Как правильно пропустить того, кто находится на второстепенной дороге?

Что нужно знать вежливым водителям?

Там, где нет светофорного регулирования, бывает очень трудно выехать на главную дорогу со второстепенной. На перекрестке можно простоять и 5, и 10 минут. Хорошо, если в плотном потоке машин попадется водитель, который решит притормозить, несмотря на свое преимущество. Такие автомобилисты понимают, что движение по дороге – это не только соблюдение определенных норм. В первую очередь, это человеческие взаимоотношения. А что по этому поводу говорится в ПДД? Можно ли пропустить автомобиль, стоящий на второстепенном полотне, или это будет считаться нарушением?

Правовые тонкости

Правила проезда нерегулируемых перекрестков установлены главой 13 ПДД. Согласно пункту 13.9, водитель, находящийся на второстепенной дороге, должен остановиться и пропустить всех, кто едет по главному полотну. В то же время об обязательствах того, кто обладает преимуществом, в законе ничего не говорится.

В Правилах дорожного движения есть понятие «остановка». Под ним подразумевается преднамеренное прекращение движения на короткое время (до 5 минут). Если интервал больше – действие будет считаться стоянкой.

Автомобили
Источник изображения: pxhere.com

Правила остановки, а также места, где она разрешена, регламентированы главой 12 ПДД. Прекращать движение можно на правой обочине, а если ее нет – на краю проезжей части (пункт 12.1). Нельзя останавливаться там, где транспортное средство создаст препятствие для езды других машин (пункт 12.4). Если за вами движется вереница транспортных средств, каждый водитель будет вынужден нажать на педаль тормоза.

Получается, что без причины останавливаться посреди дороги запрещено. В данном случае инспектор ГИБДД может усмотреть формальные признаки административного правонарушения. Могут ли в таком случае составить протокол по части 4 статьи 12.19 КоАП РФ?

В правоприменительной практике подобных случаев нет. Да, среди остальных водителей могут оказаться недовольные. Однако если никаких отрицательных последствий не наступило, то протокол составлять никто не станет. Сотрудник ДПС сможет наказать вас только в одном случае – если остановка станет причиной ДТП. Ведь кто-то из автомобилистов, находящихся сзади, может не успеть среагировать.

Как же правильно уступить?

Стоит ли делать добрые дела и проявлять вежливость на дороге? В первую очередь нужно оценить окружающую обстановку. Если поток транспорта движется быстро, рисковать безопасностью окружающих нельзя. На городских проспектах многие автомобилисты пользуются «нештрафуемым» интервалом (20 км/ч). Водители разгоняются до скорости 80 км/ч, при этом каждый знает, что находится на главной дороге. В такой ситуации никто не ожидает, что впереди кто-то внезапно затормозит.

Городская улица
Источник изображения: mos.ru

Если автомобили движутся медленно, как обычно бывает в час пик, то риск минимален. В этом случае пропуск может быть даже полезен. Ведь если водитель видит, что промежутка между автомобилями он не дождется, он может решить вклиниться в поток транспорта наудачу. Это часто приводит к авариям. А вот если автомобилист наблюдает, что тех, кто стоит перед ним, потихоньку пропускают, он просто дождется своей очереди.

Важно правильно подать сигнал тому, кого вы пропускаете. В светлое время суток можно сделать соответствующий жест рукой, глядя водителю в глаза, в темноте – моргнуть фарами или просто выключить дальний свет.

Еще один момент. Если уж решено уступить кому-то дорогу, не нужно менять своего решения. Пропускаемый водитель может нажать на газ именно в тот момент, когда вы вдруг передумаете. В итоге ваше намерение сделать добро обернется для вас ненужными проблемами.

Ну и нельзя забывать о том, что есть места, где остановка строго запрещена. Там уступать водителям, не имеющим преимущества, априори нельзя. Сюда относятся трамвайные пути, пешеходные переходы и пр. Полный перечень известен любому грамотному водителю. Чтобы освежить его в памяти, достаточно открыть главу 12 ПДД.

RuDorogi в Яндекс.Дзен