Отчет об автопутешествии из Крыма в Россию

После присоединения Крыма и Севастополя к Российской Федерации на семейном совете было принято решение осваивать туристические маршруты необъятной Родины.

Предисловие

Поскольку семья из четырех человек, стоимость билетов на любом виде транспорта получалась сопоставимой с расходами на бензин. Автомобиль немаленький, Lincoln Navigator 2000 года. Средний расход по трассе 16 л/100 км. Бензин 92, выходит стоимость 1 км приблизительно 5,5 рублей на четверых. Дата начала путешествия: 22 июня 2016 года

Решили посетить родственников в Ростове-на-Дону, оттуда в Воронеж (снова остановка у родственников), и обратно с короткой передышкой в том же Ростове. На круг получалось около 3000 км, что вполне укладывалось в бюджет поездки.

Подготовка сводилась к техническому обслуживанию автомобиля. Замена масел, фильтров, некоторых элементов подвески. Пара выходных на проверку технического состояния (все-таки общий пробег перевалил за четверть миллиона км) – и железный конь готов к марш броску.

Севастополь, Керченская паромная переправа

Перегон Севастополь – Керчь – Ростов-на-Дону протяженностью 770 км.

Маршрут Севастополь - Ростов-на-Дону

Выбор оптимального маршрута доверили навигатору и RuDorogi.ru

Учитывая летний сезон, решили билеты забронировать заранее на сайте «Морской дирекции» https://www.gosparom.ru/. При оформлении билета на сайте переправы гарантируется погрузка на паром без очереди, на ближайший рейс. Ограничения – при бронировании предлагается выбрать слот (окно размером в 6 часов), прибыть на погрузку надо не менее, чем за 1 час до начала погрузки, и не позднее, чем за 3 часа до окончания слота. Мы оформляли билеты за 10 дней, никаких проблем с выбором свободного слота (окна).

Стоимость перевозки легкового автомобиля длиной до 5300 мм – 1700 руб. Билет на каждого пассажира (включая водителя) – 150 руб. Дети от 6 до 12 лет – 80 руб, дети до 6 лет бесплатно.

При оформлении билета надо быть внимательным, иначе придется переоформлять билеты на месте, а это приличная задержка по времени. Заполняется много информации: данные на автомобиль, данные паспорта, ошибиться в цифрах нельзя. Полученные документы распечатали на принтере, это официальные билеты для погрузки на паром. Получили SMS-подтверждение брони.

Дорога от Севастополя до Керчи без откровений, качества ниже среднего. В Симферополе попали в пробку (в 8:00 утра). Ехали через столицу Крыма 1,5 часа со скоростью пешехода. За это время спокойно позавтракали в машине, сэкономив время на остановку. По пути много ремонтных работ на трассе, включая прокладку высоковольтных линий (последствия энергетической блокады Крыма).

Высоковольтная линия Кубань - Крым

Прокладка высоковольтной линии Кубань - Крым, пришлось постоять 15-20 мин.

На переправу прибыли вовремя, за час до начала слота (окна). Дежурный на входе проверил распечатанные билеты по компьютеру, засомневался в правильности размеров машины (у нас до следующей ценовой категории не хватает 8 см). Я предложил воспользоваться рулеткой, после чего мне были выданы посадочные талоны и указан путь без очереди в сторону накопительной площадки.

Навигатор, прибытие на переправу

Навигатор показал прибытие на переправу

Для справки: Как формируется очередь погрузки. Парковка на территории переправы состоит из т.н. накопительных площадок – это размеченная территория размером с палубу парома. Регулировщик поочередно выпускает машины с площадок на очередной паром. Все стоят в общей очереди, кроме обладателей электронных билетов.

Переправа по забронированным билетам заняла 1,5 часа. Погрузка хорошо организована, регулировщики в ярких жилетах помогают вплоть до парковки в трюме.

Lincoln Navigator 2000

Огромная консервная банка с легковыми авто и пассажирскими автобусами

Из машин никого не выгоняли, но находиться в душном чреве парома некомфортно, поэтому большинство пассажиров спешили выбраться на свежий морской воздух.

Паромная переправа Крым - Кубань

Морские ворота из Крыма на Кубань

Можно находиться на верхней палубе, а можно скоротать время в пассажирском салоне. Там есть столики, буфет и телевизоры. Время перехода от берега к берегу: 30-40 минут, при благоприятной навигационной обстановке. Можно простоять в пробке (посреди пролива) более часа, как повезет. Перекресток оживленный, из Азовского моря в Черное – движение судов интенсивное. Попутно, так сказать в соседнем ряду, двигались паромы с грузовыми поездами.

Грузовые паромы в Крыму

В Крым – цистерны с бензином, обратно – порожняк

На горизонте кипит стройка на воде – Крымский мост растет на глазах. С палубы парома видны масштабы будущей трассы на воде – это действительно уникальный проект.

Строительство Крымского Моста

Строительство Крымского моста

Паром достаточно ловко причалил к материковой части России – и машины спокойно, без суеты покинули судно. В душе необъяснимое чувство радости.

Паром Крым - порт Кавказ

Свет в конце тоннеля

Сразу после выезда за территорию порта качество дороги идеальное. Несколько поворотов с внятными указателями – и мы на вполне приличной двухполоске. Замелькали оригинальные названия кубанских станиц: Голубицкая, Анастасиевская, Старонижестеблиевская. Короткая дорога на знаменитую М4 "Дон" ведет через Тимашевск. Можно после Славянска-на-Кубани свернуть направо, через пригород Краснодара. Расстояние увеличивается на 60 км. Однако по времени и комфортности проезда, длинный путь оказывается более быстрым.

Совет: В Тимашевске расположены два загруженных железнодорожных переезда. Поезда снуют с интервалом в несколько минут. Мало того, что приходится обязательно отстоять две очереди на шлагбаум. Так что, есть смысл ехать на Краснодар, и оттуда по шикарной М4 наверстывать потерянные километро-часы. Другой вариант – объехать ЖД-переезды, следовательно, и пробки по промзоне.

Вид на трассе в Краснодарском Крае

Компенсация за потраченное время – прекрасные виды за бортом

Забегая вперед, скажу: на обратном пути мы объехали Тимашевск, и не пожалели об этом.

Следующий кошмар поджидал нас в станице Ленинградская. Ограничение скорости 40 км/ч (кстати, во многих станицах по этому маршруту), и дорожная сеть, состоящая из прямых углов. При этом узкая дорога забита теми-же фурами, которые пытаются вписаться в повороты.

Наконец, после станицы Кисляковская – долгожданная развязка на М4.

Трасса М4 Дон

Вот она, свобода передвижения!

Траффик в сторону Ростова-на-Дону практически отсутствует, с моря еще никто не едет. Установил круиз контроль на 100 км/ч, через 150 км средний расход упал до вполне приемлемых 13 л/на сотню (это при полной загрузке автомобиля и V8 объемом 5,4л).

Местами попадались участки ремонта дороги, однако это не вызывает дискомфорта при нормальной организации объезда.

Ремонт дороги М4 "Дон"

Показательная победа над второй российской бедой

После станицы Кущевская движение в сторону Ростова-на-Дону стало немного плотнее, но без дискомфорта. Обе полосы заняты, круиз контроль стал бесполезен, расход топлива увеличился до 15л.

Трасса на Ростов-на-Дону

Траффик на границе Ростовской области

Местами скорость падала до 60-80 км/ч, особенно на двухполосных участках в местах ремонта, но пробка не образовывалась. Зато было время любоваться «широтой страны моей родной».

На трассе М4 Дон

Виды за окном по-прежнему фотогеничны

В Ростов-на-Дону въехали без приключений, правда знаменитый Ворошиловский мост на ремонте, поэтому схема движения может быть непредсказуема. Благо заранее установлены указатели, а навигатор быстро предлагает новый путь.

Ростов-на-Дону

Поскольку этот славный город – моя малая родина, по местным достопримечательностям особо не бродили. Рекомендую посетить городскую набережную – там и прогуляться для души можно, и покушать вкусно. Особенно интересны кафе на воде, пришвартованные к причальной стенке.

Кафе "Причал 18"

Кафе с оригинальным названием: Причал 18

Гостей встречает Дон Батюшка, отлитый в бронзе, а за его спиной ремонтируемый мост, но это временное явление.

Дон Батюшка

Дон Батюшка с отполированными коленями

А еще на пристани обосновался… как бы его назвать? – «Терминатор с гармошкой». Чтобы благодарные зрители не растащили его на винтики, городские власти заточили скульптуру в стеклянную клетку.

Терминатор с баяном в Ростове

Терминатор из ростовской самодеятельности

Ну и Шолоховский Григорий, катающий свою (или чужую) Аксинью на бронзовой лодке. Самое популярное место для фотографий – поймать скульптуру без толпы туристов практически нереально.

Григорий из «Тихого Дона»

Скульптура Григория из «Тихого Дона»

Интересно, что набережная застроена современными зданиями, которые вовсе не портят общее впечатление от исторического центра.

Постройки на набережной Ростова-на-Дону

Современные постройки на берегу Дона

Ростов-на-Дону - Воронеж

Отдохнув несколько дней, стартуем из Ростова в Воронеж. Маршрут прокладываем в тем же способом, выходит около 570 км в общем-то скучной скоростной трассы.

Маршрут Ростов-на-Дону - Воронеж

Ростов-Воронеж: сплошная М4

Дорога несколько хуже качеством, в сравнении с Краснодарским краем. Много постов ГИБДД, постоянные предупреждения об установленных камерах. Также ведутся ремонтные работы, строятся развязки.

Строительство моста

Строящийся мост «в никуда»

Местами попадаются интересные пейзажи, а в целом – трасса ничем не примечательна.

Живописный вид на трассе Ростов - Воронеж

Редкий живописный кадр на перегоне Ростов - Воронеж

В районе города Лиски пара-тройка коротких платных участков. Есть объезд, плюс километров 80-120. Предупреждение загодя, при желании сэкономить деньги (но не время и нервы) – можно объехать. Платная дорога ничем не отличается от бесплатной, на этом участке М4 и так в полном порядке. Разве что постов ГИБДД не заметил. Стоимость не помню, но не слишком дорого.

На въезде в город дорога разбита, движение медленное, несмотря на четыре полосы. До места назначения через весь город ехали достаточно быстро (по меркам городского траффика). Отметил интересную особенность воронежских светофоров – если присутствует поворот налево из левого ряда без дополнительной стрелки, зеленый для встречки загорается через минуту, давая возможность повернуть налево. Отсюда меньше пробок.

Воронеж

Город зеленый, хотя деревья и кустарники высажены беспорядочно. В целом уютно: множество отличных детских площадок во дворах и около торговых центров, полно гуляющих мамочек с ребятней.

Детская площадка в Воронеже

Все для детей

Мощное впечатление производит центральная площадь. Рядом уютный и многолюдный центральный парк с фонтанами.

Центр Воронежа, фонтан

Фонтаны днем

Которые ночью светятся всеми цветами радуги. Очень приятное место – множество лавочек и аккуратные деревья с клумбами.

Фонтаны ночью в Воронеже

Фонтаны ночью

Единственное, что удивило – отсутствие обычного общепита. То есть всевозможных баров-клубов-ресторанов полно, а вот просто покушать с детьми – надо поискать место.

Ну и знаменитый «котенок с улицы Лизюкова», по удивительному совпадению живет именно на ул. генерала Лизюкова.

котенок с улицы Лизюкова

Сладкая парочка из мультфильма

Еще одно место, которое следует посетить – городская набережная. Это свежая, пока еще не обжитая площадь для массовых мероприятий.

Центральная набережная Воронежа

Центральная набережная Воронежа

На противоположном берегу живет совершенно дикая цапля, которую не пугают граждане и прогулочные катера.

Цапля в Воронеже

Цапля – местный житель центра города

Ловит себе лягушек, и не пытается улететь. У пристани стоит совершенно уникальное судно петровских времен (разумеется, точная копия современной постройки).

Корабль времен Петра Первого

Современный раритет

Название – язык сломаешь: «Гото Предестинация». Несмотря на условно 300 летний возраст, вполне себе действующий экспонат. Периодически отправляется в плавание по Воронежскому водохранилищу, с пассажирами.

Не найдя ничего интересного в самом городе – отправились по окрестностям. В поселке Рамонь посетили имение князей Ольденбургских – родственников по крови Императора Николая I.

Дворец Ольденбургских

Дворец Ольденбургских

Место интересное, обязательно возьмите билет на экскурсию. Сам по себе дворец не блещет архитектурными излишествами, но ощущается прикосновение к истории (в рамках экскурсии).

Родовое древо императорской фамилии

Родовое древо императорской фамилии

А еще, именно в этих краях самый жирный чернозем в России

Воронежские черноземы

Воронежские черноземы

Попрощавшись с живописным парком

Дворцовая площадь, парк

Дворцовая площадь, парк

направляемся в совершенно уникальное место – Кривоборье. Это заброшенный песчаный карьер рядом с исправительной колонией, 40 км выше от Воронежа. Грунтовая дорога безо всяких указателей по совершенно диким местам.

Дорога в Кривоборье

Дорога в Кривоборье

Найти это место несложно по картам Яндекса. Когда грунтовка заканчивается обрывистым берегом реки Дон – просто дух захватывает от природной мощи и красоты.

Разворот реки Дон на 180 градусов

В этом месте Дон батюшка делает разворот на 180 градусов

Русло реки буквально делает крутой разворот. На расстоянии чуть более 1 км, Дон течет сначала в одну сторону, затем в другую. Внешняя сторона представляет собой крутой склон, с которого периодически падают деревья. Все это завораживает и пугает одновременно.

Склоны над рекой Дон

Склоны над рекой

Возвращаемся в город, буквально подавленные (в хорошем смысле) этой природной аномалией. Хочется вернуться сюда еще раз.

Дорога домой

Стартуем 03 июля 2017 года. Сразу после выезда на М4 понимаем, что движемся на юг. Траффик плотный, средняя скорость 80 км/ч. На подъезде к Павловску попадаем в глухую пробку, конца которой не видно даже с высокого пригорка.

пробка под Павловском

Пробка под Павловском

Понятное дело, по обочине обгоняют джигиты, кто-то вообще пытается ехать «по паханному», в общем, вакханалия. Этот кошмар продолжается около 2 часов. По пути заезжаем на заправку, очередь не меньше.

Заправка в направлении Ростова-на-Дону

Заправка в направлении Ростова-на-Дону

На въезде в Павловск обнаруживаем причину пробки – мост через реку Осередь. Перед мостовым пролетом на ширину обеих полос расположена продавленная в асфальте яма. Типа лежачего полицейского, только наоборот. Все притормаживают до скорости 10-20 км/ч, иначе можно оставить подвеску на этом мосту. А сзади напирают отпускники в два ряда. Вот и пробка.

После моста уже в городской черте пробка незаметно рассасывается. По дороге еще пару заторов попадалось, но не таких критичных. На въезде в Ростов традиционно затор на полтора часа. Въезжали уже затемно.

Отдохнув пару дней, мы отправились в сторону переправы. Билеты забронированы и оплачены аналогичным образом, за 10 дней. В этот раз решили не сворачивать в сторону Тимашевска, а ехать через Краснодар. После развязки на Кисляковскую основной поток пошел по короткой дороге, а мы по полупустой М4 до Краснодара. В столице Кубани немного потолкались в тянучке (не более получаса), и торжественно въехали на косу.

Коса Чушка

Справа Азовское море, слева после лиманов – Черное

Быстренько по льготной очереди грузимся на паром и торопливо отчаливаем. Поднимается ветер, капитаны стремятся успеть до штормового предупреждения.

Паром в Крым

Быстрый старт в сторону полуострова

В этот раз переправа заняла ровно час. И наконец – снова Крым.

Въезд в Крым

Итоги и затраты

В принципе, несмотря на пробки, дорога не показалась утомительной. Билеты на паром брать заранее – это не обсуждается. Я наблюдал минимум три накопительные площадки в общей очереди, а это три парома с интервалом в 1 час.

Затраты на поездку:

  • Бензин А-92 средняя цена 35р. На расход 16 л/100км и 3200 км пути получается порядка 19 000 руб.
  • Переправа: 4300 руб.
  • Платные участки: порядка 300-400 руб.
  • Проживание у родственников бесплатно, питание и посещение культурных мест не учитывалось.

Считаю отдых финансово и эмоционально удачным, в дальнейшем планируются новые маршруты. Перов Андрей.

Вам будет интересно!