Поездка в Турцию на машинах | часть 3
Третья часть отчета о поездке на машинах большой компанией по Турции (через Грузию) с посещением достопримечательностей и красивых мест.
Наш маршрут:
Туда: Москва - Волгоград - Элиста - Мин.воды - Железноводск - Аушигер - Владикавказ - Степанцминда - Боржоми - Ахалцихе - Вале - Карс - Ани - Эрзурум - Сивас - Гюрюн - Кайсери - Гереме - Деренкую - Мерсин - Кызкалеси - Нарлыкую - Пещеры Джехением и Астмы - Силифке
- Вот весь маршрут, дающий общее представление обо всем нашем путешествии: https://goo.gl/maps/EF2cpRSNhTYE7afX9
- А вот более подробный и точный маршрут только по Турции: https://goo.gl/maps/41WPQwZSBPHGQT1t7
Обязательно прочитайте предылущие части отчета: вот первая, вот вторая.
Обратно: Силифке - Кызкалеси - Мерсин - Адана - Газиантеп - Пазарджин - Кяхта - Немрут Даги - Малатья - Бингёль - Муш - Татван - оз.Немрут(вулкан) - Ван - Догубаязит - Сарыдана Кёю(Дворец Исхак Паша) - Карс - Пософ - Вале - Ахалцихе - Боржоми - Гори - Стенанцминда - Владикавказ - Аушигер - Верхняя Балкария - Железноводск - Ростов на Дону - Воронеж - Москва.
Кызкалеси - Мерсин - Адана - Османие - Нурдагы - Газиантеп - Явузели - Елиф - Акбидак - Киуили - Адыяман - Кяхта-Даг Милли Парк (г.Немрут)
Как обычно, чуть раньше 9 утра все машины со стоянки на море выехали в обратную сторону. На этот раз маршрут пролегал вдоль восточных границ Турции с Сирией, Ираком, Ираном и Арменией.
Турция, пункт продажи стикеров HGS на трассе Е982 для проезда по платным дорогам
На этот день был запланирован автопробег до национального парка Немрут Даги. Не обошлось и без приключений в этот день. Сначала все было хорошо и ровно. Ехали колонной, то догоняя, то на подъемах обгоняя экипажи из нашей команды.
Турция, трасса после Мерсина в сторону Аданы
При выезде на платную дорогу О-52 наконец-то купили транспондер и повесили на лобовое стекло. Светофоры стали приветливо включать зеленый сигнал на въезде. Эта трасса с прекрасным покрытием, по которому можно ехать быстро и комфортно. На ней встречаются такие вот протяженные, полукилометровые и более туннели.
Турция, туннель Ayran Tüneli на трассе О-52
Интересны и обочины в этих местах. Деревья каким-то непонятным образом умудряются расти прямо в скалах. Невольно задаешься вопросом, чем они питаются и где у них корни, там же нет земли, только одни камни.
Турция, деревья на камнях вдоль дороги
В таком темпе позади остались Мерсин, Адана, Османие и Нурдагы. Замок Топраккале (N37.050209, E36.136469) решили не посещать, чтобы не терять время. В обед остановились на заправке Petrol (N37.22857 E36.89138). Рядом с заправкой хорошее кафе.
Готовят разнообразно и вкусно. Пока обедали, наши машины стали мыть. У них оказывается так принято на заправках. Местные дают за это по 2-3 лиры, мы дали чуть больше. Так как наша машина стояла с краю, до нас очередь дошла в последнюю очередь. Все уже уехали, а мы еще успели погулять по магазину, который в одном помещении с этим кафе. Там много сувенирной продукции и сладостей, но цены чуть выше, чем в магазинах в городах. Когда выехали с заправки, как-то отвлеклись от навигатора за разговорами и проехали отворот с трассы О-52 на D835 на Пазарджык.
Скоростная трасса пошла в сторону Газиантепа и развернуться на ней не было никакой возможности. На платной дороге везде отбойник между полосами, все развороты закрыты. Так пришлось ехать около 50 км., почти до Газиантепа. Разворачиваться назад уже не имело никакого смысла, и мы решили поехать наперерез между трассами по диагонали по D850. Здесь уже внимательно следили за навигатором, а он показывал оптимальный срез еще восточнее D850.
Турция, дорога на Елиф (Elif)
Руководствуясь этим оптимальным маршрутом, в Явузели (Yavuzeli) ушли с D850 направо на Елиф (Elif) и далее на Акбудак (Akbudak), и таким образом, сами того не ожидая, оказались на берегу Евфрата.
Турция, берег Евфрата между Акбудак (Akbudak) и Киуили (Kuyulu)
Дорога здесь очень живописная и красивая, но явно какая-то дикая и малообитаемая, и уже не с таким ровным и гладким покрытием. На ней часто встречаются выбоины и щебень.
Турция, горный перевал
Благополучно проехали несколько турецких блок постов и американскую военную базу, где нас встретили с явным удивлением и сразу же глушанули всю мобильную связь и навигацию, которая появилась приблизительно через пару км как мы отъехали от них. Далее, проехали гидроэлектростанцию на реке. Здесь много заброшенных строений и селений.
Турция, дома в горах
Много мелких, глухих населенных пунктов по этой дороге.
Турция, населенный пункт в горах
Местные жители в этих местах стараются обработать и использовать любой мало-мальски пригодный к земледелию кусочек земли. На всех пашнях и возделываемых под посадки участках, земля вперемешку с крупными камнями и щебнем. И здесь тоже активно используется солнечная энергия.
Турция, плодовые посадки в горах и поля солнечных батарей
Встретили школьников в одинакового цвета школьной форме. Причем цвет разный в разных селениях.
Турция, школьники в школьной форме одного цвета
Как-то неожиданно дорога, проложенная навигатором, пошла по садовым посадкам и практически мимо огородов и по горным перевалам. Все встречное население встречало нас с любопытством и с изумлением, и застыв, долго провожало вслед. В конечном итоге, выехали на D875 в районе Киуили (Kuyulu), ушли налево и вдоль разлива Евфрата выехали на D360 перед Адыяман (Adiyaman).
Турция, населенный пункт вдоль разлива Евфрата по трассе D875
Связка получилась длинная, около 150 км и ввиду рельефа местности и местами однополостной разбитой дороги в одном направлении, заняла более 3 часов. Но оно того стояло, т.к. мы проехали по очень глухим и красивым местам с потрясающими видами на Евфрат.
Турция, дорога вдоль Евфрата
На таких глухих дорогах все редкие встречные машины нам сигналили, и все водители приветствовали нас взмахом руки.
Турция, встречная машина в горах
Вряд ли специально туда бы заехали, а так нечаянно, в силу сложившихся обстоятельств, побывали рядом с сирийской границей и посмотрели на первозданную природу Турции и населенные деревеньки не далеко от границы, где вряд ли вообще бывают туристы. Вот какие моменты больше всего запоминаются в путешествии и долго не стираются из памяти. В начале шестого часа вечера мы доехали до входа в Милли Парк Немрут Даги со стороны Кяхты (Kahta).
Турция, Кяхта, трасса D360
Честно говоря, смотря на карту, мы представляли себе какой-то центральный въезд с оплатой посещения на входе и подробными указателями, куда последовательно двигаться и что где смотреть. Но, при въезде никакого сбора денег не было и двигаться можно было по любой дороге в любом направлении. Это ввело в некое замешательство, так как сразу не очень понятно, что нужно смотреть и куда ехать. Поэтому, для тех, кто туда поедет, вот карта этого парка:
Турция, Карта Милли Парка Немрут Даги
Ключевой точкой и главной достопримечательностью этого парка является гора Немрут (№11 на карте). Она интересна тем, что там находится знаменитый религиозный комплекс, который был возведен правителем Коммагена. Этот комплекс представляет собой огромный искусственный холм, на котором установлены огромнейшие скульптуры древних богов.
Но, при въезде в Парк со стороны Кяхты первый интересный объект по ходу движения, это курган Каракуш Тюмюлюс (KARAKUŞ TÜMÜLÜS). Это точка №4 на карте (N37.868243, E38.587204).
Турция, Милли Парка Немрут Даги, курган Каракуш Тюмюлюс
Каракуш тюмюлюс – это рукотворный могильный курган, другая гробница Коммагены. Каракуш тюмюлюс семейное кладбище, где похоронены женщины царской семьи. Заложен курган при Митридате Каликикосе, в честь его матери Исиас в 1 веке до н.э. Первоначально курган имел высоту 35 метров. Он был окружен колоннами со всех сторон.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, колонны вокруг кургана Каракуш тюмюлюс
Сколько колонн было первоначально – такой информации до нас не дошло. Сегодня сохранилось 3 колонны. Одна из них – со статуей орла, и дала название кургану. Внутри кургана находятся гробницы, но они были разграблены задолго до нас – еще в римские времена. Также известно, что курган Тюмюлюс был местом проведения культовых обрядов.
Далее, мы подъехали к древнеримскому мосту Джендере (Cendere Bridge). Точка №1 на карте (N37.932559, E38.608523).
Турция, Милли Парка Немрут Даги, римский мост Джендере
Следующая достопримечательность по ходу движения, это мост Джендере, который назван в честь римского императора Септимуса Северуса. Он был построен в начале 3 века до н. э.! Его длина 120м, ширина – 7м. Мост состоит из 92 каменных блоков. Каждый блок имеет вес около 10 тонн.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, Мост Джендере
Мост построен в самом узком месте реки, которая потом разливается по долине. Это инженерное сооружение, является вторым по величине сохранившимся по наших дней арочным римским мостом!
Турция, Милли Парка Немрут Даги, арка моста Джендере
Посмотреть и походить по мосту можно совершенно бесплатно. Сейчас мост закрыт для любых транспортных средств, но вплоть до 1997 г. движение автотранспорта по нему сохранялось, и было огранено предельной массой в 5 тонн.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, колонна моста Джендере
Чуть дальше, в 500 м. от этого моста построен новый мост, через который сейчас ездят все машины, и по которому мы тоже проехали и не один раз за этот день.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, новый мост рядом с мостом Джендере
Далее по дороге, окрестности которой представляют собой глухие турецкие деревни, подъехали к развалинам Йени Кале (Yeni Kale) и замку Kahta. Точка №7 на карте (N37.948996, E38.653438).
Турция, Милли Парка Немрут Даги, развалины замка Kahta
То, что на этом месте существовала крепость, сказано в надписях Арсамеи. Но крепость, точнее ее руины, которые сохранились до наших дней, не относится к эпохе Коммагены. Крепость была перестроена сельджуками. А мамлюки, которые пришли сюда в 13 веке, придали крепости тот вид, остатки которого мы видим сегодня. Крепость сильно разрушена и находится в плачевном состоянии.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, сохранившиеся стены крепости Kahta
Мы так и не поняли, как можно пробраться внутрь с этой стороны, так как явной тропинки, не говоря уже о дороге туда со стороны деревни, возле которой мы оставили машину, нет.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, жилой поселок и развалины Йени Кале напротив крепости Kahta
Но по информации из интернета, на территории крепости находятся различные военные и бытовые сооружения. И даже есть водоем. А еще сообщают, что есть подземный ход, ведущий из крепости наружу через реку.
Снаружи крепость-замок и сейчас выглядит впечатляюще и очень красиво. Как мы поняли, она была закрыта на реставрацию в 2011 г. Уже более 8 лет официально идет процесс ремонта, но его снаружи не видно. По всей видимости, реставрация только на бумаге, а на деле все заброшено. В районе крепости мы стали отдаленно слышать переговоры по рации. Ребята начинали искать место для ночевки.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, вид на окрестности с холма Эски
С некоторыми помехами связались с ними и спросили, что они успели уже посмотреть, так как по графику завтра мы уже должны были уезжать из этого Парка в сторону Малатьи и далее озера Ван. Нам ответили, что они уже все посмотрели.
Мы уточнили, были ли они на горе Немрут. Нам ответили, что они были на горе и на нее поднялись все, кто захотел. Как потом выяснилось, они имели в виду Арсамию и Каракуш Тюмюлюс, где мы тоже побывали. А тогда, мы расстроились, что основное не успели увидеть. По рации, которая все хуже и хуже ловила сигнал удаляющейся от нас колонны, предупредили, что мы еще поездим по округе и до темноты посмотрим все, что успеем, а потом приедем к ним на место стоянки, координаты которой они нам скинут.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, стелла с барельефом бога Апполлона-Митры
День неуклонно клонился к закату, времени до захода солнца оставалось совсем немного и мы спешно поехали в сторону горы Немрут Даги.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, начало подъема на гору Немрут
Если в прошлом у подножья горы находилась плодородная равнина, то в наши дни гора окружена пустыней. В прошлом маленькое царство Коммаген являлось своеобразным буфером между Парфией, Римом и Каппадокией. Соответственно, торговые пути между этими странами проходили через Коммаген, что обеспечивало процветание меленького царства. Причем правителям этого царства удалось сохранить независимость до 72 года, когда император Веспасиан захватил Коммаген. Римляне сразу переименовали столицу царства во Флавию. Ну а период расцвета царства пришелся именно на период правления Антиоха I, который считал себя прямым потомком Александра Македонского. Горные вершины во многих мифологиях являются обиталищем богов. Энергетика, и мифология здесь просто зашкаливают.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, горные вершины вокруг горы Немрут
От развалин Йени Кале возвращаемся на машине немного назад и поворачиваем налево.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, налево – к крепости Kahta, направо на г. Немрут
Проезжаем рядом с хорошо сохранившемся мостом сельджукских времен (точка №5 на карте), который и сегодня выполняет свою прямую функцию (N37.945377, 38.652158).
Далее, по указателю снова налево едем до Арсамия (Arsameia), точка №3 на карте (N37.943129, E38.656872). Все это время дорога неуклонно идет вверх. Арсамия – столица Коммагенского государства при царях Митридате I и Антиохе I у подножия горы Немрут. Первоначально на пути встречаются стелы с изображением бога Апполона или Митры, затем с изображением царя Митридата с сыном Антиохом.
За этой стелой вход в подземную комнату, в которой совершались религиозные ритуалы. Далее вверх еще одна стела, достаточно хорошо сохранившаяся.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, барельеф - царь Антиох пожимает руку Гераклу
Подземный тоннель, уходящий на глубину 158 метров, ведет в культовое помещение, которое сейчас перекрыто решеткой. Раньше, из Арсамия (Arsameia) был подземный ход в крепость Kahta, к которой мы подъезжали с другой стороны.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, подземный туннель
Больше не задерживаясь, движемся вверх по горной извилистой дороге к вершине г.Немрут (N37.980833, 38.740797). От Арсамеи это еще 20 км вверх петлями и серпантином на подъем. Так как спешим, понижайку не включаем. На полном приводе, на 2-й, а местами и на 3-ей передаче взлетаем вверх в уже надвигающихся сумерках. Доезжаем до шлагбаума, откуда туристов на маршрутках за 5 лир поднимают вверх еще на пару км.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, шлагбаум перед г.Немрут
Шлагбаум закрыт на замок, желающих ехать на маршрутках вверх уже нет. Но, водители маршруток, проявляют неподдельный интерес к «рашин джин» и после быстрых переговоров, пропускают нас на нашей машине через этот шлагбаум, сказав, что назад не выпустят, пока мы с ними не выпьем «рашин водка». У нас цель успеть подняться на гору до полной темноты и все успеть осмотреть, и мы, конечно же, на все соглашаемся. На верхней последней стоянке еще стоит одна последняя маршрутка, которая ждет последних иностранных туристов с горы. Оставляем машину и бегом за ними вверх.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, верхняя стоянка перед подъемом на г.Немрут
Хорошо, что есть опыт пеших горных походов, т.к. мы почти бегом по ступенькам вверх, догоняем двух немецких туристов у самой вершины и далее вместе с ними спокойно все смотрим и фотографируемся. Наверху ветрено, но завораживающе красиво. Некоторые туристы уже начинают спускаться вниз.
История этого места такая. Царь Антиох I, превратил гору Немрут в площадку для огромных статуй богов и поставил себя в один ряд с ними. А на самой вершине горы Немрут он создал могильный насыпной холм, который рукотворно сформирован из груды мелких камней. С западной и восточной стороны этот холм охраняют два льва, два орла и статуи богов высотой до девяти метров. На данный момент все статуи уже как бы «расчленены» или вернее сказать, разбиты. Что явилось этому причиной достоверно неизвестно, но одна из версий, что после сильного землетрясения каменные головы статуй «упали с плеч» и сейчас стоят рядом со «своими телами».
Вообще, вершина Немрут-Дага состоит из трех высеченных в скале террас – западной, восточной и северной, где и находятся эти загадочные статуи богов и их каменные головы. Северная терраса пострадала от времени больше всего и практически не сохранила своего былого величия, т.к. на ней практически ничего не сохранилось.
Она была предназначена для сбора народа во время церемоний. Отсюда процессия двигалась по направлению к Восточной террасе.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, подъем на восточную террасу горы Немрут
Восточная терраса сохранилась лучше всего и представляет собой сейчас пять колоссальных статуй без голов, напротив которых основание алтаря, на котором когда-то зажигался жертвенный огонь, и отдельно эти каменные головы, лежащие рядом со статуями на земле. По обе стороны от статуй богов находятся статуи льва и орла — хранителей святилища.
Когда-то все статуи богов были отполированы. Сейчас время их изрядно потрепало и сильно изъело.
Особенностью Немрут Дага является то, что все боги изображены сидящими на тронах, а не стоя, как это обычно было принято, потому что это место считается домом Богов, и по преданию, именно здесь, находятся их небесные троны.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, статуи богов восточной террасы на фоне конусовидного насыпного кургана
Турция, Милли Парка Немрут Даги, статуи богов восточной террасы – Лев, Орел, Геракл, Антиох, Зевс, богиня фортуны Тихе и Аполлон
Так же интересен этот комплекс тем, что здесь мирно соседствуют греческие и персидские боги. Причем боги новой религии названы именами богов из греческой и персидской мифологии. Поэтому каждый бог новой религии имеет несколько имен. Кроме того, среди этой композиции есть и статуя самого Антиоха. Ну а у самого края восточной террасы можно увидеть основание алтаря, к которому нужно подняться по ступенькам и с которого открываются прекрасные виды на окрестности.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, вид с основания алтаря восточной террасы г.Немрут
На западной террасе до наших дней сохранились лишь каменные головы богов. Кроме разрушенных статуй богов здесь так же можно увидеть головы их каменных охранников – льва и орла.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, каменные головы статуй древних богов Западной террасы
Турция, Милли Парка Немрут Даги, каменные головы статуй древних богов Западной террасы
По бокам от фигур здесь находятся барельефы предков Антиоха, как с персидской, так и с греческой стороны. Также интересен на западной террасе сохранившийся барельеф, где изображен древний гороскоп на теле льва.
После кончины Антиоха I строительство комплекса прекратилось. После исчезновения Коммагены про Немрут забыли. Обнаружили его крестоносцы. Но, как не странно, и это забылось. Заново Немрут обнаружил в 1881 году инженер и геолог из Германии Карл Сестер. Карл не обнаружил то, что искал, но открыл заново миру Немрут Даг. Тем не менее, серьезно Немрут начали изучать лишь в середине 20 века.
Удивительный «мавзолей» на Немрут-Даге – это одна из наиболее популярных достопримечательностей Турции. Действительно, это место, как никакое другое пропитано историей и культурой древностью.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, вид с горы Немрут на окрестности
Уже почти совсем в темноте спускаемся вниз и обмениваемся с немцами впечатлениями. Они приехали сюда на арендованной машине и решили остаться на стоянке, где был шлагбаум, а нам нужно спускаться в лагерь к нашей команде. Охранники-турки долго нас не выпускали, т.к. почему-то очень хотели с нами пообщаться, и как оказалось, действительно выпить. Предлагали заночевать тут же. Места на стоянке много. Да мы и в машине могли легко переночевать. Забегая вперед, скажу, что они были сто раз правы, и нужно было все-таки там оставаться, т.к. спуск с такой высоты в полной темноте, это еще тот экстрим, никому не советую повторять, и к тому же, эти места, честное слово, обладают какой-то жуткой мистической силой.
В конце концов, с турками расстались тепло и по дружески, и договорились, что они сегодня выпьют «рашин водка» за нас, но без нас, а мы очень веселые, что все удалось посмотреть, бодро поехали вниз. Но, навигатор почему-то проложил какой-то другой маршрут, не по той дороге, по которой мы поднимались наверх и мы не сразу это в темноте заметили, потому что болтали и думали, что дорога там только одна. Получилось, что по новому треку заехали в какой-то глухой тупик. То есть, на экране навигатора дорога-то есть, а в реальности ее почему-то нет, или мы ее почему-то не видим, по факту тупик и обрыв. Со всех сторон нас окружали темные скалы, везде непроглядная темень и только где-то далеко внизу протяжно лаяли собаки. Вышли, осмотрелись, все выглядело как-то не доброжелательно. Попробовали сориентироваться, но вся связь вдруг неожиданно пропала. Навигатор перестал работать и сам выключился. Телефоны перестали ловить сеть. Понятное дело, мы невольно напряглись, и стало уже не до шуток. Включили Навител, ему то мобильная связь не нужна, но и он вдруг стал глючить, потому что не мог на такой большой высоте … как это ни странно, устойчиво поймать хотя бы три спутника… Аккуратно развернулись на узкой наклонной дороге и медленно поехали в обратную сторону, теперь уже внимательно осматривая в темноте каждый отворот. Так как двигались медленно и снова шли на подъем, дорога показалась бесконечно долгой. Все-таки визуально удалось сообразить, где мы отклонились от дороги, по которой сюда поднимались. Снова спустились к развилке на развалины Йени Кале, выехали к мосту и подъехали к точке съезда с дороги для проезда в лагерь, но как оказалось, с другой стороны реки, так как навигация по-прежнему продолжала работать не устойчиво.
Возможно, мы бы вообще не нашли съезд с дороги в лагерь в этот вечер, т.к у нас была только точка самого лагеря, а навигатор упорно рисовал заезд туда с другой стороны. И мы уже так устали и нанервничались со спуском в этих потаенных и каких-то аномальных горах, что готовы были переночевать на любой более-менее ровной площадке. Но, помогло то, что еще одна машина из нашей команды так поздно возвращалась в лагерь из г.Кайсери, куда они повторно заезжали из-за оформления ДТП, о котором я писал вначале, и у них была в машине стационарная, устойчивая УКВ связь с лагерем. Они пробивали рации со стоянки, а оттуда нас уже координировали, как не блуждая в темноте, проехать до лагеря.
Турция, ночевка в Милли Парка Немрут Даги
В этот раз ребята забрались в какую-то непролазную глушь (N37.92873 E38.64153), в которую можно проехать только на внедорожнике сквозь ямы, ветки, кусты и канавы, т.к. в этом Парке ночевка с палатками запрещена и все нормальные дороги упираются в глухие деревни, из которых неизменно появляется местная ребятня. Впрочем, и в этот месте они нас утром нашли.
В этот день мы по нашим внутренним ощущениям проехали очень и очень много. Не то, что это было более 600 км. на спидометре. По нагрузке чувствовалось как-то много. В этот день были горные, сложные дороги с массой неожиданностей, переживаний и сюрпризов. День показался бесконечно долгим и длинным. Мы просто валились с ног, и наскоро поужинав только вкусным, ароматным, спелым арбузом, который купили еще в Силифке, сразу уснули.
В довершении всего написанного об этом дне хочется сказать еще, что помимо архитектурных артефактов гора Немрут знаменита своими захватывающими панорамами, в чем мы еще раз смогли убедиться на следующий день.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, вид на окрестности
Особенно красивые виды здесь можно наблюдать во время восхода и заката солнца. Но, и в дневное время местные пейзажи, которые предстают яркие картины окрестных гор и долин, ничем не хуже.
08.05.19 г. (Даг Милли Парк –Синкик (Sincik)-Малатья-Бингёль-Муш-Гюроймак-о.Ван)
Турция, Милли Парка Немрут Даги, место стоянки в парке
Еще вечером поняли, что кроме нас еще никто из нашей команды не поднимался на г.Немрут Даг и мы не верно поняли вчера ответ по рации. Планы основной группы были скорректированы. Они решили исключить из графика посещения Малатьи, как было изначально запланировано, а подняться на гору Немрут сегодня и оттуда сразу ехать на озеро Ван.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, выезд на дорогу в парке от места ночевки
Так как повторно нам больше не хотелось туда подниматься, особенно после вчерашних ночных приключений, мы решили не отклоняться от первоначального маршрута и проехать сегодня горными перевалами до Малатьи, посетить там абрикосовый базар и уже потом поехать в сторону о.Ван.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, дорога по парку в сторону Малатьи
Было понятно, что сегодняшний день опять будет длинным по переезду и сложным по намеченному маршруту. Тем не менее, решили не торопиться с выездом со стоянки и когда все уедут, спокойно помыться в протекающий рядом со стоянкой речке, которая все же больше напоминала быстрый ручей.
Помылись классно, но когда возвращались к машине увидели, что она окружена толпой местной ребятни. Честно говоря, уже заранее решили, что от всего, что не убрали в машину ничего не осталось. Но, как ни странно, ребята без нас ничего не тронули и даже потом, старались помочь сложить вещи, стулья и столик и все, что на нем стояло. Читая до поездки отзывы, мы заранее взяли для детей небольшие сувениры. Здесь они нам очень пригодились. Дети были очень рады головоломкам и мелким разборным игрушкам и мячикам, хотя все равно просили мелочь. С помочью Гугл переводчика объяснили им, что у нас нет наличных, так как мы пользуемся только картой. В завершении отдали им все печенье, конфеты и чипсы, что у нас были в машине. В общем, все остались довольны. В районе 10 часов утра выехали со стоянки и поехали по горным перевалам в сторону Малатьи. Проехали снова около моста Джендере, который был для нас уже знакомым ориентиром и ушли направо в горы. Навигатор показывал чуть более 100 км. по горному серпантину. Виды там нас ждали потрясающе красивые.
Турция, Милли Парка Немрут Даги, дорога Kahta-Sincik
Турция, перевалы Кяхта-Малатья
Хоть и ехали более 3 часов, зато получили массу незабываемых впечатлений.
Турция, дорога Кяхта-Малатья
Дорога продолжительное время идет по склонам гор, сначала забираясь в высоту и становясь грунтовой, местами размытой и разбитой, до конца еще не очищенной от снега, потом спускается в лощину между гор, где появляются кусочки асфальта и потом снова поднимается вверх. И так многое количество раз.
Турция, дорога Кяхта-Малатья
Турция, на одном из перевалов Кяхта-Малатья
Турция, на перевале Кяхта-Малатья
Турция, дорога в сторону Малатьи
Турция, дорога в сторону Малатьи
Турция, в сторону Малатьи, похоже, что по знаку стреляли
Здесь с некоторой периодичностью встречаются таблички с оставшимся числом километров до Малатьи, подсказывающие, что мы на верном пути.
Турция, дорога в сторону Малатьи
В конце, после продолжительного серпантинного спуска, дорога выводит в красивую долину и на хорошую региональную дорогу D300, по которой, если повернуть налево, до Малатьи рукой подать.
Турция, Malatya, трасса D300
В Малатье, пришлось сделать пару кругов по центру, прежде чем удалось припарковаться недалеко от центрального абрикосового базара (N38.349580, E38.318584).
Турция, Malatya, трасса D300
Здесь же, впервые удалось поменять доллары на лиры в банке, без каких-либо сложностей, но опять же, не без помощи местного турка, который немного знал русский и который все за нас объяснил девушке-оператору банка и похоже из-за дружеского расположения к нам на себя оформил обмен.
Турция, Malatya, центр города
Малатья с ее окрестностями с древних времен являлась родиной многих цивилизаций. Ее название происходит от хеттского слова мёд. За время своего существования Малатья дважды меняла свое местоположение. В 1750 году до н. э. царь Куссары Анитта завоевал Малатью и сделал ее частью Хеттского царства. Затем в 705—681 год до н. э. эту территорию завоевывают ассирийцы. После них здесь властвовали мидийцы и персы. После завоевания Малатьи Александром Македонским, она стала частью эллинистического государства. Затем Малатья — одна из десяти провинций государства Каппадокия, существовавшего с 2880 по 212 год до н. э. Правителями Малатьи были римляне и византийцы, арабы и сельджуки, а с 1515 года — османы. В 1924 году Малатья стала провинцией Турции.
Турция, Malatya, абрикосовый базар
Также Малатья – это абрикосовая столица Турции. Ежегодно здесь собирают около семисот тысяч тонн продукции. В Малатье также сосредоточено 95% производства турецкой кураги или, по различным оценкам, от 65 до 80% производства кураги в мире. Абрикосы здесь встречаются повсюду во всевозможных видах. Центральное место на логотипе муниципалитета так же отведено абрикосам.
Турция, Malatya, памятник абрикосам
В центре города и на площади у базара расположено множество магазинов, предлагающих продукцию из абрикосов. Наиболее популярными являются высушенные химическим способом абрикосы ярко-оранжевого цвета, а также абрикосы, высушенные на солнце, — коричневые и более мягкие. Также можно увидеть огромные желатиновые холмы покрытых орехами сладостей из мякоти абрикоса, донер из абрикоса, листы тягучей пастилы, изготовленной из абрикосовой патоки, и коробки с абрикосами в шоколаде, покрытыми дроблеными фисташками.
Понятно, что и центральный базар в основном ориентирован на местные сушеные и свежие абрикосы, в зависимости от сезона. Так же, на базаре, есть павильоны со свежей рыбой, разнообразной зеленью, маслинами и овощами.
Турция, Malatya, центральный рынок
Близ центральной мечети расположен Медный базар с мастерскими медников, где можно приобрести утварь и вазы ручной работы.
Турция, Malatya, медный базар
Здесь же можно увидеть разнообразные местные ковры с типичными рисунками. Здесь же имеются маленькие коврики из козьей шерсти.
Очень не заметно в таких местах бежит время. Мы и не заметили, как утекли 3 часа. Конечно, вернулись мы с рынка к машине с полными пакетами разнообразных турецких сладостей, в основе которых содержались абрикосы. Зашли в несколько магазинчиков с одеждой, ничего не выбрали, так как толи настроения в этот день не было, толи в центре города действительно все было не по вкусу и дорого. Но, пообедали, как всегда вкусно и поехали в сторону о.Ван.
Турция, трасса D300 в сторону Бингёль
Навигатор показывал 450 км. Снова проехали отворот на Немрут и далее до пересечения D300 c E99. Эта дорога заняла у нас более 5 часов.
Турция, трасса D300 в сторону Бингёль
Турция, трасса D300 на Татван (Tatvan)
В Гюроймаке зашли в небольшое уютное кафе уже поздно вечером. Оно все было заполнено народом. Удивительно, что в одиннадцатом часу вечера мужчины просто степенно пили чай, беседовали и смотрели трансляцию футбольного матча по TV. Нам в основном нужен был wi-fi, чтобы скачать точные координаты места ночевки нашей команды. Нас тут же на ресепшен подключили к сети, предложили чай и принесли отдельный столик. Было приятно такое внимание и доброжелательное отношение. Как оказалось, ребята остановились не в жерле вулкана, как планировалось заранее, а на берегу озера Ван, найдя в непрерывном ограждении невзрачный съезд к берегу озера. В темноте мы боялись его проехать, но на сей раз с навигацией все было в порядке, и мы отвернули где нужно, но потом все-таки пришлось поискать нужную проселочную дорогу, так как после съезда с основной трассы, разные проселочные дороги уходили во всех направлениях через каждые несколько десятков метров. Поэтому, немного проехав в нужном направлении, оставили машину, чтобы куда-нибудь не провалиться или на что-нибудь в темноте не наехать и дошли до точки лагеря напрямую через ложбины и косогоры пешком (N38.55983 E42.36023).
Турция, стоянка на озере Ван (Van)
Уже от стоянки прошли до нашей машины по этим проселочным дорогам. Запомнив обратный маршрут, не плутая, быстро подъехали к ним. В лагере, когда мы туда приехали, почти все уже спали. Да это и не удивительно, время было 12 часов ночи. День опять выдался напряженным. Ужинать снова не хотелось, и мы тоже сразу легли спать. Проехали в этот день опять более 600 км., включая сложный, горный серпантин.
На следующий день нас ждало путешествие на вершину вулкана Немрут-Даг и осмотр достопримечательностей и развалин крепостей, вокруг этого озера Ван, год основания которых датируется многими годами до н.э. и которые могут рассказать о периоде загадочной цивилизации Уриниан или даже возможно цивилизации, которая была еще раньше в этих местах, но подробнее обо всем этом будет рассказано в следующей части моего повествования.
Турция, вид на горы напротив стоянки на озере Ван (Van)
Автор: Николай Калашников