Поездка на машине в Кыргызстан: отзыв и советы

Отчет о путешествии на машине из России в Кыргызстан через Казахстан. Дороги, природа, горы и фотографии Кыргызстана.

Предисловие и подготовка

Уже не первый год летом я отправляюсь в автопутешествие в Кыргызстан. Путь предстоит не близкий, ведь от отправной точки (Нижневартовск) до конечной (Кара-Балта) целых 3000 км. Вот такой маршрут мы проложили на РуДорогах.

Подготовка к путешествию у нас всегда основательная: одежда, продукты, средства гигиены — всего должно быть в запасе на 2-3 суток. Для таких дальних дорог необходим автохолодильник. Поверьте, на третьи сутки он очень выручает свежей домашней едой. Вторая необходимая вещь — хороший термос, благодаря которому в любой момент пути можно взбодриться чашечкой горячего кофе. И последнее — навигатор, особенно актуальный для неопытных путешественников. У нас Navitel, еще ни разу не подвел. Итак, все в сборе. Отправляемся,самым ранним утром — в 5 часов.

Мы всегда запасаемся свежими овощами, как гарнир к готовой курочке или котлетам:

Огурцы и помидоры

Отправляемся в дальний путь

Самые главные точки, по которым мы ориентируемся это следующие города:

  1. Сургут (200 км от точки отправления).
  2. Тобольск (772 км).
  3. Петропавловск (1269 км).
  4. Астана (1770 км).
  5. Озеро Балхаш (2358 км).
  6. Кордай (2937 км).
  7. Кара-Балта (2956 км).

А теперь давайте разберемся подробнее. Петропавловск — это граница России и Казахстана, к ней мы подъезжаем к 8-9 часам вечера первого дня:

Дорога в Казахстан

Процедура пересечения границы выглядит так: таможенники осматривают машину, все содержимое, в то время как пассажиры и владелец-водитель машины проходят паспортный контроль. Для тех, у кого есть заграничный паспорт, все очень просто — в паспорте ставится печать с датой. Тем, у кого только Российский паспорт, нужно заполнить миграционную карточку. Так как мы в Казахстане не задерживаемся, ставим в пункте цель въезда "транзит". Обычно после пересечения границы все уже достаточно устали — в дороге целый день, поэтому останавливаемся на небольшой 2-4 часовой отдых.

Двигаемся дальше! Пейзажи к этому времени уже совсем другие, нежели те, что были с нами в северном Казахстане. В южной его части можно наблюдать засушливые пустынные долины. Мы попали в дождливую погоду, и небо только скрасило этот пейзаж:

Природа Казахстана

Следующая остановка находится радом с Балхашом. Там много проверенных кафе-столовых, в которых можно отведать национальные блюда, например, лагман. Всем рекомендую! Здесь всегда останавливаются дальнобойщики, поэтому можно быть спокойными и отдохнуть несколько часов.

Кто-то спит, а кто-то предпочитает в спокойной обстановке почитать:

Чтение книги в машине

После отдыха, едем дальше, проезжаем само озеро. Оно имеет необыкновенно голубой цвет, очень красивый, который сливается с небом.

Озеро Балхаш

От Балхаша остается совсем немного — 600 км. Но дороги там по-настоящему "убитые", поэтому расстояние, которое можно было преодолеть за 4-5 часов, мы проехали за все 9. На второй границе (Казахстан - Киргизия) все в нетерпении дома и свежей постели. Пройдя паспортный контроль, мы выдохнули: осталось всего минут 30, скоро можно будет расслабиться.

Ак-Суульское ущелье

После нескольких дней отдыха у родных мы отправились в горы. Путь недолгий, от Кара-Балты до Ак-Суу езды не больше часа. С собой стандартный набор — тент, покрывала, стол, стулья, дрова, мангал, и, конечно, маринованный шашлык. Но пикник для меня совсем не главное. Самое долгожданное — это горные пейзажи, реки, скалы, возможность побродить, пофотографировать, побыть наедине с природой.

Путь пролегает по узкой дорожке в одну полосу через равнины, узкие ущелья, даже открытые реки без мостов:

Ак-Суульское ущелье

В этом ущелье есть одна достопримечательность — пик Путина. В его честь там есть огромный камень, надпись на котором об этом и гласит. Рядом с ним бежит Артезиан — настоящий источник газированной минеральной воды. Так как в воде содержится много минералов, камни там приобретают оранжевый цвет:

Артезиан

Время готовить обед!

Обед на костре

А пока внизу все суетятся с едой, я решила забраться повыше и осмотреться:

Горы Кыргызстана

В ущелье мы нашли кем-то забытый домик с баней, комнатами и навесом, под которым и решили устроиться. Погода в тот день была пасмурной, иногда срывался дождик. Именно такая погода, как мне кажется, украшает горы: в тумане и темных тяжелых облаках они принимают еще более могущественный непоколебимый вид. А вот какие замечательные снимки получаются благодаря дождю:

Дождь в горах

Горные реки здесь большие, шумные, опасные и очень красивые:

Горная река в Кыргызстане

Нагулявшись вдоволь и пообедав, мы отправились домой.

Суусамырская долина

Следующее место, которое мы решили посетить, очень известное — Суусамырская долина. Прелесть в том, что находится она на высоте более 3000 метров. Из города Кара-Балта на Суусамыр мы отправляемся в 7 утра, готовые к долгой дороге. Дорога платная, если для местных машин проезд стоит 50 сом (равноценно 50 рублям), то машины-иностранцы платят целых 10 долларов.

Путь пролегает, в основном, по ущелью, поэтому все 3 часа пути пролетают незаметно, пока смотришь в окно, успевая замечать, как меняются пейзажи.

Высота около 2500 метров:

Суусамырская долина

Уже прилично поднявшись по горным склонам и опасным извилистым дорогам, мы попали к перевалу, который находится прямо в горе. Прямо внутри горы проходит 3-х километровый тоннель:

Тоннель в горе

Довольно необычные ощущения посещают во время его проезда. Закрытое пространство и отсутствие вентиляции создает туманность и неприятные запахи от выхлопных газов. Окна просто нельзя открывать, потому как дышать этим ядом очень опасно. Благо, что ехать там нужно не более 3-4 минут, но уже на половине пути чувствуется, как в машине не хватает воздуха.

Конечно, это нарушение техники безопасности, но, к сожалению, никто это не исправляет. Для местных другого пути, чтобы добраться в Ошскую область Киргизии, просто нет. По этой же причине перевал всегда забит машинами. Попадать в аварии там категорически не стоит, ведь оттуда можно и не выбраться, пока будете разбираться с машиной. Однажды там был летальный исход — водитель просто не успел выйти на свежий воздух.

После перевала мы как будто попали на другую сторону света. Горные массивы сменились просторными долинами и огромным пространством, по краям которого расположились верхушки гор. Невероятное зрелище — такого я не видела ни разу.

Кажется, что пространство от нас до верхушек гор не имеет границ:

Горы в Кыргызстане

Спустя минут 40 после перевала мы решили остановиться на огромной подгорной поляне. Неподалеку были видны местные жители, которые выгуливали свой скот. Отличная возможность понаблюдать за неторопливой местной жизнью:

Пейзаж Кыргызстана

Угадайте, что я нашла на ближайшей поляне в +17 еще и под палящим солнцем?

Снег в горах Кыргызстана

Кстати, в этот день все прилично загорели, ведь солнце на такой высоте особенно агрессивно. После прогулок, пикника и отдыха мы решили поехать дальше. Судя по отзывам наших знакомых, недалеко от нас находилась местная туристическая база под названием "Чичкан". Это такой комплекс домиков, саун и уличных террас, который расположен прямо между гор, на склоне. Номера в этом отеле можно забронировать на сайте Booking.com. Цены от 1500 до 3000 сом (1500-3000 рублей) за двухместный номер. Из тех, что подороже, открывается чудесный вид на реку и лес.

Турбаза Чичкан

Природа внутри туристического комплекса Чичкан впечатляет:

Туристический комплекс Чичкан

В таком месте хочется провести побольше времени, сходить в сауну, искупаться в горном бассейне, поужинать в местном ресторане, заснуть под шум реки, а с утра выйти на этот чудесный балкон. Обязательно так и сделаю в следующий раз.

Ну а мы решили углубиться на территорию и нашли тропинку, которая поднимается ввысь. Местные отзывы гласили : тропинка ведет к нескольким водопадам, а в ее тупике (на расстоянии 25 км) находится пещера. Очень интригующе, но, к сожалению, в запасе не было столько времени, поэтому мы обошли ближайшие реки и малиновые склоны, а затем отправились в обратный путь. Он занял приблизительно 3,5 часа.

Горы погружались во тьму, отчего становились его величественнее:

Горы в Киргизии

Особенности дороги Казахстан - Киргизия

Первое, что стоит отметить — чересчур ответственные сотрудники ДПС на территории Казахстана. С ними следует быть не чеку, соблюдать все правила, не наезжать даже краешком на сплошную, уже не говоря о ее пересечении. Еще важно знать все знаки регулировщика. Хоть мы и знали, все равно попали в странную ситуацию, когда по ошибке регулировщица наша машина сдвинулась с места раньше времени. Несмотря на то, что мы тут же остановились, поняв его ошибку, нас хотели оштрафовать. Мы свою правоту отстояли.

Самым дешевым бензин был в Казахстане, в переводе на наши деньги А-95 стоил 27 рублей за литр. В целом, бензин вышел в 20 000 рублей (туда-обратно), не считая поездок внутри страны в местные ущелья и озера.

Таможня была самая сложная на обратном пути, Киргизия - Казахстан. Там обычно машины буквально выворачивают на изнанку, достают все вещи, осматривают вплоть до запасных колес.

Остановки в пути мы делали в специальных местах, где обычно стоят дальнобойщики. Местных кемпингов так же вполне достаточно, но обычно мы торопимся и не отдыхаем ночами. Поэтому за все 2,5 суток водитель спит не более 10 часов с периодическими остановки на час-другой.

Кыргызстан - Казахстан

Путь прошел очень хорошо, а впечатления от поездки остались великолепные. Многие отзываются о Киргизкой природе очень тепло, многие туда едут именно за ней. Лучше, конечно, путешествовать на машине — в таком случае есть возможность осмотреть все достопримечательности.

Автор: Анастасия Кузнецова
RuDorogi в Яндекс.Дзен