Путешествие в Польшу и Германию на машине

Отзыв туриста о путешествии на собственном автомобиле по городам Польши (Гданьск, Белосток, Варшава) и Германии (Берлин). Подробный финансовый отчет, полезные советы начинающим путешественникам и сопутствующие фотографии.

Планирование маршрута

Долго не могли определиться с мужем, как провести наш отпуск. Время поджимало, и идея данного маршрута родилась спонтанно. Планировать поездку начали только в конце июня, а состоялась она в период с июля по август.

Изначально хотели поехать по береговой линии Балтийского моря, наслаждаясь теплом и солнцем и останавливаясь в портовых городах. Однако уже в начале лета погода не обещала ничего, кроме холода и дождей — тогда в маршрут и был добавлен Берлин. Это особый город, который стал для нас открытием. Берлин подарил самые яркие впечатления.

Для нас обоих это было первое серьезное путешествие. Возможно, многие трудности и открытия, которые мы сделали, будут полезными для таких же начинающих путешественников.

Маршрут по Польше и Германии

Вот так выглядит полный маршрут нашего путешествия

Маршрут строили с помощью Google Maps, туда же добавляли все места и достопримечательности, которые собирались посетить.

От ночных переездов решили сразу отказаться: водитель у нас только один, и надо его беречь. От Минска до Гданьска — 740 километров. В целом это чуть больше девяти часов в пути, также нас ожидало пересечение границы. Вот почему первую остановку решили спланировать примерно на половине дороги. Пролистав фото и прочитав отзывы о красоте польской природы, решили добавить в маршрут Мазурские озера. На данной территории полно кемпингов, поэтому вопрос с ночевкой решился быстро — захватили с собой палатку. Во всех остальных городах бронировали хостелы. Их выбирали на Booking, исходя из бюджета и отдаленности от центра.

Первый совет начинающим туристам. Если вы бронируете жилье за месяц до поездки, еще и в самый сезон, будьте готовы к тому, что 90% хороших отелей будет занято. Если удалось найти подходящий вариант, быстрее бронируйте номер — завтра его, скорее всего, заберут.

Чтобы не тратиться на чрезмерно дорогой общественный транспорт, взяли с собой в поездку велосипеды. Кстати, это очень популярный способ передвижения в Европе.

В пути писали подробные заметки о потраченном времени, бюджете и проделанном пути. В этом отчете будет описание всех наших затрат.

Белосток — вперед за дешевыми продуктами

Ранний подъем и четыре часа пути до границы Беларуси и Польши. Бензином заправились под завязку еще в Минске. Топливо в Беларуси значительно дешевле, чем в Польше и Германии, так что экономим средства и наполняем бак "до краев" еще раз перед границей. Кстати, заметили одну особенность — на разных АЗС в Беларуси стоимость топлива практически одинаковая. В Европе же цены зависят от конкретной сети заправочных станций.

Границу пересекали в пункте пропуска "Берестовица" в будний день. Шенгенские годовые визы были сделаны задолго до поездки, зеленая карточка на автомобиль оформлена. Все-таки лето — сезон отпусков, и даже в будний день на границе стоит много машин. Мы везли с собой велосипеды, и при возвращении домой могли столкнуться с проблемами о декларировании. Без лишних вопросов встали в красный коридор и заполнили нужные бумаги при выезде. В нашем случае очередь в нем была значительно меньше, чем в зеленом. Планировали проскочить границу за три часа, а простояли там около пяти — это невозможно заранее угадать. Один час "отвоевали" назад благодаря разнице в польском и белорусском времени.

Наш первый остановочный пункт — Белосток. От польской границы он в часе езды, к тому же город был нам по пути. Загрузили полную тележку еды в местном "Ашане" — это наш стратегический запас продовольствия в дорогу. Купили в основном то, чем можно плотно позавтракать и перекусить.

Еще одна стратегическая покупка — это SIM-карта местного оператора с интернетом.

Второй совет начинающим туристам. SIM-карты лучше покупать непосредственно у операторов. Те, что продаются в магазине, необходимо активировать, а инструкции к ним прилагаются исключительно на польском языке. Мы, кстати, смогли воспользоваться картой только на вторые сутки, когда зашли в офис нужного оператора. Даже местные жители, к которым мы обращались, не смогли объяснить, как самостоятельно ее активировать.

Итак, наши первые траты:

• На 58 литров бензина — 36 евро (около 2500 рублей);
  • На продукты — тоже 36 евро.

Потрачено 72 евро или около 5000 рублей.

Остановка на Мазурских озерах

От Белостока до района Мазурских озер еще около двух часов езды, и нам также предстояло искать ночлег. Дорога лежит через населенные пункты. Поток машин здесь совсем небольшой. Покрытие неплохое, но вот сама дорога постоянно петляет. Единственное, что радует — это безграничные зеленые просторы и живописные деревушки.

Кемпингов в районе много — практически на каждом повороте стоит указатель нового пристанища для туристов. Мы выбрали лагерь "Billa", который располается возле озера Негоцин. Сюда мы добрались только к 21:50 и палатку ставили уже в темноте. В целом справились с задачей. В кемпинге нам предоставили все необходимое: стоянку для машины, саму палатку и минимальные удобства (туалет, умывальник).

Белосток

Первый день путешествия

Кемпинг на Мазурских озерах

Утро в кемпинге

Кемпинг "Billa" возле озера Негоцин

Кемпинг "Billa"

Озеро Негоцин

Последние траты в первый день — это ночлег за семь евро (около 500 рублей).

Мальборк — самый большой средневековой замок Европы

Утром нас ожидало пасмурное небо и непрекращающийся моросящий дождь. В 10:00 мы уже двинулись в сторону Гданьска. Впереди нам предстояло провести еще четыре часа в пути (почти 300 километров). Маршрут, как и в предыдущий день, был проложен через небольшие города и деревни, но поток машин значительно вырос. Рядом со многим населенными пунктами шел дорожный ремонт, но скопление автомобилей было небольшим, и дольше 15 минут мы нигде не задерживались.

Внезапно Google Maps добавил к нашему расчетному времени еще три часа. Пролистав быстро карту, сориентировались, что впереди нас ожидает пробка, поэтому начали искать объезд. Мы слегка переделали маршрут — поехали практически по бездорожью, но сэкономленное время стоило того.

Маршрут до Гданьска

Новый маршрут

Изначально планировали, что, если будет время, заедем по пути в Мальборк — небольшой городок, находящийся в часе езды от Гданьска. Главная его достопримечательность — одноименный средневековый замок. Оставить машину можно прямо на подъезде: там есть специальная большая платная парковка, а рядом расположилась маленькая, но бесплатная стоянка. Сам замок огромный, и бродить там можно часами. Вход стоит 10 евро (около 700 рублей). У нас, к сожалению, не было в запасе много времени, и мы довольствовались только быстрой фотосъемкой на фоне стен замка.

Мост к замку Мальборк

Мост к замку

Замок Мальборк

Замок Мальборк в дождливую погоду

Что делать в Гданьске, когда не видно солнца?

До Гданьска сделали еще одну остановку, чтобы дозаправиться и перекусить.

В этом городе у нас заранее был забронирован хостел на две ночи. Из всех отелей, в которых мы останавливались в поездке, этот был самым комфортным. Комнатка маленькая, но в ней есть все, что нужно. Внутри мы нашли просторную общую кухню с плитой, необходимой утварью, холодильником и даже посудомоечной машиной. Хозяина на месте не было, но уже в пути мы получили подробное СМС-сообщение, в котором уточнялось, как добраться до хостела и где припарковаться. Также указывался код от двери.

Третий совет начинающим туристам. Парковки в городе практически везде платные, и только местные жители смогут вам подсказать, где можно бесплатно оставить автомобиль и не получить штраф.

Маршрут по Польше

Проделанный маршрут второго дня

В Гданьск мы приехали только к 17:00. После заселения и небольшого отдыха у нас оставалось время лишь на осмотр самого хостела.

Гданьский технологический университет

Полноценную экскурсию запланировали на следующий день.

Железнодорожный вокзал в Гданьске

Железнодорожный вокзал

Улицы Гданьска

Улицы исторического центра

Единственное, что омрачало отдых — это погода. Мелкий дождь капал с тех пор, как мы заехали на территорию Польши, и не прекращался ни на минуту. Пришлось оставить велосипеды в машине и пойти в центр пешком — от хостела это всего 20-25 минут.

План осмотра достопримечательностей был составлен заранее — ему и следовали.

Река Мотлава

Фонтан "Нептун" в Гданьске

Фонтан "Нептун"

Экскурсионный пиратский корабль в Гданьске

Экскурсионный пиратский корабль

Гданьск, безусловно, производит впечатление красивого старинного города с мощеными улицами, невысокими строениями из кирпича и готическими костелами. Центр был фактически полностью разрушен в годы Второй Мировой войны, и то, что мы видим сейчас — это заново отстроенные здания. Даже сейчас местами все еще идет восстановление города и реконструкция фасадов.

Гданьск

Самый знаменитый вид Гданьска

Четвертый совет начинающим туристам. Если едите на балтийское побережье, обязательно берите зонтик, а лучше — плащ-дождевик.

Пасмурное Балтийское море

Мы все-таки приехали на море, а потому отправились на пляж, несмотря на дождь и температуру в 17 градусов тепла. Ближайший берег оказался не в Гданьске, а в соседнем городе Сопот. Ехать туда пришлось всего 30 минут.

Пляж Балтийского моря

Балтийское море

Один купающийся в дождь все-таки нашелся

Наши траты во второй и третий дни:

• На 35 литров бензина — 38 евро (примерно 2600 рублей);
  • На кофе — три евро (200 рублей);
  • На хостел за две ночи — 46 евро (3200 рублей);
  • На обед в столовой — 10 евро (700 рублей);
  • На продукты — 20 евро (1400 рублей);
  • На мелочи и сувениры — пять с половиной евро (почти 400 рублей).

Итог и общие траты — 122,5 евро или чуть больше 8500 рублей.

Дорога в Берлин

В день нашего отъезда, по закону подлости, с самого утра в Гданьске, наконец, появилось солнце. Ничего не поделаешь — нас уже ждал Берлин. С дорогой там дела обстоят куда лучше, чем в Польше. Из Гданьска выезжаем на Е28 и мчимся до Германии. Данный маршрут занял у нас восемь часов.

Заправлялись напоследок на территории Польши — в Германии топливо стоит еще дороже.

Маршрут из Гданьска в Берлин

Пограничного пункта между странами нет — только благодаря знакам можно понять, что вы оказались на территории другого государства.

Скоростные ограничения в Германии

Дорога в Германии

Дорога на территории Германии

Ветряные мельницы в Германии

Повсюду ветряные мельницы

Наши траты в четвертый день:

• На 53 литра бензина — 56 евро (почти 4000 рублей);
  • На кофе — два евро (почти 150 рублей).

Суммарно вышло 58 евро или 4150 рублей.

Главный пункт маршрута — Берлин

В Берлине нас также ждал заранее забронированный номер в хостеле Pension Puschkin. Жилье здесь значительно дороже, чем в польских городах, поэтому тут выбрали практически самый дешевый вариант, но при этом неподалеку от центра. Отзывы об этом хостеле на сайте, как и наши впечатления, неоднозначные. Месторасположение просто превосходное, тут мы не прогадали, а вот, например, заявленного WI-FI не оказалось. На кухне, кроме чайника и пары тарелок, ничего нет. Зато машину припарковали прямо под окном — здесь это разрешено.

Хостел в Берлине

Рядом с хостелом

Улицы Берлина

Вид из окна

С погодой в Берлине нам очень повезло — там стояла жара, и мы даже немного забыли про дождливую Польшу.

Пятый совет начинающим туристам. Обязательно посетите в Берлине Рейхстаг — знаменитое здание немецкого парламента. Вход туда бесплатный, только нужно подать заявку не позднее, чем за два дня посещения, и заполнить анкету на сайте.

Здание Рейхстага

Обзорная площадка Рейхстага

Вид с обзорной площадки Рейхстага

В Берлине есть очень много интересных мест, которые нам хотелось посетить, и за два неполных дня мы отчаянно пытались сделать невозможное. Очень удобно передвигаться на велосипедах по городу — для них выделена своя полоса на проезжей части и предусмотрены отдельные светофоры. Есть много работающих пунктов проката и повсюду оборудованы велопарковки.

Светофоры для велосипедистов

Шесть часов (55 километров) мы катались по Берлину, периодически отдыхая и осматривая знаменитые места.

Маршрут по Берлину

Наш веломаршрут по достопримечательностям Берлина

Двух дней, конечно, не хватило, чтобы посетить все интересные объекты и полностью погрузиться в жизнь этого шумного мегаполиса.

Берлинский кафедральный собор

Дом-граффити в Берлине

Дом с граффити

Подъемный кран в Германии

Местный подъемный кран

Пункт, который не смогли осуществить, — это посещение Берлинского зоопарка. Он является самым большим в Европе по количеству представленных видов животных. Билет туда стоит 14,5 евро. Однако чтобы все осмотреть, в запасе должен быть целый день.

Берлинский зоопарк

Берлинский зоопарк — то, что удалось увидеть из-за ограды

Мемориальная церковь кайзера Вильгельма

Мемориальная церковь кайзера Вильгельма (частично на реконструкции)

Впечатления от Берлина остались яркие и в то же время неоднозначные. Это очень свободный город в плане самовыражения — на каждом шагу в центре что-то происходит. Мы видели марафон, концерт, цирковое представление и фаер-шоу — и все это только за два дня.

Скульптура "Красный слон" в Берлине

Скульптура "Красный слон" с перечислением городов Нижней Саксонии

Жандарменмаркт

Жандарменмаркт в Берлине

Жандарменмаркт — одна из самых красивых площадей в центре Берлина

В Берлине много исторических памятников, связанных с трагедией Второй Мировой войны и другими значимыми для немецкого народа событиями.

Памятник советским солдатам в Берлине

Памятник советским солдатам в центре Берлина

Мемориал жертвам Холокоста в Берлине

Мемориал жертвам Холокоста, был открыт в 2005 году

Колонна Победы в Берлине

Колонна Победы, памятник объединительным войнам Германии

Чекпойнт "Чарли" в Берлине

Чекпойнт "Чарли" — контрольно-пропускной пункт между существовавшими ГДР и ФРГ

Нельзя приехать в Берлин и не посетить Берлинскую стену. Сейчас это своеобразная площадка для самовыражения художников. Некоторые граффити известны на весь мир и по праву причисляются к настоящим произведениям искусства.

Берлинская стена

"Братский поцелуй" на Берлинской стене

"Братский поцелуй" — самый знаменитый рисунок на Берлинской стене

Сфотографировать Бранденбургские ворота без туристов, наверное, просто невозможно. На площади и днем, и ночью гуляет молодежь и туристы, также выступают музыканты.

Бранденбургские ворота

В Берлине вы точно найдете, где перекусить или плотно поесть. Мы в основном заходили в места быстрого питания. Благо KFC и Burger King здесь на каждом шагу.

Шестой совет начинающим туристам. Если вы оказались в Германии, непременно попробуйте их традиционный быстрый перекус "Currywurst" — сосиска с кетчупом, приправленная карри, подается с картошкой фри. Нет, это не безумно вкусно, но вы лучше прочувствуете весь колорит этого города.

Наши траты в четвертый и пятый дни:

• На две ночи в хостеле — 96 евро (6700 рублей);
  • На еду — 30 евро (2100 рублей);
  • На магниты — семь евро (500 рублей);
  • На звонок в Беларусь с таксофона — два евро (150 рублей).

Всего потрачено 135 евро или около 9500 рублей.

Варшава

Из Берлина мы уезжали с грустью. Еще на пару дней остались бы тут с удовольствием, но в Варшаве у нас был забронирован очередной хостел, да и бюджет уже трещал по швам.

От Берлина до Варшавы проложена европейская международная дорога Е30. Трасса очень удобная, прямая и быстрая. Тем не менее, для нас она была самой утомительной. За окном один и тот же неизменный вид, и запланированные шесть часов пути растянулись на все 10. Тут мы и поняли, что одному водителю сложно ехать за рулем так долго. В довершение всего настроение портила 30-градусная жара.

Маршрут Берлин — Варшава

Главный нюанс маршрута — это платные дороги на территории Польши. При заезде на такой участок вам вручают талончик, а при выезде просят вернуть его и заплатить. На нашем пути оказалось четыре таких пункта.

Останавливались мы не раз — то перекусить, то кофе попить. В какой-то момент решили найти ближайший водоем и просто искупаться. Так, не доезжая до Познани, сделали остановку на час, но после нее ехать стало куда приятнее и легче. На территории Германии мы умышлено не заправились ни разу, и топлива нам вполне хватило еще на половину пути по Польше.

В пути мы получили очередное СМС от хозяев нашего нового ночлега, но сообщение было исключительно на польском языке. Даже воспользовавшись переводчиком, мы с трудом нашли хостел  Metro Centrum Guest Rooms — сплошные кодовые замки и во двор, и в подъезд, и в комнату. Наконец, мы смогли заселиться. Однако там были и туристы, которые еще долго стояли под окнами и не могли разгадать всех тайн этого странного жилища.

Кстати, это был единственный раз, когда фото на сайте и реальность сильно отличались. В комнате достаточно чисто, но тесновато, а вот душ напоминал ванную из потрепанной временем коммунальной квартиры. Чайник и микроволновка стоят прямо на холодильнике, а из столовых приборов есть лишь одна тарелка и две пластиковые вилки.

По Варшаве мы снова передвигались на велосипедах. Здесь этот вид транспорта тоже достаточно популярен, но после Берлина это нас уже не удивило. Чтобы не кататься под палящим солнцем, с утра отправились на окраину города в торговые центры "ловить" летние скидки.

Седьмой совет начинающим туристам. Хотите плотно и дешево пообедать? Идите в "ИКЕА". Такой вкусной еды мы ни разу не пробовали за всю нашу поездку.

Только ближе к вечеру поехали исследовать Варшаву. Все силы мы оставили в Берлине, да и впечатлений было так много, что по польскому городу решили просто покататься без определенного маршрута.

Бизнес-центр Варшавы

Как и во многих городах Польши, в Варшаве сохранился старый город — именно он больше всего притягивает туристов.

Церковь Святого Иосифа

Рыночная площадь в Варшаве

Рыночная площадь — визитная карточка старого города

Река Висла в Варшаве

Висла — самая длинная река на территории Польши

Кафедральный Собор Святых Михаила и Флориана

Восьмой совет начинающим туристам. Обязательно посетите в вечернее время городской пляж Вислы — он находится возле Национального стадиона. Это очень красивое место, где молодежь по вечерам жарит шашлыки и поет песни под гитару.

Река Висла

Сумерки на берегу Вислы

Ночная Варшава

Наши траты в шестой и седьмой дни:

• На 25 литров бензина — 29 евро (2000 рублей);
  • На две ночи в хостеле — 38 евро (2700 рублей);
  • На платные дороги — 18,4 евро (1300 рублей);
  • На еду — 35 евро (2500 рублей);
  • На продукты в магазине — 19 евро (1350 рублей).

Общие потраченные средства — 138,4 евро или 9750 рублей.

Возвращение в Минск

Хоть мы и провели в поездке только семь дней, нам казалось, что прошло гораздо больше времени. Выбрали самый быстрый обратный маршрут. От Варшавы до границы — всего два с половиной часа езды, а там уже начинается родная территория.

Маршрут Варшава — Минск

Еще раз заправились при выезде из Варшавы, чтобы дотянуть до границы. Следующая остановка в АЗС предстояла уже в Беларуси.

Границу в пункте пропуска Тересполь — Брест прошли за два с половиной часа. Как мы и ожидали, у белорусских пограничников возникли вопросы по поводу перевозимых велосипедов, так что мы предусмотрительно поступили, задекларировав их при выезде.

Провели еще четыре часа на территории Беларуси, прежде чем добрались до родного Минска. Дороги здесь хорошие — может, нам так показалось, потому что они наши, родные, да и платить за них ничего не надо.

Финальные траты в последний восьмой день — 41,5 литр бензина за 27 евро (или 1900 рублей).

Итоги поездки

Для кого-то наше путешествие, возможно, совсем не покажется отдыхом, а кто-то решит, что мы слишком уж экономили. Однако сразу хочу возразить: более интересного и захватывающего отпуска у нас еще не было. Конечно, мы сталкивались с разными проблемами, которые можно было бы решить по-другому, и мы сделали для себя определенные выводы. Всего полученного опыта и эмоций в отчет, конечно, не уместить — он и без того получился обширным.

Напомню, что это наше первое длительное путешествие на автомобиле. После такого опыта мы решили, что еще не раз проложим интересный маршрут и поедем навстречу приключениям.

Общие итоги поездки:

1. Протяжённость маршрута — 2650 километров.
  2. Использованное топливо — 212,5 литров.
  3. Потраченные средства — 564 евро (или около 40 000 рублей).

Из них:

• 189 евро (13 300 рублей) ушло на топливо;
  • 187 евро (13 200 рублей) — на хостелы и кемпинг;
  • 195 (13 800 рублей) — на еду и развлечения.