Завершение обгона на мосту — будет ли штраф?

Будет ли водителю назначен штраф или лишение прав, если обгон начинался в разрешенном месте, а закончился на мосту?

Сложности с расчетом расстояния при обгоне возникают не только там, где прерывистая разметка внезапно сменяется сплошной. При маневрировании на подъезде к мосту или путепроводу тоже нередко случаются спорные ситуации. Глазомер далеко не у каждого водителя развит идеально. В результате автомобилист может неправильно оценить дорожную ситуацию и оказаться на встречной полосе там, где это запрещено. Подобное случается и тогда, когда тот, кого обгоняют, начинает ускоряться.

Так в каких же случаях за завершение маневра на мосту может быть наказание? И можно ли что-то сделать, чтобы его избежать?

Если ошибся сам водитель

Пункт 11.4 Правил дорожного движения категорически запрещает обгон на мосту и путепроводе. Это означает одно: если вы переместились на полосу для встречного транспорта в разрешенном месте, а вернулись в исходное положение в запрещенном – вы однозначно нарушили закон. И никакого оправдания в данном случае (мол, из-за плохого обзора я не мог видеть начало моста и т. п.) быть не может.

Иногда бывает так, что перед автомобилистом долгое время медленно едет длинномерное транспортное средство. Водитель, видя перед собой прерывистую разметку, решается на совершение обгона. Однако за кузовом фуры он не замечает дорожный знак 3.20 («Обгон запрещен»). Он выезжает на встречную полосу, опережает длинномер и внезапно видит перед собой начало моста.

Обгон грузовика
Источник изображения: moyidorogi.ru

Многие в этом случае водителя оправдывают: ведь обзор у него был затруднен. Кстати, по аналогии с этой ситуацией часто стараются оправдать завершение обгона через сплошную линию. На самом же деле все это абсурд. Водитель не должен приступать к маневру, пока не убедится, что в результате совершения запланированных действий он не нарушит закон.

Наказание за завершение обгона на мосту предусматривает часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Оно будет суровым: штраф (5 тысяч рублей) либо лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Воспрепятствование обгону

Это единственная ситуация, в которой у водителя есть шанс доказать свою невиновность. Автомобилисту потребуется убедить судью в том, что перед обгоном он тщательно оценил дорожную обстановку, и маневр должен был завершиться раньше. А причиной того, что он затянулся, стало именно ускорение со стороны второго водителя.

Лучшим средством в данном случае будет видеорегистратор. Если у вас есть запись происходившего, достаточно будет предъявить ее для просмотра.

Кстати, бывали случаи, когда тот, кого обгоняли, сам признавался в том, что увеличил скорость. Почему? Все просто: наказания за воспрепятствование обгону до сих пор не существует. И это несмотря на то, что пункт 11.3 ПДД напрямую запрещает создавать помехи при маневрировании путем ускорения или иными действиями.

Несколько лет назад в Государственную Думу вносился законопроект, который предусматривал введение новой нормы – статьи 12.38 КоАП РФ. Она должна была установить санкции за опасное вождение, в том числе за воспрепятствование обгону. Однако этот документ так и не был принят.

Поэтому есть смысл поговорить с виновником произошедшего. Если он подтвердит в суде, что не заметил ваш автомобиль, например, из-за сильной усталости, то дело будет вполне реально выиграть.

Обгон автомобиля
Источник изображения: mtdata.ru

Как определить начало запретной зоны?

Часто понять, где же все-таки начинается мост, затруднительно. Если под ним проходит река, то сориентироваться можно по табличке с ее названием. Если же вы въезжаете на путепровод, никаких обозначений не будет. Вертикальная черно-белая разметка предусмотрена только для тех, кто движется под дорожным сооружением. 

Понятия «мост» и «путепровод» Правила дорожного движения не расшифровывают. Внести некоторую ясность может межгосударственный стандарт ГОСТ 33384-2015. 

Согласно ему длина моста – расстояние между точками пересечения линий, которые соединяют концы видимых конструктивных элементов опор, с осью моста. То есть с точки зрения инженера мост будет начинаться с первого пролетного строения. Причем оно может находится не в воздухе, а на земле. Чего водитель, разумеется, увидеть не может.

Остается одно – прикидывать расстояние с некоторым запасом. То есть если вы знаете, что впереди находится мост или путепровод, воздержитесь от обгона, даже если кажется, что вы успеете его закончить. Если вдалеке показалась табличка с названием водного объекта, оставайтесь на своей полосе. Приступайте к маневру только тогда, когда будете уверены в том, что коммуникация осталась позади.

Вам будет интересно!