Как проехать из Москвы в Грузию с двумя детьми и без штрафов?

Отчет о поездке на машине из Москвы в Грузию. Особенности дорог и прохождения границы, полезные советы и фотографии Грузии.

Маршрут в Грузию

  • Дорога в Грузию: Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Владикавказ - Тбилиси - Боржоми - Батуми
  • Обратный маршрут: Батуми - Тбилиси - Пятигорск - Россошь - Москва.
  • На чем ехали: Honda Civic 2004 года.

Ночью под Владикавказом я прозевал разметку на повороте. А заодно — и гаишников. Когда один из них уже позвал к себе в машину, то в свете фонаря заметил мою дочку на заднем сиденье. Она крикнула ему: "Товарищ полицейский, у нас тут еще один ребенок!". Гаишник заметно растерялся, покрутил в руках документы и в конце концов махнул рукой — "езжайте!".

Владикавказ

Подготовка к автопутешествию в Грузию

В нашем случае удалось стартовать только в районе 18:00. И лучше так не делать. Во-первых, ехать в потемках — менее безопасно, чем днем. Во-вторых, время старта задаст тон всей поездке, всему расписанию и всем планам.

Да, мы изначально понимали, что до Ростова-на-Дону вряд ли дотянем, имея двух детей на задних сиденьях (младшему — без малого год, и это второй основной фактор, влияющий на все планы). Поэтому лучше положиться на "как пойдет". В результате только в Воронеж мы приехали в районе 3 утра.

Плюсы: дети спали. Старшей — 4 года, это уже вполне нормальный возраст для длинной дороги, можно смело ехать, не раздумывая. Ребенок уже может сам себя занять — посмотреть в окно или планшет. А на заправках можно размяться в "догонялки". Полезно будет всем участникам путешествия.

Понимая, что придется ночевать раньше запланированного Ростова, выяснили, что Booking.com "рулит" — можно в пути искать и бронировать жилье, ничего не платя вперед. Это удобно. Забегая вперед — мы не раз меняли планы на ходу и находили жилье, например, даже в находящемся достаточно далеко от трассы М4 городке Россошь.

Маршрут в Грузию (как минимум до Тбилиси) оказался длиннее и дольше, чем обратно, хотя по идее должен был занять столько же времени. Анализируя детали, понял следующий нюанс: по дороге туда впервые пользовался круиз-контролем, до которого в городе совершенно нет дела. Оказалось, что скорость эта автоматика набирает очень нехотя, по крайней мере, если пользоваться клавишами на руле. А теряет — запросто, на каждой горке. В результате средняя скорость движения была даже меньше 100 км/ч, что приводило к тому, что, например, во Владикавказ мы въехали тоже глубоким вечером, проведя несколько часов на двухполосных дорогах с вереницами встречных, непрерывно слепящих фарами машин. Казалось бы, мелочь, но при длительном воздействии именно такие ситуации жутко напрягали глаза и вызывали усталость. О том, что это не очень безопасно, напоминать не буду. Просто не делайте так.

Народные правила дорожного движения

Дороги и пробки

Про них уже писали многие автопутешественники, я подтвержу: они действительно нынче неплохи. Даже на трассе от Ростова до Владикавказа (участок Р217 "Кавказ"), которая менее "центральна", чем М4, постоянно кладут новый асфальт, и заторов это не вызывает в большинстве случаев.

Единственное место, которое нас по-настоящему напрягло, это пробка где-то на пути от Воронежа к Ростову. Она вытянулась на несколько десятков километров, и на обочинах было полно местных жителей, которые за 300 рублей предлагали показать объезд. Впрочем, если у вас внедорожник, можете съехать на идущую параллельно трассе "кукурузную" дорогу и развлечься на ней, ибо на трассе дальнобои будут намеренно блокировать обочину.

Особенность южного трафика — КамАЗы с прицепами. Их движки дымят выхлопами вбок, к центру дороги, причем настолько сильно, что поначалу мы думали, что горит лес. Но нет — из-за холма показывался очередной грузовик.

Верхний Ларс

Что заслуживает отдельного внимания, так это пропускной пункт на границе с Грузией — Верхний Ларс. Это отдельная планета со своими "аборигенами" и нравами. Приготовьтесь, что ваше бодрое путешествие по пустой дороге в один момент уткнется в длиннющую колонну машин — это и будет начало очереди на границе.

Верхний Ларс

КПП Россия - Грузия

Очередь регулируется по-разному. Со стороны России — гаишниками. Если едете с ребенком до 1 года, имеете право проехать без очереди. Только чудом нам удалось вклиниться в середину, что сэкономило около 2 часов ожидания. Вся очередь заняла бы часа 4. Время прохождения границы зависит от сезона: дольше всего придется постоять в июле и августе.

Дорога из России в Грузию

Примечательно, что со стороны Грузии (уже на нейтральной полосе) очередь регулируют приграничные войска. Не скажу за всех, но в нашем случае все было цивильно: инвалидов и с детьми до года — пропускали, нахалов — заворачивали назад.

КПП в Грузии

Пробка на грузинской границе

Туалетов, магазинов и какого-либо иного сервиса вдоль очереди нет. Приспичит — придется бежать к речке в кусты. Не успели обратно, когда очередь сдвинулась — кто-то более проворный вклинится перед вами.

Нейтральная территория Россия - Грузия

По рассказам местных жителей, подобный ад (попробуйте на себе весь этот атракцион, если в машине нет кондиционера) существует исключительно на российской стороне. Им охотно верится, ведь КПП на стороне Грузии (в любую сторону) проходится за 20 минут.

Военно-Грузинская дорога

Военно-Грузинская дорога

Военно-Грузинская дорога

Тоннель на Военно-Грузинской дороге

Другие дороги в Грузию

Глядя на всё это, вас, возможно, тоже посетит вопрос: а единственный ли это путь — Военно-грузинская дорога — в Грузию? Смотря, что вам нужно.

Дорога в Грузии

Так или иначе, Кавказ можно пересечь и со стороны Каспия — по дороге "Махачкала - Баку". Но крюк будет приличный. Ближе есть Рокский тоннель между Северной и Южной Осетиями, открытый в 1984 году. Но с этим маршрутом та же проблема, что и с четвертым вариантом — дорогой по черноморскому побережью от Ростова до Сухуми, через Краснодар, Туапсе и Сочи. Дело в том, что территории Южной Осетии и Абхазии грузины считают оккупированными территориями. Соответственно, вас вряд ли пустят дальше, посчитав диверсантами.

Другая проблема: там нет легальных грузинских КПП, где вам бы поставили штампы о въезде. Поэтому при большом желании вы сможете выехать из Грузии двумя описанными выше путями, но потеряете возможность еще раз когда-либо побывать на родине сулугуни. Оптимальный вариант — Верхний Ларс и Военно-Грузинская дорога.

Военно-Грузинская дорога

Горы Грузии

Военно-Грузинская дорога

Помощник в дороге

Среди вещей в дорогу, которые ни в коем случае нельзя забыть, выделю главный — гибридный радар-детектор. От скольких штрафов он нас уберег — не сосчитать (хотя на крайний случай ничто не заменит вам дочку на заднем сиденье).

Я пользовался моделью марки Neoline — X-cop 9100. Он сочетает радар-детектор с видеорегистратором, что жутко удобно — не надо вешать на лобовое кучу разных гаджетов. Второй момент — он главный — в базе устройства прописаны почти полсотни типов дорожных камер, и о приближении к каждой он предупредит звуком и картинкой на дисплее. Но больше всего меня поразило, что гаджет знает, где висят муляжи.

Аппарат не из дешевых, но этот тот случай, когда затраты окупятся по полной — за всю дорогу мы не словили ни единого штрафа, а в "засаду в кустах" попали единственный раз, когда от детектора ситуация не зависела. Понятно, что от недешевого инструмента ожидаешь соответствующих умений — например, корректной работы в темноте. Здесь все ок — есть режим подавления засветов и размытости от автомобильных фар и уличных фонарей. Плюс гаджет увеличивает светочувствительность для съемки темных обочин в ночное время.

Отдельная песня — с самыми опасными камерами "Автодория", которые оптически считают вашу среднюю скорость на участке от 500 м до 10 км. Дело в том, что они не излучают радиосигналы, и их можно обнаружить только по GPS-координатам в базе радар-детектора. У Neoline она регулярно обновляется и содержит камеры почти во всех странах-соседях, включая и Грузию. Гаджет озвучит и покажет расстояние до первой и второй камер "Автодории", покажет среднюю скорость и предупредит.

Фотографии красивых мест Грузии

Степанцминда:

Степанцминда

Троицкая церковь:

Троицкая церковь

Троицкая церковь в Степанцминде

Мы проезжали Батуми:

Батуми

Дорога в Батуми

Город Батуми

Дороги в Батуми, Грузия

Боржоми:

Боржоми, Грузия

Дворец Романовых в Боржоми

Кутаиси:

Кутаиси

Бюджет поездки в Грузию

  • 13 000 рублей: бензин туда-обратно. Отдельно заложите на поездки внутри страны.
  • 300 рублей просят местные жители за объезд многокилометровой пробки на участке трассы М4 "Дон" от Воронежа до Ростова-на-Дону.
  • 2500 рублей: минимальная сумма, в которую обойдется один ночлег на 3-4 человека. Благодаря Booking.com найти что-то подходящее можно даже глубокой ночью — если вдруг стали понимать, что сон накрывает, а на заправке кемарить не очень хочется.
  • 534 км: общая протяженность платных участков трассы на всем пути в одну сторону. Большинство из них — между Москвой и Воронежем. Пользование ими сокращает время дистанции на пару часов, а бюджет поездки — примерно на 800 рублей. Если проезжать пункты оплаты после полуночи — скидка.
  • 140 фирменных заправок попадется на пути, поэтому нужды ездить с канистрой бензина у вас не будет.
  • 4 попытки мимикрии заправок под АЗС "Лукойл" встретилось нам по пути: "Люксойл", "Лукаойл", "Лидеройл" и (с натяжкой) Rusoil. Будьте внимательны.
  • 50 рублей стоит литр "нормального" (92) бензина. Цифрового разделения (98, 95 и т.д.) в Грузии нет.

Казбек

Автор: Данила Мельников
RuDorogi в Яндекс.Дзен