Поездка в Узбекистан на машине: достопримечательности Самарканда

Отзыв путешественника, который посетил город Самарканд (Узбекистан). Осмотр местных достопримечательностей с сопутствующими фотографиями, особенности проживания и советы туристам.

Предисловие

"8-е марта — мой день, и я хочу в Самарканд", — сказала я мужу. Он, конечно, не смог отказать, а потому сразу загрузил карту Узбекистана. Мы составили маршрут на 1090 км от Алматы. Нам предстояло провести в дороге 15 часов, что вполне приемлемо. Весь маршрут проехали на машине  Toyota Camry, расход бензина — около восьми литров на 100 километров. Путешествие заняло у нас ровно четверо суток: с 7-го по 11-е марта 2018 года. В отзыве для удобства буду указывать цены в трех валютах: рубли, тенге и узбекские сумы.

Поездка из Алматы в Самарканд

Алма-Ата

Маршрут в Самарканд

Скрин карты

Дорога до Самарканда

За неделю до путешествия, как и полагается, я сделала следующее:

1. Почитала отзывы о состоянии дороги до Самарканда.
  2. Забронировала хостелы.
  3. Подсчитала бюджет.
  4. Проверила прогноз погоды.
  5. Морально подготовила кота к временному переезду к друзьям.

Дорога до Самарканда отличная — большую часть пути она двухполосная, асфальтированная и с разделителем.

Дорога до Самарканда

Поездка в Самарканд

Путешествие в Самарканд

Первую остановку сделали в городе Тараз через четыре часа после начала пути. Перекусили в столовой "Базилик". Внутри в здании интересный интерьер — даже стоит стол-аквариум. Ужин из двух блюд, чая и десерта обошелся нам в 2800 тенге (506 рублей или 71 000 сум).

Столовая "Базилик" в Таразе

Столовая "Базилик"

К полуночи мы добрались в Шымкент и решили переночевать, хотя до границы оставалось всего 150 километров. Нашли подходящее место — Hostel Sweet Home. У нас остались исключительно положительные впечатления от этого уютного места, всем рекомендую. Одна ночь в двухместном номере нам обошлась в 4000 тенге (720 рублей или 101 400 сум).

Хостел в Шымкенте

В 08:00 хозяйка хостела нас проводила и заодно посоветовала позавтракать блинчиками в местном кафе "Избушка-Кормушка". Его несложно найти — он располагается вдоль основной дороги по пути из отеля. В итоге у нас получился очень вкусный, даже праздничный завтрак из блинчиков, каши и омлета. Все это обошлось нам в 2123 тенге (384 рубля или 53814 сум).

Завтрак в Шымкенте

Блинная в Шымкенте

Чек в блинной

За час мы добрались до границы, где нас тут же "атаковали" татешки (с казахского — женщины) с предложением обменять валюту. Они настаивали на том, что, в отличие от банков, учитывают интересы клиентов, а значит, более выгодного курса мы не найдем. Поддались уговорам, решили поменять 7000 тенге или 1260 рублей. "Пресс" вышел приличный — 175 000 сум, настроение сразу поднялось. Скажу сразу: внимательно пересчитывайте деньги, если будете менять их на границе. Нам недодали 50 000 сум в надежде, что мы запутаемся в номинале.

Сумы, валюта в Узбекистане

175 000 сум

Прохождение границы — самый неприятный момент во всем нашем путешествии. Меня, как пассажирку, попросили пройти по пешеходной дорожке, а муж остался в машине для прохождения досмотра. С российским паспортом я довольно быстро прошла обе границы — всего за 15 минут. Вопросов особо много не задают. Мужа увидела только через два часа, хотя он был третий в очереди.

Во-первых, при прохождении узбекской границы необходимо проехать по луже, после чего пограничники говорят: "Плати 6000 сум (42 рубля или 236 тенге), это дезинфекция". Во-вторых, оформить страховой полис, за который нужно заплатить еще 47 000 сум (335 рублей или 1854 тенге). Дали постановление кабинета министров о ставках страховых премий для ознакомления.

Постановление кабинета министров

Постановление кабинета министров Казахстана

Постановление министров Казахстана

В-третьих, при досмотре пограничники проверяют тщательнее, чем при криминальном обыске. Мужу пришлось достать все сумки, пакеты, даже запаску снять и пропустить через рентген. Снимают панель автомобиля, заглядывают под крепление фар, разбирают кресла. И все это делается очень медленно.

За два с половиной часа ожидания по ту сторону границы узнала, что еще нужно сделать страховку ответственности (как ОСАГО), которая нам обошлась в 26 000 сум (188 рублей или 1029 тенге). Выбрали минимально возможный срок — 15 дней. В итоге прохождение границы нам обошлось в 79 000 сум (3127 тенге или 570 рублей). Наконец, мы в Узбекистане. Голодные, первым делом решили найти настоящий плов и закусить самсой из тандыра.

На подъезде к Ташкенту нас остановили гаишники, разъяснили, что тонировка даже на задних стеклах у них запрещена. Разошлись добрым пожатием руки с небольшими потерями с нашей стороны. Траффик в Ташкенте ничем особо не отличается от привычного нам. На дорогах видели в основном Дэу, ВАЗ, Волгу, Шевроле. Население здесь покупает машины, которые производит местный завод Ravon. Пошлины на ввоз импортных автомобилей зачастую превышают стоимость самого авто.

Ташкент

Поездка в Ташкент

На трассе увидели тандыр и решили, наконец, пообедать. Плов (по местному — ош) здесь является национальным блюдом. Его готовят в 12-13 часов дня, поэтому нужно успеть до вечера попробовать. Добавляют изюм, желтую морковь и нут. Обед на двоих из плова, салата, самсы и чая нам обошелся в 27 000 сум (1068 тенге или 195 рублей). Было очень вкусно.

Традиционный плов "Ош"

Плов "Ош"

Кафе в Ташкенте

Счет в кафе

Продолжали путь по заранее построенному маршруту, который завел нас опять на границу с Казахстаном, где меня, как гражданку РФ, не пропустили. Пришлось возвращаться до Сырдарьи и ехать в объезд границы. Ниже красным маркером выделен наш маршрут.

Маршрут объезда

В Самарканд добрались к 19:00. Я заранее забронировала хостел Amir Hostel. Если вам нравится домашняя атмосфера, чистые номера и дружелюбные хозяева — это идеальный вариант для размещения. Отдельное спасибо Азизе за вкусные завтраки.

Въезд в Самарканд

Поездка на машине в Самарканд

Путешествие в Самарканд

Самарканд

Amir Hostel

Сутки проживания нам обошлись в 23 доллара (1347 рублей или 7300 тенге). Хотели остановиться только на день, но нам так понравилось там, что решили посмотреть Ташкент в следующий раз. В итоге задержались в Самарканде еще на двое суток.

В первый вечер муж повел меня в стейк-хаус под названием T-Bone. Стоит отметить, что в барах Узбекистана нет ограничения на курение — можно зажечь сигарету прямо за столом. Ужин из пасты, медальонов из телятины, двух коктейлей и двух десертов обошелся нам в 120 000 сум (860 рублей или 4700 тенге). Оригинальная подача и вкусные блюда. Стоит попробовать.

Решили закончить вечер разливным пивом из хваленой местной пивоварни Pulsar. Дам ориентир: вводите в карте "бар Бочонок" — там и можно купить. Предлагают два вида пива: фильтрованное и нет. Бармен дал на тест, выбрали нефильтрованное. Если честно, наше Барнаульское пиво лучше.

Пивоварня Pulsar

Достопримечательности Самарканда

Я заранее составила список мест, которые стоит посетить в городе:

1. Гробница Амира Темура.
  2. Регистан.
  3. Мечеть Биби-Ханым.
  4. Мечеть Хазрет-Хызр, сейчас — мавзолей Ислама Каримова.
  5. Обсерватория Улугбека.
  6. Сиабский базар.
  7. Хазрати Довуд (30 километров от Самарканда).

Советую начать с гробницы Амира Темура, иначе — мавзолей Гур-Эмир. Находится он в самом центре Самарканда. Вход для туристов стоит 20 000 сум (790 тенге или 140 рублей). Если не читали историю, советую воспользоваться услугами гида. Цена почти такая же, как у входного билета. Не буду углубляться в историю и легенды, оставлю ниже пару фотографий.

Мавзолей Гур-Эмир

Гробница Амира Темура

Вход в мавзолей

Амир Темур

Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде

Внутри мавзолея

Рядом с гробницей, в трех минутах езды, находится главная площадь — Регистан. Вход для туристов стоит 30 000 сум (1187 тенге или 216 рублей). На площади Регистан находится три Медресе: Улугбека, Шердор, Тилля-Кари. Впечатляющее место, были там днем и вечером — вокруг загорается красивая подсветка.

Площадь Регистан

Регистан

В пешей доступности от Регистана находится знаменитая мечеть Биби-Ханым. Она была построена в честь любимой жены Тамерлана. Ходят разные легенды, о которых вам расскажет гид. Вход также стоит 20 000 сум (790 тенге или 140 рублей).

Мечеть Биби-Ханым

Дальше пройдите до мечети Хазрет-Хызр. Сейчас там располагается мавзолей Ислама Каримова — первого Президента Узбекистана. Вход бесплатный. Мулла читает Коран, вокруг — много паломников.

Мавзолей Ислама Каримова

Мавзолей Ислама Каримова в Самарканде

Общий вид с мавзолея

Мечеть Хазрет-Хызр

Мечеть Хазрет-Хызр в Самарканде

Здесь же находится знаменитый Сиабский базар. Здесь можно найти посуду, сухофрукты, чай, специи, узбекский лимон и многое другое. Купила большие блюда в национальном стиле и сушеные фрукты. Посуда стоила 20 000 сум за единицу (790 тенге или 140 рублей). Муж набрал пакет сухофруктов. Цену не помнит, но говорит, что дешево. Чай — 55 000 сум за килограмм (2176 тенге или 397 рублей).

Национальная посуда Узбекистана

Посуда на Сиабском базаре

Блюда

Купила маме разные семена: морковь желтая, арбузы, дыни. Все по 1000 сум (7 рублей или 39 тенге). Самое главное правило восточного базара — уметь торговаться. Продавец даже может обидеться, если вы уйдете, не предложив свою цену.

Сиабский базар

Сиабский базар. Специи

До обсерватории Улугбека можно проехать на машине. Вход стоит 20 000 сум (790 тенге или 140 рублей), плюс мы воспользовались услугами гида за ту же сумму. Улугбек первым в мире построил обсерваторию, расчеты которой поражают своей точностью. На месте обсерватории мы увидели лишь ее часть, которая была обнаружена после раскопок в 20-м веке.

Обсерватория Улугбека

К обеду мы посмотрели уже все, что планировали увидеть из списка исторических и святых мест. Хозяин хостела посоветовал нам посетить еще одну достопримечательность, куда съезжаются паломники со всего мира — пещеру Хазрати Довуд. Около 16:00 мы выехали в ее сторону. Она находится примерно в 30 километрах от Самарканда. Дорога по трассе хорошая — только на подъезде к пещере есть неровный участок.

Деревня Хазрати Довуд

Деревня

Чтобы добраться до пещеры, необходимо преодолеть 1303 ступени в гору на высоту 1250 метров. Внизу есть ребята, которые предлагают подняться наверх на лошадях за отдельную плату. Так как уже близился закат, мы поторопились подняться по лестнице. Без остановки путь у меня занял 30 минут  (муж прошел быстрее). По пути на лестнице стоит много лавочек для отдыха и ларьков с едой. На вершине есть небольшая мечеть и магазин сувениров.

Хазрати Довуд

Пещера Хазрати Довуд

Верблюд

Верблюд на вершине

Чтобы пройти к священной пещере, нужно спуститься еще на 200 ступенек вниз. Внутри вас встретит мулла: он расскажет легенду, поставит свечи, предложит отпустить из сердца все плохое и загадать желание. Возьмите с собой немного денег, чтобы оставить пожертвование. Как я уже говорила, мы приехали на закате — посмотрите, как там красиво.

Гора Хазрати Довуд

Закат на горе

На обратном пути в Самарканд мы остановились, чтобы поесть. Кроме плова, обязательно попробуйте шашлык. Каких видов там только нет: и рулетики, и кебабы, и стейки, и ребрышки, и овощи. Я, как настоящий турист, решила попробовать местный деликатес — бараньи семенники. Вкус на любителя, но я не жалею о содеянном.

Шашлык из бараньих семенников

Вот так за один день мы выполнили "программу максимум" в Самарканде. В хостеле познакомились с ребятами из Алматы и договорились утром поехать на базар в город Ургут (40 километров от Самарканда). Надеялась там найти красивую посуду, но не смогла. Ургут не советую, к тому же дорога плохая. Разочаровавшись, мы решили потратить остаток денег на Сиабском базаре. После этого во второй половине дня двинулись в сторону Алматы.

Дорога в Алматы

Дорога домой

Финансовый отчет

Все суммы указаны за двоих:

• Бензин — 50 000 тенге или 9136 рублей (проехали 2400 километров).
  • Проживание — 18 600 тенге или 3400 рублей.
  • Питание — 15 000 тенге или 2740 рублей.
  • Достопримечательности — 10 000 тенге или 1827 рублей.
  • Шопинг — 20 000 тенге или 3654 рублей.

ИТОГО: 113 600 тенге или 20 757 рублей.

Узбекские сумы

Разменяли 100 долларов

Советы путешественникам

В этом разделе остановлюсь подробнее на особенностях самостоятельной поездки и отдыха в Узбекистане:

1. По картам здесь не расплатишься. Во всем Самарканде нашли только один банкомат — в центральном банке.
  2. Там можно без проблем разменять рубли или тенге. Необязательно иметь при себе доллары.
  3. Курс в банке, как ни странно, такой же, как у татешек на границе.
  4. Здесь есть кока-кола в стеклянных бутылках.
  5. Чтобы стать миллионером, достаточно разменять 125 долларов на местные сумы.
  6. За тонировку мы заплатили 150 тенге или 30 рублей. Лайфхак: перед постом опускайте задние стекла.
  7. Обязательно установите антирадар — нас он спасал не один раз.