Автопутешествие и отдых на море в Туапсе

Отчет о поездке на машине из Губкина (Белгородская область) в Туапсе в отпуск. Сложная дорога и пробки, отличные пейзажи, отзыв и рекомендации по отдыху в Туапсе.

Предисловие

Поехать на море на машине всегда было моей мечтой, вот только ни прав, ни авто не было, приходилось добираться до заветных пляжей и городов поездами и автобусами. Воспоминания об отпуске на море всегда очернялись неприятными нюансами езды в общественном транспорте, до которого нужно было добираться с пересадками, тяжелыми сумками на плечах и абсолютно без "отпускного" настроения.

Поездка на машине казалась мне самым приятным вариантом, когда в любом месте можно остановиться, чтобы полюбоваться закатом, зайти в придорожное кафе, чтобы отдохнуть и перекусить, а также просто лечь спать. Еще в машине можно слушать любимую музыку, громко разговаривать и смеяться, ночь напролет мчаться по незнакомым дорогам и особенности неизведанного мира... Вот таким романтичным виделось мне любое автопутешествие, особенно в компании хороших друзей.

Но на самом деле все вышло не так красочно, как это принято показывать в фильмах.

Начало пути

Мы выехали в 21.00 из Губкина (Белгородская область, погрузив в багажник японского автомобиля (Toyota Corona, 1993 г) сумки, зонты, фотоаппараты и прочие "нужности". "Как здорово!", казалось мне, "не нужно тащить вещи до автостанции, волноваться, что документы или деньги будут украдены в поезде, можно просто сидеть расслабившись и наслаждаться дорогой".

Почему имеет значение страна-производитель авто? Потому что машина с правым рулем, в ней сидят три человека, все с правами (парень-хозяин авто и я с подругой), но только хозяин авто умеет ездить на праворуком авто. То есть всю дорогу быть за рулем может только один человек:

Водитель праворульной машины

Предстояло преодолеть около 1000 км только в одну сторону, при этом мы еще не определились, куда именно едем. Направление было одно — к морю, но сначала к Краснодару.

Маршрут к морю в Навителе

"Navitel" построил маршрут, и мы отправились в путь

Для навигатора везде дорога!

Первая неприятность случилась, когда мы еще даже не выехали из города. Решили сразу залить полный бак, но только отъехав от заправки сразу об этом пожалели — в машине 3 человека и полный багажник их вещей (включая советскую палатку-шатер, одеяла, матрас и подушки, запасное колесо и кучу инструментов на всякий случай. 60 литров в бензобаке явно оказались лишними. Существенно на самочувствии автомобиля это никак не сказалось, но ехала машина уже не так рьяно.

Там же на заправке накупили вкусняшек: а что, хоть мы и взрослые, мы в отпуске! Первые пару часов, когда было еще светло, кушали шоколадки, запивали газировкой и обсуждали, как будем целыми днями валяться на пляже. Через пару часов монотонной езды, когда вкусности были съедены, всех начало клонить в сон. Мы подумали: "ну ничего, нужно будет, поставим палатку или даже поспим в машине".

Но усталость как рукой сняло. Следуя маршруту в навигаторе, мы свернули с трассы и поехали по проселочной дороге, которую назвать "дорогой" можно только при наличии очень живого воображения. Асфальт местами "исчезал", и машина скакала на грунтах. Потом покрытие появлялось, только не в виде привычного городского асфальта, а в хитроумном сплетении ям метр на метр, около 15 см глубиной. Манера езды водителя в тот момент называется "шашки" и считается опасной, благо на дороге никого кроме нас не было. Это, кстати, тоже настораживало. Скорость составляла не более 15 км/ч, так на протяжении долгих двух часов.

Когда сельская дорога перешла в остатки еще советского асфальта, скорость увеличилась, а настроение упало, так как на пути нам не встретился ни один автомобиль. Ехали между двух полей с уже подросшими подсолнухами, которые стояли по обе стороны машины, опустив "головы". Именно тогда я впервые увидела знак "Прочие опасности" не в тексте ПДД, а на дороге.

Знак "Прочие опасности"

Знак "Прочие опасности" в темноте и одиночестве

Кроме того, горизонт в попутном направлении затянуло тучами, ежесекундно сверкали молнии и ветер существенно усилился. Мы въезжали в бурю.

С полей жуткий ветер бросал в лобовое стекло тонны пыли, дворники в таких условиях не только бесполезны, но и опасны, так как могут частичками пыли поцарапать стекло. Видимости абсолютно никакой. Решили остановиться и в закрытой душной машине (кондиционер есть, но на тот момент не работал) переждать.

Но что это? Пахнет дымом, зарево как от пожара виднеется неподалеку справа. Решили потихоньку продолжить движение, и уже через 10 минут стали свидетелями масштабного лесного пожара на границе поля и леса.

К слову, видимость оставалась практически нулевой, ехать было очень сложно и страшно. За посадкой, которая горела, дальше опять начиналось поле (с обеих сторон дороги), а мы также едем с черепашьей скоростью. Все законы логики и инстинкт самосохранения требовали вдавить педаль газа в пол и скорее уехать подальше от огня, ведь если он перекинется на поле слева, мы окажемся прямо в его эпицентре!

Через 30 минут напряженного молчания пожар остался позади, показался конец полям, завиднелся электрический свет фонарей, мы подъехали к придорожному кафе, решили отдохнуть и выпить кофе. Конечно, нам этого не удалось. Причина проста — как только мы вышли из машины, поняли, что щебенка (которой выложена стоянка) с адской силой летит в нас из-за жуткого ветра. Поехали дальше.

В полной тишине вернулись на междугородную трассу все по тому же навигатору. Не забывайте обновлять карты перед выездом в дальний путь, иначе можно заехать на дорогу, которой уже нет.

Ремонт дороги и взаимовыручка

Изначально навигатор говорил нам, что ехать придется всего 13 часов, теперь же время пути увеличилось до 15, так как ехали медленно. Казалось, что все злоключения уже позади, хорошо хоть спать уже не хочется, можно и музыку опять включить, на море же едем!

Но радость была недолгой, несколько знаков "ремонт дороги", "неровности на дороге", "ограничение скорости до 70, 50, 30 км/ч и мы доехали до этого самого ремонта. На трассе по две полосы в каждом направлении, из них пригодной для езды осталась одна. Две полосы для попутного движения полностью сняты, грунт для укладки нового асфальта выкопали на 1 метр в глубину и так несколько десятков километров. Оставалось две встречные полосы для объезда, которые тяжелая ремонтная техника лишила вида дороги.

Картина такая: справа обрыв, вдоль которого тянутся кроваво-красные фонарики, но они не светят, а только обозначают границу обрыва. Слева полоса для встречки, убитая техникой. Мы посередине, между ямами и обрывом, в полной темноте, опять одни на дороге.

Долгое время ехали очень медленно. Помогло нам расположение водителя, он адекватно оценивал расстояние до обрыва, когда объезжал ямы справа. У машины с левым рулем было бы гораздо больше шансов нырнуть правой стороной на выкопанную полосу. При этом из зоны плохой погоды мы еще не выехали, то есть путь сопровождался периодическим мелким и проливным дождем, постоянным ветром, несколько раз по крыше машины даже бил град.

Тут нас обгоняет какой-то безумный лихач и стремительно уносится вперед. Мы с подругой, как приличные девушки, начали уже осуждать "гонщика", но наш водитель нашел в этой ситуации плюс — он помчался вдогонку впереди едущей машины, с точностью повторяя ее маневры. Если же задние фары нашего "маячка" смещались в вертикальном направлении (подскочил на кочке, провалился в яму), наш водитель придерживался зеркальной стороны.

Таким образом мы добрались до конца ремонта дороги, так как ехали быстро, ориентируясь на "гонщика". Потом он скрылся за поворотом, поморгав нам "аварийкой". Вообще водительский этикет на междугородней трассе поразил меня чрезвычайно. Прижался для обгона — тебе обязательно скажут спасибо "аварийкой", впереди опасность — моргнут ближним светом, а дальний свет встречные водители выключали еще задолго до положенных 300 метров.

Рассвет в пути

Равносильно тому, как я мечтала о поездке на море на машине, мне всегда хотелось встретить рассвет в пути. Однако, как и спокойной поездки, этого не случилось. После всех переживаний нас с подругой сразу потянуло в сон, и мы заснули.

Проснулась я через несколько часов и обнаружила себя на трассе в стоящей машине со включенным аварийным сигналом. Что случилось? Где водитель? Где подруга? Так, подруга мирно спит на заднем сидении, растянувшись почти в полный рост. Она низкая, японская машина — широкая, вот кому действительно было комфортно всю дорогу.

Оглядевшись, я поняла, что солнце давно уже почти встало:

Рассвет по дороге на море

Восход оранжевого солнца

Водитель нашелся рядом с машиной в процессе утренней зарядки. Как оказалось позже, он не спал всю ночь, пока мы обе отдыхали. Потом водитель понял, что не заметил, как перестроился на обочину. Он охарактеризовал свое состояние так: "я видел все, как при съемке 15 кадров в секунду". Усталость взяла свое, он остановился на обочине, включил аварийку, вытянул ноги из машины на улицу и заснул. Палатка в это время мирно лежала в багажнике с мягкими одеялами, матрасами и подушками.

Мы с трудом размяли затекшие от неудобного положения ноги и руки и поехали дальше.

Пробки

Я знала, что многие ездят на море на своих машинах, что движение будет насыщенным, но я не думала, что мы простоим в нескольких пробках, и в каждой больше часа. В летний зной это просто невыносимо: наблюдать, как встречка спокойно проезжает мимо, а попутное направление продвигается на пару метров в минуту.

Пробка по дороге на море

Некоторые "гении" ехали прямо по разделительной полосе. Кстати, дальнобойщик увидел, что я его фотографирую, засмеялся и, сигналя, умчался ближе к началу пробки:

Фуры в пробке

Пробки были перед Ростовом-на-Дону, после него, а также в Джубге (уже на подъезде к морю). За ночь мы проехали несколько сотен километров по трассе М4 "Дон". Казалось, что через несколько часов мы уже будем лежать на теплом песке, пробки уж точно не входили в наши планы.

Как тоскливо мне было думать о верхней полке хоть даже плацкарта, где можно растянуться в полный рост, смотреть в окно и ни о чем не думать!

Вид на море

Итак, навигатор предсказывал нам 12 часов пути до Краснодара, через 15 часов мы только доехали до знака: еще 286 км.

Дорожный указатель Ростов, Краснодар, Новороссийск

Дорожный указатель возле ТЦ "Мега", Ростов-на-Дону

Оставалось еще решить, в какой именно курортный город поехать. Просматривая карту, заметила название "Туапсе". Туда и направились, предстояло еще 3-4 часа пути.

Море мы увидели гораздо раньше. Оно тянулось прямо вдоль дороги, в паре десятков метров вниз по крутому склону, настолько прохладное и манящее, что до слез невыносимо было ехать в душной машине, а не бежать меж деревьев в объятье волн!

Море и пляж по дороге в Туапсе

Туапсе

Добрались до Туапсе мы ближе к вечеру, долго ехали по головокружительному серпантину, потом стояли на нем в пробке, потом опять ехали и опять стояли в пробке.

Въезд в город Туапсе

Заехали в сам город, кружили по улицам, так как абсолютно негде было поставить машину. В итоге приехали на окраину, где близ промышленный зоны было не так людно и присутствовала бесплатная почти пустая парковка. Машину оставили, взяли деньги и фотоаппарат, пошли искать жилье.

Время приближалось к сумеркам, во всех попутных гостиницах, отелях и пансионатах свободные места отсутствовали. Нам уже было все равно — будет это два номера или один трехместный. Знать о себе дали и шоколадки, кроме которых мы ничего не ели со вчерашнего вечера (мы же в отпуске!). После долгих поисков нашли человека, который провел нас к женщине, которая попросила мужчину проводить нас к ее подруге, которая сдает номер.

Пансионат в Туапсе

Пансионат находился в двух минутах ходьбы от моря, мы заселились на самом верхнем этаже. Само здание находится на верхушке крутого склона, так что пришлось пройти больше 300 ступеней, чтобы только дойти до верха, где ждали ступени на последний, четвертый этаж.

Поиск парковки

Но расслабляться было рано. Нужно же машину пригнать к месту жительства, чтобы на виду была, и чтобы вещи не тащить в руках. Хозяйка рассказала нам, как проехать к пансионату сверху, через город (мы пришли к нему снизу, с набережной, куда можно только пешком).

Мы вернулись на стоянку, забили адрес в навигатор и поехали. При этом физического адреса пансионата на карте не было, вбили тот, что сказала хозяйка, уткнулись в частный дом. Было три варианта пути — направо, прямо, налево. Посмотрели по сторонам, решили, что правильная дорога налево или прямо. "Ну вроде с той стороны приехали, сюда повернули, тут сделали круг, значит сейчас надо налево". Примерно такая логическая цепочка заставила нас спуститься по крутому уклону к самой жуткой минуте моей жизни (даже после предыдущей ночи).

Как я уже говорила, пансионат располагался на вершине склона. А его парковка была у подножия этого склона. Повернув налево, мы попали на очень тесную дорогу (едва ли разъедутся встречные машины), по бокам которой непроглядный лес.

Лес в Туапсе

Фото на следующий день

Медленно продвигаясь вниз, доехали до первого дома — не наш. Проехали второй — не наш. Едем дальше. Все ниже и ниже, по ямам и таким крутым углублениям, что фаркоп цеплял остатки асфальта. Дорога начала сужаться, фары освещали только деревья по бокам и упирались в темноту впереди. "Давай выйдем посмотрим, что там?" - "Давай!".

С фонариком в руке я вышла из машины. Кроме звука мотора — ни единого шороха деревьев, ни обрывка человеческой речи, ни намека на парковку нашей гостиницы. Пройдя несколько метров вперед, я увидела, что дорога переходит в узкую тропинку и упирается в лес. Все. Места для разворота нет, слишком узко. Единственный выход — ехать задом до подходящей площадки, развернуться и вернуться к цивилизации. Но что может осветить задний свет, когда вокруг ни единого фонаря, еще и очень крутой уклон?

Выбора нет, потихоньку двинулись обратно. Но что это? Дорога слегка поворачивает, а сбоку обрыв в пропасть, по дну которой течет река, судя по звуку! Одно неверное движение, и заднее правое колесо нырнет вниз, а машина сядет на дно. Неверное движение влево — белый блестящий бок авто поцарапают ветки деревьев. Только ювелирная точность водителя позволила нам без потерь подняться задом под уклон до второго дома (который снизу, само собой, был первым). Там была площадка для разворота в несколько движений, но почти все свободное пространство занимал припаркованный внедорожник.

"Давай постучим, попросим хозяина внедорожника отъехать?" - "Нет, я сам развернусь". Водитель начал пытаться выполнить разворот в этом ограниченном пространстве, где едва ли боком поместится машина между забором и внедорожником. Благо хозяин мешающего авто услышал шум и вышел к нам. "Сейчас отъеду и развернешься нормально".

Пока хозяин внедорожника ходил за ключами, наш водитель вышел из машины отдохнуть. Стоит заметить, что одним из недостатков нашего авто (на тот момент) был ручник. Он не держал абсолютно. Поставив машину на первую скорость, водитель вышел, и тут машины рывками начала двигаться обратно вниз. Настолько крутой был уклон, что даже на скорости машина своим весом начинала прерывистое движение в пропасть. Водитель кинулся догонять, а мы с подругой, как истинные леди, хлопали глазами, не зная что делать. Тут выбежал хозяин внедорожника, схватил машину за многострадальный фаркоп, придерживая ее скачки, наш водитель заскочил на сидение и нажал на тормоз.

Я думаю, читатель может себе представить, какого нам было при мысли, что единственное средство передвижения скатится вниз, в обрыв, со всеми нашими вещами и деньгами.

Ну, внедорожник уехал, мы развернулись и устремились вверх, обратно к развилке. Оказавшись на ней, позвонили хозяйке, мол, влево — не туда, так куда — туда? Как оказалось позже, наша логическая цепочка была неверной — парковка пансионата была справа.

Море

На этом дорожные приключения закончились, мы перенесли вещи, привели себя в порядок. К тому моменту был уже час ночи. Еда, приготовленная в дорогу, закончилась, вкусняшки тоже, мы нормально не ели (только перекусы) больше суток. В пансионате есть кухня, но для готовки нужны продукты, а у нас ничего нет.

Пошли искать кафе или ресторан, который был бы открыт в это время. Вид ночного моря значительно прибавил сил.

Ночное море в Туапсе

Напомню, что мы остановились на парковке за городом, возле промышленной зоны, то есть идти пришлось долго. Решили не ехать, так как водитель захотел успокоить нервы небольшим количеством алкоголя. В начале третьего нашли еще работающий ресторан, поели, вспомнили злоключения в дороге со смесью страха и радости, вернулись в пансионат.

Вся наша поездка изначально была рассчитана на неделю — 2 дня пути (туда день и обратно день) и 5 дней на море (отдохнуть больше не позволяла работа). В пансионате мы заняли пятиместный номер "полулюкс", хотя с уверенностью могу сказать, что за полулюкс нам продали обычный эконом. Но на тот момент было все равно. Сутки стоят 2000 рублей. Делим на троих — недорого.

Комната в пансионате, Туапсе

Наша комната в пансионате

С утра сразу отправились на море. Вода на нашем пляже (напомню, возле промзоны) чистая, так как людей мало. Зато свободного места хоть отбавляй! И вот оно, счастье — песок, волны, легкий ветерок, прибрежное кафе. Что еще нужно в таком небольшом отпуске?

Морской пляж, Туапсе

Разве что понырять. Наш водитель отправился к краю каменной насыпи, чтобы нырнуть на глубину. Почему это стоит внимания? Потому что нырнул он в очках, которые потерял, как только коснулся лицом воды. Кроме него, как упоминалось выше, справиться с правым рулем некому, водить без очков он не имеет права.

Прыжок в море со скалы

Однако на этот раз удача оказалась благосклонна: ему удалось нащупать очки на дне.

В город выходили всего пару раз. Погуляли по прибрежной площади.

Набережная Туапсе

Прибрежная площадь Туапсе

Пили кофе в английском пабе, очень вкусный, кстати.

Английский паб в Туапсе

Но большую часть времени мы проводили на берегу. Утром нежились на солнце, днем загорали и купались, вечером просто гуляли вдоль моря по набережной.

Закат и облака

Закат в Туапсе

Море в Туапсе

Лично для меня это — идеальный отпуск!

Домой

Дорога домой прошла, к счастью, без приключений. Постояли в нескольких пробках, но было не так жарко, поэтому терпимо. Ночью, как только подкралась усталость, на парковке для грузовиков спрятались от ветра и спали прямо в машине (палатку не достали ни разу). В дорогу заранее купили нормальной еды, фруктов, обычной минералки вместо сладкой газировки. Соответственно и чувствовали себя гораздо лучше.

Чтобы минуть ремонт и непонятный маршрут навигатора через села, не стали сразу вбивать наш город (Губкин), поехали через Воронеж. Там пришлось проехать несколько платных участков дороги. Я бы не сказала, что это крайне неприятная процедура, как любят говорить окружающие. Мы заплатили всего около 150 рублей в трех пунктах, на каждом разная стоимость проезда.

Платная дорога ничем не отличается от бесплатной. Те же ямы, дыры, много мусора на обочине, только точки срочного вызова спасателей мелькали через равные промежутки пути.

Автобус на трассе

Финансовый вопрос

Итак, мы проехали примерно 1100 км туда и столько же обратно. На дорогу ушло около 8000 рублей на троих, при этом сладости, воду и прочие нужности в пути мы покупали из этих же общих денег. На ночлег (4 ночи) ушло также 8000 рублей на троих.

Питались мы, в основном, в столовой на набережной, где полный комплект (первое, мясо с гарниром, салат и напиток) выходил едва ли дороже 200 рублей. По вечерам, конечно, ходили в кафе, где счет был гораздо больше, но тут уж ничего не поделаешь. Кроме того, потратились на сувениры родным и друзьям.

В сумме на всю неделю у меня ушло 13 000, как у остальных — не знаю, но, думаю, вряд ли намного больше или меньше.

Вот уже приближается следующий отпуск, который опять видится мне прекрасной романтичной поездкой с разговорами, рассветом, песнями и весельем (на этот раз путешественников предположительно будет шесть). Конечно, мы поедем на двух машинах, только теперь я знаю, что вместо палатки лучше взять с собой дорожный холодильник с минеральной водой, термос с кофе (лучше два) и побольше фруктов (чтобы и вкусно было, и полезно).

Мы еще не решили, куда поедем, но я знаю, что заранее нужно просмотреть и обозначить на карте несколько вариантов пути, узнать, где в данный момент проходит масштабный ремонт дорог и поискать объезд (если он есть). Также лучше заранее подыскать гостиницу или отель и забронировать номер и место на парковке.

Все, о чем можно позаботиться, будучи дома, нужно подготовить заранее, чтобы ни одна секунда отпуска не могла омрачиться никакими заботами!