Путешествие по Турции через Грузию на машине

Первая часть отчета о поездке на машинах большой компанией в Турцию через Грузию с посещением Сиваса, Эрзурума, развалин старого города-призрака Ани, офф-роуд приключениями, множеством увиденных мечетей и природных красот.

Турция очень хорошо известна российским туристам. И скорее всего, более половины населения нашей страны там побывало, но далеко не многие ездили туда на своих машинах, и еще меньше туристов путешествовало по ее восточной части, по Восточно-Анатолийскому региону. Описание ориентировано в помощь тем, кто собирается поехать на авто в данном направлении.

Наш маршрут:

Туда: Москва - Волгоград - Элиста - Мин.воды - Железноводск - Аушигер - Владикавказ - Степанцминда - Боржоми - Ахалцихе - Вале - Карс - Ани - Эрзурум - Сивас - Гюрюн - Кайсери - Гереме - Деренкую - Мерсин - Кызкалеси - Нарлыкую - Пещеры Джехением и Астмы - Силифке

Обратно: Силифке - Кызкалеси - Мерсин - Адана - Газиантеп - Пазарджин - Кяхта - Немрут Даги - Малатья - Бингёль - Муш - Татван - оз.Немрут(вулкан) - Ван - Догубаязит - Сарыдана Кёю(Дворец Исхак Паша) - Карс - Пософ - Вале - Ахалцихе - Боржоми - Гори - Стенанцминда - Владикавказ - Аушигер - Верхняя Балкария - Железноводск - Ростов на Дону - Воронеж - Москва.

Протяженность маршрута туда-обратно от Москвы – 9000 км. Период путешествия – с 26 апр. 19 г. по 12 мая 19 г. (16 дней). Изначально маршрут данной экспедиции был подготовлен Михаилом (RML) и Анной (Зима) на Land-Cruiser.ru. По ходу движения в маршрут были внесены некоторые изменения и дополнения.

В экспедиции участвовало 14 машин (в основном Круезеры + Прадо + Хайлюкс + Тундры + Патрол + УАЗ Патриот) из разных городов России (Алтай, Екатеринбург, Пермь, Сывтывкар, Рыбинск, Москва, Кропоткин). Далее, часть машин пошли по своим маршрутам - кто-то поехал в Европу, кто-то вдоль Средиземного моря, но основной состав придерживался ранее обозначенного маршрута и если отставал или осматривал что-то самостоятельно, то вечерами все собирались на общем месте стоянки.

Формат экспедиции предусматривал 3 точки сбора – в Мск на выезде с МКАД, в Грузии в районе Степанцминды и после пересечения турецкой границы в Вале в пригороде г. Карс. Движение по маршруту и осмотр достопримечательностей строго не регламентировался и все могли выбрать для себя наиболее интересные объекты для посещения и осмотра самостоятельно или группами.

Необходимые документы для этого путешествия и основные особенности

Для Турции нужна Грин карта. Лучше сделать заранее. На границе оформляют минимальный срок - 1 мес., заранее можно сделать на 15 дней. Мы делали в Москве в Альфа-страховании. Стоимость фиксированная, меняется раз в месяц. У нас получилось 2450 р. Оформить можно за месяц до поездки.

По Грузии Грин карта не действует. У них страховку можно оформить сразу при пересечении границы или тоже заранее. Лучше оформить заранее в онлайн режиме на сайте: https://www.tpl.ge. Справа вверху выбор языка на русский, далее все интуитивно понятно. Стоимость на 15 дней 30 лари, что составляет приблизительно 750 р.

В Турции, как впрочем и в Грузии, движение крайне хаотичное и разнообразное по передвигающему по дороге транспорту.

Движение по городу

Движение по городу
Движение по городу

В Турции, так же как и в Грузии, любят сигналить по любому поводу и без повода. Даже, если вы просто стоите на светофоре первым, вам машина сзади будет сигналить сразу, в ту же секунду, как только загорится желтый свет. В населенных пунктах пешеходы не смотрят на машины и просто бросаются под колеса. Коровы, телята и овцы вообще стоят на дороге, где угодно и сколько угодно и могут неожиданно броситься в любую сторону. Нужно быть очень внимательным, т.к. неожиданно опасность может возникнуть с любой стороны. В нашей команде одну из машин задела в правое крыло турецкая машина, которая неожиданно задом тронулась от места парковки. Впоследствии, удалось получить компенсацию с турецкой страховой компании, но это заняло немало времени и усилий, и этой машине пришлось повторно возвращаться в город, где случилось ПТД. Не у всех на это хватит времени, сил и желания. Водители в городах вообще не смотрят по сторонам и лезут в любую щель, в том числе на обочины и тротуары.

На дорогах между населенными пунктами много пропускных пунктов, особенно ближе к границе с Сирией и Ираном. Полицейские и жандармы к нашим машинам сильно не привязывались и часто просто пропускали, внимательно смотря с интересом вслед. Причем, Патриот, явно вызывал у них некий неподдельный интерес. Видимо, не столь часто они видят в Турции российские внедорожники. При этом только один раз у нас попросили открыть багажник и несколько раз поверяли документы. В большинстве случаев, хватало одних загранпаспортов, без проверки прав и документов на машину.

КПП на границе с Турцией
КПП на границе с Турцией

Знак СТОП
Знак СТОП

При проезде контрольных пропускных пунктов не нужно полностью останавливаться перед знаком DUR, как это принято у нас перед знаком СТОП. Это они сами нам сказали, когда мы вначале стали перед ними тормозить. Нужно проезжать медленно и смотреть на движение рук полицейских. Если они не проявляют никаких действий, нужно просто медленно проезжать мимо без остановки.

Пропускной пункт в Турции
Пропускной пункт в Турции

На пропускных пунктах всегда встречается такая или иная военная техника:

военная техника на пропускном пункте
Военная техника на пропускном пункте

Заправок по трассе много. Есть местные бренды, а есть и хорошо нам знакомые:

цены в лирах на заправке Lukoil
Цены в лирах на заправке Lukoil

Мы в основном заправлялись на Lukoil-е и на Shell. Стоимость литра дизельного топлива на этих АЗС колеблется в районе 70 руб за литр, что почти в 2 раза дороже, чем у нас. Заправка одного бака обходится где-то в районе 50$, двух соответственно сразу 100 $. Поэтому каждая заправка сразу существенно увеличивает бюджет путешествия.

заправка Lukoil

заправка Lukoil
Заправка Lukoil

Для движения по платным дорогам нужно покупать стикер, но какое-то время можно ездить и без него: krass56.ru

Мы покупали стикер перед выездом на платную дорогу, уже когда возвращались из Мерсина. 

стикер на лобовое стекло для проезда по платным дорогам Турции
Стикер на лобовое стекло для проезда по платным дорогам Турции

Минимальная стоимость там была 70 лир. Сам стикер HGS стоил 20 лир. Остальные 50 лир на счет. До этого при выезде с платной дороги светофор горел красным и громко жужжал. Стоящие за ним полицейские не обращали на нас никакого внимания, но было как-то тревожно и не спокойно, и мы решили не испытывать судьбу на обратной дороге. После наклейки стикера все светофоры на въезде на платные дороги стали приветливо загораться зеленым светом.

Мед. страховку мы не делали. Но это, кто как сам решит для себя. Можно сделать там же в Альфа страховании или на сайте: https://tour-turkish.ru/medicinskaja-strahovka-turciju

Для связи между экипажами пользовались рациями УКВ диапазона. Как показала эта поездка стационарный вариант УКВ намного лучше, чем СиБи. При наличии стационарной рации УКВ диапазона, устойчивая связь между машинами поддерживается на расстоянии 40 и более км, в зависимости от местности.

Навигация у всех экипажей была своя, но у всех был установлен OsmAnd. Хотя наш экипаж больше пользовался Navitel-ом, наверное в силу многолетней привычки и потому что многие точки, карты и координаты по этому маршруту и более ранним маршрутам, были в нем уже забиты и установлены. 

Старт нашего экипажа на УАЗ Патриоте (дв. Iveco): 26.04.19 г. в 16-00 из Мск (Мск-Тамбов-Волгоград)

Мы решили выехать чуть раньше намеченного старта из Мск основной группы машин и встретиться с ними на точке сбора №2, уже после пересечения грузинской границы, т.к. они запланировали выезжать на следующий день утром и ехать по платной дороге через Ростов, а мы решили проехать через Волгоград и Элисту. 

Предпраздничные пробки на МКАД кое-как удалось объехать по Новорязанскому ш. по М5 и далее, отвернув в Коломне на второстепенные дороги, уйти в сторону Каширского ш., по которому после моста через р.Ока транспортный поток уже более-менее двигался равномерно. Выезд на Е115 занял чуть более двух часов, что не так уж и плохо для вечера пятницы перед длительными майскими выходными. Далее, было спокойное разреженное вечернее движение по однополосной дороге до Тамбова и потом до Волгограда. После Тамбова дорога резко портится, много ремонтов и реверсивного движения на мостах. На ночевку встали в первом часу ночи в 200 км. от Волгограда. За этот день проехали около 800 км.

27.04.19 г. (Волгоград-Элиста-Мин.воды)

Проснулись в 8 утра уже под палящими лучами волгоградского степного солнца. Быстро позавтракали и через 3 часа остановились на Мамаевом Кургане. Ранее, когда ездили в Астрахань и на Ахтубу, всегда проезжали Волгоград транзитом. В этом году решили остановиться и спокойно погулять по городу. Сразу повезло с экскурсией. Потом посмотрели смену караула.

Волгоград, Мамаев Курган
Волгоград, Мамаев Курган

Обелиск Родина Мать планируют реставрировать и закрыть лесами. Пока работы не начаты, самое время там побывать.

Волгоград, Мамаев КурганВолгоград, Мамаев Курган

После обеда над городом стали нависать тучи и мы решили, что пора выдвинуться в сторону Элисты. Дорога от Волгограда до Элисты в хорошем состоянии и очень нам в этом году понравилась. Интенсивность движения была как никогда низкая, дорога совсем не напрягала. Проехали несколько постов ДПС. Нас нигде не остановили. 

Элиста, буддийский храм
Элиста, буддийский храм

В Элисте проехали по городу, перекусили в кафе и поехали дальше в сторону Кавказа. В Мин.водах были в 12 часов ночи. Там же остановились на ночевку. Проехали за этот день 900 км.

28.04.19 г. (Мин. воды-Железноводск-Аушигер-Владикавказ-Верхний Ларс-(переход границы с Грузией)- Степанцминда)

Утром заехали на могилку к Феодосию Кавказкому и далее, проехали до Железноводска за минеральной водой, Прасковейским коньяком и вкусным завтраком. У нас многое связано с этим местом, периодически приезжаем в Железноводск в санаторий, уже несколько лет встречаем там Новый год. Было приятно снова погулять по знакомым улочкам и центральному парку, где находятся Смирновский и Славяновский бюветы. Далее, поехали в Аушигер, где теплые нарзанные источники образовали целебное озеро, которое пригодно для купания в любое время года. С удовольствием поплавали в этой теплой воде и сняли усталость от пройденных 2 тыс.км. Пообедали в стиле кабардино-балкарской кухни с шашлыками и местными хичинами (лепешками с сыром или мясом и зеленью). 

Владикавказ
Владикавказ

Владикавказ решили проехать не по объездной, а тоже через центр города, чтобы заехать в магазины и просто посмотреть сам город. Продукты купили, а вот заправки на объездной из-за этого пропустили. Пришлось заправляться на последней к границе заправке, на которой солярка явно не того качества. Потом не знали, когда она закончится, т.к. машина на ней нормально ехать отказывалась. 

К КПП Верхний Ларс подъехали в 7 часов вечера. Очереди было 3 машины. Переход занял не более получаса. Там же поменяли рубли на первое время на лари, т.к. курс на границе не самый выгодный.

Грузия, КПП Верхний Ларс
Грузия, КПП Верхний Ларс

К точке сбора в Степанцминде подъехали уже в темноте. В конечном итоге на живописной стоянке в Степанцминде собралось 7 машин.

В точке сбора в Степанцминде
В точке сбора в Степанцминде

Место красивое, на горе выше поселка, но очень прохладное. Температура не выше +5 С. Что делать, это выгорогорье. Но, в хорошей компании холода не замечаешь, а настойка с кангалом, чача, вино и грузинская кухня быстро согревают. Ужин прошел весело. Как будто всех знали и раньше.

Напротив, перед нами, как на ладони, лежал поселок Гергети, а выше него возвышалась Церковь Троицы Живоначальной.

Грузия, Степанцминда
Грузия, Степанцминда

В ранних поездках по Грузии мы туда поднимались на машине. Подъем крутой и в сырую погоду небезопасный. Но, место очень живописное, красивое и завораживающие, обязательно нужно посетить, если еще там не были. 
Пробег в общей сложности в этот день составил 350 км.

29.04.19г. (Степанцминда-Боржоми-Ахалцихе-Вале(переход границы с Турцией)-Карс-Ани)

Все проснулись раньше 7 часов утра, хотя выезд был назначен на 9 часов.

Грузия, Степанцминда
Грузия, Степанцминда

Не знаю почему, но в горной местности всегда быстро высыпаешься. Ранее, в пеших походах по горам, когда ложишься спать, сил нет совсем, а через 4-5 часов уже полностью восстанавливаешься и высыпаешься. И здесь, легли поздно, но выспались так, как будто спали ночь и еще день. Выехали на полчаса раньше назначенного времени.

Военно-Грузинская дорога
Военно-Грузинская дорога

Военно-Грузинская дорога живописна в любое время года. Ребята по рации рассказывали о тех или иных достопримечательностях по дороге, о сторожевых башнях на вершинах близлежащих гор и вообще, все дружно общались по рации и делились впечатлениями о ранних поездках по Грузии.

Военно-Грузинская дорога
Военно-Грузинская дорога

Мы последний раз были здесь 5 лет назад и тоже очень радовались тому, что снова оказались в знакомых местах. Днем подъем на Крестовый перевал (2.379 м.) не очень сложен.

Грузия, Крестовый перевал
Грузия, Крестовый перевал

Грузия, Крестовый перевал, смотровая площадка

Грузия, Крестовый перевал, смотровая площадка
Грузия, Крестовый перевал, смотровая площадка

Не смогли не остановиться на смотровой площадке, чтобы полюбоваться прекрасными видами на снежные вершины, озеро и ущелье (Гудаурскую пропасть).

Грузия, Крестовый перевал, вид со смотровой площадки
Грузия, Крестовый перевал, вид со смотровой площадки

Далее движение до Боржоми по новой автомагистрали. По дороге купили местного вина.

Грузия, Боржоми
Грузия, Боржоми

В Боржоми выбрали брендовое кафе или скорее это был ресторан в центре, недалеко от входа в лечебный парк. Но, похоже, сделали это зря, т.к. персонал там явно не успевал обслуживать поток туристов и обед растянулся на два часа. Сам обед был вкусным. В источнике, возле парка набрали минеральной воды Боржоми в дорогу.

Грузия, Боржоми, ул. 9 апреля

Грузия, Боржоми, ул. 9 апреля
Грузия, Боржоми, ул. 9 апреля

До границы с Турцией в районе Вале доехали без остановок. Границу прошли быстро, очереди вообще не было. На турецкой стороне из нескольфких машин заставили вынимать вещи и сумки. Проверили содержимое, но бегло и без пристрастия. Мы проходили осмотр последними из всех машин нашей команды, и к нам отнеслись как-то менее требовательно, чем к другим экипажам. Наверное, таможенники уже утомились от нашей команды. У нас проверили только одну сумку, даже не вынимая ее из машины.

На турецкой границе просят показать Грин карту, потом идешь к оператору, где машину заносят в базу и выдают талон на осмотр. После осмотра таможни на этом талоне ставят штамп и можно ехать к КПП, где все выходят из машины, даже водитель, и проходят через турникет. Там же таможенник ставит печать в загранпаспорте и уже на машине пропускают в Турцию.

Кстати, при въезде в Грузию и при выезде страховку не спрашивали и ни разу не проверили. Только на выезде из Турции, уже на грузинской таможне уточнили о ее наличии, но получив утвердительный ответ, проверять не стали. После въезда в Турцию через КПП Вале-Пософ нас ждал новый перевал до Карса.

Турция, трасса E691
Турция, трасса E691

Солнце быстро спускалось за горизонт, начинались сумерки, температура местами опустилась до +2-5 С. Головные машины колонны прибавили скорость и мы, замыкая движение колонны, еле за ними поспевали.

Турция, перевал в районе Пософ
Турция, перевал в районе Пософ

Экипажи, выехавшие еще раньше нас, уже встали на стоянку за Карсом в сторону Ани (Ani Ruins), куда у нас было намечено посещение на завтра в первую очередь. Стоянка оказалась рядом с дорогой, практически в поле, со всех сторон продуваемом ветрами. 

Но, там такая местность, что найти что-то другое было невозможно. Все быстро поужинали на пронизывающем ветру и разошлись спать, т.к. ветер с каждой минутой все усиливался и продувал одежду насквозь. В этот день было пройдено в районе 500 км.

30.04.19 г. Начало экспедиции по Турции

К утру ветер утих, выглянуло ласковое солнце и местность дружелюбно преобразилась. «Степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. В траве забавно перекликались суслики».

Турция, точка сбора не доезжая г.Ани
Турция, точка сбора не доезжая г.Ани N40.57097 E43.51253

 К 8 утра на стоянке собрались все 14 машин. Михаил провел брифинг, было сделано общее фото. 

Турция, общее фото на точке сбора
Турция, общее фото на точке сбора

фото на точке сбора перед г.Ани
Фото на точке сбора перед г.Ани

построение колонны перед г.Ани
Построение колонны перед г.Ани

На этот день было назначено посещение развалин средневекового армянского г. Ани и города крепости Карс.

Турция, Ани
Турция, Ани

Турция, развалины г.Ани
Турция, развалины г.Ани

Ани - это город призрак, окончательно покинутый людьми после землетрясения в 1319 г.

Турция, развалины г.Ани
Турция, развалины г.Ани

До этого Ани много раз разграблялся и снова восстанавливался, переходя от армян к туркам, курдам, монголам и грузинам. В период своего расцвета население города насчитывало до 1 мл. чел. Тогда город являлся армянской столицей, которая была перенесена туда из Карса.

Турция, развалины г.Ани
Турция, развалины г.Ани

Видно, что сейчас турецкие власти за городом, вернее за его развалинами, следят мало.

Турция, развалины г.Ани

Турция, развалины г.Ани

Турция, развалины г.Ани

Турция, развалины г.Ани
Турция, развалины г.Ани

Кое-где стоят строительные леса в соборе и церкви, и металлические фермы, поддерживающие полуразрушенные арки, но реставрационные работы не ведутся.

Турция, развалины г.Ани

Турция, развалины г.Ани

Турция, развалины г.Ани
Турция, развалины г.Ани

Хотя на входе собирают по 10 лир с чел. за посещение развалин. Но, тем не менее, побывать там все-таки стоит. Уже одно то, что находишься в месте, где расцвет и запустение, взлет и падение, радость и горе столько раз сменяли друг друга, вызывает непередаваемое ощущение связи с многовековой историей. Трудно сказать что-либо лучше уже ранее написанного историками: «…Когда я вспоминаю об этих бедствиях, дух мой смущается, мысли останавливаются, ужас вызывает дрожь в руках, и я не в силах продолжать повествование, ибо горек рассказ мой, он достоин великих слез!»

Турция, развалины г.Ани
Турция, развалины г.Ани

Через несколько часов мы вернулись назад в г. Карс, который вчера проехали по объездной.

Турция, крепость Карс
Турция, крепость Карс

Город был основан в 4-м веке. Он расположен на Армянском нагорье на высоте около 2 км. над уровнем моря.

Турция, вид на город из крепости Карс

Турция, вид на город из крепости Карс
Турция, вид на город из крепости Карс

Турция, крепостные стены крепости Карс
Турция, крепостные стены крепости Карс

В период русско-турецких войн 19 в. войска России осаждали город более 30 раз и около 10 раз брали его штурмом. Вплодь до распада СССР (1991 г.) турецкие власти практически никак не финансировали строительство в Карсе. Они считали, что в случае конфликта, это территория будет для них потеряна.

Карс 40 лет являлся административным центром Карской области Российской империи (1878-1918 гг). За эти годы в нем появилось множество домов в стиле классицизма и он приобрел свой характерный облик, столь ярко отличающий его от других турецких городов. Именно поэтому символ города — не знаменитая цитадель X в. и не десятки культовых сооружений разных эпох и народов, а жилые кварталы — копия русских и армянских городов конца XIX в. Это 2-3-х этажные особняки и казармы, шатровые крыши, характерные карнизы, балконы с коваными решетками, булыжные мостовые, газовые уличные фонари (давно не работающие). Многие здания заброшены и пустуют.

Турция, г.Карс
Турция, г.Карс

Карс - один из самых холодных городов Турции. Когда мы ехали к нему вечером, температура опускалась до +2 С. Здесь заморозки сохраняются вплодь до мая. Днем было тепло, где-то около +16-18 С по ощущениям.

Турция, г.Карс

Летом дневная температура может подниматься не выше +24 С. Сейчас основной состав населения города – турки и азербайджанцы. В настоящее время город представляет музей под открытым небом, где в своем первозданном виде представлены черты армянской, турецкой и русской культур.

 Знаменитая цитадель Карса, или форт Кале, которую только русские войска брали приступом трижды, находится на возвышенности над городом. Крепость почти разрушена в ходе многочисленных войн, сейчас в ней городской парк. Местные жители приходят сюд, чтобы поклониться могиле мусульманского святого XIV в. Джелал-Баба.

Турция, Крепость Карс
Турция, Крепость Карс

По дороге к цитадели находится древний Таш-Корпу, или «Каменный мост», сложенный из базальта.

Турция, г.Карс, древний мост Таш-Корпу
Турция, г.Карс, древний мост Таш-Корпу

Историческую ценность представляют и руины нескольких бань-хаммамов, одну из которых в свое время посещал поэт А.С. Пушкин по дороге в Эрзурум.

Турция, г.Карс, музей
Турция, г.Карс, музей

Об истории города рассказывает Музей Карса с его обширной этнографической и археологической экспозицией, а также большим собранием предметов местных декоративно-прикладных промыслов. В настоящее время Карс — центр сельскохозяйственного района, где преобладают молочное животноводство и овцеводство. Город известен своими традициями ковроткачества, а также изготовлением предметов одежды и обуви из шерсти, фетра и кожи.

Турция, г.Карс
Турция, г.Карс

По нашим оценкам, здесь самые низкие цены для шопинга, причем здесь цены не увеличивают сразу в 2 раза, как на Южном побережье Турции, когда видят иностранных туристов.

Турция, г.Карс
Турция, г.Карс

В Карсе продают очень вкусный сыр, айран и мед, и здесь за полноценный обед с шашлыком с нас взяли всего по 15 лир с чел. (на наши деньги, это где-то около 160 руб. с чел).

Турция, г.Карс, Кафе в центре
Турция, г.Карс, Кафе в центре

Мы заезжали в Карс 2 раза, когда ехали туда и потом обратно. Сначала осматривали Крепость и центр, на обратном пути гуляли по улочкам города и заходили в кафе и магазины.

Турция, г.Карс

Турция, г.Карс
Турция, г.Карс

Здесь оказалось не очень просто поменять наличные доллары на лиры. Кто-то менял в обычных торговых лавочках, т.к. обменных пунктов нет, кому-то удалось поменять в банке.

Турция, г.Карс, банкомат
Турция, г.Карс, банкомат
 
Но далеко не во всех банках, почему-то, можно поменять по загранпаспорту. Такая же ситуация и в других городах Турции. По нашим наблюдениям легче всего и быстрее снимать в уличных банкоматах с карточек Тинькофф или Виза, только нужно интуитивно разобраться в меню на турецком. Как вариант обмена, может быть покупка чего-либо в любом местном магазине. Если попросить просто поменять доллары на лиры, мало где соглашаются. В основном, более охотно меняют в ювелирных лавках. А если просто выбираешь какой-то товар, договариваешься с продавцом о стоимости и протягиваешь 100 или 50 долларов, продавец тут же пересчитывает их в лиры и как правило по курсу даже лучше чем в банке и выдает сдачу уже в лирах. Также оказалось сложно и долго покупать местную сим карту для интернета. Сложно объяснить на турецком, что нужно и долго потом оформлять.

Во всех городах Турции, в том числе и в Карсе, достаточно сложно купить спиртные напитки, включая пиво. Спиртные напитки продаются только в отдельных специализированных небольших закрытых магазинах, больше напоминающие лавки и стоят они там не дешево. К примеру, банка пива Efec от 100 руб и выше.

Турция, магазин по продаже спиртных напитков
Турция, магазин по продаже спиртных напитков

Турция, трасса на Эрзерум
Турция, трасса на Эрзерум

В 15-00 все дружно, колонной выехали из Карса и поехали искать место стоянки ближе к Эрзуруму. Изначально планировалось остановиться в районе Сарыкамыша, но по мере приближения к нему стало понятно, что там высокогорье, где снег еще не везде растаял и опять будет холодно и к тому же сыро.

Турция в районе Сарыкамыша

Турция в районе Сарыкамыша
Турция в районе Сарыкамыша

Решили проехать дальше и найти место стоянки пониже, где-нибудь на поляне в лесу. Небольшими группами разъехались по разным местам в поисках стоянки.

отворот на место ночевки
Отворот на место ночевки

Мы тремя машинами углубились в лес, нашли неплохое место, но основная часть команды уже остановилась на другой поляне в нескольких км от нас, заехав туда по другой дороге. Решили доехать до них, не выезжая на трассу по проселочным дорогам.

проселочная дорога
Проселочная дорога

Проехали по ним несколько км. Оказалась, что ни одна из них туда, куда нужно, не выходит и пришлось ехать просто по азимуту без дороги.

движение без дорог
Движение без дорог

А это уже поля с булыжниками, крутые спуски в ложбины по косогорам и такие же крутые подъемы. Получился офф-роуд на голом месте и море адреналина.

к месту стоянки
К месту стоянки

офф-роуд в Турции
Офф-роуд в Турции

Взятие подъема через косогор
Взятие подъема через косогор

Мы с женой конечно волновались за машину. Было интересно и в тоже время страшно что-либо сломать или погнуть в начале экспедиции и еще так далеко от дома. До лагеря, без каких либо дорог все-таки удалось проехать.

движение без дорог
Движение без дорог

Спасибо за это приключение ребятам из Екатеринбурга и экипажу Фултайт! Впоследствии, когда я спрашивал жену, о ее самых ярких впечатлениях о Турции, она в числе первых, как ни странно, назвала именно это приключение. Значит, оно того стоило и было пройдено не зря.

Поляна, на которой все разместились, была закрыта пологим косогором и окружена хвойным еловым лесом.

место 2-й ночевки - N40.20430 E42.66925
Место 2-й ночевки - N40.20430 E42.66925

вторая ночевка в Турции
Вторая ночевка в Турции

Рядом рос дикорастущий можжевельник. Было безветренно, тепло и комфортно. Это был один из самых душевных вечеров в этой поездке. Можно было развести настоящий костер, нас никто не тревожил в этот вечер из местного населения и можно было по-настоящему расслабиться и отдохнуть.

вторая ночевка в Турции
Вторая ночевка в Турции

Было много пива, вина, чачи, овощей/фруктов и целая коробка вяленой рыбы с Алтая! Евгений устроил настоящий концентр под гитару. За этот день было пройдено в районе 200 км.

01.05.19 г. (Эрзурум- терм. источник Ылыджы-оз.Терджан)

Выехали со стоянки, как обычно, чуть раньше 9 часов утра.

Турция, трасса в сторону Эрзурума
Турция, трасса в сторону Эрзурума

трасса на Эрзурум
Трасса на Эрзурум

В Эрзурум приехали в 11-30. Остановились на удобной стоянке автобусов и такси в центре города (N39.90258, E41.27496).

Турция, г.Эрзурум
Турция, г.Эрзурум

Эрзурум расположен на горном плато на высоте около 2000 м и окружен труднопроходимыми горами высотой до 3200 м.

Турция, г.Эрзурум, вид из крепости
Турция, г.Эрзурум, вид из крепости

Он, так же как и Карс, является одним из самых холодных городов Турции. Историческое значение его определялось выгодным местоположением на пересечении древних торговых караванных путей - из Персии на Балканы и из долины Евфрата к Черному морю. С начала средних веков город славился как центр армянского ковроткачества, в чем можно убедиться и сегодня.

Турция, г.Эрзурум
Турция, г.Эрзурум

Турция, Эрзурумская крепость
Турция, Эрзурумская крепость

За свою многовековую историю Эрзурум множество раз захватывался разными армиями и империями - византийцами, персами, турками, арабами, монголами, русскими. Один из первых захватчиков города - византийский император Феодосий II основал в нем в 421 г. н.э. крепость.

Турция, г.Эрзурум, Башня с часами
Турция, г.Эрзурум, Башня с часами

За полторы тысячи лет крепость несколько раз разрушалась и вновь восстанавливалась. Так что сегодня она представляет из тебя коллективное многовековое военно-инженерное творчество захватчиков и строителей.

 Турция, г.Эрзурум, крепостные стены
Турция, г.Эрзурум, крепостные стены

Видно, что крепостные стены сложены как пирог - минимум 4 разными видами кладки и с использованием разного строительного материала. Последними свою руку приложили немецкие инженеры накануне 1-й мировой войны. Конечно, сейчас практически невозможно определить - кому из правителей принадлежит тот или иной уровень, но то, что крепость в прошлом много раз изрядно потрепало, видно не вооруженным взглядом.

Вход в крепость (39.908912, 41.273754), в которой находится знаменитая башня с часами, платный - 6 лир с чел., а сама крепость в целом малоинтересная и небольшая, Карская цитадель впечатляет больше в этом отношении.

Турция, г.Эрзурум, внутри крепости
Турция, г.Эрзурум, внутри крепости

Взобравшись на башню внутри крепости и преодолев довольно старые и крутые средневековые ступени.

Турция, г.Эрзурум, крутая лестница в башне с часами
Турция, г.Эрзурум, крутая лестница в башне с часами

Турция, г.Эрзурум, часовой механизм в башне с часами
Турция, г.Эрзурум, часовой механизм в башне с часами

Мы были вознаграждены возможностью насладиться замечательным видом, открывающимся с этого места на центр Эрзурума.

Турция, г.Эрзурум, панорама города
Турция, г.Эрзурум, панорама города

Турция, г.Эрзурум, смотровая площадка на башне с часами
Турция, г.Эрзурум, смотровая площадка на башне с часами

Всё самое интересное в Эрзуруме можно осмотреть буквально за несколько часов.

В Эрзуруме много мечетей и медресе. Наиболее известные - Медресе Чифте Минарелли, мечеть Лала Мустафа Паша, мечеть Ибрагим Паша, медресе Якутие и др.

Медресе Чифте Минарели (39.906089, 41.278281), одна из самых значимых и уважаемых богословских школ Анатолии, расположено напротив замка Эрзурум с его знаменитой Часовой башней, о которой я только что рассказал. Название медресе переводится как «двойные минареты», что является прямым указанием на главную архитектурную особенность здания – два рифленых минарета высотой 26 метров, которые обрамляют главный фасад. Двойная дверь медресе украшена растительными элементами, характерными для сельджукских построек. Кирпичные минареты декорированы глазурованной плиткой.

 Турция, г.Эрзурум, Чифте Минарели

Турция, г.Эрзурум, Чифте Минарели
Турция, г.Эрзурум, Чифте Минарели

Турция, г.Эрзурум, Чифте Минарели
Турция, г.Эрзурум, Чифте Минарели

В центре медресе располагается двор размером 26x10 метров, вокруг которого построены корпуса с жилыми и ученическими комнатами, с запада ко двору примыкает мечеть, а в южной части этого пространства находится крупнейший в Анатолии мавзолей, где были обнаружены останки, скорее всего, основательницы школы – Хуанд хатун.

Турция, г.Эрзурум, Мечеть Лала Мустафа Паша
Турция, г.Эрзурум, Мечеть Лала Мустафа Паша

Турция, г.Эрзурум, Мечеть Ибрахим Паша 
Турция, г.Эрзурум, Мечеть Ибрахим Паша

Мечеть Ибрахим Паша (39.904967, 41.274417) находится на пересечении проспекта Али Рави с улицей Османпаши. Сооружение вполне типично и традиционно для Эрзурума по виду и масштабу. Она не очень большая, но выглядит очень даже неплохо. При строительстве использовался тот же камень, из которого воздвигнуты стены Эрзурумской крепости. Это сразу же бросается в глаза. Здание выполнено в форме четырехугольника. Большая часть крыши занята полусферой главного купола. Над центральным входом имеются три купола немного меньшего размера. Минарет пристроили непосредственно к мечети, то есть он не стоит отдельно от нее.

Интерьер не выделяется особой роскошью, он мало чем отличается от убранства остальных подобных заведений, потому внутрь заходить не обязательно, достаточно будет сделать несколько фотографий с улицы.

Турция, г.Эрзурум, Медресе Якутие
Турция, г.Эрзурум, Медресе Якутие

Медресе Якутие (39.906374, 41.272214), построенное в 1310 году Ходжой Джелаледдином Якутом - монгольским правителем Уляйту при монгольских эмирах. Сейчас оно является одним из редких строений, сохранившихся со времен ильхамитов до наших дней и используется как Музей Исламской Культуры.

Турция, г.Эрзурум, Медресе Якутие
Турция, г.Эрзурум, Медресе Якутие

Сооружение относится к виду медресе, имеющих закрытый двор и четыре террасы, между которыми находятся кельи. Терраса, расположенная с западной стороны построена, в отличие от других, в два этажа, а южная имеет такую же планировку, как и мечеть, поэтому на её стенах размещаются надписи–пластины, выполненные из мрамора. По бокам от входного портала раньше располагались 2 высоких минарета, отделанных глазурью. Но один минарет (слева от входа) не дошел до наших времен, потому что был разрушен землетрясением в XVIII веке, сейчас на его месте башенка с конической крышей. Сейчас внутри выставлены произведения этнографического значения, характеризующие местное население и коренные народы эрзурумской губернии.

Турция, г.Эрзурум, Турецкие бани
Турция, г.Эрзурум, Турецкие бани

Турецкие бани (39.908912, 41.273754), расположенные на бьющих из земли источниках чистейшей воды, функционируют в Эрзеруме уже с XIX века. В 1829 г. здесь побывал А.С.Пушкин, написав своё знаменитое "Путешествие в Арзрум". Он крайне негативно отзывался об этих банях. Главным образом, ему не понравились антисанитарные условия в помывочных помещениях. Сейчас все выглядит благопристойно, но мы зашли только во внутренний дворик, где продается много разных сувениров и ювелирных изделий, а сами бани не посещали.

Турция, г.Эрзурум, внутренний двор турецких бань
Турция, г.Эрзурум, внутренний двор турецких бань

В Эрзуруме и по сей день очень чистая горная вода, которую пить можно прямо из крана. Питьевые источники в свободном доступе по всему городу, на них написано, кто и когда их построил. 

Турция, г.Эрзурум, источник питьевой воды с чашей для питья
Турция, г.Эрзурум, источник питьевой воды с чашей для питья

В самом центре Эрзурума сейчас очень красиво и благоустроено. Несколько лет назад здесь извели весь восточный колорит с кривыми улочками и старыми домами. Но, некий местный колорит, по крайней мере для нас, все таки можно увидеть, если внимательно присмотреться.

Турция, г.Эрзурум, уличная торговля на колесах
Турция, г.Эрзурум, уличная торговля на колесах

Ещё в XIX веке в Эрзуруме проживало несколько десятков тысяч армян, но к 1919 году все они были либо убиты, либо изгнаны. В настоящее время Эрзурум является одним из центров исламизма в Турции.

Турция, г.Эрзурум, Чифте Минарели
Турция, г.Эрзурум, Чифте Минарели

И сейчас обращает на себя внимание - много женщин в платках. В этом северном регионе Турции особенно сильны традиционные особенности востока и явно нет той открытости и более вольного поведения, что в прибрежных городах страны.

Турецкие мужчины следят за собой, одеты число и аккуратно, часто их можно увидеть в хорошо сидящих на них костюмам. Их можно встретить неспешно пьющими чай или кофе, сидящими прямо на улице или около кафе или праздно гуляющими по улицам турецких городов.

Турция, улицы города
Турция, улицы города

В Эрзеруме мы увидели давно отжившую у нас колоритную профессию чистильщиков обуви, с арсеналом антуражного инструмента. Еще в Эрзеруме интересен квартал самоваров (39.910145, 41.274618), который находится в районе улицы Юзбаши, за турецкими банями. Это одна из интересных торговых улиц города, где расположены десятки лавок и магазинов, специализирующихся на торговле самоварами, чайниками и кофейниками ручной работы.

Турция, г.Эрзурум, улица самоваров
Турция, г.Эрзурум, улица самоваров

Рестораны в Эрзуруме очень хорошего качества с большим разнообразием блюд и очень демократичными ценами, в чем мы, конечно же, воочию убедились, пообедав в одном из таких национальных турецких ресторанов. Все было вкусным. По ценам получилось в районе 40-50 лир с чел. (450-550 руб. с чел.).

Рядом с Эрзурумом находятся известные геотермальные источники: Ылыджа и Думлу, волечебница и минеральная вода Пасинлер, источник Тортум. Пасинлер мы проехали мимо, он расположен до Эрзерума, если ехать из Карса. 

Турция, отворот на источник с минеральной водой Пасинлер
Турция, отворот на источник с минеральной водой Пасинлер 

Напротив развалин крепости, нужно было повернуть налево (N39.97520, E41.68357). 

Турция, крепость напротив отворота на источник Пасинлер
Турция, крепость напротив отворота на источник Пасинлер

О нем мало информации в интернете и поэтому отзывы о чистоте воды выглядят противоречиво. Поэтому, решили заехать на источник Ылыджа (N39.94630, E41.104490), который находится в 15 км. после Эрзурума по ходу нашего маршрута, в селении Азизие и который является довольно современным термальным центром. Вода данного минерального источника плюс 38°. Вход 20 лир с чел.

Есть отдельное семейное отделение. В общем отделении выдают полотенца, пледы для отдыха и резиновые тапочки. На 2-м этаже кабинки для переодевания, хамам, сауна, зал для отдыха, где можно купить чай и воду в бутылках и турецкая помывочная, в которой за дополнительные 20 лир банщик вас сам помоет мыльным раствором и протрет полотенцем на специальном теплом камне в центре этой помывочной. Те, кто моются сами, сидят с двух сторон, возле кранов и поливают себя водой из ковшиков. Скорее всего, это что-то традиционное, т.к. на 1-м этаже, перед входом в бассейн с термальной водой, есть нормальные душевые кабины с горячей и холодной водой.

Сам источник с бассейном не очень большой и не глубокий, народу не очень много, но это конечно зависит от времени суток и дня недели. Теплая минеральная вода в этом бассейне приятно расслабляет тело. Наши девочки, после купания, выглядели веселыми, отдохнувшими, завораживающе красивыми и очень привлекательными. Далее поехали искать запланированную ночевку на одном из озер, перед Терджаном.

Турция, заезд на ночевку перед Терджаном
Турция, заезд на ночевку перед Терджаном

Местность оказалась плотно населенной и конечно, наше движение не осталось незамеченным местным населением, хотя мы постарались заехать с трассы на проселочную дорогу быстро и отъехать достаточно далеко от основной дороги и населенных пунктов, и встали, как нам казалось в глуши, не у озера, а у небольшого горного ручья между сопками.

Турция, место 3-ей ночевки перед Терджаном около озера Baraji N39.76768 E40.43355
Турция, место 3-ей ночевки перед Терджаном около озера Baraji N39.76768 E40.43355

Конечно, обсуждали события дня и приготовили ужин из местных продуктов.

Как только совсем стемнело, к нашей стоянке подъехала какая-то машина, быстро развернулась и тут же уехала. А через час к нам подъехала уже военная полиция с автоматами, тут же собрали у всех загран. паспорта. Только благодаря гугл переводчику удалось их понять и ответить на их вопросы, что мы тут делаем, почему выбрали именно это место и когда отсюда уедем. Это совсем не туристические места и местных напугало такое скопление машин и незнакомого народа. Получив от нас исчерпывающие ответы, нам вернули паспорта и разрешили остаться до утра.

Хотя за этот день было пройдено всего 250 км., день получился сложным, продуктивным и насыщенным, все устали и быстро разошлись отдыхать по машинам и палаткам. Только сейчас, описав все, что удалось охватить за этот день, сам до конца осознаю, насколько он был объемным по впечатлениям. День, насыщенный событиями и впечатлениями, в действительности пролетает очень быстро, но зато потом, в воспоминаниях, он такой огромный и значимый, в чем вы тоже смогли только что убедиться, если все до конца прочитали.

02.05.19 г. (Терджан-Эрзинджан-Сивас-Гурун)

Ночью прошел сильный дождь, дорога к утру раскисла, и при выезде на трассу пришлось помесить грязь и глину и даже кто-то из команды немного забуксовал, но все сами на полном приводе благополучно выбрались на асфальт.

выезд на трассу с места 3-ей ночевки перед Терджаном
Выезд на трассу с места 3-ей ночевки перед Терджаном

Быстро проскочили через Терджан. Обычный турецкий небольшой городок. Дорога постепенно стала идти на спуск и ближе к Эрзинджану высота снизилась до 1200 м. Мы ехали по сейсмически активной зоне.

Именно по этой причине в этих местах практически нет архитектурно-исторических памятников. Не доезжая Эрзинджана, проехали отворот на еще один интересный термальный источник (N39.7316, E39.5942) и тематический Парк Eksisu Parki. Если будет время, обязательно туда загляните.

отворот на термальный источник Eksisu
Отворот на термальный источник Eksisu

Официальное расположение Эрзинджана – Восточная Анатолия. Эрзинджан расположен на интересной географической точке – 39-й и 40-й параллелью и 39-м и 40-м меридианом. Также город известен сыром под названием Tulum Peyniri.

Дорога в районе Эрзинджана проходит по плодородной долине, которую севернее окружает гора Эшендже (3.543 м), а южнее г. Мунзур (3.449 м.).

Турция, трасса Е80
Турция, трасса Е80

Здесь довольно хорошо развита сфера горнолыжного спорта, потому как 60% площади провинции Эрзинджан составляют именно горы. Не задерживаясь на этом маршруте колонной проехали до г. Сивас. Сивас, находится на высоте 1275 м. и является самым высокогорным городом центральной части Анатолии.

 Турция, центр города Сивас
Турция, центр города Сивас

Сейчас национальный состав провинциальной столицы представлен турками, зазаками, курдами, армянами и другими народностями. Как и в остальных регионах Турции, главной религией здесь является мусульманство.

Архитектурный облик города в основном формируется из невысоких глиняных домов с плоской крышей, но при этом есть и современные здания. Многочисленные мечети и мавзолеи, в сочетании с традиционными рынками, добавляют ему восточный колорит и делают ещё более привлекательным.

Поскольку город расположен вдали от моря, то он привлекает к себе прежде всего достопримечательностями, многим из которых не одна сотня лет. Сивас гордится сельджукской архитектурой с традиционной керамической плиткой, звездчатой мозаикой, каменной резьбой, декоративными рисунками и насыщенными синими оттенками.

Большая часть сельджукских памятников Сиваса построена во времена Румского султаната и последовавшего за ним монгольского правления Ильханидов. Эти здания с декоративными фасадами и украшенными великолепной резьбой воротами характеризуют собой высшую ступень развития сельджукского архитектурного стиля и очень удобно расположены вокруг небольшого парка.

Турция, г.Сивас, декоративная резьба над воротами Чифте Минаре Медресе
Турция, г.Сивас, декоративная резьба над воротами Чифте Минаре Медресе

Ближе всего к центральной площади (39.750495, 37.015044) и парку находится Бюрюджие Медресе, построенная в 1271 году эмиром Ильханидов Музаффером Бюрюджирди. Здание состоит из нескольких квадратных помещений, симметрично расположенных вокруг центрального двора. Его территория настолько велика, что на ней кроме гробницы эмира, внутренних помещений и аккуратного дворика, размещаются торговые лавочки и кафе.

Турция, г. Сивас, Бюрюджие Медресе
Турция, г. Сивас, Бюрюджие Медресе

Рядом располагается местное исключение из правил – османская Кале Джами, построенная в 1580 году на средства Махмуд-паши, великого визиря султана Мурада III.

Чуть южнее возвышается потрясающая Чифте Минаре Медресе (39.748325, 37.014277) (Семинария с Двумя Минаретами), построенная в том же 1271 году.

Турция, г. Сивас, Чифте Минаре Медресе
Турция, г. Сивас, Чифте Минаре Медресе

От неё остался только украшенный плотной филигранной резьбой фасад и два кирпичных минарета с отдельными сохранившимися участками бледно-голубой плитки. Сзади видны хорошо различимые основания студенческих келий и лекционных залов.

Напротив стоит Шифайе Медресе Sifaiye Madrasah (1217 года), больница и медицинская школа, построенная по приказу сельджукского султана Кейкавуса I. Внутри неё располагается рынок, на котором продаётся всё – от ковров до головных уборов.

В годы своего расцвета Шифайе Медресе была центром лечения психологических проблем с помощью музыки и гипноза. Остальные сельджукские памятники находятся чуть дальше.

Стоит посетить Гёк медресе (39.744286, 37.016873) "небесное медресе" или "синие медресе". Также оно известно, как Медресе Сахибие. Но сооружение стало более известно как Гёк медресе из-за использования бирюзовых («небесных») изразцов в своей отделке.

Медресе было построено в 1277 году по заказу Сахиб Аты, визиря и фактического правителя Конийского султаната. Первоначально это было двухэтажное здание. Оно включало также хаммам (турецкая баня) и столовую на 30 человек. До нынешнего времени сохранились лишь 13 комнат на первом этаже. Гёк медресе было реконструировано в 1823 году и использовалось по назначению вплоть до 1926 года.

Турция, г. Сивас, ворота Чифте Минаре Медресе
Турция, г. Сивас, ворота Чифте Минаре Медресе

Здесь русская речь - большая редкость. Ещё, Сивас славится своими ремесленными традициями. Издавна здесь делают плетёные сумки, ремни и шарфы, а также тонкие тканые ковры, которые ткутся без основы и которые можно назвать настоящим произведением искусства. Город небольшой, а машины на улицах стоят плотно друг к другу. Нам с трудом удалось найти место для парковки одной машины, до этого несколько раз покружив по центру.

Причем, первый раз за все время пребывания в Турции парковка была платная – 2 лиры. В центре есть платная подземная парковка, но мы опасались, что наша машина по высоте туда просто не влезет.

Турция, г. Сивас, центральные улицы города
Турция, г. Сивас, центральные улицы города

Все улочки в центре плотно забиты не только машинами, но и людьми, многие из которых неспешно прогуливаются или просто стоят на улице. Такое ощущение, что это выходной день, хотя был четверг и никто здесь как будто не работает.

Главным же природным достоянием Сиваса является целебный горный воздух, отличающийся свежестью и чистотой. С давних пор, регион Сиваса знаменит своими целебными источниками, расположенными в окрестных горах. Их здесь очень много, все они отличаются друг от друга по составам и лечебными свойствами. Самый известный целебный источник в районе Сиваса - «Балыклы-Чермик» (N39.3136, E37.4692). Он известен во всем мире как центр лечения псориаза. Воды 35 С содержат бикарбонаты, кальций и магний. В источнике обитает множество небольших (2-10 см) рыбок, обладающих мощным антипсориазным эффектом. Кроме этого, курорт полезен страдающим ревматизмом, болезнями кожи, атеросклерозом и так называемыми женскими болезнями.

Нас также заинтересовали водопады, расположенные в близлежащих горах и место ночевки на природе где-нибудь рядом. Выбрали национальный парк Sugul Vadisi (N38.76245, E37.22606), расположенный недалеко от поселка Gurun, куда мы и поехали дальше. По дороге часто встречались ветряные мельницы - способ выработки электроэнергии, совсем не используемый у нас в России.

Турция, ветряные мельницы
Турция, ветряные мельницы                                                  

Кроме ветровой, в Турции активно используется и солнечная энергия. Даже встречаются целые поля с этими батареями.

Турция, поля с солнечными батареями
Турция, поля с солнечными батареями

И практически на крыше каждого частного дома установлены несколько солнечных батарей. Поискали место ночевки, отвернув от основной дороги в сторону.

Турция, поиски места ночевки
Турция, поиски места ночевки

Проселочные дороги здесь живописны. Они с крутыми поворотами, спусками и подъемами, но все более-менее ровные площадки здесь были заселены или селения были рядом с дорогой.

Турция, поиски места ночевки

Турция, поиски места ночевки
Турция, поиски места ночевки

Не найдя ничего подходящего, подъехали к входу в парк. Уже спустились сумерки и пошел интенсивный дождь. Большая часть команды решила вернуться в Gurun и поискать места в гостинице.

Турция, Gurun, отель Feza Otel
Турция, Gurun, отель Feza Otel

В первом же отеле Feza Otel нашлись свободные номера. 2-х местный номер стоил 80 лир. На нем мы и остановили свой выбор. В близлежащих магазинах и турецком ресторане через дорогу купили разные национальные вкусности и зелень, и устроили пикник прямо на балконе и в холле отеля. В этот день проехали около 600 км. Все к вечеру устали от дороги и еще одного напряженного дня. Комфортный отдых и полноценный теплый душ в гостинице был как нельзя кстати.

Продолжение отчета читайте на нашем сайте.

Вам будет интересно!