Занзибар: отдых и отзыв автотуриста

Честный отчет-отзыв об отдыхе в Занзибаре в 2017 году. Аренда машины, Индийский океан, экскурсия на остров Призон и Накупенда, а также море фотографий.

Предисловие

Все началось с короткого сообщения от моей старой знакомой, большой любительницы путешествий. Она написала, что мечтает побывать в одной далекой теплой стране, даже деньги отложила на поездку, но вот одна ехать не решается, а мне это предложение точно должно понравиться, она уверена. Когда мы с ней созвонились, я услышал новое для меня слово — Занзибар. Эта уникальная страна находится в Африке.

Началась подготовка к поездке. В ближайшую турфирму для очистки совести заглянул и еще раз убедился, что самостоятельно путешествовать дешевле и, конечно, интереснее. Билеты Москва - Дар-Эс-Салам - Москва бронировал на SkyScanner, а жилье — на своем любимом AirBnB.

Самыми дешевыми на выбранные даты оказались билеты турецких авиалиний с пересадкой в Стамбуле. И вот уже — Внуково, день вылета. В нагрудном кармане — загранпаспорт с посадочным талоном, на душе — радостное волнение. Путешествие в новую неизведанную для меня страну начинается.

Аэропорт Внуково

Самолет достался новенький, сервис приятный, доброжелательный, а еда обычная. Удивили металлические столовые приборы — на контроле отбирали маникюрные ножницы и прочую мелочь, а тут выдали ножи и вилки, прямо вооружили весь самолет холодным оружием.

Контроль в аэропорту

В Стамбуле час на пересадку, и в другой такой же Боинг до Дар-Эс-Салама.

Пересадка в Стамбуле

Свободных мест в самолете не было, поэтому наступила ночь, и поспать за 7,5 часов полета не получилось.

Танзания и дорога в Занзибар

В столицу Танзании прибыли под утро. Прошли паспортный контроль, отдали по $50 за визу, получили багаж и пошли знакомиться с аэропортом. Было еще темно, поэтому наверно не жарко, хотя и не холодно. Чувствовалась влажность, летало много насекомых. Прививок мы не делали, хотя сомнения у меня были, советов и случаев в интернете много всяких начитался.

Нам надо было наменять местной валюты и решить, как добираться до Занзибара. С валютой проблем не было, обменники работали, и мы обменяли для начала $200, получив увесистую пачку местных шиллингов.

С Занзибаром расклад выходил такой. Можно было лететь самолетом, касса уже работала, цену объявили $55 с человека. Также можно добраться на пароме (цена $35), но до порта еще надо добраться. Таксисты просили не меньше $30. Разница выходила на двоих всего в $10. Решили лететь, но когда я подошел с деньгами к кассе, выяснилось, что на утренние рейсы билетов нет, только после обеда. Вопрос отпал, сидеть в аэропорту еще полдня мы не собирались, едем в порт.

Нарисовался таксист, который не выпускал нас из поля зрения. Он то и дело пытался помочь: то чемоданы перетащить, то к кассам проводить. К концу поездки я уже знал, что навязчивый сервис — это какая-то национальная черта. С одной стороны, это раздражало, с другой, помощь часто была нужна, вопросы в новой незнакомой стране возникали часто.

Таксист советовал ехать раньше, лучше ждать в порту, потому что с наступлением утра на дорогах появятся пробки. Мы не стали спорить и приехали в порт, откуда часа через полтора должен был отправиться первый паром на Занзибар. Сразу же налетели "помощники" в униформе, от которых отвязаться абсолютно нереально было. Они тыкали нам под нос свои бейджики, постоянно твердили "No problem", сопровождали нас и носили наши чемоданы вплоть до самой посадки.

А движуха при посадке началась еще та — сначала вся толпа (почти сплошь местное население, белых виднелось единицы) ломанулась за билетами, паспорта спрашивали в первую очередь, потом деньги, причем без разницы — доллары или местные шиллинги. Чемоданы должны ехать отдельно, в багажном отделении.

Конечно, без навязчивых помощников нам было бы трудно разобраться, учитывая, что английский у нас слабый, а уж про суахили молчу. Но и цену за свои услуги они заломили неслабую — пришлось как следует поторговаться и сделать выводы на будущее.

В этой посадочной суматохе мы не заметили, как наступило утро, и мы удалялись от порта Дар-Эс-Салама в сторону острова Занзибар.

Порт Дар-Эс-Салама

Весь переход занял часа полтора, без качки и с кондиционером — он был вполне комфортным, даже скучноватым.

Паром в Занзибар

Весь экстрим был впереди. Дело в том, что жилье я забронировал на севере острова, выбрав это побережье по отзывам. Больше всего хвалили в интернете пляжи у деревни Нунгви. Таксисты, судя по тем же отзывам, берут за дорогу в те края от $30 до $50. Поэтому я подумывал прицениться к арендованной машине, убив двух зайцев: добраться до отеля и самостоятельно покататься по острову.

А пока я скучал во время "переплыва", моя спутница уже нашла себе собеседника. Недостаток английского она восполняла большим желанием пообщаться, а местные танзанийцы-занзибарцы охотно шли ей навстречу и всячески старались помочь. В общем, когда мы прибыли на остров, нас ждал уже друг или брат нашего нового попутчика с машиной для аренды.

Но сначала мы получили свой багаж и прошли паспортный контроль, с визой в загранпаспорт, как положено. Оказывается, Занзибар — это такая полуавтономия от Танзании со своим президентом, парламентом, флагом и другими атрибутами.

Хозяин машины выглядел порядочным, интеллигентным, спокойным и вежливым товарищем. Он поразительно отличался от всех африканцев, которых я когда-либо видел, с ним было легко и приятно общаться. Он назвал цену $40 в день без ограничения километров и бензина (не надо возвращать с полным баком, как обычно). Если нам неудобно будет ехать для возврата в Стоун-Таун, то он сам заберет машину в Нунгви. Условия показались очень приемлемыми, и я согласился и взял машину на три дня, решив , что этого будет достаточно. Хотя это была настоящая авантюра: в чужой стране, на каком-то диком острове, на незнакомой машине, при левостороннем движении (правый руль) да еще и после бессонной ночи.

Хозяина машины звали Насиб. Мы заехали в какую-то контору, может, дорожную полицию, я не понял, где к моим МВУ добавили еще одну бумагу, без которой там ездить нельзя. Затем мы обменялись телефонами и попрощались.

Водительские права в Занзибаре

И начались мои испытания. До Нунгви было 50 км. Хорошо, хоть ездят на Занзибаре довольно спокойно, в Индонезии я бы точно не решился взять машину, там движение на дорогах просто сумасшедшее, особенно в Джакарте.

Ехал я по навигатору, карту для оффлайн работы в надежный и проверенный MAPS.ME скачал заранее — с ним не только компас, но и гид не нужен, достопримечательности и все нужное уже в нем, всем рекомендую в путешествия. Дорог по острову немного, состояние, конечно, не очень, ям хватает. Главное, что бросилось в глаза — на дороге постоянно кипит жизнь: кто-то едет, идет, что-то тащит, на обочинах все время какая-то движуха. Так все 50 километров, не расслабишься и не разгонишься.

Тем не менее, я умудрился нарваться на штраф местной ДПС. Только этого мне для полного "счастья" не хватало! Остановив меня, они показывали какой-то допотопный радар, на котором якобы была моя скорость — 45 км в час, тогда как разрешено здесь только 40. Все было очень узнаваемо — для оплаты штрафа мне следовало приехать на следующий день к ним в участок, но уверенности в голосе не чувствовалось, зато во взгляде читалось знакомое мздоимство. Начался обычный гаишный развод, потом торговля, сошлись на $20, дальше спорить я не рискнул, хотелось уже быстрее доехать до отеля, ведь два дня и ночь сплошные дороги и перелеты. Еще два раза меня останавливали местные сотрудники ДПС, но внимательно посмотрев документы и наклейки на лобовом стекле, отпускали. За скоростью теперь приходилось следить.

Отель Baraka Beach Bungalow и Индийский океан

Мы наконец прибыли в Нунгви. Чтобы найти наш отель, пришлось несколько раз спрашивать дорогу. Благо в советчиках и помощниках недостатку нет, народу везде полно, каждый готов помочь. Только здесь наконец сфотографировался у своего верного праворукого коня марки Suzuki. Дорога, кстати, кончилась сразу, как только въехали в Нунгви.

Арендованная машина в Занзибаре

Зато скоро начался дождь, еще больше увеличив огромные лужи. Но мы уже были под крышей, в отеле с названием Baraka Beach Bungalow, состоящим всего из нескольких домиков под соломенными крышами.

Baraka Beach Bungalow

Отель в Занзибаре

Внутри скромно, но было все необходимое: кондиционер, холодильник, две огромные кровати с пологами от насекомых и санузел с плохой (как часто бывает в дешевых отелях) сантехникой и слабым напором воды.

Отель Baraka Beach Bungalow

Кондиционер мы включили, затем выключили и больше не пользовались. Жары за все время нашего пребывания там не наблюдалось, так же, как и холода. Вообще, с погодой могло бы быть и поинтереснее, но в этот период у них как раз сезон дождей, лило каждый день и каждую ночь, хорошо хоть с перерывами. Но крыша не подводила, нигде даже капли не протекло, мы даже заспорили: может, такая кровля — бутафория, а под ней скрывается современный кровельный материал? Не поленились, проверили —  только пальмовые листья.

Соломенная крыша

Отдельно расскажу про розетки, пригодится тем, кто сюда поедет. Они здесь не самого ходового стандарта, "британского" или BS 1363, трехштырьковые, со шторками. Если нет переходника, то не страшно — выйти из положения можно, воткнув что-нибудь подходящее в заземляющее гнездо (у меня была индикаторная отвертка, всегда с собой вожу). Тогда шторки откроются, а расстояние рабочих контактов нашим вилкам соответствует. Иначе останетесь без зарядок, а у нас еще и кипятильник был.

Зачекинившись и расположившись, мы сразу пошли на море. Точнее, на берег океана, где была та красота и экзотика, за которой мы сюда приехали.

Индийский океан

Пляж Занзибара

Индийский океан в Занзибаре

Изучать окрестности и тем более куда-то ехать совсем не хотелось, сначала надо отдохнуть, как следует выспаться после долгой дороги.

Поездка по Занзибару на машине: Стоун Тоун и дом Фредди Меркьюри

Наступил второй день. Завтраки у нас были включены и представляли из себя: яйца на выбор (вареные или жареные), фрукты (куски апельсина и арбуза), стакан сока из местных фруктов, чай или кофе с молоком, хлеб, масло, джем. И все. И так каждый день.

Еда в Занзибаре

После завтрака надо было использовать арендованную машину и прокатиться по острову. Видео говорят сами за себя, комментарии там же, в роликах.

Смотрели и снимали во все стороны, было интересно и необычно, кругом была незнакомая и непривычная для нас жизнь.

Дороги в Занзибаре

Автопутешествие по Занзибару

Путешествие по Занзибару

Поездка на машине по Занзибару

Путешествие по Занзибару на машине

До Стоун-Тауна доехали без происшествий и остановок, хотя дорожной полиции, на мой взгляд, здесь слишком много для небольшого острова, а желание нажиться на туристах, естественно, присутствует. Но придраться было не к чему, и мы без потерь въехали в город. Тут пошел дождь, который лил довольно долго, хорошо, что я подготовился, захватил из дома зонт и дождевики.

Ливень в Занзибаре

Дождь в Занзибаре

В старом городе чем ближе к центру, тем больше узеньких улочек, бывает сложно разъехаться, и трудности с парковкой.

Улица в Занзибаре

Но найти места можно, мы припарковались и пошли по магазинам за сувенирами и подарками.

Сувениры из Занзибара

Магазин сувениров

Сувенирный магазин в Занзибаре

Магазин Сувениров в Занзибаре

Женщина в Занзибаре

Выбор сувениров, конечно, богатый, есть что посмотреть и выбрать. Но кроме традиционных местных барабанов, африканских масок и статуэток, мне особенно забавными показались такие поделки:

Сувениры из Занзибара

В столице Занзибара главная достопримечательность — это дом, где родился Фредди Меркьюри. Услужливые аборигены помогли найти этот обычный занзибарский дом, ничем не отличающийся от соседних строений. Музея там нет, просто обозначен фасад и подъезд.

Дом Фредди Меркьюри в Занзибаре

Дом Фредди Меркьюри

Дом Фредди Меркьюри

Дошли до набережной, там разруха и очень грязное море, о купании не могло быть и речи, тем более, что дождь почти не прекращался.

Индийский океан

Занзибар, Индийский океан

Тогда правильным решением было пообедать. Увидев гордую вывеску "РЕСТОРАН", мы зашли туда и огляделись. На интерьер без смеха не взглянешь:

Ресторан в Занзибаре

Тем не менее, мы не пошли искать под дождем другое место, заказали обед здесь. И нас тут не разочаровали, накормили с душой: довольно вкусно, порции большие и не сильно перченые, ждали не долго, да еще и музыка приятная звучала.

День заканчивался, и мы двинулись в обратный путь.

Автобус в Занзибаре

Общественный транспорт в Занзибаре

Доехали без приключений все 50 км, хотя по темноте ехать было сложнее, к тому же вызывало беспокойство, что бензин заканчивался. И что интересно: ни дождь, ни темнота не изменили дорожную ситуацию, там так же кипела жизнь, фары постоянно высвечивали людей.

До дома добрались практически с пустым баком, и я решил, что заправляться не буду, хватит с меня поездок.

Прогулка по побережью и местные жители

Третий день. После завтрака пошли на берег океана. Было время отлива, купаться не везде удобно, зато гулять интересно. Море отодвинулось, оставив на берегу кучи водорослей и не только.

Отлив на Индийском океане

Лодки на Индийском Океане

Водоросли на Индийском океане

Водоросли

Пляж Индийского океана

По береговой линии один за другим стоят отели, некоторые довольно красивые и, наверно, дорогие.

Отель в Занзибаре

Отели на берегу Индийского океана

Зайти на территорию не запрещалось, посмотрели на этот отель и на баобаб плодоносящий:

Баобаб

На пляже детишки совсем не пугливые:

Дети в Занзибаре

Дети в Занзибаре

Взрослые аборигены встречаются и пристают со всякой ерундой: ракушками, сувенирами, кокосами. Ни один молча не пройдет мимо, обязательно начнется: "Джамбо", "Акуна Матата" и так далее. Все эти приставания безобидные, дружелюбные, можно легко отмахнуться и пойти дальше. Фотографируются они с большим удовольствием, конечно, в надежде на подачку. Но можно ничего не давать — они обычно не клянчат и не обижаются. Этот абориген даже шапку свою дал примерить.

Абориген в Занзибаре

Другое дело — масаи. Они специально ходят по пляжу в своих национальных костюмах и позируют только за деньги.

Масаи

Масаи

Встретили на пляже почти соотечественников, приехавших сюда из Мариуполя. Обменялись впечатлениями и сделали им совместное фото.

Туристы в Занзибаре

Позже еще встречали и россиян, и украинцев, но не часто, как и бледнолицых из других стран. Наверно сказывался сезон дождей, не лучшее время для приезда сюда.

Пообедать решили в ресторане своего отеля, обнаружив в нем плюсы и минусы. Плюсы: непосредственная близость к дому и морю, вкусная еда, непринужденная обстановка и очень дружелюбный персонал. Минусы: насекомые (утром и днем мухи, вечером комары) и довольно наглые птицы. Только отвернешься, обязательно что-то стащат со стола.

Отель при ресторане

После обеда пошли прогуляться по деревне Нунгви и сразу наткнулись на мастерскую местного художника. Он был не против фотографирования и охотно отвечал на все вопросы.

Мастерская художника в Нунгви

Художник в Нунгви

Мастерская художника в Нунгви

Живопись в Занзибаре

На площади местное мужское население играло в футбол, несмотря на лужи и отсутствие ворот.

Уличный футбол в Занзибаре

Стал накрапывать дождь, и мы пошли домой, а вечером после дождя прогулялись по пляжу. В зависимости от погоды вечерами там бывало очень красиво.

Вечерний Занзибар

Ночной Индийский океан

Уклад жизни занзибарцев

День четвертый. В новый день мы продолжили осмотр деревни, тем более, что один из работников отеля (местный житель по имени Хаджи) очень настойчиво и в то же время дружелюбно предлагал свою компанию. Так что у нас появился гид, и с ним действительно гулять было интереснее и познавательнее.

Деревня Нунгви

Деревня Нунгви

Я, например, утолил свой интерес, попробовав плод хлебного дерева.

Плод хлебного дерева

Плод хлебного дерева

Моя попутчица, увидев на проходящей мимо девушке паранджу, захотела ее примерить.

Паранжа

"Why not?", — сказал наш гид, окликнул девушку. Примерка началась.

А еще встретили торговца рыбой на велосипеде.

Торговец рыбой на велосипеде

Торговец рыбой в Занзибаре

После дождя в некоторых местах улицы были такие, что ходить по ним было удобнее босиком.

Грязь на улицах

Грязь в Занзибаре

Пользуясь случаем, посмотрели, как выглядит жилище занзибарцев внутри, заглянули в дом сестры нашего гида, а затем и познакомились с его семьей.

Жилье в Занзибаре

Дома в Занзибаре

Жилье в Занзибаре

Население Занзибара

О занзибарцах сложилось впечатление, что они, как в песне, "На лицо ужасные, добрые внутри!". К примеру, одна счастливая занзибарская семья: глава семейства Хаджи (31 год, служащий отеля), его жена (28 лет, домохозяйка) и их младший сын.

Семья в Занзибаре

В доме чисто и по-своему, по-деревенски, уютно.

Интерьер дома

Интерьер дома в Занзибаре

Дождевую воду ценят, собирают, потому что это остров, и она в дефиците.

Тазик под дождевую воду в Африке

Отдых и подготовка в экскурсии

Пятый день. Утром после завтрака, пользуясь промежутком между дождями, пошли на пляж. Там туристы катались на досках с веслом, SUP-серфинг называется.

SUP-серфинг

А местные ловили рыбу: женщины становились вкруг и лупили палками по воде, загоняя рыбу в сеть. Потом подплывала лодка, и эту сеть сообща вытаскивали и отвозили на берег.

Индийский океан в Африке

Рыбалка в Занзибаре

А еще встретили рекламный щит на русском языке, зазывающий на экскурсии.

Рекламный баннер на русском языке

Мы даже не думали сидеть в отеле или лежать на пляже. Съездить хоть на одну экскурсию было обязательным в моей программе посещения Занзибара. Зайдя в хижину у плаката, мы встретили русскоговорящего гида. Он назвался Валентин, рассказал, что учился в РУДН, и предложил нам две экскурсии в одну поездку: посещение острова с черепахами и какого-то исчезающего острова. Что-то я о них узнал из интернета, когда готовился, цену слышали от встреченных на пляже соотечественников, она была та же — 70 долларов. Мы согласились.

Остаток дня провели на пляже, откуда нас периодически прогоняли короткие и теплые тропические ливни.

Экскурсия на остров Призон и Накупенда

День шестой. Утро началось с дождя, который не собирался заканчиваться, хотя Валентин сказал, что прогноз благоприятный, иначе он бы отменил экскурсию.

После завтрака за нами прибыла машина, и мы поехали в Стоун-Таун, откуда стартует лодка. С нами был гид, к сожалению, англоязычный, и увязавшийся несмотря на мои протесты наш старый знакомый Хаджи. На пристани взяли лодку с лодочником и так впятером пошлепали по волнам к острову Призон. Дождь все не кончался, болтало прилично, но терпимо.

Лодка

Остров симпатичный, осматривали его и черепах под дождем.

Экскурсия в Занзибаре

Грязь после дождя

Большие черепахи

Черепахи в Занзибаре

На острове есть бывшая тюрьма и дворец султана. Гид постоянно что-то рассказывал по-английски. Мы понимали хорошо, если половину, утешая себя тем, что всю информацию про султанов, завоевания острова и работорговлю можно найти в интернете, главное — увидеть все не на экране, а своими глазами.

Остров Prison на Занзибаре

Бывшая тюрьма в Занзибаре

Есть там и ресторан и даже отель, но цены негуманные. А вот магазина нет.

Ресторан на острове Prison

Остров-тюрьма
Остров Тюрьма в Занзибаре

Ресторан на острове Prison

Дождь наконец закончился, и стало еще симпатичнее.

Остров Prison

Остров-тюрьма

Лодка в Индийском океане

Island Prison в Занзибаре

Остров Prison

Аборигены в Занзибаре

Занзибарские двери — настоящие произведения искусства:

Занзибарские двери

А нас ждала лодка, чтобы отвезти на следующий остров.

Лодка

Остров Prison, Занзибарский Архипелаг

Лодка с навесом

Добрались до него гораздо быстрее: ветер и течение были попутными, да и погода наладилась.

Лодка в Индийском океане

Этот остров интересен тем, что во время прилива он полностью исчезает под водой и высадиться на него можно только во время отлива. Очень романтическое место.

Остров в Индийском океане

Волны океана

Из живности — только чайки да крабы, зато подводный мир интересный, мы с удовольствием поныряли.

Океан и песок

Краб в океане

Дайвинг в Индийском океане

Океанский краб

Хаджи с гидом приготовили нам обед — должны были с морепродуктами, но схалтурили, закупили одних фруктов и орехов. Это пишу на будущее тем, кто поедет: уточняйте заранее, могут сэкономить на вашем обеде.

Песочный пляж

Обратно шли уже под солнышком, по спокойному океану.

Человек на лодке

Возвращаясь назад, мы продолжали смотреть вокруг, наслаждаясь красотой и экзотикой. Сначала с лодки, а потом из машины, которая везла нас из Стоун-Тауна в наш отель, в Нунгви.

Парусная лодка

Вид на океан

Пароход в Занзибаре

Пеший транспорт

Город

Занзибарская женщина

Люди в Занзибаре

Несмотря на дождливую первую половину дня и слабенький веганский обед, экскурсия на два острова очень понравилась.

Шоппинг и местные дети

День седьмой. Сегодня — предпоследний день нашего пребывания на Занзибаре. Попутчица увлеклась шоппингом:

Шоппинг в Занзибаре

Покупки в Занзибаре

Кстати, черные шлепанцы на прилавке местного производства изготовлены из автомобильных камер и покрышек.

Шлепанцы из резины

А я решил поснимать местных детишек, прикольные они.

Дети в Занзибаре

Занзибарские дети

Дети Африки

Африканские дети

Подросток в Занзибаре

Школьники у них имеют свою форму:

Школьная одежда в Занзибаре

Школа в Занзибаре

Школьная одежда

В местном сельмаге:

Сельский магазин в Занзибаре

Вечером я связался по WhatsApp с Насибом, у которого мы арендовали машину. Он обещал отвезти нас в Стоун-Таун дешевле, чем местные таксисты, всего за $30.

Честно сказать, большой грусти от расставания я не чувствовал. Ходить по деревне или лежать на пляже надоело, а приставания аборигенов, их "Джамбо" и "Акуна-макака" со всех сторон стали раздражать. Один турагент был особенно навязчив, предлагая экскурсию на сафари моей попутчице. Отвязаться от него никак не получалось. Тогда пришлось проявить решительность и строго спросить у него: "What do you want?". Он промямлил что-то явно не английское и оставил нас в покое. Больше негативных моментов с туземцами не было.

И еще хочется сказать следующее: гуляя по деревне Нунгви, в которой по словам Хаджи проживает около 10 000 человек, ловил себя на мысли, что гуляется здесь легко и непринужденно. Это бывает далеко не во всех таких, скажем, не сильно цивилизованных, странах. И я задал себе вопрос: почему? Размышляя над этим, понял, что там нет никаких неприятных запахов. Это удивительно, потому что и тепло, как положено в тропиках, и фрукты разные круглый год, и морской берег с водорослями и рыбой, и дома-лачуги с кучами хлама на обочинах. А запахов нет. Может, причина в дождях, ежедневно смывающих нечистоты и фильтрующих землю и воздух, а может местное население не такое и дикое, каким мы его привыкли считать.

Вторая причина, по которой здесь легко и приятно гулять — отношение местного населения. Оно явно доброжелательно, у меня нет исторических и этнографических знаний на эту тему, чтобы пытаться найти причину этой простодушной доброты, которая идет от этих людей. Впечатления о себе занзибарцы оставили очень приятные.

Вечер прошел в сборах и укладке чемоданов.

Дорога в аэропорт Занзибара и самолет в Танзанию

День восьмой. Машина за нами пришла ровно в полдень, как договаривались. Насиб сам приехать не смог, прислал брата, очень веселого и дружелюбного парня, который прямо рассыпался в любезностях и всячески старался угодить.

По дороге напоследок я делал фото и видео, пользуясь тем, что не за рулем, руки свободны, а возможности запечатлеть Занзибар у меня скорее всего уже не будет.

Стадион в Занзибаре

Похоже, здесь делают знаменитые занзибарские двери:

Занзибарские двери

А это все жители Занзибара:

Житель Занзибара

Абориген в Занзибаре

Местные жители Занзибара

Торговая лавочка

Женщина в паранже

Женщина в Африке

Маршрутка в Занзибаре

Фруктовая лавка

Торговые ряды

Обратный путь с острова Занзибар на материк я хотел совершить обязательно на самолете, чтобы обозреть окрестности с высоты. На ближайший рейс в Дар-Эс-Салам, как обычно, билетов не было, но веселый брат Насиба куда-то сбегал, с кем-то договорился и нам предложили немного доплатить и лететь прямо сейчас. Посовещавшись и поторговавшись, мы согласились. Оказалось, что в самолетике, напоминавшем стрекозу, полетим вчетвером: мы с попутчицей, пилот и еще один пассажир.

Самолет в Занзибаре

Салон самолета в Занзибаре

Самолет в Занзибаре

Пилот, полуобернувшись к нам, проговорил информацию о полете. Мы вырулили на ВПП и довольно быстро взлетели. Погода была замечательная, и виды под крылом проплывали просто изумительной красоты:

Вид с самолета

Вид с высоты на Занзибар

На весь перелет хватает всего 20 минут, поэтому очень скоро внизу показался Дар-Эс-Салам и мы начали снижение.

Дар-Эс-Салам

Вид с самолета на Дар-Эс-Салам

Аэропорт в Дар-Эс-Салам

Приземлившись, мы не спеша прошли через терминал, нашли лавочку и, собрав по карманам оставшиеся шиллинги, купили у привокзального лавочника по мороженому. Я уже знал, что вывозить местные деньги из страны нельзя, хотя трудно представить, чтобы нас кто-то обыскивал. Но кроме пары монет и банкнот, оставленных для коллекции, они просто были уже не нужны.

Большой самолет в обратный путь у нас был поздно ночью, поэтому, как мы и планировали, в запасе было еще полдня, чтобы посмотреть столицу Танзании. А для этого сначала надо было перебраться в другой терминал, который находился неподалеку. Мы хотели дойти пешком, благо погода была отличная, а времени много. Но когда я поспрашивал дорогу у местных, от этой идеи пришлось отказаться, все уверенно говорили, что надо ехать на такси за $5.

Доехали. И встала другая проблема: куда деть чемоданы, если мы хотим ехать смотреть город? На форумах при подготовке в поездке информации о камере хранения в аэропорту ДЭС не нашел, поэтому опять пошел спрашивать, напрягать свой скудный запас английских слов. Отзывчивость и радушие местных жителей опять сработали, нашелся уголок в каком-то офисе, куда под замок и с распиской-квитанцией мы за $20 оставили все свои вещи. Дорого, конечно, но не сидеть же в аэропорту до середины ночи.

И мы двинулись туда, где кипела и бурлила жизнь африканского города. Дойдя до большой оживленной трассы, мы огляделись, соображая, как лучше и дешевле добраться до центра города. Навигатор показывал, что ехать надо было 10 км, пешком не пойдешь. Сразу бросилось в глаза отличие от Занзибара: население было какое-то другое, не такое благодушное и расслабленно-дружелюбное, как на острове. На нас как-то заинтересованно поглядывали, но таких дружественных приветствий уже не было. На автобусных остановках были толпы ожидающих, становиться к ним в очередь не хотелось, рядом шумными стаями кучковались мотоциклисты. Меня привлек местный тук-тук — маленький двухместный на базе мопеда или мотороллера транспорт. Подошел к одному из них и показал парню на карте в своем навигаторе центр города. Он начал с $20, я — с $5. Сошлись на $8 и поехали. Еще раз — торгуйтесь всегда!

Ехали мы недолго, скоро в стали в пробку, в которой между рядами машин сразу засновали торговцы. Я, как обычно, начал снимать.

Дорога в Танзании

Общественный транспорт в Танзании

Наш молодой водитель на ломаном английском с ужасным акцентом, на котором я даже знакомые слова не узнавал, все-таки сумел нас предостеречь, чтобы мы не держали открыто свои телефоны и фотоаппараты, так как молодежь на мотоциклах любит промышлять тем, что вырывает из рук туристов все, что подвернется.

А пробку наш водила объезжал лихо. Он нарушал все, что только можно, ехал по тротуарам, по встречке, по газонам. Но нам все равно постоять пришлось, а в итоге у него что-то сломалось, и мы встали, не доехав километра два. С облегчением пошли дальше пешком, уже надоело трястись или стоять на этой шумной пыльной дороге. Впереди уже виднелись знакомые небоскребы.

Дар-Эс-Салам, Танзания

Вот еще несколько снимков Дар-Эс-Салам, которые успел сделать, пока не стемнело.

Город Дар-Эс-Салам

Дар-Эс-Салам, Танзания

Небоскребы в Танзании

Потом стало совсем неуютно, и я сделал последние два кадра с набережной, такой некрасивой во время отлива.

Набережная Дар-Эс-Салам

Океан в Танзании

И мы побрели по темному городу в сторону аэропорта. По пути остановились поужинать в кафешке какого-то торгового центра, потом поймали тук-тук и без проблем доехали. Что интересно, как только сели, водитель сразу предупреди нас, чтобы берегли свои телефоны. Как-то странно получается: одни аборигены пытаются нас обворовать, а другие услужливо стараются уберечь нас от своих собратьев.

Дар-Эс-Салам нам однозначно не понравился: грязный, шумный, неинтересный, неуютный, какой-то непонятный и к тому же небезопасный город.

В аэропорту было долгое ожидание нашего рейса, приглашение на посадку, сдача багажа и паспортный контроль, который просто пройти не получилось, пришлось заполнять таможенную декларацию. Зато в самолете египетских авиалиний были свободные места, поэтому удалось кое-как принять лежачее положение и немного поспать во время почти 6-часового перелета.

Потом пересадка в Каире, где, как всегда, безоблачное небо и палящее солнце.

Пересадка в Каире

Потом опять Стамбул и "Тюркишами" уже до Москвы.

Внуково встретило холодным дождем с пронизывающим ветром и температурой +2 градуса. И это май месяц. Добро пожаловать на Родину. Путешествие закончено.

Итоги путешествия в Занзибар

Подводя итоги отчета о путешествии, хочу сказать всем, кто дочитал до конца и кому интересно это направление: Занзибар надо посетить ОБЯЗАТЕЛЬНО. Но то я собрал пять главных причин:

  1. Универсальность: страна подойдет и любителям экзотики с экскурсиями, и тем, кто предпочитает поваляться на пляже или предаться шоппингу.
  2. Климат: мягкий и теплый круглый год, без палящего зноя и даже сезон дождей не сильно мешает отдыху.
  3. Доброжелательность местного населения. Если и вы тоже человек общительный и позитивный, то вам не захочется уезжать оттуда.
  4. Безопасность: на Занзибаре у меня не было сомнений, что мне ничто не угрожает. Читал разное, но у меня есть правило: описывать только то, что вижу, а за слухами в интернет ходите сами.
  5. Альтернатива: для отдыха это ближе и дешевле Доминиканы, Мексики или Кубы, особенно если не гнаться за пятизвездочным комфортом.

Для автолюбителей добавлю, что там не надо бояться правого руля и незнакомой местности. Берите в прокат машину и катайтесь, осматривайте остров, любуйтесь экзотическими видами и ищите лучшие пляжи. Дорожной полиции, конечно, много, но не лезьте на рожон и старайтесь не нарушать правила.

Всем спасибо, всем удачи! Акуна Матата!

Автор: Amared

Вам будет интересно!