Профессиональное проектирование автомобильных дорог подразумевает множество нюансов, трудностей и сложностей.
Дороги — это, можно сказать, артерии, без которых немыслима жизнь современного человечества. Они служат для комфортного перемещения людей, товаров и иных грузов как в пределах городов и поселений, так и между ними. Дорожная сфера не потеряет своей актуальности еще очень долгое время — ученые всей планеты еще не придумали альтернативу дорогам, а любые предположения на этот счет больше сводятся к фантастике.
Изо дня в день практически каждый человек передвигается по магистралям и шоссе на различных видах транспорта, но мало кто задумывается о том, как они проектируются, кто этим занимается и что подразумевает под собой прокладка дорожного полотна. На первый взгляд может показаться, что построить новый автопроезд — дело нехитрое, однако, это не так. Процесс прокладки дороги очень сложен и требует задействования специалистов различного профиля, а также согласования в ряде инстанций и государственных служб.
Зачем нужно планирование дорог?
Казалось бы, что может быть проще, чем проложить дорогу из пункта A в пункт B? Наметить траекторию, засыпать щебенкой и уложить асфальт. Но для того, чтобы проложить качественное полотно, которое прослужит долгие годы и будет соответствовать всем стандартам, необходимо учесть множество обстоятельств и нюансов:
- Существующие и планируемые коммуникации, проведенные в зоне укладки дорожного одеяла: газо- и водопроводы, оптоволокно и другие — необходимо предусмотреть их защиту или составить план переоборудования в соответствии с документацией проекта.
- Особенности ландшафта — необходимо прийти к наиболее экологичному решению, которое будет способствовать нанесению наименьшего вреда окружающей среде.
- Предусмотреть водоотведение (ливневая канализация или отдельные каналы) для предотвращения размытия грунта под асфальтированным покрытием.
- Произвести расчет всевозможных нагрузок и учесть интенсивность движения транспорта на этом участке при выборе типа и состава дорожного полотна.
- Если проектируемая дорога будет примыкать к путям общего сообщения, необходимо грамотно сконструировать все места пересечения и предусмотреть, в случае необходимости, освещение и иное облагораживание территории примыкающей к автодороге (тротуары для пешеходов, велосипедные дорожки, «зеленые» насаждения и прочее).
Чтобы соблюсти все приведенные выше требования, необходимо привлечь экспертов из различных областей: инженеров-строителей, геодезистов, экологов и других специалистов. Кроме того, прокладывание нового автопроезда должно быть согласовано с рядом структур и организаций.
- Получение разрешения на строительство от федерального органа исполнительной власти.
- Согласование с органами ГИБДД.
- Корреспондирование владельцев всех примыкающих к дороге территорий, организаций, промышленных комплексов и предприятий и получение их письменного разрешения, а также учет пожеланий и замечаний.
Получив допуск на строительство, можно переходить непосредственно к сложной и кропотливой стадии проектирования дороги. Подробнее об этом можно узнать на сайте Dorroggi.ru.
Этапы и особенности проектирования дорог
Комплекс проектно-конструкторских можно условно можно разделить на три этапа:
- Предпроектные работы.
- Разработка технического задания и проектной документации.
- Создание чертежей.
Предпроектная стадия включает в себя проведение всех подготовительных работ, которые включают в себя:
- исследование участка;
- инженерную съемку территории;
- анализ грунта, метеорологических особенностей, интенсивности транспортного потока, грузовых нагрузок и других внешних условий;
- составление схемы автопроезда;
- расчет и обоснование инвестиций в строительство;
- подбор специализированной техники.
Далее разрабатывается нормативная документация, где детализируются все требования заказчика, а также описываются стадии, виды и сроки работ. Все, что выходит за рамки технического задания, придется оговаривать отдельно, поэтому к данной стадии проектирования нужно подойти с особой ответственностью сторон.
На этом этапе также проводится независимая экспертиза, призванная выявить нарушения и ошибки в инженерных решениях, описанных в ТЗ, если таковые имеются. Экспертная комиссия определяет, в достаточном ли объеме были проведены изыскательные работы и указывает при необходимости на необходимость проведения корректировок задания. После утверждения и согласования документации создается множество рабочих чертежей, где в обязательном порядке указывается не только подробнейшая схема маршрута, но и прилегающие к нему съезды, пересечения, мосты переходы и иные сопутствующие объекты.
Профессиональное проектирование автомобильных дорог всегда подразумевает привлечение современных автоматизированных систем, компьютерное моделирование и оптимизацию работ. Это позволяет экономить материал, снижать трудозатраты и сроки проведения работ, а на выходе получать высокотехнологичные, надежные и долговечные автотрассы.