Поездка в Македонию на машине по Восточной Европе

Отчет о путешествии в Республику Македония через Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Венгрию, Сербию. Советы путешественникам, информация о границах, местных АЗС, отелях и гостиницах.

Предисловие

Этот автопробег — возвращение в Македонию из России. Наша семья интернациональная: муж — серб с македонским гражданством, жена (автор путевых заметок) — гражданка РФ. У мужа давно зрело желание приехать в Россию на автомобиле. Если учесть, что по специальности он инженер-дорожник, инспектор качества строительства международных трасс, то тут присутствовал и профессиональный интерес. Он работал в бывшей Югославии, Ливии, Ираке, Афганистане, Катаре, ОАЭ, ряде европейских государств, включая и постсоветскую Молдову. Приезд планировался на начало мая, а отъезд — на первую декаду июня 2017 года.

Подготовительный период

Автомобиль для поездки — Skoda Octavia Elegance 2002 года выпуска, полноприводная, с дизельным двигателем. Перед поездкой в Россию был проведен полный техосмотр, оформлена свежая зеленая карта. Дорога предстояла достаточно длинная и непростая. Однако она оказалась еще сложнее, чем планировалось. Если водителю-мужу с его двумя гражданствами не требовались никакие визы (сербский паспорт дает право безвизового въезда на территорию РФ), то мне нужно было оформить Шенген.

В итоге я получила годовую мультивизу, как и запрашивала, хотя в анкете было указано несколько дней пребывания в стране. Потребовалось приложить маршрутный лист, заверенный владельцем ТС, а также бронь отелей. Подошли распечатки с Букинга. Кстати, одним из этих бронирований мы воспользовались в реальности.

Онлайн-медстраховку сейчас оформить достаточно просто, выбор между разными фирмами большой. Очень удобной мне показалась "Пони-экспресс" — эта фирма аккредитована при нескольких консульских службах, у них есть стационарный сканер для пальцев. Стоимость услуги с курьерской доставкой паспорта составила 30 евро плюс визовый сбор. Кроме того, не пришлось специально ехать в Москву. Кстати, я узнала, что онлайн-запись в консулат была полностью закрыта, всё равно пришлось бы искать какие-то ходы и выходы. У "Пони-экспресс", как я знаю, можно сделать визы и для других стран — надо проверять отдельно каждый город.

Сформированный маршрут: планы и форс-мажоры

Первоначально планировался маршрут через Польшу в Беларусь по трассе М1, далее — до Москвы и в Кострому. Однако по ряду причин была закрыта граница между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Не буду углубляться, скажу лишь общую информацию: даже если у иностранцев есть визы или право безвизового въезда на территорию РФ, их не пропускали из Беларуси. Причем наши миграционные службы были не в курсе, что этот процесс уже пошел у наших же пограничников. Хорошо, что на форуме Винского предупредили о возможных проблемах, когда на М1 мы разворачивали машину в сторону Украины или Прибалтики. Мужу пришлось делать объезд через Прибалтику, и этот же крюк мы включили и в обратный маршрут.

Дорога по России и первая ночёвка

Выехали рано утром 11 июня 2017 года. Заправились на выезде из Костромы. Дорога до Москвы обычная: трасса хоть и федеральная, но оставляет желать лучшего. Само полотно нормального качества, но довольно узкое. "Американские горки" в районе Переяславля — ещё одно препятствие на пути.

До столицы оставалось примерно 340 километров, день начала поездки — воскресенье, середина длинных выходных. 12 июня — тоже выходной, праздник. Кому надо было уехать из столицы, тот успешно сделали это. Объехать Москву и выехать на трассу М9 "Балтия" получилось достаточно быстро. Московскую область проскочили, отрезок трассы, проходящий по Тверской области, приятно удивил безлюдьем — машин практически не было.

Тверская область

Тверская область

Дорога М9

Дорога М9, Тверская область

Если бы не ограничение скорости при проезде через населенные пункты, расстояние преодолели бы ещё быстрее.

Ржевский район

Тверская область, Ржевский район

Погода стояла отличная, поэтому мы позволили себе небольшой пикник на обочине, размяли ноги, перекусили тем, что взяли из дома.

Машина для поездки в Македонию

Пикник на обочине. Тверская область

На поздний обед остановились на одной из заправок почти уже в Псковской области. Цель первого дня поездки — добраться до запланированной гостиницы. Бронировала номер заранее через Booking. Пунктом перехода границы выбрали Бурачки, поэтому ночевать остановились в отеле "Прибалтийском", который находился в километре от Себежа. Чтобы попасть в гостиницу, пришлось немного свернуть в сторону от трассы.

Выбирая отель, прочитала отзывы заранее. Суточная стоимость двухместного номера — 1300 рублей, есть охраняемая парковка. Вполне хороший отель с приемлемыми ценами. Есть кафе, стойка регистрации работает круглосуточно. Словом, для поездки в Шенгенскую зону это хороший вариант.

Отель "Прибалтийский" в Себеже

Отель "Прибалтийский", Себеж, Псковская область

Пересечение границы с Латвией

Выбрали пункт Бурачки, так как в Россию муж ранее въезжал через Убылинку и простоял там почти 12 часов. Заправились по дороге к границе, там много машин с латышскими номерами — ездят заправляться в РФ. По совету гостиничного администратора, приехали до пересменки (она начинается в 09:00). Хотя мы были на границе уже в 07:00, а перед нами — всего две машины, ждать пришлось около трех часов.

Дело в том, что за час до пересменки таможня практически перестала работать. Я спросила у девушек-пограничниц, что происходит, и они ответили, что после реорганизации таможни всегда такая долгая сдача смены. Наше счастье, что мы были не на нейтральной полосе — имеются места общего пользования в административном здании. Пограничникам можно только посочувствовать — все недовольства водители вымещают в основном на них. Очень много времени занимает заполнение деклараций на ввоз-вывоз ТС — этот момент надо учесть заранее.

Погранпереход Бурачки

Погранпереход Бурачки, РФ-Латвия

Латышская сторона с документами работала быстро, но очень тщательно проверяла багаж. Холодильник просмотрели на предмет ввоза продуктов питания (пришлось выкинуть начатую упаковку молока), в чемоданах не копались, но просили открыть все сумки. На нашу машину не спрашивали диагностическую карту, так как техосмотр был пройден в Европе и зарегистрирован в Скопье, а вот машины с российскими номерами должны иметь этот документ, если ТС старше трех лет.

Прибалтийские дороги (Латвия, Литва)

Прибалтика нас встретила дождливой погодой. 

Граница с Латвией

Въехали в Латвию

Отрезок пути через Резекне и Даугавпилс на литовский Зарасай оказался, пожалуй, самым труднопроходимым на всем маршруте. 

Граница Россия - Латвия

Это уже не Россия, а Латвия, хоть и очень похожа

После того, как мы проехали совсем небольшой отрезок пути по относительно неплохому дорожному полотну, впереди нас ждало сплошное строительство с объездами по грунтовке и реверсным движением. С трудом представляю себе, как тут можно проехать, если бы машин на трассе в этот день оказалось больше. Кстати, деревеньки по обочинам ничем не отличались от псковских.

Дороги в Латвии

Дороги в Латвии

Хорошо, что этот отрезок пути был коротким — около 190 километров. Радовало и то, что между странами, входящими в Шенгенскую зону, нет проблем на границах.

Трассы Латвии

В Латвии есть и проезжие дороги

По Литве ехали быстрее и веселее. Дороги пустынные, качество полотна здесь значительно лучше.

Дорога в Зарасай

Дорога на Утены — Зарасай

Задача была как можно скорее доехать до Польши и найти место для ночлега. В районе Утены увидели неплохое придорожное кафе. Муж любит обедать на трассе там, где останавливается много машин, особенно дальнобойщиков — они знают места, где хорошо кормят за невысокую цену. Хозяйка, услышав, что мы говорим по-русски, предложила борщ, который на самом деле оказался вполне съедобным свекольником, и тушёное мясо. До литовско-польской границы мы добрались где-то к 19:00.

Природа Латвии

Типичный литовский пейзаж

Неожиданная ночевка в Белостоке, Польша

На первой же заправке, где мы пили кофе, я постаралась поискать варианты ночлега через Букинг.

Заправка в Польше

Популярная в Польше сеть заправок

Подходящий вариант находился в Белостоке. Правда, до него нужно было ехать еще 140 километров. Вечерняя провинциальная Польша удивила безлюдьем — пустые улочки были и в деревнях, и в городках. Даже в домах не горел свет. Белосток — немаленький, по российским меркам, город — вечером пуст и безлюден. Католические традиции здесь настолько сильны, что огни горят только вокруг торговых центров и автозаправок. Может, это характерно только для данной местности?

Быстро нашли выбранный ранее отель "Villa Margo". Время близилось к полуночи, но хозяин терпеливо ждал нас. Бронировала двухместный номер за 22 евро в сутки. Хозяин предложил более комфортный вариант за те же деньги. Кстати, увидев мой паспорт, перешёл на понятную русскую речь. Было приятно его слушать. Он сказал, что учил язык ещё в школе, и ему очень пригодилось знание русского языка в бизнесе. Утром на кухне нас ждал небольшой комплимент от хозяев — чай, кофе и булочки. Ключи от номера мы просто оставили на столе.

Дорога через Польшу, Словакию, Венгрию до Мишкольца

Это было утро 13-го июня. Впереди нас ждали пока не преодолённые 700 километров по Польше, затем — около 200 километров по Словакии и Венгрии до Мишкольца, где был заранее забронирован отель на ночь. Выехали очень рано — около 06:00, двинулись по трассе в сторону Люблина и Жешува. Полотно было в неплохом состоянии. Однако, как и любая бесплатная дорога, проходит она через населенные пункты, поэтому непременно нужно соблюдать скоростной режим.

Природа Польши

Посевы на польских полях

Дорога в Жешув

Едем в Жешув, Польша

Я исправно исполняла роль штурмана. Пейзажи вдоль дороги были однотипные.

Деревни в Польше

Пустынные улицы польских деревушек

Обедали в Польше в придорожном кафе, ближе к Словакии.

В Словакии часть дорог платная, надо покупать виньетку. Хочется сказать спасибо работникам заправки, где мы это собирались сделать. Они нас отговорили, так как платный участок по нашему маршруту составил всего 15 километров. Нам объяснили, как его быстро объехать. Кстати, заправились мы уже в Словакии.

Единственный город по трассе, через который мы полностью проехали, был словацкий Кошице. Заодно и супермаркет там посетили, пополнили припасы.

К венгерскому Мишкольцу подъезжали уже поздним вечером. Я созвонилась с хозяйкой гостевого дома "Tulipan Vendeghaz".

Отель "Tulipan Vendeghaz"

"Tulipan Vendeghaz" в Мишкольце, вид на город из окна

Апартаменты здесь бронировались еще в апреле, под визу. Срок брони я поставила не на одну, а на три ночи. Пришлось потом объясняться с хозяйкой, которая не говорила по-английски. Спасибо Google Переводчику, который спас ситуацию. В итоге хозяйка попросила только, чтобы я на Букинге сама написала об изменении сроков пребывания, на чем и поладили.

Отель "Tulipan Vendeghaz" в Мишкольце

"Tulipan Vendeghaz", кухня на первом этаже

Стоимость номера — 25 евро, располагается отель в красивом и тихом районе Мишкольца. Утром мы просыпались под чудесное и ненавязчивое пение птиц, а из окна открывался замечательный вид. Видно, что маленький особняк построен добротно, материалы использовались отличные — всё было отлично продумано с архитектурной точки зрения.

Гостевая кухня в "Tulipan Vendeghaz"

"Tulipan Vendeghaz", гостевая кухня

Это хороший семейный коттедж. Здесь, как и в Белостоке, отношения с клиентами строятся на доверии — ключи нужно оставлять в почтовом ящике. На кухне гостей ждут чай, кофе, сахар, специи, масло и хлеб в качестве комплимента.

Терраса "Tulipan Vendeghaz"

"Tulipan Vendeghaz", выход на террасу

Соотношение цена-качество вполне устроило, отдохнули нормально. Выехали тоже ранним утром, 14 июня.

Парковка в "Tulipan Vendeghaz"

"Tulipan Vendeghaz", парковка в гостевом доме

Город Мишкольц

Проезд по утреннему Мишкольцу

Венгерский автобан, граница, выезд из Шенгенской зоны

В Венгрии приходится покупать виньетку, стоимость — около 10 евро на 10 дней, даже если вы находитесь в этой стране одни сутки. Купили мы её на границе. Среди всех дорог, по которым ехали, венгерские оказались лучшими. 

Венгерский автобан

Венгерский автобан

Качество полотна на высоте: его постоянно чистят от мусора, на трассе всё время дежурят инспекторы, которые контролируют рабочих. В этот раз осмотреть Венгрию не получилось, так как пролетели мы её очень быстро, объехав и Будапешт, и Сегед. К погранпункту "Хоргош — Рёске" подъехали примерно в 13:00, попали в Сербию в общей сложности за полчаса.

Венгерско-сербская граница

Венгерско-сербская граница. Покидаем Шенгенскую зону

Проезд через Сербию

Дороги в Сербии хорошего качества, был платный участок Нови Сад — Белград — Ниш — Лесковац.

Сербский автобан

Сербский автобан, дорога в Белград

Стоимость проезда — около двух евро на 100 километров, платить нужно при въезде на такой участок. Единственная столица, через которую мы проехали на всем пути, — это Белград.

Въезд в Белград

Въезд в Белград

Муж, который знает эти трассы наизусть, сказал, что объезжать выйдет дольше, чем проехать через центр. 

Проезд по Белграду

Проезд по Белграду

Мосты через Саву, Белград

Мосты через Саву, Белград

Мост над Савой

Мост над Савой

Действительно, пробок в нашем понимании по этой трассе нет, все развязки очень грамотно выстроены. 

Белград

Белград без пробок

Дороги в Белграде

Удобнее проехать по Белграду, чем по окружным дорогам

Фотографии Белграда на этот раз пришлось делать из окна автомобиля, так как пролетели по городу без остановок. 

Выезд из Белграда

Выезд из Белграда

Останавливались отдохнуть между Пожаревацем и Смедерево.

Сербские автобаны

Сербские автобаны

Дороги Сербии

Дороги Сербии, горы и леса

В придорожном кафе "Колари" взяли чорбу с огромными порциями мяса.

Чорба

Вот такая чорба

В среднем обед обходится в 10 евро на двоих с напитками. После небольшого отдыха, разговора об общих знакомых и родственниках, как это у сербов принято, поехали дальше.

Автобан Ниш — Пожаревац

Автобан Ниш — Пожаревац

Тоннели в Сербии

Тоннели в горах строила армия СФРЮ

Автобан по югу Сербии А1 высокого качества, многополосный, с хорошими развязками.

Автобан в Сербии

Новый автобан на юге Сербии

Мужу было интересно посмотреть на результаты и своих трудов — он контролировал строительство участка дороги за Вране до Прешево в 2014 году.

Вране

Подъезжаем к Вране

Когда ограничение скорости составляет 100-120 километров, главная задача, особенно вечером, — не задремать за рулем. Заправляться пришлось в Сербии, немного не дотянули до Македонии.

Автобан на Скопье

Автобан на Скопье. До границы осталось 40 километров

Конечный пункт – Скопье, столица Македонии

Погранпункт Прешево — Табановце прошли быстро: машина у нас с македонскими номерами, её не досматривают. Мой паспорт посмотрели формально, так как для граждан РФ въезд в Македонию, как и в Сербию, безвизовый.

Македония

Это уже Македония

От Табановце до Скопье — 50 километров по автобану. Мы уже почти дома, приезжаем к 21:00. Автопробег завершен! Почти 3,5 тысячи километров пройдены.

Скопье

Знакомьтесь, столица Македонии - Скопье

Советы путешественникам

Об АЗС по пути я уже рассказывала. Могу порекомендовать заправиться по максимуму на нашей границе, так как в европейский странах ценник примерно одинаковый — примерно один евро за литр. В Венгрии самый дорогой бензин, а в Македонии, напротив, самый дешевый. Там, кстати, очень уважают наш Лукойл.

В местах, где для проезда продают виньетки, достаточно строго контролируют их наличие. На автобаны с воротами (патаринами) без оплаты не въедешь. Тем не менее, везде есть альтернативные бесплатные дороги, так что решите заранее, что у вас в приоритете — время или деньги.

Самой длительной по прохождению оказалась граница РФ. Въезд в Шенгенскую зону и выезд из неё оказался гораздо быстрее.

Что нужно знать о навигации? Нам пригодился Google Maps. По РФ с мобильным интернетом вообще не было проблем. За границей скачивала обновления в местах, где есть вай-фай (как правило, он есть на всех заправках и гостиницах). Для бронирования номеров в отелях альтернативы Букингу по соотношению цена-качество пока не нашла. Добросовестно пишу отзывы о проживании в бронированных гостиницах и апартаментах, так как реальные впечатления других людей помогли и нам.

Почему все цены указаны в евро? Расплачивались преимущественно картой с этой валютой. От наличных евро в гостиницах также не отказываются. Тем не менее, платежные документы нам оформляли в злотых и форинтах.

Автор: Елена Маркович
RuDorogi в Яндекс.Дзен