Поездка Нижний Новгород - Абхазия на машине (2016)

Чем привлекают туристов автомобильные путешествия? Они дарят потрясающее чувство свободы.

Вы не привязаны к местам, датам и времени, не зависите от билетов на поезд или самолет, да и самих билетов вам не нужно. Вы избавлены от изнурительных групповых экскурсий, можете строить собственные маршруты и посещать любые достопримечательности. Только авто, только свобода! В дорогу!

В этом материале собран опыт нескольких наших поездок к морю в республику Абхазия – жемчужину Кавказа. В 2016 году наша семья отправилась туда в третий раз. Статья будет полезна как опытным автотуристам, так и новичкам, впервые решившим отправиться на автомобиле к морю.

Подготовка автомобиля

В отличие от большинства автотуристов, передвигающихся на новых иномарках, мы едем на видавшей виды Ладе 2111. Автомобилю 15 лет, на одометре чуть менее двухсот тысяч километров. Помимо плановой замены всех расходников меняем также ремни генератора и ГРМ и проходим диагностику и ремонт подвески и рулевого управления.

Давно купленный бокс занимает свое заслуженное место на крыше. Идея заключается в том, что в салоне машины не должно быть багажа – только необходимые в дороге вещи, на случай, если мы не найдем место для ночлега.

Автомобиль тщательно вымыт внутри и снаружи, проверено давление в шинах. В бачок омывателя заливаем специальный состав, удаляющий следы насекомых с ветрового стекла – очень полезная штука. Простая вода с этой задачей не справляется - приходится выходить из машины и мыть стекла вручную.

Полезный совет: особое внимание уделяйте мелочам. Плохо работающие щетки дворников могут доставить гораздо больше неудобств, чем кушающий масло мотор или уставшая подвеска – вы просто не сможете ехать, например, ночью в дождь.

Маршрут и ночлег

По большому счету дорога на Черноморское побережье одна – федеральная трасса М4 "Дон". А вот способов попасть на нее из Нижнего Новгорода, отправной точки нашего маршрута, масса. В прошлые годы ехали так: М7 "Волга" до Малой Дубны (Московской обл.), далее съезжали на трассу А108 (Большое Московское шоссе) и ехали по ней до пересечения с М4.

Нижний Новгород - М7 - А108 - М4 "Дон"

Маршрут имеет ряд преимуществ: качественное дорожное покрытие, развитая инфраструктура и сервис. К тому же практически невозможно заблудиться: достаточно смотреть на дорожные указатели, которых здесь в избытке. Из минусов – многочисленные посты ДПС, камеры видеофиксации и общая загруженность. К тому же, маршрут на 200 километров длиннее того, по которому мы поедем в этот раз.

Сейчас маршрут такой: Нижний Новгород – Муром – Моршанск – Тамбов – Воронеж, далее по М4. Этот путь значительно короче, но бОльшая его часть проходит вдалеке от больших федеральных трасс. Качество дорог – от 5+ до полного отсутствия.

Старт, день первый

Подъем в 6 утра, легкий завтрак. Грузим в автомобиль багаж и трогаемся в путь. Настроение отличное, погода прекрасная. Быстро преодолеваем первый участок пути до старинного русского города Муром и въезжаем во Владимирскую область. Дороги на твердую четверку. В целом, конечно, чувствуется, что едем дорогами местного значения, но здесь очень много плюсов. Дороги практически пустые, пробок нет, камер мало.

Выезд из Нижнего Новгорода

Выезд из Нижнего Новгорода

Въезжаем в Рязанскую область и решаем немного перекусить и отдохнуть. Без проблем находим место для привала, съехав с дороги в подсолнуховое поле. Вокруг очень чисто, чего практически не будет потом на больших трассах федерального значения. К сожалению, обочины и съезды М4 представляют собой одну большую помойку, и найти приличное место для перекуса почти нереально.

Едем дальше и въезжаем в Тамбовскую область. Практически при въезде начинается кусок очень плохого качества протяженностью несколько десятков километров. Выражение «яма на яме» как нельзя лучше описывают его. Большинство автомобилей едут со скоростью не больше сорока километров в час. Но мы на Ладе, поэтому скорость почти не сбавляем и едем на грани собственного комфорта, не особо жалея автомобиль.

Кстати, это одно из преимуществ старых русских машин – их практически не жаль. Почти любую поломку можно устранить своими силами прямо в дороге, купив запасные части в любом магазине.

Около полудня подъезжаем к тамбовской объездной дороге. Дорожное покрытие заметно улучшается - оно будет таким до самого Воронежа. К трем часам дня поворачиваем на долгожданную М4, потратив на этот отрезок пути около восьми часов – это очень быстро. Если бы такой темп удалось удержать, то к ночи мы могли бы доехать до Ростова-на-Дону, но этим планам не суждено было сбыться.

Отъехав около пятидесяти километров от Воронежа, устраиваем большой привал на обед. Выбираем большой комплекс с мотелем и несколькими кафе, чтобы поесть горячее. Столовая советского образца с самообслуживанием – то, что нам сейчас нужно. Обед на семью из двоих взрослых и двоих детей стоит около семисот рублей – сущие копейки. Пока обедаем, вспоминаем, что ужинали и ночевали здесь пару лет назад.

Здесь же узнаем неприятную новость – дальше в сторону Ростова трасса стоит в пробках. Закончив обед и немного отдохнув, едем дальше.

Трасса М4 "Дон"

Трасса М4 "Дон"

Проехав около получаса и не увидев пробок, начинаем приободряться, подумав, что они рассосались. Но не тут-то было – в районе села Лосево встаем в первый большой затор и торчим там около двух часов. Ритм движения на остаток дня будет такой: полчаса едем – час-полтора стоим в пробке. В итоге по М4 проезжаем чуть более двухсот километров и начинаем искать ночлег.

Полезный совет: перед поездкой скачайте и установите в навигатор или смартфон свежие карты автомобильных дорог. Это позволит строить маршруты в объезд пробок. И не превышайте скоростной режим на трассе Дон – дорога оборудована большим количеством камер фиксации нарушений.

Ночлег

По опыту прошлых лет мы знали, что трасса Дон имеет развитую инфраструктуру, и найти место для ночлега не составит труда. Однако нам не повезло - мест в мотелях уже не осталось, многие оставались ночевать прямо в машине, заплатив за стоянку. Попытав счастье еще в паре мотелей, так же делаем и мы. Мысленно хвалю себя за идею с боксом на крышу и несколько захваченных одеял.

Полезный совет: бронируйте места в мотелях с помощью мобильных приложений. Это сэкономит ваше время и нервы, и вы будете уверены в том, что не останетесь на дороге посреди ночи.

День второй. Серпантины и граница.

Просыпаемся, пьем кофе и около 7 часов утра стартуем дальше. Оказывается, в автомобиле универсал можно неплохо выспаться вчетвером! Да еще и почти бесплатно – мы платим сто рублей за стоянку на охраняемой парковке.

Раннее утро, дорога полупустая. Километры летят незаметно, пробок почти нет. Их почти не будет до самого побережья. Около семи часов вечера проезжаем Краснодар, и нам остается последний участок пути до поселка Джубга. Это около ста километров по равнине, а дальше начнется спуск к морю между гор. Море все ближе, и если повезет, мы увидим его до захода солнца.

Серпантин в Джубге

Горная дорога под Джубгой

У села Дефановка Туапсинского района встаем в пробку. До побережья двадцать километров, на которые мы тратим четыре часа, приехав в Джубгу в полночь.

Дорога в Джубге

Пробка в Джубге

По нашим расчетам мы уже должны были быть в Абхазии, поэтому отправляем смс хозяевам комнаты, которую забронировали, что задерживаемся и приедем утром.

Поужинав в кафе на побережье, принимаем решение не останавливаться на ночлег и ехать дальше. Мясо по-французски и чашка крепкого кофе творят чудеса! Несмотря на усталость и целый день в автомобиле, начинаем проникаться атмосферой курорта. Вокруг нас южные запахи и звуки, приветливые армяне и загулявшие отдыхающие.

Езда по серпантинам ночью – одно удовольствие. Дорога не перегружена автомобилями, и есть неплохая возможность вести машину в спортивном стиле. С удовольствием кручу мотор на прямых, закладываю виражи на крутых поворотах – в средней полосе России такого рельефа нет.

В три часа ночи подъезжаем к жемчужине черноморского побережья – городу Сочи. На въезде в город нас останавливают на посту ДПС и приглашают выйти из машины для проверки документов. На посту начинается стандартный развод за пересечение сплошной линии разметки. После предложения вместе пойти и посмотреть запись с моего видеорегистратора отпускают.

Полезный совет: обязательно передвигайтесь со включенным видеорегистратором, особенно на побережье. Это позволит избежать разводов ГИБДД, и вы без труда сможете доказать инспектору, что не нарушали ПДД.

От Адлера до границы – рукой подать. Едем по указателям «Таможня», и примерно в 4 утра мы на границе. Проходим все без проблем и тратим на это около получаса – стандартный досмотр багажа и паспортный контроль.

Абхазия

В пять утра добираемся до места назначения – города Гудаута. Быстро находим улицу и дом, где забронировали жилье, спросив дорогу у милиционера-абхаза. Решаем не будить хозяев и осмотреться. Абхазы, в большинстве своем, довольно ленивы и не любят рано вставать.

Идем на пляж и купаемся в море, которое находится в двадцати метрах от нашего дома. Около восьми часов встают хозяева и мы заселяемся в свои комнаты.

Гостевой дом в Абхазии

Гостевой дом в Абхазии

Полезный совет: при бронировании жилья через интернет просите хозяев выслать вам не только фотографии комнат и двора, но и окрестностей. Не все жилье имеет удачное месторасположение. Некоторые дома могут находиться вблизи стройки, помоек или сточных канав.

Остаток дня мы проводим, изучая город, ищем рынок, чтобы покупать себе фрукты и сыр. Абхазия – страна вкусов и запахов, здесь все необходимо пробовать на вкус.

Какие места стоит посетить в Абхазии?

Путешествуя по Абхазии на автомобиле, вы имеете возможность объехать практически всю страну и посетить множество достопримечательностей. Мы побывали во всех знаковых местах, в которые можно добраться на легковушке:

Новый Афон. Посетили Новоафонский Монастырь (вход бесплатный) и одну из главных достопримечательностей страны – Новоафонские Пещеры (вход 500 рублей для взрослого посетителя). Также здесь расположена одна из дач Сталина.

Новоафонский монастырь

Новоафонский монастырь. Смотреть на 3D-панораме.

Горы в Новом Афоне

Горы в Новом Афоне

Дача Сталина в Абхазии

Дача Сталина в Абхазии

Сухум. Интереснейшее место, город со следами войны на каждом шагу. Здания со следами от снарядов и пуль, брошенный дом правительства – все это оставляет неизгладимое впечатление. В городе красивая набережная с развалинами древней Диоскурии, есть маяк, а на центральных улицах можно встретить лошадей и свиней. Вообще лошади и коровы на центральных улицах городов Абхазии – обычное явление.

Дорога в Сухум

Дорога в Сухум

Свинья на дороге в Сухум

Свинья на дороге в Сухум

Коровы на дорогах Абхазии

Коровы на дорогах Абхазии

Гагра. Самый продвинутый курорт страны. Если вам по душе вечеринки в ночных клубах, относительно развитый сервис – добро пожаловать в Гагру. Из достопримечательностей – знаменитое кафе с часами и колоннада на набережной.

Гагра

Кафе с часами в Гаграх. Смотреть 3D-панораму.

Озеро Рица. Красивейшее высокогорное озеро, расположенное на высоте около тысячи метров над уровнем моря. Посещение бесплатно, но на въезде необходимо заплатить экологический сбор – 350 рублей со взрослого. Смотрите 3D-панораму.

Село Лыхны. Спокойное место на равнинной части страны. Множество древних развалин, дегустация местных вин, чачи и сыра.

Пицунда. Курортный город с самой чистой в стране водой. Мы посетили пляж на опушке соснового бора, прогулялись по знаменитой набережной со статуями ныряльщиков.

Пицунда, Абхазия

Скульптура "Ныряльщики" на набережной в Пицунде. Смотрите 3D-панораму.

Пляж Пицунды

Пляж Пицунды

За девять дней пребывания мы посетили все указанные места, наездив по стране в общей сложности около тысячи километров. Нередко просто сворачивали с дороги в горы и колесили по горным серпантинам, любуясь пейзажами и делая фотографии на память.

Полезный совет: в Абхазии зачастую отсутствуют дорожные знаки с указанием населенных пунктов, чем нередко пользуются местные гаишники. Внимательно следите за дорожными знаками, ограничивающими максимальную скорость. Нередко их якобы случайно закрывает ветка дерева или знак настолько старый, что не бросается в глаза.

Дорога домой

Пришло время покинуть гостеприимную Абхазию, и мы собираемся домой. Страна явно не желает нас просто так отпускать, и в последнюю ночь устраивает для нас шоу в виде мощнейшего тропического ливня. Даже местные утром сообщили, что не видели такого шторма несколько лет.

Выезжаем домой в 7.00 по московскому времени. Достаточно быстро доезжаем до таможни и проходим ее. Маршрут решено немного изменить, и в Туапсе мы поворачиваем в горы в направлении Майкопа. Мы поедем через знаменитый Шаумянский горный перевал в объезд Джубги и попадем на трассу Дон в районе Горячего ключа.

Шаумянский горный перевал

Подъезд к Шаумянскому горному перевалу

Свернув на Майкоп, едем по живописным местам в горах, преодолевая перевалы, спускаясь в ущелья горных рек и поднимаясь на сотни метров.

Шаумянский горный перевал

Шаумянский горный перевал

Дорога отличная – ровный и гладкий асфальт. Но так будет только до перевала Шаумян.

Перевал Шаумян

Шаумянский горный перевал

Сам перевал заслуживает отдельного внимания. Дорога на нем полностью гравийная, асфальта нет и в помине. Автомобили поднимают неимоверное количество белой пыли, скорость не более сорока километров в час. Через несколько минут движения все машины покрыты слоем пыли. На перевале довольно жесткий серпантин с крутыми подъемами, спусками и поворотами. Оценить это можно по фотографиям и панорамам.

Шаумянский горный перевал

Гравийная дорога на Шаумянском горном перевале

Шаумянский горный перевал

Гравийная дорога на Шаумянском горном перевале

Гравийная дорога на Шаумянском горном перевале

Гравийная дорога на Шаумянском горном перевале

Преодолев перевал, мы выехали на равнинную часть. Мы только что преодолели Кавказский горный хребет! В районе Апшеронска сворачиваем по указателю на Горячий Ключ. Этот отрезок до М4 имеет несколько кусков гравийной дороги, поэтому средняя скорость невелика.

Около 5 часов дня мы выезжаем на донскую трассу. Впереди еще примерно 1500 километров до дома. Но это легкие километры: прямая широкая дорога, пятая передача и никаких препятствий. Рули себе да рули – и так почти до самого дома.

Дмитрий Кучинов.

Вам будет интересно!