На дороге нет разметки — можно ли выезжать на встречную полосу?

Как действовать водителю, если на дороге нет никакой разметки?

Все мы привыкли ориентироваться на дорожную разметку. Это доходит до автоматизма: водители на подсознательном уровне избегают наезжать на сплошные линии и не задумываясь пересекают прерывистые. Однако встречаются такие участки пути (иногда довольно протяженные), где никакой разметки нет. На периферии нашей страны подобное можно увидеть очень часто. Бывает и так, что новый асфальт положили, движение транспорта по нему разрешили, а вот нанести линии еще не успели. 

Здесь автомобилисты оказываются перед дилеммой: можно ли в этом случае выезжать на встречную полосу? Вопрос встает особенно остро, если водители помнят, что до ремонта дорожного покрытия в данном месте проходила сплошная разметка. Так как же поступить?

Начнем с того, что Правила дорожного движения допускают отсутствие линий: они не обязательны. Если разметки нет, то, согласно пункту 9.1 ПДД, водитель самостоятельно определяет количество полос на полотне. При этом исходить нужно из ширины дороги и размеров транспортных средств. Также следует учитывать, что между автомобилями должен оставаться боковой интервал, достаточный для безопасного разъезда.

Если до ремонта полотно состояло из трех полос и средняя использовалась для езды в обоих направлениях, то при отсутствии разметки такая дорога все равно мысленно делится пополам. При этом считается, что левая половина служит для встречного транспортного потока, а правая − для попутного.

Итак, необходимо оценить ширину проезжей части и визуально определить, где находится середина. На эту воображаемую линию и следует ориентироваться.

На дороге нет разметки
Изображение сгенерировано нейросетью Stable Diffusion

Если водитель видит, что в его направлении «получилось» две полосы (или более), то на левую сторону дороги выезжать нельзя, несмотря на отсутствие запрещающей разметки. Медленно едущий транспорт можно опередить по соседней «полосе». За городом после этого необходимо тут же вернуться на «свою». В пределах населенного пункта разрешается продолжать ехать по выбранной траектории. Однако безопаснее все-таки держаться как можно правее.

Если видно, что дорога состоит только из двух полос, то выезжать на «встречку», если нет разметки, можно. Даже если на данном участке всегда проходила сплошная, это не будет считаться административным правонарушением. Водитель может соблюдать только тот запрет, который видит своими глазами. Любое ограничение должно быть наглядно обозначено.

Важно помнить про дорожные символы. Даже если линии пока не нанесли, запрет на обгон может устанавливаться знаками 3.20 и 3.22. И тогда неважно, есть разметка, или же ее нет. В этом случае выезд на левую сторону дорожного полотна будет квалифицироваться по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. На основании этой нормы водителю назначается либо штраф (5000 рублей), либо лишение права управления транспортом (на 4-6 месяцев).

Помните, что даже если на полотне нет ни линий, ни знаков, располагать на нем автомобиль нужно правильно. За движение по левой стороне двухполосной дороги без разметки тоже предусмотрено наказание. Водитель привлекается к административной ответственности по части 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Размер штрафа составит 1,5 тысячи рублей.

При движении нужно учитывать сужения и расширения проезжей части. Если край полотна, к примеру, засыпан снегом, то площадь, непригодная для езды, при определении количества полос в расчет не берется. Карманы для остановки автобусов, полосы для разгона и торможения также не учитываются.

Ширина полос устанавливается ГОСТом. В населенном пункте полоса не может быть у́же 2,75 м, за городом − менее 3 м. При споре с инспектором ГИБДД целесообразно произвести замер. Часто это помогает избежать несправедливого наказания.

RuDorogi в Яндекс.Дзен