Путешествие в Норвегию на машине и достопримечательности Скандинавии

Отчет туриста о девятидневном путешествии семьей по Финляндии, Швеции и Норвегии. Особенности поездки на собственном автомобиле, а также аренда машины, осмотр достопримечательности и фотографии северной природы.

Подготовка к туру

Каждое наше путешествие начинается с составления плана, списка достопримечательностей и маршрута, расчета затрат, закупки билетов, бронирования автомобиля и гостиниц. Норвегия с ее невероятными фьордами, мостами и тоннелями была давней мечтой. Решились на автомобильный вояж зимой 2017 года. Тогда же и начали подготовку. Поездку запланировали на конец июля — начало августа, поскольку это лучший сезон для Норвегии. Маршрут построили при помощи Яндекс.Карт и RuDorogi.ru.

Маршрут Москва-Осло

Дорога Москва - Осло

Сначала он проходил от Москвы до Выборга, затем пролегал через Хельсинки. После этого мы должны были пересесть на паром до Стокгольма, потом опять проехать на машине, но уже до Осло. Оттуда — на самолете в Тромсё, где на арендованном автомобиле планировали совершить вояж по северу Норвегии, напрямую к Лофотенским островам. Затем мы должны были вернуться в Осло и уже на своем "железном коне" объездить достопримечательности юга и юго-запада страны. Далее, обогнув Ботнический залив, через Швецию, Финляндию и Выборг вернуться в родную Москву.

Наш Nissan Qashqai 2013 года выпуска с объемом двигателя 1,6 литров по России тратит в среднем около 8 литров на 100 километров. Исходя из этого, рассчитывали будущие затраты на топливо. Согласно интернету, цены на бензин в 2017 году были такими:

  1. В Финляндии —1,47 евро.
  2. В Швеции — 1,48 евро.
  3. В Норвегии — 1,84 евро.

На самом деле цены оказались ниже. В Норвегии после 20:00 топливо стоило 1,33 евро, а до 20:00 — 1,31 евро.

Начали с закупки авиабилетов на этом сайте, вот здесь приобрели билеты на паром, а тут арендовали авто.

Мы вплотную занялись вопросом в начале февраля. Самолет Осло - Тромсё - Осло обошелся нам в 17 867 рублей с человека. Машину категории "эконом" с механической коробкой передач и полной франшизой взяли на пять дней в компании "SIXT Rent A Car" за 4125 норвежских крон, что в рублях составило примерно 34 500. Наши друзья таким же образом еще в январе сэкономили около 17 000 рублей.

Внутренняя каюта класса "эконом" на пароме компании Talling Silja обошлась нам в 145 евро. На Booking забронировали гостиницы в Выборге и Осло. Парковка при отеле Best Western Oslo Airport Hotel за пять дней стоила 30 евро.

Отели в Выборге и Осло

Отели в Выборге и Осло

Остальные ночевки было решено организовывать по мере продвижения по маршруту с помощью сайта кемпингов. Шенгенские визы у нас были годовые. Оформить пришлось только страховку жизни и здоровья, а также машины. Для обеспечения дешевой связи внутри любой страны удобно использовать международную SIM-карту "Дримсим", которая позволяет активно разговаривать по телефону и пользоваться интернетом на сумму от 10 до 20 евро в течение двух недель.

Наконец, настало время решить, какие именно достопримечательности мы бы хотели увидеть. Тут на помощь снова пришел интернет. Прочитав отзывы бывалых туристов о высоких норвежских ценах, решили взять с собой газовую горелку с баллонами и запас продуктов, смену постельного белья на каждого, а также спальники и палатку. Для увеличения полезной площади одолжили у друзей багажный бокс на крышу авто.

За неделю до выезда я стал изучать правила движения в зарубежных странах на этом сайте. Как потом оказалось, информация была очень полезной, но неполной по части платных дорог. Советую обратить внимание на способ оплаты проезда в Норвегии. Можете просто воспользоваться системой Visitors Payment. Зайдите на сайт и зарегистрируйте там свою кредитную карту — и вы увидите, сколько нужно будет заплатить. Деньги будут списаны автоматически. Однако стоит сделать это заранее — за две или три недели до приезда в страну. В этом случае вы сможете сразу ехать в той полосе, где стоит AutoPASS, и это касается абсолютно всех пунктов оплаты дорог.

Также желательно иметь навигатор Navitel, поскольку он работает без интернета. Покупка карт составляет, в зависимости от конкретной страны, от 400 до 4000 рублей. Мы установили навигатор на телефоне. Это не один раз помогло нам в непростом и долгом путешествии. В нашей семье два водителя, поэтому мы могли сменять друг друга за "штурвалом", что сохранило в итоге много времени и сил.

Также обязательно оформите зеленую карту — страховку на машину. У нас она стоила 2450 рублей на две недели. Мы также посчитали необходимым купить двухнедельную медицинскую страховку в страны Шенгенского союза. Она обошлась нам в 2400 рублей с человека.

Москва - Выборг

День первый. Маршрут на 850 км.

Наступило 26 июля 2017 года, на часах — 06:00 часов. Машина упакована "под завязку". Расстояние от Красногорска до Выборга — 860 километров плюс 80 километров сверху, поскольку мы заезжали посмотреть достопримечательности.

Маршрут Москва — Выборг

Дорога Москва - Селищи - Выборг

Navitel обещал около 12 часов пути. Из Москвы выехали пораньше, чтобы избежать пробок. Предполагали сделать несколько интересных остановок. Самыми любопытными оказались Селищи и расположенные там Аракчеевские казармы. Сама деревня находится на берегу реки Волхов — это немного северо-восточнее Великого Новгорода.

Сюда в 1816 года был направлен второй батальон гренадерского графа Аракчеева. Строительство комплекса началось в 1818 году под управлением К. Ф. Детлова.

Манеж в Аракчеевских казармах

Манеж

Комплекс включал манеж с церковью. Внутри также есть гауптвахта, каланча, полковой плац, окруженный широким бульваром, каменные казармы, размещенные в форме квадрата, много офицерских домов, жилье самого полкового командира, а также дворец — видимо, на случай визита знатных особ.

Место это считалось своеобразной "ссылкой" для гусар. В 1838 году сюда был переведен великий русский поэт М. Ю. Лермонтов.

Памятные доски в Аракчеевских казармах

Памятные доски

Казармы серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны и с тех пор не реконструировались. Сейчас от построек остались только руины, но даже они впечатляют размахом и мощью.

Аракчеевские казармы

Аракчеевские казармы

До Санкт-Петербурга оставалось около 40 километров. У нас было два варианта проезда — платный и бесплатный. Решили сэкономить. После съезда с Московского шоссе в сторону Колпина на круговой развязке попали в ужасную пробку и потеряли 40-50 минут.

До Выборга оставалось 170 километров, а сил и терпения сильно поубавилось. Впрочем, по объездной дороге пролетели быстро и вскоре попали за пределы города. Примерно в 21:00 добрались до Выборга. Забежали в магазин, докупили продуктов.

Отель Apartments Vyborg нам понравился: достаточно уютный и чистый номер с небольшой кухней, есть все удобства. Машину можно оставить прямо на обочине перед зданием. Немного утомил громко работающий холодильник, но в остальном претензий у нас не было. Быстро поужинали, приняли душ и легли в мягкую постель. С утра снова в путь.

На этот отрезок пути потратили около 70 литров бензина на сумму 2700 рублей.

Выборг - Хельсинки

День второй. Маршрут на 250 км.

Наступило 27 июля, на часах — снова 06:00. Ранний подъем, завтрак, отъезд. Перед пересечением границы с Финляндией решили полностью залить бак. Цена бензина выше примерно на рубль, но дальше будет еще дороже. Заправляемся.

Пересечь границу можно в трёх местах — это пограничные посты Торфяновка, Брусничное и Светогорск. Нам по маршруту подошла первая. Предыдущим вечером зашли на сайт На Границе.Ру и посмотрели очереди на пропускном пункте. В итоге перед нами оказалось 10 машин. Обе таможни преодолели без всяких проблем примерно за час.

Затем было 200 с лишним километров отличной дороги — сначала узкой, а ближе к Хельсинки — широкой и многополосной. Несколько раз останавливались, чтобы полюбоваться природой. В столицу Финляндии приехали около 11:00. По навигатору без проблем добрались до порта. Там немного покружили в поисках парковки и в итоге остановились прямо напротив морского вокзала. Вышло дороговато — больше 10 евро за три часа.

Паром отходил в 17:00. Оставшееся время посвятили небольшой экскурсии по окрестностям. Прошлись по набережной и попали на Сенатскую площадь, рядом с которой стоял чудный белоснежный собор Святого Николая. Храм был открыт в феврале 1852 года. Он имеет много общего с архитектурой Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Роскошное здание возвышается над окружающим городом.

Собор Святого Николая в Хельсинки

Собор Святого Николая

Прямо перед ним расположен памятник Александру II — российскому самодержцу, который даровал Финляндии автономию с исключительными правами и всемерно поддерживал культуру страны.

Совсем неподалеку красуется еще одна достопримечательность Хельсинки — собор Успения Пресвятой Богородицы. Этот великолепный храм привлекает много туристов. Мы тоже не удержались и заглянули внутрь. Смирение и покой настигли нас сразу же, как только мы попали туда.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Хельсинки

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Однако за его стенами царит шум, гам и сутолока. Дело в том, что недалеко от собора раскинулась Рыночная или Торговая площадь. До нас доносился потрясающий аромат деликатесов. На прилавках были разложены горы вкусностей: начиная от копченого лосося и форели, заканчивая хрустящей жареной рыбешкой. Порция небольшая, стоит около 10 евро. Наглые, но голодные пернатые так и норовят отхватить немалую часть обеда. Прикупили пару сувениров на память и с сожалением покинули площадь.

Преодолели короткий путь к порту. Наконец, мы сели в свой автомобиль, чтобы заехать на паром. Погрузку организовали быстро и четко. Через 30-40 минут познакомились со своей каютой. Все очень скромно, даже аскетично. Выбрались на палубу, чтобы не пропустить отплытие.

Остров и крепость Свеаборг

Остров и крепость Свеаборг

Вечером немного побродили по парому, заглянули в многочисленные магазинчики и, наконец, отправились спать.

Стокгольм. Аэропорт Осло Гардермуэн

День третий.

На календаре красуется 28 июля. Проснулись в 07:00. Решили позавтракать на борту. На шведский стол в Grande Buffet потратили по 13 евро на двух взрослых и восемь евро на 15-летнюю дочь. Если бы оплатили эту услугу еще при покупке билетов, вышло бы, конечно, дешевле. Завтрак был шикарный, с огромным выбором различных закусок, напитков и блюд. В 09:45, наконец, прибыли в Стокгольм. Маршрут по столице Швеции был построен заранее. После выгрузки сразу тронулись в путь.

Маршрут по Стокгольму

Маршрут по Стокгольму

Дорога неблизкая, поэтому решили часто не останавливаться. Водители здесь неторопливые, вежливые и аккуратные. За превышение скорости можно получить большой штраф, так что мы никуда не торопились.

Осмотреть получилось лишь одну достопримечательность — замечательную церковь в городке Арвика. Хотели посетить Замок Эребру, но так и не смогли его найти.

Церковь Святой Троицы в Арвике

Церковь Святой Троицы в Арвике — яркий пример модернизма

Недалеко от Арвики заехали на заправку, где заполнили топливный бак (73 евро) и поели в кафе (24 евро). Вскоре пересекли границу с Норвегией.

Вдруг машина перестала слушаться педали газа и начала плестись, будто из последних сил. Кое-как дотянули до придорожной стоянки, оборудованной туалетом и несколькими столами для перекусов и отдыха проезжающих. Пришлось обратиться за помощью к другим водителям. Они вызвали для нас эвакуатор. Непросто было объяснить оператору, где мы находимся. Помог Navitel — мы продиктовали координаты. Ближайший сервис оказался в городе Конгсвингер, в 25 километрах от места поломки. Помощь прибыла через час. Механик осмотрел автомобиль и предположил, что сломался диск сцепления. Нашу машину погрузили на платформу, и мы двинулись в путь.

Я поинтересовался, когда будет известен "точный диагноз". В ответ получил номер телефона и совет позвонить в понедельник утром. Между прочим, это был вечер пятницы. В наши планы входила ночевка возле аэропорта Осло, парковка машины у отеля и последующий перелет на север Норвегии. Возвратиться назад мы рассчитывали 3-го августа. Да и до отеля еще предстояло добраться.

Благо водитель эвакуатора подвез нас к железнодорожному вокзалу Конгсвингера и посадил на рейсовый автобус до аэропорта. Мы забрали из машины все необходимые вещи и опять пустились в путь. Дорога заняла полтора часа, и билеты обошлись нам в 53 евро на всех. Заключительные несколько километров проехали на такси и заплатили 34 евро.

Наконец, мы приехали. Отель Best Western Oslo Airport Hotel порадовал чистотой и порядком, дружелюбным и квалифицированным персоналом. Совершенно обессиленные, мы приняли душ и упали в кровати.

Осло - Тромсё - Бардуфосс

День четвертый.

На календаре — 29 июля. Утро было добрым. Мы отдохнули и выспались. Бронирование номера включало также завтрак. Он был потрясающим, мы наелись до отвала. После завтрака приняли решение заказать этот же отель на обратный путь. Медленно собрались и, попрощавшись с гостеприимным домом, погрузились в автобус до аэропорта. Было очень удобно — он останавливается прямо перед выходом и через семь минут уже привозит ко входу аэропорта Гардермуэн. Стоит это удовольствие шесть евро с человека.

Там мы зарегистрировались, встретились с прилетевшими из Москвы друзьями и сели в свой самолет. Почти через два часа мы приземлились в Тромсё. Обратились в местный пункт проката машин. Нам попытались добавить еще одну полную франшизу. Хорошо, что я сравнил электронный ваучер и квитанцию. Разница оказалась в 1000 норвежских крон — это около 7000 рублей. Пришлось разбираться. Деньги вернули, объяснив, что заботились о нашем удобстве. У наших попутчиков история повторилась. Тщательно осматривайте машину и фотографируйте на телефон все найденные повреждения. Нам надо было успеть доехать до кемпинга Maalselvfossen. Он находится в 45 километрах от Бардуфосса и в 200 километрах от Тромсё.

Маршрут по северо-западу Норвегии

Маршрут по северо-западу Норвегии и Лофотенским островам

Тоннели в Норвегии

Тоннели несут на плечах лес

Дороги в Норвегии

По дороге с облаками

Обед в придорожном кафе в Норвегии

Пикник на обочине

Домик на четверых с двумя двухъярусными кроватями, душем, туалетом и мини-кухней стоил 1040 норвежских крон. Мы путешествовали большой компанией на двух машинах. На второй домик сделали скидку 50 %. Таким образом, ночлег вышел на 780 норвежских крон или 5500 рублей. Ужин готовили сами. В домиках нет телевизора, но есть доступ к беспроводному интернету.

Северные воды

Буйство водяной стихии

Условия проживания довольно скромные, но виды и красота окружающей природы просто фантастические.

Природа в Норвегии

Нежность, мощь и сила

Рыбалка в Норвегии

Вечерняя рыбалка

Бардуфосс - Лекнес

День пятый.

На календаре — 30 июля. Ранний подъем. На общем собрании решили, что постараемся проехать как можно дальше, чтобы поближе подобраться к Лофотенским островам и поскорее полюбоваться ими. Тем более, погода была пасмурной, и с неба постоянно срывался дождь.

Туман в Норвегии

Туманные дали

Двинулись к Нарвику в надежде посетить Полярный зоопарк, но погода разгулялась не на шутку. Решили, что в такой ливень вряд ли получится насладиться северной фауной. В итоге не поехали в парк.

Нас порадовал небольшой городок Харстад, на центральной набережной которого стоит скульптура моржа. Есть поверье, что подержавшийся за клык великана непременно станет здоровым и богатым.

Скульптура моржа в Харстаде

Местный талисман

Одной из самых красивых достопримечательностей является местная церковь. Рядом с ней находится небольшое кладбище.

Церковь в Харстаде

Церковь в Харстаде

Суровые северные пейзажи

Суровые северные пейзажи

Дорога к морю в Норвегии

Дорога к морю

Мосты в Норвегии

Легкие арки мостов

Погода в Норвегии

Что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной

Мечтали увидеть и услышать чудо северной природы — гигантский водоворот Мальстрём, описанный в знаменитом рассказе Эдгара По и образованный несколькими течениями. К сожалкению, он не захотел нам показаться.

Мальстрём

Ау, Мальстрём!

По пути пришлось проехать по нескольким тоннелям разной длины.

Длинный тоннель в Норвегии

Тоннель 1310 метров

Один из них частично пролегал под водой. Мы смогли это понять лишь по картинке навигатора. Ощущения были не самые неприятные.

Тоннель под водой

Тоннель под водой

Правила дорожного движения в Норвегии

Скорость движения по населенному пункту — 50 км/ч

Свольвер

Дождливый Свольвер

Начали искать ночлег, обзванивая кемпинги по списку из этого сайта.

Норвежский Стоунхендж

Норвежский Стоунхендж

Нашли классный вариант — "Lofoten Camp Storfjord". Симпатичные домики, любопытное оформление территории, веселый и дружелюбный хозяин. За ночь заплатили 600 норвежских крон (около 4200 рублей).

"Lofoten Camp Storfjord"

Скоро будут душ, ужин и сон

Лекнес - Сёрваген

Шестой день.

На календаре — 31 июля. Утром проснулись, потянулись, пробежались по кемпингу. Позвонили в сервис по поводу машины. Ответили, что мастера пока нет, попросили повторить звонок позже.

Отпуск в Норвегии

Приятно посидеть и попить чай

Указатели в Норвегии

Думаю, куда податься — в Анадырь или Екатеринбург?

Все-таки решил: поеду на Лофотенские острова. Пляжи с белым песком, великолепные пейзажи, тихие бухты и высокие горы. Рыбацкие деревушки с шестами для сушки трески и видом на простор Атлантического океана.

Дороги в Норвегии

И снова в путь

Трасса Е10

Трасса Е10 проходит по Лофотенским островам

Чудо строительства

Чудо инженерной мысли

Лофонтенские пейзажи

Лофонтенские пейзажи

Мосты и знаки в Норвегии

Наверно, будет вкусно

Тихая бухта в Норвегии

Тихая бухта

Рыбацкие судна в Норвегии

Рыбацкие суденышки

Деревня Хеннингсвер

Деревня Хеннингсвер

Шесты для сушки рыбы

Шесты для сушки рыбы

Мосты Фредванг

Мосты Фредванг

На Лофотенских островах раскинулось огромное количество мостов, причем некоторые из них настолько узкие, что даже две легковые машины не могут разъехаться. Вот почему там стоят светофоры, регулирующие движение транспорта.

Одностороннее движение в Норвегии

Одностороннее движение

Навигатор для поездки в Норвегию

Это еще не конец пути

Мост в Норвегии

И опять мы взбираемся на спину к очередному мосту

Временами дороги такие узкие, что сделаны специальные расширения, чтобы машины могли разъехаться. Они обозначаются буквой "М".

Путешествие по Норвегии

До "кармана" надо еще доехать

Лофотенские острова

Крайняя точка Лофотенских островов

Дом для отдыха в Норвегии

Дом в национальном стиле в самом дальнем городке под названием "А"

История в камне

История в камне

Кемпинг снова заказали по телефону, используя "Дримсим". Вдыхали чистый воздух, который навеял в итоге крепкий сон и хороший аппетит. В этот раз, к сожалению, номера были откровенно плохие. Посуда убитая, мебель скудная и старая, не было даже душа и туалета. Самое интересное, что цена при этом не особо ниже, чем в других.

Кемпинг в Норвегии

Кемпинг

В этом кемпинге нам не понравилось. За домик заплатили 600 норвежских крон или около 3500 рублей.

Сёрваген - Нарвик

День седьмой.

На календаре уже 1 августа. Утро порадовало яркими красками, теплым солнышком, синим небом и… ленивым котом. Впереди нас ждала длинная дорога и новые приключения.

Кот

Хозяин горы

Отдых на море в Норвегии

Море, небо, горы

Пляж Скагсанден

Знаменитый пляж Скагсанден

Паромы на Лофотенских островах

Паромы на Лофотенских островах — обычное дело

Знак "Стоп" в Норвегии

И перевод не требуется

Автомобильная очередь на паром

Автомобильная очередь на паром

Билет на паром стоил 120 норвежских крон на машину с водителем и 30 — на каждого пассажира. Всего за переправу мы заплатили 180 крон, то есть примерно 1300 рублей.

Переправа на пароме в Норвегии

Переправа на пароме заняла один час

Деревня Мельбу

Деревня Мельбу

Мельбу является одним из центров острова Хадселёэн.

Жилые дома в Норвегии

Норвежцы умеют жить в гармонии с природой

Церковь в Норвегии

Родные березки в суровой Норвегии

Анютины глазки

И анютины глазки

Строительство моста в Норвегии

Здесь будет мост

Скандинавский дом

Типично скандинавский домик

Церковь в Нарвике

Знаменитая церковь в Нарвике

Город Нарвик

С парковками в городе сложно

Стела в Нарвике

Зеркальная стела

Развлечения в Норвегии

Возраст — не помеха

Будьте внимательны и аккуратны во время парковки. Мы, видимо, из-за усталости, обратили внимание на ограничение по времени, но не заметили знак автобусной остановки. Ровно через 13 минут (а стоять разрешено до 15 минут) вернулись с короткой прогулки, а возле авто нас уже поджидал очень суровый полицейский, который параллельно выписывал нам штрафы. В отзывах я читал, что в Норвегии можно заплатить сумму на месте. Куда там. Офицер в категоричной форме отказался и лишь выдал нам заполненные бланки. Мы потом с ними еще намучились. Во-первых, оплатить смогли только в России. Во-вторых, сумма в 900 норвежских крон (6300 рублей) со всеми процентами выросла до 9000 рублей.

Для ночевки сняли на всю компанию небольшой домик. Получилось дороговато, но зато спали, как у Христа за пазухой.

Нарвик - Hytter

День восьмой.

На календаре 2 августа. Впереди день пути, и мы решили не задерживаться. Этот рассказ можно уместить в фотографиях, которые мы успели сделать.

Птенец сороки

Смешной птенец сороки сидит у тушки трески

Медуза

Медуза запуталась в зарослях водорослей

Северная природа

Природа отдаленно напоминает Карелию

Шмель

Лето в разгаре. Шмель за работой

Фьорды и проливы

Фьорды и проливы

Утки

Утки почти не боятся людей и подплывают очень близко

Затвердевшая лава

Выходы каменистой породы образуют целые поля, напоминающие большие терки

Мост в Норвегии

Длинной змеей изогнулся мост

Цветы

Солнышки в тумане

Суровая красота севера

Суровая красота севера

Северный олень

Северный олень отдыхает на обочине в положенном месте

Цветы

Полярная икебана

Ягоды

Ягоды

Паром в виде кита

Паром в виде кита

Тромсё

Тромсё — столица Северной Норвегии

Роальд Амундсен

Великий покоритель Южного полюса — Роальд Амундсен

Кстати, отсюда, из Тромсё, начались его первые полярные экспедиции. Здесь многое связано с именем этого человека.

Бухта в Тромсё

Городская бухта, заполненная яхтами. На них в выходные, как на дачах, отдыхают счастливые владельцы

Улицы Тромсё

Крутые улочки

Кемпинг на берегу залива в Норвегии

Кемпинг на берегу залива

Кемпинг "Skittenelv camping" расположен на берегу пролива Тромсё. Небольшие чистенькие домики с кухней, обеденным столом и необходимыми удобствами стоил для нашей семьи из трех человек 775 норвежских крон или около 5450 рублей. Вечером смогли полюбоваться удивительно красивым закатом.

Время возвращаться

День девятый.

На календаре наш последний день отдыха в Норвегии — 3 августа. Утром нас ждал ранний подъем и быстрые сборы.

Тромсё

Хмурое утро навевает печаль

Лошади

И даже лошади немного грустят

Дорога домой из Норвегии

А нас ждут великие дела!

Арктический собор

Арктический собор — национальный символ Норвегии

Мы приехали слишком рано, собор был закрыт для посещения. Нам необходимо было сдать арендованные машины и не опоздать на самолет, поэтому задерживаться не стали.

В результате за пять дней мы проехали около 1300 километров, потратив только на бензин больше 12 500 рублей. Мы сделали вывод, что север Норвегии — это край невероятно прекрасной дикой природы, суровых, но сильных людей и непредсказуемой, часто переменчивой погоды. Тем временем в Конгсвингере нас ждет отремонтированный автомобиль, длинная дорога по югу, юго-западу и западу страны и еще много новых приключений и открытий.

Продолжение следует…

Автор: Сергей Скачек

Вам будет интересно!