Путешествие на машине по Закарпатью (2016)

Свадебное путешествие на машине по Закарпатью: Тернополь, церкви, скалы, водопад, пещера, подъем на Говерлу, красивейшая природа и фотографии.

Подготовка

На следующий день после свадьбы, 26 июня, мы с мужем отправились в свадебное путешествие. Планировали поездку основательно: около месяца составляли маршрут (вплоть до названия трасс и заправок), прочитали про все достопримечательности Карпат и выбрали лучшие для себя, искали где можно остановиться и покушать.

Восхождение на Говерлу и ночевку у озера Несамовитого тоже включили — это была "вишенка" путешествия. Такой продуманный план сыграл нам только на руку, особенно, когда наш "нафигатор" шалил и пытался завести не туда.

Киев - Тернополь

День первый, 26 июня. Итак, вещи собраны, маршрут составлен, машина заправлена под завязку — вперед!

Первое, что ты ощущаешь, когда отъезжаешь на 100 км от Киева — это воздух! Он другой, пьянящий, тягучий, насыщенный ароматом зелени и трав. Его можно просто "пить"! Вот в такие моменты понимаешь смысл фразы "глоток чистого воздуха".

Отправным пунктом нашего путешествия стал "файный" город Тернополь. Дорога к нему пролегала через живописные поля и леса, бесконечные зеленые аллеи и аккуратные города. Приехали туда мы к 8-9 вечера. Первым делом пошли на главную площадь, посмотреть на огромное озеро и парк. Торговых центров, ресторанов, памятников нет, только природа. На каждом шагу играют уличные музыканты, куча аттракционов для детей, площадки для танцев. Можно с удовольствием погулять по набережной и насладиться закатом.

Главная площадь Тернополя

Главная площадь города

Яхта в Тернополе

Яхта на фоне заката

Островок влюбленных в Тернополе

Островок влюбленных

Прогулявшись вокруг озера, решили зайти в колоритное место подкрепиться. Воздух воздухом, но пищу мирскую никто не отменял. Очень рекомендуем ресторацию "Файне мисто", расположенную рядом с главной площадью. Народу там много, но места всем хватит. Живая музыка, теплая атмосфера, а кухня поразит любителей национальной кухни. "Панський дерун" до сих пор слюнки вызывает. Будьте осторожны — порции большие и вызывают привыкание к закарпатским блюдам!

Отдав должное хорошей кухне пошли селиться в наш хостел — "Файне мисто"! Как Тернополь окрестили "файным", так и все там "файне". Хостел уютный и недорогой: комната на 4 нам обошлась в 200 грн/ночь. К счастью, к нам никто не подселился, и мы спали в уюте и тишине.

Хостел "Файне мисто"

Кухня в хостеле

Наша спальня

Церковь Святого Духа, Скальная Церковь, Скалы Довбуша

День второй, 27 июня. Позавтракав в хостеле, мы двинулись дальше, в село Гуклывый Воловецкого района. Там находится старинная деревянная Церковь Святого Духа. Мы очень хотели посмотреть на необычную роспись внутри нее. Однако нам не повезло — церковь была закрыта, понедельник там выходной. Обошли территорию церкви, прикоснулись к древним (еще с 18 столетия) захоронениям.

Церковь Святого Духа

Древние могилы

Двинулись дальше — в село Розгирче. Возле него находится необычная Скальная Церковь. Добраться туда лучше пешком. Доехали в сторону Сколе, остановились напротив знака поворота на Нижнюю Стинаву. Пошли в противоположную от знака сторону, к селу Розгирче. Идти надо было по мосту через речку, вдоль газовых труб, дальше по дороге до самого села.

Там у местных спросили, как дойти до церкви. Они объяснили, как дойти до окраины села, а там рукой подать. Сразу за селом будет тропинка в гору, которая и привела нас к церкви.

Подвесной мост

По ступенькам вверх

Вид на долину

Вид сверху на долину

Эта древняя скальная церковь мало изучена и не очень популярна среди туристов. А зря! Это уникальный памятник сакрального строительства, датируемый 18-19 веками. Церковь находится на возвышенности, с которой открывается удивительный вид на природу Карпат и речку Опир.

Последним пунктом на этот день у нас были Скалы Довбуша возле села Труханов. На окраине села есть лесничество, где мы оставили машину и пошли по тропинке к скалам. Накрапывал мелкий дождь, небо затянуто и висит низко — типичная для Карпат погода. Омрачала спуск и подъем к скалам только грязь под ногами.

Дорога на скалы

Сами скалы впечатляют — суровые монументальные глыбы, окутанные туманом. Взобравшись по каменным ступеням на вершину, мы замерли от вида первозданной красоты природы вокруг. Вековые сосны, вершины скал, напоминающие чьи-то лица, шапки облаков — чувствуешь себя такими маленькими среди этих гигантов. Эти скалы — излюбленное место для тренировок юных скалолазов, их лагерь находился прямо за скалами.

Скалы Довбуша

Вид со скал

Лес в Закарпатье

Путь обратно

Ночь мы провели в лесничестве. Хотели поставить палатку во дворе, но лесничий пригласил переночевать в доме (сам он жил в другой хате). Получается, первая брачная ночь среди леса и скал! Лесничий даже денег с нас не взял за ночлег. Мы поблагодарили как могли — утром убрали весь дом.

Лесничество

Лесничество и наша машинка

Сколе, водопад Шипот, озеро Синевир

День третий — 28 июня. Позавтракав в лесничестве и поблагодарив радушного хозяина, двинулись в город Сколе — смотреть на церковь святых Параскевы-Пантелеймона. Но с церквами нам не везло — она была закрыта, потому что был день Конституции. А так хотелось посмотреть ее необычный деревянный иконостас... Что ж, обошли территорию церкви и поехали дальше.

Церковь святых Параскевы-Пантелеймона

Следующий пункт назначения — водопад Шипот возле села Пилипец. Лучше его один раз увидеть, чем 100 раз читать или слышать. Зрелище невероятное, стремительный поток воды, закованный в скалы. Мы поднимались по лестнице на вершину водопада — дух захватывает от ощущения мощи и неукротимости воды.

Водопад Шипот

Туристов было так много, что приходилось становиться в очередь для фотографий. По дороге к водопаду есть навесы, где готовят еду на огне: можно продегустировать закарпатское вино и купить сувениры. Мы магнитики покупали с каждого места путешествия.

Еще поразил необычного окраса большой боров, который встречает туристов на тропинке к водопаду. Нагло подходит и требует вкусняшку.

Боров

Наглый боров желает вкусняшек

Далее двинулись к озеру Синевир в село Синевирская Поляна. Оставив машину на специальной стоянке для туристов, мы пошли по асфальтированной дороге вверх. Озеро находится на высоте 900 метров над уровнем моря.

Это действительно чудо природы, глубокая синева в форме сердца. Поразила звенящая тишина и ощущение спящей силы. Казалось, бросишь камешек в озеро или громко крикнешь — и оно проснется. Мы даже разговаривали шепотом.

Дорога к озеру

Синевир, Украина

Синевир

Вечерело, нужно было позаботиться о ночлеге. Решили поставить палатку возле речки, хотя в селе было много предложений ночлега в гостиницах и частных усадьбах. Первый раз засыпала под звуки леса и шум воды прямо под ногами.

Ночлег на озере Синевир

Ночлег у Синевира

Молочный Камень, дорога на Говерлу

День четвертый, 29 июня. Разбудили нас коровы своими бубенчиками и мелодичным мычанием. Собрались и поехали в село Великая Уголька — там есть пещера Молочный Камень.

Дорога в это село стала для нас синонимом самых плохих дорог. Расстояние, которое мы обычно проезжали за 1,5 часа, было преодолено за 3,5 часа. Скорость была около 20 км в час, выбоины и ямы на каждом шагу.

Уставшие от такой тряски и тянучки, мы приехали в село. В лесничестве оставили машину, купили входные билеты в заповедник (60 грн за двоих) и двинулись вверх. За что мы заплатили деньги — для меня до сих пор загадка. Тропинка к горе была вся в поваленных деревьях, указателей толковых нет, все в листьях и в грязи. Поднимались мы около часа. Хорошо хоть дождя не было.

Дорога к пещере Молочный Камень

Дорога к пещере

Пещера Молочный камень — чудо из карста. Она небольшая, всего 92 метров, но очень необычная. Стены молочно-белые из-за известняка. Если подсветить их разноцветными фонариками, ощущение, что ты попал в пещеру чудес и вот-вот откроется потайная дверь в ее недра к гномам или троллям. Хочется изучить каждый ее уголок.

пещера Молочный Камень

Вход в пещеру

Пещера Молочный камень

К сожалению, очарование пещеры не скрасило того факта, что нам нужно было вернуться почти на половину пути назад по этим "замечательным" дорогам, чтобы поехать в Солотвино. Мы планировали быть там к обеду, а были только к 8 вечера. Быстро поели и уехали.

Впереди нас ждали 100 км до подножья Говерлы. Это был настоящий спринтерский забег по горному серпантину, где нет фонарей, есть только направление дороги. Помогали другие машине, едущие перед нами, — "если они вошли в поворот, то и мы войдем!".

Приехали мы под Говерлу в санаторий Заросляк к 12 ночи. Возле базы есть лесок, где туристы ставят палатки, берут воду из родника, готовят еду на костре. Туалет тоже есть. Но это днем, а ночью?! Вы когда-нибудь ставили палатку в кромешной тьме? Только выключался фонарик, даже рук своих не было видно. Но мы поставили и сразу лешли спать. Завтра же у нас восхождение!

Подъем на Говерлу, озеро Несамовитое

День пятый, 30 июня. Проснулись мы рано, быстро позавтракали и стали подниматься. На Говерлу можно подняться двумя путями — крутым и пологим. Для начинающих туристов (какой была и я) рекомендуется второй. Меньше устанете и больше увидите. Людей на этом пути много, но все уступают дорогу, стараются помочь. Подъем занял около 3-х часов.

Подъем на Говерлу

С погодой нам очень повезло — было тепло, воздушные облака, легкий ветерок. Это позволило спокойно подняться и насладиться видом с вершины. А какой кофе на вершине Говерлы!

Вершина горы Говерла

Ура! Мы дошли!

Насладившись видом с горы и немного отдохнув, мы пошли через 4 горы к озеру Несамовитому. У мужа была мечта заночевать там. Будет сделано! Дошли мы туда неспешным шагом примерно за 3 часа. По дороге не уставали любоваться потрясающими пейзажами Карпат и впитывали всю эту красоту!

Гора Говерла

Вид на нашу базу

Говерла

Вид с вершины

Карпатская природа

Гора Говерла

Карпаты

Красоты Карпатской природы

Дошли к озеру уже вечером. Несмотря на солнце, было очень холодно. Быстро поставили палатку, поели и сидели, любуясь звездами. Они там огромные, яркие, так и хочется достать рукой. Ощущения были такие же, как на Синевире — присутствия огромной спящей силы.

Несамовитое — это озеро самоубийц и "контролер" погоды во всей области. Если бросить туда камень или взбаламутить воду, погода испортиться. Вести себя нужно тихо и с почтением. Мы зажгли ароматические палочки для духов озера, попросили о сокровенном и поблагодарили за приют. Возле озера есть родник, места для разведения огня и кустики.

Озеро Несамовитое

Вид на озеро сверху

Дорога на Черновцы, колыба "Бабай"

День шестой, 1 июля. Проснулись мы рано, поблагодарили духов и пошли на базу. Спускались 7 км по горам и по лесным тропинкам. Солнышко пригревало, ветерок ласкал кожу, лес наполнял воздух свежими и пряными ароматами.

Лес, Закарпатье

Путь обратно через лес

Горная река

и воду...

Рядом с базой есть небольшой рынок с закарпатскими сувенирами и вином. Накупив сувениров и немного отдохнув, поехали дальше. Хотели взобраться на гору Писаний Камень, но времени было уже мало, далеко подниматься, и там много змей развелось. Решили не рисковать и взяли курс на Черновцы.

По дороге заехали отобедать в колыбу "Бабай" за селом Яворив. Очень колоритное место: деревянный декор, отличный сервис, потрясающая кухня. Там я впервые попробовала форель — божественное блюдо по смешной цене, всего 30 грн за рыбку. Отмечу, что в Яремче такая же рыбка нам обошлась в 130 грн.

Колыба Бабай

В Черновцы мы приехали к вечеру. Город очень уютный, душевный, камерный. Красивая главная улица, украшенные лепкой старинный здания, аромат кофе и выпечки витает в воздухе. Попробовали знаменитое мороженое — шарики разнообразных цветов и вкусов в необычном вафельном стаканчике. В университет не попали, он был уже закрыт. В другой раз — будет повод приехать!

Черновцы

Прокатиться по улочкам Черновцов

Кислотное мороженое

Кислотное мороженко

С ночлегом были проблемы. Все нормальные номера в хостелах были заняты, предлагали только койки в 8-12 местных номерах. Мы решили пойти на вокзал, там сняли комнату отдыха — две раздельные кровати с чистой постелью и окном, выходящим на пути. Поезда перестали ходить в 11 вечера, до 7 утра стояла тишина. Номер нам обошелся в 220 грн за ночь и еще 20 грн за душ (с человека).

Хотин и Каменец-Подольский

День седьмой, 2 июля. Из Черновцов мы поехали в Хотин и Каменец-Подольский, а оттуда уже на Киев.

Погода нас одарила удушливой жарой, плечи просто сгорели. В Хотине нам не понравилось: просто крепость и пейзаж, ничего больше. Машину поставили перед въездом на территорию, чтобы не платить 25 грн за стоянку.

Хотин

А вот Каменец-Подольский нас впечатлил. Облазили все потайные ходы, залезли на все башни, побывали во всех музеях, даже из лука научились стрелять. Купили специальную грамоту с настоящей сургучовой печатью о нашем пребывании в этом замечательном городе. Отобедав в кафе, двинули на Киев через Винницу. Дома были около часа ночи, уставшие, сгоревшие, но ужасно довольные.

Каменец-Подольский

Грамота лучников

Наша грамота

Итоги и советы

• Маршрут продумывайте заранее и очень детально, чтобы потом не мучаться с навигатором.

• Спрашивайте у местных, где переночевать, где покушать, как легче добраться. Они всегда подскажут, люди там очень приветливые и отзывчивые.

• Будьте внимательны на дорогах. Местные гоняют без правил, дороги почти не освещаются, ям не видно, аккуратнее на поворотах.

• Проехали около 2000 км, на бензин потратили около 3500 грн (при 14,45 за литр). Еду брали с собой, варили на горелке. Если обедали к кафе, то обходилось это в 140-160 грн (два первых блюда, два вторых и десерт). Порции очень большие.

• Солнечный крем и панамка обязательны — даже при ласковом солнышке в горах очень легко сгореть и получить солнечный удар. Пейте много воды. Родников там хватает. Вода очень вкусная!