Путешествие по Марокко на машине: достопримечательности и советы

Отчет о путешествии по Марокко на арендованном автомобиле. Осмотр местных достопримечательностей, поездка в пустыню Сахара и отдых на берегу Атлантического океана, красочные фотографии и ценные советы туристам.

Предисловие

Наше путешествие состоялось в конце ноября — начале декабря 2017-го года. Именно в Марокко мы собрались потому, что еще ни разу не были в Африке. Не сказать, что мы сильно хотели экзотики. Однако наше воображение будоражила одна лишь мысль о бескрайнем океане и загадочной пустыне. Именно к ним мы и стремились.

В поездке участвовали две семейные пары. В меру активные, в меру импульсивные, но без меры любопытные. Все подготовительные вопросы решали совместно. По маршруту я исполняла обязанности штурмана. В общем, как водится, женщины руководили кухней, мужчины — развлечениями.

Билеты на самолет были куплены в город Агадир (Марокко), из него же мы и улетали обратно. В 10-дневном промежутке между авиарейсами нас ожидало знакомство с новым континентом, новой страной, новой религией, Атлантическим океаном и пустыней Сахара.

Город Агадир в Марокко

Агадир

Маршрут по Марокко

Как я уже упоминала, Агадир был нашей отправной точкой путешествия по Марокко. Далее дорога лежала в Марракеш. Из него мы планировали совершить марш-бросок в пустыню Сахара через Атласские горы и город Уарзазате. После хотели проехать дальше, в материковую часть страны — прямо до Мерзуги. Именно в этом месте начинаются большие дюны Эрг-Шебби.

Обязательная часть программы — ночевка в пустыне в берберском лагере. Затем планировали скорее вернуться к океану. На закуску оставили старинный порт Эс-Сувейра на побережье Атлантики. Дальше — опять в Агадир, точнее, в самолет, который умчит нас домой. Забегая вперед, скажу, что по итогу вышло около 2000 километров на машине, 50 километров на верблюдах и, если верить шагомеру, около 200 километров пешком.

Наш маршрут

Организационные вопросы

Чтобы реализовать наш замечательный план, еще дома было решено взять машину напрокат. Бронировали через интернет с оформлением по прилету в аэропорту Агадира. По отзывам туристов, которых мы начитались при подготовке маршрута, на месте разбираться с арендой машины достаточно сложно. Языковой барьер — существенная проблема, когда в стране практически не говорят по-английски.

Выбирали и бронировали машину здесь. Это служба аренды авто Hertz, которая работает именно в аэропорту Агадира Эль Масира. Она открыта с 07:00 до 22:00. Мы прошли регистрацию по прилете в 19:30. Времени для оформления и получения машины у нас было предостаточно. Брали Dachia Sandero на 10 дней. Стоимость (без учета залоговой суммы) составила 25 евро в день и шесть евро в день полной страховки. Итог — 310 евро.

Курсы валют в Марокко

Курсы валют в аэропорту Агадира

Заправлялись мы по-разному. За все путешествие потратили на топливо около 400 евро. Полный бак нам в среднем выходил в 500 дирхам (около 3000 рублей).

Заправка в Марокко

Одна из заправок в Марокко

Маршрут прорабатывали тщательно. Также все номера забронировали заранее через Booking. В Агадире у нас был самый дорогой отель Agadir Beach Club. За номер мы платили почти 3500 рублей в сутки (стоимость с завтраком). Отель не такой блестящий и новенький, как на фотографиях в Booking, но для Агадира вполне приличный.

Отель в Агадире Agadir Beach Club

В Марракеше мы решили окунуться в экзотику и пожить в риаде. Это такой дом-колодец — оригинальное изобретение марокканцев. В центре риада либо растут деревья, либо стоит бассейн. Обычно это общая зона отдыха. Кстати, душ и санузел в этих риадах индивидуальные. Самая большая проблема — найти месторасположение этого дома-колодца. По карте вроде бы все понятно, а на месте начинаешь искать его бесконечно долго. Если вы выберете риад в Старой Медине, придется решать вопрос с парковкой. В Медину заезжать на автомобиле нельзя. Так что припарковаться у отеля не получится. Учитывайте этот момент при выборе жилья в Марокко.

Риад Amskal

Мы выбрали Riad Amskal. Стоимость номера — 2500 рублей за двоих с завтраком, на четверых — 5000 рублей. Риад находится за пределами Старой Медины, недалеко от площади Джема эль-Фна и мечети Кутубии.

Риад в Марокко

Терраса на крыше риада Amskal

Понравился и риад, и завтрак, но искали мы его тоже долго. Ни карты, ни навигатор тут не спасают. Хорошо, что у нас были телефоны администрации риада. После часа поисков мы решили позвонить, и нас встретили.

Риад Amskal в Марракеше

Риад Amskal. Так он выглядит снаружи

В Уарзазате у нас был необычный отель. Банальный и предсказуемый Ibis, но внешне стилизованный под местный колоритный замок. Найти его просто: Ibis Ouarzazate Centre действительно находится в центре города, недалеко от Музея кино.

Музей кино в Уарзазате

Рядом с отелем располагается Музей кино

Бронировали два номера на четверых. Один из них обошелся нам в 2000 рублей за двоих, правда, без завтрака. Однако, согласно нашему маршруту, планировался достаточно ранний выезд, так что этот вариант нас вполне устраивал.

Отель Ibis в Уарзазате

Отель Ibis в Уарзазате находится в самом центре города

В Эс-Сувейра тоже выбрали риад прямо на берегу океана. Называется Dar al Bahar. Искать его пришлось долго. Цена тоже адекватная — 2000 рублей с завтраком за двоих. Самые дешевые номера в риаде находятся на первом этаже.

Риад в Эс-Сувейра

Один из наших номеров в риаде в Эс-Сувейра на первом этаже

Номера с видом на океан самые дорогие. Даже если будете жить на первом этаже, как мы, помните, что на крыше есть прекрасная терраса — оттуда океан виден как ладони. Здесь можно попросить с утра сервировать завтрак. Мы делали так каждый день.

Отдых в Эс-Сувейра

Вид с террасы нашего риада в Эс-Сувейра

Путешествие по Марокко

В аэропорту Агадира машину нам оформили не очень быстро, зато по всем правилам. Это мы оценили потом, когда дорожная полиция проверяла документы на авто, и все оказалось в полном порядке.

От аэропорта до города — около 20 километров. Вечером на трассе машин было немного. Дороги оказались отличными, пробок не было. Правда, местные водители, мягко говоря, не очень аккуратно водят. Добавьте сюда мотоциклы, велосипеды и повозки с ослами. На дороге периодически образовывался какой-то хаос от скопления всех этих транспортных средств в одном месте. Хорошо, что я не была за рулем. Зато сразу становится понятно, что мы в Африке, а не в Европе.

Дороги Марокко

На дорогах Марокко

Отличительная особенность дорожных развязок в Агадире и, как мы потом выяснили, во всем Марокко тоже — отсутствие светофоров. Классические перекрестки со светофорами есть только в городах. За пределами населенных пунктов повсеместно встречается круговое движение на развязках.

Круговая развязка в районе Уарзазата

Такое мы встречали только в Румынии. Говорят, подобная организация дорожного движения позволяет минимизировать пробки. Не знаю, правда ли это. Тем не менее, в Марокко в пробках мы нигде не стояли.

По дороге из аэропорта в Агадир остановились в Инезгане. Здесь практически у дороги расположился огромный гипермаркет Marjane. Это что-то вроде нашей сети "Ашан". Там мы купили воду, соки, алкоголь.

В целом дорога из аэропорта заняла около часа. Дальше был отель, постель и сон. Утром — завтрак и целый день на знакомство с Агадиром. Скажу сразу, здесь делать нечего. Будете путешествовать недалеко от Агадира — смело проезжайте мимо него.

Пляж в Агадире

В Агадире большой песчаный пляж. Других достоинств мы не нашли

Кафе в Агадире

Цены на рыбное меню в одном из кафе

Утром, после второй ночи в отеле Agadir Beach Club, мы выехали в Марракеш. Преодолели 260 километров по хорошей чистой дороге с разметкой, тоннелями и ограничениями скорости.

Дорога из Агадира в Марракеш

Трассу проложили правильно — за территорией населенных пунктов. Нас поразила чистота на дороге. По сравнению с грязными улицами городов, асфальт казался стерильным. Весь путь был достаточно спокойным: трасса ровная, на две полосы, без виражей и крутых подъемов. Кстати, первый раз в жизни именно здесь мы стали свидетелями песчаной бури.

Дорога в Марракеш

Дороги в Марокко

Дорога из Агадира в Марракеш

Она на самом деле появилась ниоткуда. Воздух в один миг стал белым, видимость на дороге резко упала до нуля. Хорошо, что в этом "молоке" мы ехали совсем недолго. Песчаный туман исчез также быстро, как и появился. На данном участке пути этот момент был самым впечатляющим. Однако мы еще тогда не знали, какие виражи нас ждут впереди.

В Марракеше мы провели замечательный день, насыщенный и длинный. На следующее утро отправились в Уарзазате. В отзывах туристов в интернете о дороге между этими двумя городами узнали, что там очень красиво и живописно. На самом деле трасса оказалась крутой и жутко опасной. Она проходит по хребту Атласских гор. На каждом перевале открываются такие панорамные виды, что дух захватывает.

Марракеш

Марракеш — очень колоритный город

Горная дорога из Марракеша

Горная дорога началась сразу за Марракешем

Перевал Тизи-н-Тишка

Перевал Тизи-н-Тишка в Марокко

Горная дорога Марокко

Горная дорога

Горы в Марокко

Лучше гор могут быть только горы

Водителю здесь сложнее всего. Пассажиры ахают и охают от восторга, а у рулевого каждый поворот почти на 180 градусов. Осложнял наше передвижение еще и тот факт, что накануне здесь, в горах, прошел дождь. В некоторых мечтах мы видели оползни, правда, совсем небольшие. За всю дорогу я насчитала три перевала. Мы останавливались на смотровых площадках около пяти раз.

Серпантины в Марокко

Опасные серпантины

На эти 200 километров пути (между Марракешем и Уарзазате) мы потратили больше времени, чем на переезд из Агадира в Марракеш. На некоторых участках дороги ограничение по скорости было до 20 километров. Иногда мы ехали и 10 км/ч.

На следующий день у нас был запланирован самый длинный переезд. Чтобы добраться до песчаных дюн из Уарзазате, нам предстояло преодолеть почти 400 километров.

Пустынные дороги Марокко

Подорожники и встречные машины на дороге встречались нечасто

Трасса оказалась легкой, навигатор не подвел. И именно на этом участке пути мы познакомились с местной полицией. Согласитесь, нельзя не превысить скорость на хорошей дороге, когда вокруг раскинулась каменная пустыня без машин и каких-либо признаков жизни. Вот и мы разогнались, но нас тут же остановили. Мы заплатили штраф. Дальше ехали по знакам. Экономили деньги.

В Мерзуге в одном из отелей мы заплатили за парковку и оставили машину на одну ночь. Сами пересели на верблюдов и отправились в берберский лагерь. Ночь в пустыне среди песка и звезд — это очень романтично. Однако в декабре вечером в пустыне довольно холодно.

Верблюд

Верблюдом можно не рулить

Вечер в пустыне

Как только солнце садится, в пустыне становится очень холодно

После ночевки в пустыне началось наше возвращение домой. Нам предстоял переезд назад в Марракеш и дальше — в Эс-Сувейра. В этом некогда португальском старинном порту мы планировали вдоволь поесть рыбы, морепродуктов, надышаться океаном и, наконец, смыть с себя песок Сахары. Дорога обратно ничем новым нас не порадовала. Ущелья, горы, обрывы уже стали привычными. Может, после ярких эмоций в пустыне нам уже было сложно чему-то удивляться.

Дороги Марокко

Дороги, дороги…

Дороги в Марокко

Мы все еще едем по пустыне

Правда, на участке дороги Марракеш - Эс-Сувейра нас порадовали козы-спортсменки. Вдоль трассы вся территория сплошь заросла арганией. Эти козы едят плоды дерева прямо с веток. Причем забираются на них, как заправские спортсменки.

Козы

Козы-спортсменки

В Эс-Сувейре ситуация с парковкой оказалась еще сложнее, чем в Марракеше. В конце концов, хозяин нашего риада договорился о стоянке в одном из сетевых отелей за вполне символическую плату.

В конце путешествия по Марокко нас ждал еще один бонус. Оказалось, что дорога из Эс-Сувейры в Агадир — лучшая из всех. Она достаточно легкая и идет практически вдоль океана.

Дорога в Агадир

По дороге в Агадир

Из 170 километров дороги около 100 километров мы наслаждались видами океана. В поселке Тагазут мы и вовсе спустились к пляжу и купались до посинения. Напоминаю, что на дворе был декабрь. Однако Атлантический океан – это не Красное море. Нам сильно не хотелось уезжать.

Атлантический океан

Невозможно спокойно уехать от такой красоты

Указатели в Марокко

Главное — не пропустить на трассе поворот к пляжу

Отдых на Атлантическом океане в Марокко

В декабре вода в океане была около 19 градусов

Дорожная полиция в Марокко

Дороги в Марокко, как и в Европе, очень хорошие, даже в горах. Тем не менее, ПДД надо соблюдать. Дорожная полиция строга, но справедлива. Если нарисован знак ограничения скорости до 30 км/ч (это в горах), непременно следует учитывать его. Если по трассе больше 80 км/ч ехать нельзя, значит, не стоит разгоняться. Полицейских в Марокко на дорогах немного, но они есть. Даже в пустыне. Стоит ли говорить о городах.

Мы за всю нашу поездку три раза общались с дорожной полицией. Сначала мы-таки превысили скорость на 20 километров. Нас остановили, проверили документы и выписали штраф в 400 местных дирхам (это почти 2500 рублей). Мы честно заплатили, решили больше не нарушать.

Полиция в Марокко

Людей в Марокко фотографировать сложно, а полицию вообще запрещено

По дороге в Сахару, где-то на безлюдном перекрестке, у нас просто проверили документы и пожелали счастливого пути. Посмотрели права и документы на машину. Мы приготовили и паспорта, но их никто не потребовал.

Последнее наше общение с дорожной полицией было классическим, прямо-таки "по-нашему". Водитель проигнорировал знак "Стоп". Даже не совсем проигнорировал, а просто максимально сбросил скорость, но не остановился. Словно из-под земли тут же вырос полицейский. Хотел оштрафовать на 300 дирхам, но сторговались до 100. Всем, кто пойдет или поедет по нашим стопам, дам всего два совета — не нарушайте и торгуйтесь.

Что посмотреть в Марокко?

Рассказывать про красоты этой страны можно бесконечно. Перечислю мои самые яркие впечатления от увиденного.

В Агадире поразил сук — рынок по-нашему — огромный и доверху наполненный вкусностями, с дешевыми фруктами и финиками. Даже не знаю, что бы мы делали, если бы его не было. Именно здесь мы еще в начале нашего путешествия купили всем близким сувениры и подарки.

Пляж в Агадире

В Агадире, кроме пляжа и рынка, пойти некуда

В Марракеше очень понравился парк "Мажорель" — тот, в котором Ив Сен-Лоран творил. Также было приятно погулять по руинам старого королевского дворца — там аисты теперь живут.

Сад "Мажорель"

Старый королевский дворец в Марракеше

Старый королевский дворец

И, конечно, понравились вечерние забавы на площади Джем эль-Фна. Рисунок хной на руке — от 20 дирхам (120 рублей), фреш — от четырех дирхам (24 рубля), улитки — от 10 дирхам (60 рублей).

Площадь Джем эль-Фна

Самый дешевый фреш можно выпить на площади Джем эль-Фна

В Уарзазате много и часто снимают фильмы. Есть несколько рабочих студий с декорациями и Музей кино. Мы не были ни в музее, ни в студии. Зато полазили по знаменитой Касбе Айт-Бен-Хадду. Это удовольствие бесплатное.

Место съемок "Астерикса и Обеликса"

Вход на одну из студий. Кажется, здесь снимали "Астерикса и Обеликса"

Место съемок "Мумии"

Здесь снимали эпизоды из "Мумии"

Отдых в Уарзазате

Если забраться на самый верх Касбы, открывается вот такая панорама

Пустыню Сахара и Атлантический океан можно оставить без комментариев. Здесь уместны лишь эпитеты, наполненные восторгом и восхищением. Это настоящая мать-природа в своей первозданной красоте.

Пустыня Сахара

Большая песочница

Атлантический океан в Марокко

Атлантический океан

В Эс-Сувейре самое впечатляющее — это порт. Рыбаки в этом городе, как и сотни лет назад, выходят в океан на корявых деревянных суденышках, а потом продают рыбу прямо на причале, в порту. Здесь мы попробовали самые свежие устрицы. Мы также ели вкусную рыбу, которую поймали пару часов назад и за 10 минут пожарили при нас же.

Порт Эс-Сувейра

Португальские оборонительные укрепления в порту Эс-Сувейра

Рыбаки в порту Эс-Сувейра

Здесь я поняла, что устрицы — это вкусно

Рыболовство в порту Эс-Сувейра

Какую рыбку будем сегодня пробовать?

Здесь вечером играют свою музыку последователи Боба Марли и Джими Хендрикса. Да и сам город — это одна большая достопримечательность.

Итоги поездки в Марокко

Автомобиль заправили и сдали с полным баком, как и брали. Машинка не подвела нигде. Самолет не задержали. Пора домой.

Все наши впечатления, страхи и восторги, деликатесы и ночевки, машина и сувениры, даже пара уроков серфинга в Марокко обошлись нам всего в 2500 евро. Если разделить на четверых — это 624 евро на одного. Далеко не эконом-вариант. Тем не менее, мы получили море удовольствия, чего желаем и всем туристам.