вход в заповедник заплатите всего пять евро. Также стоит попробовать местную кухню — не зря ведь у нее так много восторженных отзывов.

Следующим пунктом был мост Джурджевича.

Мост Джурджевича

Сам мост

Это колоссальное сооружение, которое возвели над каньоном реки Тара. Свое название мост Джурджевича получил от имени владельца фермы, которая расположена рядом.

Река Тара

Река Тара и фермы

Через реку протянут зиплайн. Если вы любитель экстрима, то для вас это идеальное место.

Зиплайн

Линии зиплайна

Я решил рискнуть. Впечатления, надо сказать, невероятные — словно паришь над каньоном. Цена вопроса составляет 50 евро.

Проживание и питание

В Черногории основной валютой является евро. Как я уже указал выше, проживали мы в апартаментах, которые находились в частном доме.

Отдых в отеле Черногории

Вид из окна гостиной

Владелец известен нам как Боянович — приятный мужчина средних лет. Дом трехэтажный, мы жили на втором. Номер предоставили с двумя комнатами, одна из которых — спальная, другая — и гостиная, и кухня одновременно. С балкона открывается потрясающий вид на горы.

Горы в Черногории

Облака окутали вершины гор

В ресторанах и кафе мы бывали редко — закупались в супермаркетах. В Черногории вкусная еда, причем за достаточно низкую цену. Один из лучших магазинов — SPAR.

Расходы

Точную сумму назвать трудно. Расходы на все составили порядка 157 000 рублей. Из них 65 000 рублей — это проживание в апартаментах, на бензин потратил около 42 000 рублей. На еду — примерно 45 000 рублей, на сувениры и проход в достопримечательности — 5500 рублей.

Автор: Илья Черноусов

Вам будет интересно!