В Прагу (Чехия) на машине: отзыв о путешествии и советы

Очень давно мечтала поехать в Европу на машине. Слушала рассказы знакомых, завидовала их смелости и не думала, что решусь на это сама.

Предисловие и подготовка

Для исполнения мечты потребовалось: лучшая подруга с фразой "Хочу на новый год в Чехию", понимающие и любящие мужья, ну и для полного счастья — визовый цент в нашем городе Смоленске.

Решили ехать в Чехию на машине вчетвером на январских каникулах 2017 года. Вопросом виз стали заниматься заблаговременно. В октябре 2016 забронировали отель через сайт Booking.com (выбор пал на него по отзывам знакомых). Для надежности запросили напрямую у отеля ваучер на проживание каждому персонально, т.к. визы мы делали самостоятельно впервые.

Перед поездкой еще раз почитали отзывы туристов и несколько отчетов о путешествиях:

Староместская площадь

Страховку оформили в страховой компании. Цена — 1 евро за каждый день нахождения заграницей. Сумма покрытия 30 000 евро, этого как раз достаточно для Шенгена. Отпечатки пальцев сдали в визовом центре в электронном виде (что позволит в течение 5 лет подавать документы на визу в другие страны Евросоюза без личного присутствия в посольстве). Консульский и сервисный сборы оплатили там же, заявление составили сами. Все требования и образцы есть на сайте посольства. Предоставили документы на машину, на которой поедем, и водительские удостоверения тех, кто будет за рулем (подходят российские права, если там есть дублирование на английском языке). Отдали загранпаспорта и через несколько недель получили все четыре визы.

Ехать решили на машине друзей. У них Reno Laguna, сзади много места, очень удобно. Она дизельная, двигатель 1,5 л., расход топлива около 5 л. на 100 км, и зимняя резина как раз без шипов. По датам запланировали так: выезд в ночь с 1 на 2 января, ночевка в Польше в ночь со 2 на 3 января, 3 январе вечером заселение в отель в Праге, 4 и 5 января отдых в Праге, 6 января выезд из Праги, ночевка в Беларуси сразу после пересечения границы в ночь с 6 на 7 января, вечером 7 января дома. Путешествуем всегда по приложению Maps.me — работает без интернета, показывает не только дорогу, но и инфраструктуру (кафе, отели, заправки и т.п.).

Заправки

Заправились дизельным топливом в день выезда на территории России на 1791 руб, на территории Белоруссии — на 1371 руб, в Чехии по приезду — на 4115 руб. В Праге были пешие прогулки, так что машина стояла на парковке. По возвращению заправлялись в Польше дважды на 784 руб. и 754 руб, а затем в Белоруссии дважды на 1221 руб. и 381 руб. Итого на топливо ушло 10 417 руб. Да, такая вот точность в подсчетах =)

Во время зимних поездок на дизельной машине надо помнить о том, что дизель замерзает при низких температурах. Берите с собой присадки и заблаговременно их заливайте. Европейское ДТ не рассчитано на холода — мы спасались белорусским топливом "Арктика" (вид ДТ для температур до -30 градусов примерно).

Деньги

С собой брали евро, меняли их в Праге. Сначала в ближайшем обменнике недалеко от отеля, чтобы оплатить мелкие расходы. Потом основную часть поменяли в центре. Самый выгодный курс в турецких обменниках, плюс там довольно надежно. Слышали истории, как при обмене на улице с рук туристам давали вместо чешских крон деньги, выведенные из оборота или валюту других государств.

Остальное мы оплачивали картой. В евровые страны берите MasterCard, т.к. конвертация валют происходит по схеме рубли-евро-местная валюта. А с Visa рубли-доллары-евро-местная валюта. Проблем с оплатой картой не было. Везде, кроме уличных палаточек с сувенирами, есть терминалы.

Дорога из Смоленска до первой ночевки в Польше

Понаблюдав по онлайн-камерам за очередями на таможне между Белоруссией и Польшей на сайте и начитавшись отзывов, решили пересекать границу из Белоруссии в Польшу через пункт пропуска Берестовица - Бобровники (РБ, Гродненская обл., Берестовицкий р-н, пос. Пограничный).

Специально выехали из Смоленска в 2 часа ночи, чтобы рано утром быть на границе, т.к. в праздники там большие очереди. Границу при выезде из РБ пересекли без проблем, у нас проверили паспорта и осмотрели машину. Жесткого контроля на вывоз товаров для личного потребления при выезде нет. Это актуально для всех границ, т.к. экономике стран выгодно, чтобы люди приобретали их местные товары.

Следом сразу же идет граница на въезд в Польшу. Для граждан Евросоюза отдельная очередь и упрощенный порядок прохождения. Мы встали в общую очередь и изучали световые табло, где менялись перечеркнутые изображения запрещенных для провоза вещей и продуктов. Евросоюз очень переживает за сохранение своей промышленности, поэтому запрещает ввозить мясные и молочные продукты (даже молочный шоколад под запретом).

Польская граница, наверно, была самой сложной, т.к. в общении с сотрудниками таможни знание английского нам никак не помогло. Они говорят на польско-английском местном диалекте, при том очень быстро. Только раза с третьего мы смогли понять по жестам и отдельным словам, что они от нас хотят. Кроме проверки паспортов, свидетельства о регистрации на машину и осмотра багажника (надо отдать должное, что видя адекватное количество сумок для четырех человек, ни на одной таможне к нам не придирались и детальный осмотр не осуществляли, только иногда просили открыть некоторые сумки), сотрудник таможни внес в компьютер данные о ввозимом алкоголе и сигаретах (на крепкий алкоголь ограничение до 1 л. на человека). Также могут проверить, чтобы в салоне автомобиля были светоотражающие жилеты (купить их можно по цене до 200 руб. за шт.), т.к. на трассу запрещено выезжать без них.

Благополучно пройдя границу, мы поехали дальше. При въезде в новую страну ищите щит, где будут приведены примеры обозначения местных дорог и скоростные режимы на них. Дальше нас ждала первая сложность. Мы не учли ремонт дорог и попали в многокилометровую пробку, проведя в ней часа 3 минимум. Судя по тому, что я увидела, в ближайшие годы ситуация там не изменится. Миновав пробку, стали искать, где перекусить. Заехали в KFC, на четверых потратили около 1000 руб. Меню отличается от российского своим разнообразием.

На всем нашем пути мы дегустировали капучино на заправках и в различных заведениях фастфуда. Победил польский Shell, проиграв даже McDonalds. Кофе там был очень вкусный.

Ночевать решили во Вроцлаве, проехав большую часть Польши. Небольшой милый городок, цены ниже, чем в Варшаве. Гостиницу заранее не заказывали, т.к. не знали, как быстро пройдем границу. Отели, которые встречались по ходу движения, были очень дорогие. Мы доехали до ближайшего McDonalds и через Wi-Fi зашли на Booking. Еще до отъезда приметила там недорогой хостел с неплохими отзывами — Absynt Hostel.

Проверили наличие мест и поехали в него. Машину поставили на подземную парковку, утром при оплате предъявили чек на проживание в хостеле и получили приличную скидку. За стоянку отдали почти 600 руб. Перед заселением в хостел попросили показать комнату. Нам сказали, что раздельные номера значительно дороже и находятся в соседнем здании (у них сеть и второй хостел, называется Amnezja Hostel), поэтому мы пошли смотреть то, что было в Absynt Hostel. Номер на четверых располагался на верхнем этаже, поднимались мы на лифте. Мы были приятно удивлены, т.к. номер оказался двухкомнатным из разряда семейных, просто одна комната сквозная. Чистый, уютный, в английском стиле.

Номер в Absynt Hostel

За четверых отдали всего около 2000 руб. (отели стоили по 5-7 тыс). Рядом с ним на этаже две душевые и два туалета. Все тоже очень чистое. В хостеле была преимущественно молодежь, но у нас на этаже людей было мало, тихо и спокойно. Под залог в 1 евро взяли большие полотенца.

Заселившись, спустились вниз и выбрали недалеко от хостела двухэтажное кафе с белоснежным интерьером, взяли глинтвейн, пиво и колбаски. Какое брали пиво, никто не запомнил, о чем в итоге пожалели, так как к нашему великому удивлению за всю поездку это было самое вкусное пиво. Ребята до сих пор его вспоминают и говорят, что ни одно другое пиво в сравнение не идет. Позже выяснилось, что все наши знакомые, кто был в Чехии, разочаровались в их пиве. Совет: закупайтесь в Польше впрок. В кафе мы отдали около 2000 руб. за всех.

Утром мы спустились на второй этаж хостела на кухню, там было все необходимое, чтобы сделать завтрак.

Общая кухня Absynt Hostel

Неподалеку от хостела была пекарня, где мы взяли свежие круасаны. Девушка-продавец, когда узнала, что мы из России, стала расспрашивать про наши суровые зимы. Пришлось ей объяснить, что погода у нас сейчас примерно такая же, как и у них (на тот момент было примерно -5 градусов). Кстати, поехали мы в теплой зимней одежде, о чем нисколько не пожалели, так как привезли с собой в Европу зиму. Похолодало до -10-15 градусов.

Улица во Вроцлаве

Улица, на которой расположен Absynt Hostel

Вроцлав, Польша

Город Вроцлав, Польша

Замок во Вроцлаве

Вроцлав, около Absynt Hostel

Пока мы были в Польше, несколько раз видели, как машины задевали друг друга и спокойно ехали дальше (не берегут похоже там автомобили).

Дорога из Польши в Прагу

Дорога к границе с Чехией представляет собой петляющую через деревеньки сельскую дорожку. Пересекать границу нам надо было в местечке Мытины, направление на Новый Свет. Навигатор показывал, что скоро мы будем на границе, а мы едем-едем, а ее все нет и нет. Оказывается, мы просто ее не заметили. Граница абсолютно условна и проходит через деревеньку, посередине которой стоит скромный указатель, говорящий о том, что мы в Чехии. Здесь же уже привычное табло с ограничением скорости на их дорогах.

Следующая задача — купить виньетку. Это наклейка на лобовое стекло, которая дает право ездить по платным дорогам. Мы пытались купить ее в первом же магазине, но продавец-китаец (если у нас повсюду в магазинах и на рынках жители бывших стран СНГ, то там в подобных местах везде китайцы) даже не знал такого слова. Поехали на заправку, но там не было виньеток на нужный нам срок — остались либо на более короткий, либо на более длинный, что дороже.

Так нас собралось три машины россиян, блуждающих по чешским заправкам в поисках виньеток на недельный срок. На четвертой более крупной заправке виньетка была найдена. Цена — 750 руб. Продавец уточнил, в каких городах мы будем. Виньетку надо заполнить и наклеить на лобовое стекло по инструкции, указанной на ней. Отрывную часть хранят при себе.

Только на территории Чехии стало заметно, что мы за границей: красивая архитектура, вдали иногда даже виднелись замки, старинные поместья. За городом трасса проходила через заснеженные горы и густые леса.

Трасса в Чехии

Наконец мы добрались до отеля B&B Hotel Prague-City (Prvního pluku 29, 186 00  Prague 8), вот их сайт http://www.hotelbb.cz/en/portal. Это один из самых доступных по цене отелей, но при этом очень приличный, чистый, свежий, с белыми простынями, правда, без тапочек и фена. За два номера на три ночи мы отдали около 19 000 руб. (в октябре при бронировании выбор отелей был меньше, а цены уже выше)

Оказалось, что отель не получил нашего запроса на место в гараже (у отеля свой подземный паркинг на небольшое количество машин). Так что при бронировании для надежности дублируйте запрос на паркинг напрямую на почту отеля. На ресепшене вежливый персонал, помогли решить проблему (с остальными вопросами тоже к ним без проблем обращались).

На улице места около тротуара разделены цветными полосами. Синие — места для жителей близлежащих домов, белые — платные. Собственно говоря, все места там платные. Около каждой парковки стоит автомат: выбираешь язык, набираешь номер машины, опускаешь монетки или купюры (сдачи он не дает), и терминал пробивает время, до которого оплачена стоянка. С 8 вечера и до 8 утра она бесплатная, поэтому мы оплатили только несколько часов, а утром нам предоставили место в гараже. За две ночи мы отдали около 1700 руб.

Платная парковка в Праге

Заселившись, мы отправились в город. Пошли по навигатору в сторону центра в поисках кафе с национальными блюдами. По пути попадались только дорогие места, в основном, со стандартной кухней (зачастую меню вывешено на витринах или лежит под стеклом у входа). На одной из улочек мы наконец нашли то, что искали. К сожалению, названия не запомнили, но женщина, которая нас обслуживала, говорила по-русски. Выбор пива в кафе очень скромный. Мы взяли на пробу Krusovice, естественно, заказали рульку — благо нас уговорили взять по одной порции на двоих — и закуски. Рулька была очень большой, до конца не доели. К ней давали сладкую теплую квашеную капусту и... это оказалось весьма вкусно.

Пиво Krusovice в Чехии

Пиво Krusovice

Чешская рулька

Аппетитная рулька

Часть закусок мы забрали с собой. Холодильника в номере нет, поэтому пришлось подключить смекалку и отправить скоропортящиеся продукты подышать холодным зимнем воздухом за окно.

Импровизированный холодильник

Наш импровизированный холодильник

В Чехии есть такая особенность — часто на стол в кафе при сервировки стола кладут пачку орешков либо прочие снеки. Нет, это вовсе не комплимент от заведения — это платно.

Первый день в Праге

Завтрак в отеле — приличный и сытный шведский стол. Соотечественников мы узнавали по многоярусным бутербродам и большим чашкам с тройной порцией кофе.

Бутерброд на завтрак

Плотный завтрак

Гулять отправились опять-таки пешком. От отеля до центра города 1,8 км, около 15 минут ходьбы (но можно пользоваться транспортом, рядом остановки трамвая и метро).

По правую сторону от реки Влтавы расположен Старый город. Его центральной точкой считается Староместская площадь (метро: Staroměstská, трамвай: остановка: Staroměstská, днём: 2, 17, 18; ночью: 53, адрес: Staroměstské náměstí, Praha 1).

Именно фото большой новогодней елки посреди рождественской ярмарки не давало мне покоя многие годы. И вот я здесь, все как на картинке! Ель, палатки с сувенирами и вкусняшками, потрясающая атмосфера.

Сувениры на площади дорогие, есть большое количество более бюджетных лавочек на первых этажах зданий, расположенных чуть поодаль от площади и по пути к Карлову мосту. На площади продают глинтвейн и жареные колбаски. Обязательно попробуйте чешские витые булочки Трдельник. Также на площади стоит внушительных размеров памятник мыслителю и проповеднику Яну Гусу.

Новогодняя елка в Праге

Староместская площадь, Чехия

Староместская площадь, Прага

Староместская площадь в Чехии

Староместская площадь в Праге

Новогодняя елка в Праге, Чехия

Староместская площадь

Староместская площадь ночью

Староместская площадь: днем и вечером

Чешская витая булочка Трдельник

Памятник Яну Гусу

Вечерняя Прага

Улица в Праге

Жемчужиной Праги по праву считаются Астрономические часы, которые расположены на площади. Этим часам 600 лет, это настоящее чудо технической мысли. По ним можно узнать все: время суток, зодиакальное положение Луны и Солнца, количество дней в году, текущую дату, день недели и даже праздничные дни. Каждый час с 8 утра и до 8 вечера у вас есть возможность  увидеть, как на часах открываются окошки и появляются движущиеся фигурки святых. Но наши ожидания это действо не оправдало, все очень-очень скромно. Возглас "И это все?" массово раздался в толпе.

Астрономические часы в Праге

Астрономические часы

Нашей следующей задачей было добыть ювелирные изделия с чешским гранатом. Мы изучили отзывы и выяснили, что в Праге только три фирменных магазина от завода Турнов, вот сайт. Настоящий чешский гранат может быть только маленького размера. В этих трех магазинах на изделия с чешским гранатом дают сертификаты. Еще есть Музей граната, но это никакой не музей, а тот же магазин, только с более высокими ценами (дают ли сертификаты, не знаем).

Мы прошли все три магазина, самый крупный и удачный был тот, что располагался рядом с площадью (Dlouhá 28, 110 00 Praha 1, часы работы: Пн-Вс, 9-19). Мои мама и свекровь заранее изучили каталог изделий в интернете и выбрали себе подарки. Вживую, конечно, не все выглядит также удачно, как на картинке, но мы выбрали два достойных комплекта в серебре.

Чешский гранат в серебре

Чешский гранат

Все красиво упаковали, на каждую коробку дали единый сертификат, чек по нашей просьбе оформили по форме для Tax-free и положили в конверт фирмы Global Blue, которая возвращает деньги (фирма большая и солидная, работают четко). Затем мы пошли в ТЦ "Палладиум", который находится между отелем и центром, нашли стойку Global Blue, дали паспорт и чек. Нам помогли его заполнить, погасили и выдали деньги в местной валюте (около 11% от покупки), на них мы купили колечко во втором магазине (оно было недорогое и для возврата Tax-free этой суммы не хватало, поэтому мы купили его без оформления возвратов).

При выезде из Польши на чеке надо проставить штамп таможни. Покупки распаковывать нельзя, могут проверить. По идее, на таможне должен быть ящик, куда можно опустить конверт (бесплатно без дополнительных марок), но ящика Global Blue мы не нашли, а в обычный опускать побоялись (хотя сейчас думаю, что можно было). Дома мы сняли копии с документов и всю пачку отправили через обычную почту заказным письмом по адресу на конверте, указав на русском и английском наши данные. Цена отправки — около 160 руб. По трек-номеру следили, чтобы письмо пришло в срок (чек надо вернуть примерно в течение месяца)

Есть второй способ возврата, его опробовали летом наши родители. Берете чек и конверт, ставите штамп на таможне, отправляете письмо из России с указанием в чеке, что возврат необходим на карту. Мы решили, что номера карты на чеке будет недостаточно и взяли в банке лист с реквизитами нашей карты для получения денег из-за границы. Деньги пришли на карту недели через 3-4, также от Global Blue.

Еще с утра по пути в центр мы дошли до местного старинного бара (его выбрали по отзывам) "Пражский музей пива" и забронировали столик на вечер. В пятницу и субботу после 20:00 резервация невозможна, в остальное время заказать столик можно по телефону: +420 777 679 767. Сайт: praguebeermuseum.com, время работы: 12:00 - 03:00. Прочла, что весной бар переехал по адресу Smetanovo nábřeží 205/22 (надеюсь помещение стало больше). В этом баре самый большой выбор пива, около 30 видов (Матушка, Жатец, Краконош, Демон, Фердинанд, Рогозец, Черна гора, Рыхтар и другие). Мы брали дегустационные наборы, перепробовали почти все сорта и немного расстроились — все не то. Но побывать там стоит хотя бы ради атмосферы и жареного сыра.

Пражский музей пива

Второй день в Праге

С утра мы опять дошли пешком до центра, а далее по узким улочкам с красивой архитектурой до Карлова Моста (буквально несколько минут от Староместской площади).

Путь до Карлова моста

Дорога до Карлова моста

На улицах Чехии

Но рядом с мостом есть три трамвайные остановки: Karlovy lázně - 2, 17, 18, 53 трамвай. (Старе-Место, правый берег), Staroměstská - 2, 17, 18, 53 трамвай. (Старе-Место, правый берег), Malostranské náměstí - 1, 12, 15, 20, 22, 25, 57 трамвай. (Мала-Страна, левый берег) и станция метро Staroměstská (ветка А) по одну сторону реки, и станция метро Malostranská (ветка А) по другую сторону.

Остановка около Карлова моста

Остановка и площадь около Карлова моста

Карлову мосту более 600 лет. Людей очень много в любое время года. С моста открывается вид на левый берег реки Влтавы: справа от противоположного конца моста собор святого Вита, слева — холм Петршин. На мосту загадывают желания у многочисленных статуй.

Карлов мост

Карлов мост в Праге

Карлов мост в Чехии

Карлов мост: днем и вечером

На другом берегу начинается вторая часть Праги — Малая сторона. У берега можно покормить лебедей. Мы, к сожалению, не успевали и сразу пошли в Музей призраков и легенд (адрес: Mostecká 46/18, Praha1, сайт muzeumpovesti.cz, время работы: 10:00 - 22:00), ожидая увидеть мистическое прошлое Праги. Но музей оказался совсем не страшным, он скорее рассчитан на детей. Вход стоит около 400 руб. для взрослых.

Узкая улица в Праге

Улочка, на которой расположен музей

Музей призраков и легенд

Музей призраков и легенд — Экспонат

Улица на Малой стороне Праги

Архитектура Праги

После музея вверх по улочке мы отправились к крепости Пражский град (резиденция королей).

Лестница к Пражскому граду

Внутри находится ансамбль из большого количества достопримечательностей. Цена билета зависит от набора мест, которые вы хотите посетить (на входах стоят турникеты и считывают штрих-код билета). Мы купили билеты на малый круг B, цена — около 700 руб. В него входят основные достопримечательности, такие как Кафедральный собор св. Вита, Старый королевский дворец, Базилика св. Георгия, Злата улочка и башня Далиборка.

Собор святого Вита — величественное сооружение, его обязательно стоит посетить. Весь комплекс достоин внимания. Также есть смотровая площадка с красивым обзором на город.

Площадь Пражского града

Злата улочка в Пражском граде

Злата улочка в Праге

Злата улочка в Чехии

Вид со смотровой площадки Пражского града

Вид на Прагу

Дальше мы пешком отправились в кафе Ferdinand, которое опять же выбрали по отзывам. Еще у них потрясающий анимированный сайт http://www.ferdinanda.cz. Остановка трамвая — Hellichova (№ 12, 20, 22) и далее пешком наверх или Malostranské náměstí (№ 12,20,22­) и далее пешком вниз.

Это место  очень ценят местные и туристы за возможность попробовать национальные блюда. Меню достаточно разнообразное, цены приемлемые, пиво исключительно фирменное — Ferdinand. Оно чудесное, особенно темное. Никто из нас не любит темное пиво, но это было божественное — лучшее из того, что пробовали в Чехии.

Здесь же мы купили красиво упакованные подарочные наборы пива по три небольших бутылочки разных сортов (наборы у них делают только из светлого пива). Также взяли попробовать кнедлики — нечто похожее на хлеб, только его варят и едят с мясом и соусом. В принципе, стоит отведать, очень интересное блюдо. На мой взгляд, Ferdinand — одно из лучших кафе в Праге, особенно учитывая соотношение цена-качество.

Кафе Ferdinand

Кафе Ferdinand в Праге

Кафе Ferdinand в Чехии

Чек в кафе Ferdinand

Кафе Ferdinand

Последний день в Праге мы решили завершить подъемом на холм Петршин на фуникулере. Это больше развлечение, чем транспорт, хотя жители ездят на нем по обычным проездным билетам. Их мы купили, спустившись вниз на одной из станций метро, мимо которой проходили. С автоматами по продаже билетов мы не справились, поэтому купили их в газетном киоске. Билеты взяли единые на весь транспорт на сутки. Время работы фуникулера: ежедневно с 9:00 до 22:20 (ноябрь-март). Временной интервал: зимой (с октября по апрель) отправляется каждые 15 минут.

Фуникулер в Праге

Фуникулер

Фуникулер делает только одну остановку. Я читала, что летом там можно прогуляться по красивым садам. Но было уже темно, и мы поехали на верх холма, любуясь из окон ночным городом. На холме расположен прототип Эйфелевой башни высотой 60 м, только называют ее Петршинской башней.

Петршинская башня

Обратно возвращались на общественном транспорте, билеты были куплены перед фуникулером. Сели на трамвай на ближайшей остановке, пересекли на нем мост, дальше пересели на метро. Без труда со всем разобрались. Приложение MAPS.ME не подвело.

Возвращение домой

Утром мы позавтракали, купили в магазине съестные гостинцы (чешскую колбасу, сыр Камамбер и пиво), все упаковали, выселились из отеля и отправились в путь. Обратная дорога показалась намного быстрее. К вечеру добрались до польской границы, на этот раз проходили ее через пост Тересполь - Брест. Сотрудники польской службы проверили без особого пристрастия наш багажник, вывозимые продукты их интересовали мало. Там же мы отметили чек Tax free.

А вот с въездом на территорию Белоруссии было посложнее. Насколько мы вычитали, в Белоруссию с недавних пор нельзя ввозить мясные изделия из свинины (к счастью, наша колбаса была из говядины). Про сыры запрета не нашли. Точно знали, что существуют жесткие ограничения на ввоз спиртного, даже пива (не более 3 л. на человека). А пиво мы как раз и везли всем друзьям на пробу. Его осмотрели, нас пропустили. Все соответствовало норме.

Попав в Белоруссию, мы начали искать ночлег. Гостиницу не бронировали заранее из-за таможни, поэтому столкнулись с проблемой, что все ближайшие отели были заняты теми, кто также как и мы решил пройти границу ночью, чтобы было поменьше людей. А мы устали и хотели спать. С трудом нашли свободный номер в примерно пятой по счету гостинице, отдали по 10 евро за каждого (номер был общий). Утром мы позавтракали в их кафе, выехали и к вечеру были уже дома.

От поездки осталось большое количество воспоминаний, фотографий и эмоций. Это был замечательный отдых, очень насыщенный и по-новогоднему сказочный.