Правила проезда перекрестков — ПДД для водителей

Нюансы, особенности и основные правила проезда перекрестков для водителей.

Большинство водителей быстро осваивает езду по прямой дороге. Сложности возникают, когда новичок оказывается перед местом, где пересекаются два (или больше) многополосных полотна. Наличие нескольких светофоров и сложной разметки легко может сбить с толка.

Растеряться способен и тот автомобилист, который приезжает в большой город редко. Человек, живущий в сельской местности, привыкает к отсутствию сложных с точки зрения водителя участков. Те знания, которые курсант получает в автошколе, стираются из памяти, если долгое время оказываются невостребованными. Поэтому перед поездкой в мегаполис не лишним будет вспомнить основные правила проезда перекрестков.

Ключевые понятия

Чтобы разобраться в ситуации, необходимо различать типы пересечения проезжих частей. Существуют несколько видов перекрестков:

  • Регулируемые — движение транспортных потоков и пешеходов происходит по команде светофоров или полицейского с жезлом.

  • Нерегулируемые — участки, где приоритет при движении водители определяют самостоятельно (опираясь на установленные знаки или требования ПДД).

Нерегулируемый перекресток
Источник изображения: livejournal.com

Каждое пересечение может иметь несколько конфигураций. И если на регулируемых перекрестках нет необходимости разбираться в том, кто находится на главной дороге, а кто на второстепенной, то на нерегулируемых это крайне важно. Именно правильное определение приоритета делает вождение безопасным. Существуют:

  • Крестообразные перекрестки, образованные пересечением двух дорог;

  • Т-образные (где одно полотно под углом примыкает к другому);

  • Круговые (соединяющие несколько дорог в «кольцо»).

Само определение понятия «перекресток» содержится в пункте 1.2 Правил ПДД. Под этим термином подразумевается место, где дороги пересекаются, примыкают друг к другу или разветвляются. Границами перекрестка считаются воображаемые прямые, которые соединяют противоположные начала закруглений проезжих частей, максимально удаленные от его центра. Выезды с прилегающих или дворовых территорий перекрестками не являются.

Светофорное регулирование

Следует учитывать, в каком режиме работает устройство. Если мигает только желтый сигнал, перекресток в данный момент времени будет считаться нерегулируемым.

Светофоры могут состоять из трех ламп или иметь дополнительные боковые секции. Движение прямо разрешается начинать только после того, как загорится зеленый свет. Длительность сигнала может варьироваться: она зависит от напряженности конкретного участка улицы.

Светофор с цифрами
Источник изображения: e1.ru

Если табло снабжено цифровым индикатором, водитель издалека может увидеть, сколько времени у него есть для того, чтобы проехать перекресток. Не стоит пытаться ускориться, чтобы в последнюю секунду успеть «проскочить» на разрешающий свет. Автомобилисту запрещается въезжать на перекресток, если зеленый сигнал уже сменился желтым. Такие маневры чреваты составлением административного протокола и назначением штрафа в сумме 1000 рублей. Теоретически свою невиновность доказать можно. Для этого потребуется убедить инспектора в том, что транспортное средство нельзя было остановить без применения экстренного торможения. Однако на практике, как правило, закон все равно оказывается на стороне инспектора ГИБДД.

Если светофор имеет боковую секцию со стрелкой, при повороте необходимо руководствоваться ею. Придется дождаться момента, когда она загорится зеленым светом. Если при этом с других направлении движутся автомобили, их нужно пропустить.

При отсутствии боковых секций при повороте налево нужно помнить о приоритете транспортных средств, движущихся навстречу. Следует включить «поворотник», остановиться и подождать, пока дорога будет свободна от помех справа. Только после этого можно приступать к маневру.

Бывает так, что зеленый сигнал уже загорелся, но на перекрестке продолжают находиться автомобили, которые не успели выехать с него. Правила дорожного движения разрешают водителю продолжать езду по намеченной траектории, если маневр был начат при разрешающем сигнале светофора. Поэтому даже если для другого транспортного потока горит красный свет, необходимо дождаться, пока все машины покинут перекресток.

Светофор
Источник изображения: enuze.com

Правила проезда при отсутствии светофоров

Если регулирования нет, важно заблаговременно определить, на главной или второстепенной дороге вы находитесь. Знаки устанавливают таким образом, чтобы их без труда можно было заметить за 100 и даже более метров. Лишь в редких случаях графические символы оказываются скрыты листвой деревьев или другими объектами. В большинстве же случаев знаки видны издалека. Дорожные службы обязаны следить за обеспечением надлежащего обзора для автомобилистов, и большинство из них своими обязанностями не пренебрегает.

Бывает, что водитель-новичок не успевает вовремя заметить знак. Подъехав к пересечению проезжих частей, он останавливается «на всякий случай» и начинает оглядываться по сторонам, пытаясь понять, должен он пропустить другие автомобили, или нет. В этом случае очень просто сориентироваться, если вспомнить об очертаниях графических объектов. Знак 2.4 («Уступите дорогу») имеет форму перевернутого треугольника, а знак 2.1 («Главная дорога») – форму ромба. Эти два символа уникальны: все остальные таблички отличаются от них. Поэтому для того, чтобы понять, кто имеет преимущество, достаточно посмотреть на тыльную сторону знака, расположенного за перекрестком. Картинку при этом видеть необязательно.

Водитель должен помнить о преимуществе рельсового транспорта. На главной дороге без путей можно смело проезжать первым. Если же они есть, приоритет всегда будет у трамваев. На равнозначных перекрестках и водитель автомобиля, и тот, кто управляет трамваем, обязан пропустить технику, движущуюся справа. Рельсовый транспорт при этом будет иметь преимущество перед машинами. Разумеется, водитель трамвая, находящийся на второстепенной дороге, должен пропустить автомобилиста, едущего по главной.

Важно помнить о «правиле помехи справа» во время поворота налево. При маневре необходимо пропустить весь встречный транспорт, если он приближается по главной дороге. Перед тем как включить «поворотник», нужно убедиться в том, что вас никто не собирается обгонять. Если автомобиль сзади уже приступил к маневру, придется притормозить и подождать, пока он завершит его.

Про перекрестки с круговым движением стоит рассказать отдельно. До недавнего времени на таких участках действовали стандартные правила приоритета. Уступать дорогу должны были те водители, у которых имелась помеха справа. Сегодня же тот, кто въехал на «кольцо», оказывается на главной дороге. Все, кто приближается к такому перекрестку, должны пропустить транспорт, едущий по кругу.

Круговое движение
Источник изображения: neauto.ru

Важно своевременно перестроится на нужную полосу, чтобы не создавать аварийную ситуацию. Для поворота налево необходимо переместиться в крайний левый ряд. После преодоления первого либо второго съезда потребуется занять правый ряд. Если полос три или более, перестраиваться придется несколько раз. Важно помнить о своевременном включении «поворотника».

Если необходимо проехать прямо, лучше занять средний ряд. Так автомобиль не встретит помех в виде тех, кому необходимо повернуть. Выезд с «кольца» разрешается только с крайней правой полосы.

На перекрестках все чаще устанавливают камеры, фиксирующие нарушение ПДД. Об этом нужно помнить, приближаясь к пересечению проезжих частей. Такие участки полотна всегда являются местами повышенного риска. Единственный путь избежать проблем – время от времени освежать в памяти Правила дорожного движения и всегда следовать им. Только так можно застраховать себя от проблем с законом.

RuDorogi в Яндекс.Дзен