Дороги Узбекистана: Азия + СССР

Дороги Узбекистана — колоритное и необычное явление, в котором смешиваются исторические наследия Советского Союза и характерные черты Средней Азии.

Вдохновившись рассказом о поездке из Ташкента в Самарканд, вы решили поехать в Узбекистан? Неудивительно — низкие цены, вкусная еда, дружелюбное и гостеприимное население. Но как себя вести на дороге и что нужно знать в обязательном порядке?

Узбекистан — небольшая страна, её площадь составляет 447 400 квадратных километров с населением в 30 миллионов человек (данные на 2013 год). Поэтому за пару дней объехать можно весь Узбекистан.

Трасса на Ташкент

Трасса на Ташкент

Туризм и базары Узбекистана

Туризм, автотуризм в особенности, развит тут не очень сильно. В основном, люди прибывают на вокзалы в Ташкенте, а потом садятся в туристические автобусы и едут в Самарканд, Бухару и другие города. Местные жители ездят в основном по своим делам или на базар. Базары могут быть как в их собственных городах, так и в городах побольше. Там можно купить практически всё, что может понадобиться людям.

"Нексия" в Узбекистане

"Нексия" — один из наиболее распространённых автомобилей в Узбекистане

Жители Сырдарьинской области обычно едут в Бахт, точнее на Янги Базар (новый базар) недалеко от Бахта. Едут туда в основном за одеждой, так как ассортимент там намного больше, хотя недавно и был введён запрет на продажу импортной продукции.

За техникой все едут в Ташкент, поэтому на трассе часто видно гружёные холодильниками, стиральными машинками и кондиционерами автомобили, едущие из столицы.

На базар люди едут с утра, в это же время на трассах час-пик. Но, как видно по первой фотографии, машин всё равно мало. В маленьких городах пробок нет совсем, а в крупных они незначительны.

Зелёный Базар в Сырдарье

Вход на "Зелёный Базар" в Сырдарье

Что нужно знать о дорогах Ташкента?

Приехав в центр какой-либо из двенадцати областей, вы должны уделить соблюдению ПДД большое внимание — пропускайте пешеходов на зебре, не превышайте скорость, обгоняйте только слева и так далее. Чем дальше в регионы, тем меньше люди следят за своей ездой.

На трассе вас спокойно могут обогнать со всех сторон, пешеходов не пропускают, нелегальные таксисты ловят пассажиров прямо возле отделов милиции. Апогеем беспредела на дорогах является город-базар Бука, который по трафику может сравниться даже с Индией.

Вокзал в Узбекистане

Сырдарьинский автовокзал

Приехав в Ташкент, вы должны (просто обязаны!) соблюдать все правила и даже пристёгиваться. Но, если вы сядете в такси и пристегнётесь, этим можете чуть ли не оскорбить водителя. В такси можно не пристегиваться даже у постов ГАИ.

Есть в Ташкенте платные парковки. Оставив там машину, нужно будет заплатить две тысячи сум (двадцать рублей) человеку, который за вашей машиной "будет приглядывать". Это необязательно, но так принято, поэтому лучше не возражать, а просто отдать деньги — сущая мелочь, но поможет обезопаситься от кражи или вандализма.

Ситуация на трассах

В Узбекистане нет платных трасс, потому что машин тут мало. Если смотреть по сторонам, можно будет увидеть степи или поля. Красиво, но быстро надоедает. Благословением для водителей являются придорожные чойхоны, в которых всегда можно быстро, вкусно и дёшево поесть.

Вид с трасс Узбекистана

Вид, открывающийся с трассы

Среди блюд можно встретить:

  • Сомсы — запеченное в тандыре (глиняная печь) тесто с начинкой: мясом, картошкой, зеленью.

  • Плов — рисовая каша. Популярная разновидность плова — Бирга бир (один к одному), когда для приготовления используется по одному килограмму риса, мяса, лука, моркови.

  • Нон (лепёшки) — хлеб, испеченный в тандыре.

  • Казан-кабоб — тушёное мясо.

  • Шашлык.

  • Манты или Ханум — большие пельмени на пару (рулет, если это ханум).

  • Логмон (уйгурское блюдо) — лапша с гарниром.

  • Шурпа — лёгкий суп с картошкой, луком и мясом.

  • Жыз — тушёное мясо.

  • Сумаляк — это блюдо готовят весной на праздник Навруз. Пророщенную пшеницу измельчают, а потом варят в течении суток.

  • Беляши, чебуреки, пирожки.

Каждое из этих блюд по-своему вкусное, поэтому стоит попробовать как можно больше.

Кроме постов ГАИ иногда встречаются отдельные инспекторы с радарами. Предупреждать о них дальним светом вас скорее всего не станут — сидят они всегда на одних и тех же местах, да и большинство местных пользуются антирадарами. Если у вас есть такое устройство, отключите диапазон "Ka", потому что в Узбекистане радаров с такой частотой нет.

Проблемы с навигацией

Я пользовался Google Maps на смартфоне. Работает хорошо, но иногда происходят ошибки. Буквально вчера я нашёл на карте Ташкента магазин, отправился туда, но его там не было. Там не было вообще ничего, а сам магазин не нашёлся даже в радиусе двух кварталов. С ещё одной проблемой вы можете столкнуться, если назовёте адрес с карты таксисту — он может сказать, что в этом городе в помине нет такой улицы и никогда не было.

Узбекистан на карте Яндекса

Узбекистан на карте

Однако это проблемы нахождения конкретных мест, с дорогами в большинстве случаев всё точно.

Двери открывают прямо на дороге

В столице это встречается не так часто, но в регионах можно видеть там и тут. Водители, а иногда и пассажиры, открывают во время езды дверь, наклоняются, сплёвывают что-то, а потом закрывают дверь. Зрелище довольно необычное, но здесь этому никто не удивляется. Вам тоже не стоит, просто не обращайте внимания.

Общие советы

  • Деньги меняйте у валютчиков, так выгоднее примерно в два раза. Такие есть почти на каждом базаре, и они наверняка сами предложат вам свои услуги.

  • В Ташкенте ездите по всем правилам, благо, они почти не отличаются от российских. Если вас остановят у поста ГАИ, проверять будут всё — аптечку, багажник, документы. И так до тех пор, пока не найдут, к чему придраться.

  • Ещё одна важная деталь, которая не относится к дорогам, но знать её необходимо — не носите оружие в Ташкенте. Холодным оружием может считаться, к примеру, гитара без чехла.

  • Заправлять машину газом дешевле, чем бензином. Литр бензина здесь стоит 3000 сум (30 рублей), а покупают его скорее в баклажках, чем на заправках.

Теперь вы знаете многое о дорогах Узбекистана, чтобы поехать туда и насладиться этим путешествием.

Вам будет интересно!